Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №5 (5) Декабрь, 2016
УДК 159.9:331
Дата публикации 13.12.2016
Психологическая оценка педагогической компетентности педагога ДОУ
Катунова Валерия Валерьевна
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород
Дунаева Наталья Ивановна
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород
Аннотация: Статья посвящена проблеме психологической оценки компетентности воспитателя, дается анализ подходов содержания профессиональной компетентности, рассмотрены специфические особенности профессиональной компетентности воспитателя, очерчен круг проблем оценки компетенций, представлены критерии оценки и основные требования к диагностики педагогической компетентности воспитателя.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогическая компетентность, структурные компоненты психологической компетентности, функции воспитателя, оценка компетенций, критерии оценки
N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (SUNN), Russia, Nizhny Novgorod
N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (SUNN), Russia, Nizhny Novgorod
Abstract: Article is devoted to a problem of psychological assessment of competence of the tutor, the analysis of approaches of maintenance of professional competence is given, specific features of professional competence of the tutor are considered, the circle of problems of assessment of competences is outlined, evaluation criteria and the main requirements to diagnostics of pedagogical competence of the tutor are presented.
Keywords: professional competence, pedagogical competence, structural components of psychological competence, function of the tutor, assessment of competences, evaluation criteria
Современная динамика развития общества предполагает высокую социальную значимость профессии педагога дошкольного образования. С точки зрения процесса непрерывного образования дошкольный уровень является базовым, самым начальным. Соответственно, профессиональная деятельность педагога ДОУ предполагает высокий уровень профессиональной подготовки и, следовательно, высокий уровень ответственности при разработке и проведении психологической оценки педагогической компетентности сотрудника ДОУ.
Деятельность воспитателя детского сада имеет немало общего с учительским трудом, но и имеет существенные различия. Значительное место в деятельности воспитателя отводится руководству игрой, бытовой деятельностью, общению. В системе дошкольного образования процесс взаимодействия воспитателя и ребенка является основополагающим. В то время как на других возрастных этапах взаимодействия приоритетным становится содержание и форма обучения, в дошкольном возрасте огромное значение имеет выстраивание гармоничных отношений с ребенком.
К сожалению, приходится констатировать, что в работе многих дошкольных учреждениях до сих пор наблюдается преобладание учебной модели, т.е. «натаскивание» детей к школе. Еще встречаются в практике воспитатели, ориентированные на формальное выполнение своих должностных обязанностей. Хотя реалии сегодняшнего дня требуют от воспитателя готовности творчески применять в профессиональной деятельности новые знания и умения, поскольку одним из значимых показателей профессиональной компетентности является его готовность к самообразованию и саморазвитию.
На основе проведенного анализа литературы в структуре психологической компетентности воспитателя детского сада можно выделить три базовых компонента, составляющих «ядро» этой структуры: знание основ психологии, психолого-педагогические умения и профессионально важные социально-психологические качества.
В научной литературе при анализе функций воспитателя выделяются различные варианты, соотносящиеся в единые композиции (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Основные функции воспитателя ДОУ (по Е.А. Панько [4])
Рисунок 2. Основные функции воспитателя детей раннего и дошкольного возраста (по Л.Г. Семушиной [5])
Психологический подход к оценке профессиональной деятельности предполагает оценку двух социально-личностных критериев. Прежде всего, это выявление профессионального соответствия специалиста на начальном этапе его вхождения в трудовую деятельность. А также последующая оценка уровня развития профессиональной компетентности педагога.
На сегодняшний день отечественные исследователи по-разному определяют содержание понятия профессиональной компетентности. Одни исследователи (Л.И. Анцыферова, Г.М. Коджаспирова, Л.М. Митина и др.) рассматривают это понятие с позиции совокупности профессиональных свойств человека, как систему внутренних психических состояний и свойств личности специалиста, готовность осуществлять профессиональную деятельности и способность производить необходимые для этого действия (Ю.В. Варданян, И.Г. Климкович). Другие авторы (А.К. Маркова, А.А. Марголис, И.В. Коновалова, В.А. Сластенин и др.) определяют это понятие через индивидуальные характеристики, отражающие степень профессиональным требованиям труда. Как отдельное качество специалиста, отражающее совокупный уровень развития его профессиональных умений, навыков, знаний и способностей, рассматривают понятие компетентности Л.Ю. Кривцов, И.А. Колесникова, Н.И. Запрудный, Э.Ф. Зеер и ряд других ученых. Среди оригинальных подходов к трактовке этого понятия – позиция Е.М. Павлютенко, рассматривающего профессиональную компетентность как форму осуществления профессиональной деятельности; гипотеза Е.С. Шишова и В.А. Кальней, полагающих значительную роль в проявлении профессиональной компетентности способности специалиста к проявлению и мобилизации своего опыта и знаний в конкретной ситуации.
Зарубежные исследователи чаще всего трактуют профессиональную компетентность как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности», что, на наш взгляд, не отражает содержания этого понятия в полной мере.
Следует отметить, что профессиональная компетентность воспитателя ДОУ на сегодняшний день изучена недостаточно полно. Некоторые проблемы профессиональной деятельности и формирования личности воспитателя рассматривались в работах Е.А. Гребенщиковой, Е.А. Панько, Л.Ф. Островской, Т.В. Кротовой, П.Г. Саморуковой, Л.Г. Семушиной и др.).
Каждый специалист проходит определенные этапы своего профессионального становления. И хотя профессиональный путь у каждого разный, общее характерно для большинства старших воспитателей (рис. 3).
Рис. 3. Этапы профессионального становления педагога ДОУ
В исследованиях отечественных авторов неоднозначно представлены структурные компоненты профессиональной компетентности. Так, в качестве структурных компонентов Л.И. Комаровская, А.Г. Казакова, Н.В, Кузьмина понимают их как иерархию знаний и умений; Ю.В. Варданян и А.К. Маркова в качестве структурных компонентов выделяют ряд специфических способностей, предполагающих профессиональной мастерство. Л.Н. Захарова и Г.А. Цукерман среди компонентов структуры профессиональной компетентности особо выделяют психолого-педагогическую составляющую [6]. В отечественных исследованиях проблемой изучения и развития профессиональной компетентности педагога занимались Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.
Л.М. Митина, изучая структуру психолого-педагогической компетентности выделяет три подструктуры. Первая – деятельностная, в нее входят знания и умения, навыки и индивидуальные формы профессионального осуществления педагогической деятельности. Вторая – коммуникативная, включающая в себя те же компоненты, но в аспекте творческого осуществления педагогической деятельности. Третья подструктура объединяет потребность педагога в саморазвитии, а также комплекс знаний, умений, навыков развития личности ребенка [3].
На сегодняшний день из компонентов психологической компетентности педагога ДОУ наиболее изучены профессионально-значимые личностные качества (И.М. Юсупов, Ф.М. Гоноболин и др.), профессиональное самосознание педагога (А.А. Реан); психологические умения (Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.И. Щербаков); система коммуникативной компетентности педагога (Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков и др.).
В последние годы существенно возрастает роль оценки компетенций персонала. С проблемой оценивания компетенций сталкиваются как в практической деятельности, так и в научной работе. В психологии грамотное проведение оценки персонала лежит в основе успешного функционирования организации. Значительно возрос интерес к практическому использованию процедуры оценки персонала, появились многочисленные работы по данной проблеме. Вместе с тем сложно выделить единую точку зрения на сущность и содержание оценки. До сих пор нет общепринятых понятий, категорий в области психологии оценки персонала. В некоторой литературе до сих пор термины «оценка персонала», и «аттестация» используются как синонимы. Как отмечает В.Р. Веснин, оценка является универсальной процедурой, результат которой может быть использован для достижения самых разнообразных целей, в том числе и аттестации персонала. Под оценкой персонала понимается процедура определения уровня развития различных характеристик работника, связанных с эффективной профессиональной деятельности [1].
На сегодняшний день определены качества и критерии в оценки деятельности воспитателя, накоплен большой объем материалов аналитических исследований, но до сих пор в психологии отсутствуют четкие и научно-обоснованные критерии оценки труда педагогов дошкольных учреждений. Это связано с рядом причин, так часто критериями становятся все, что имеет связь с особенностями педагогического труда – это зачастую субъективные характеристики, предоставляемые такими же работниками педагогических профессий.
По концепции, предложенной О.А. Козыревой, существует три блока критериев оценки общепедагогических умений: 1) блок критериев оценки общепедагогических умений, 2) блок критериев по оценке специальных умений и 3) блок критериев по оценке результатов деятельности педагога ДОУ (в основном умений и навыков его воспитанников) [2]. Модель, отражающая категорию качества педагогической деятельности, включает три ее уровня: нормативный, преобразующий, творческий (рис. 4).
Рис.4. Модель категорий качества педагогической деятельности О.А. Козыревой [2]
Согласно О.А. Козыревой, воспитатели, работающие на нормативном уровне, более полно отражают свою индивидуальность в педагогической деятельности, на творческом – занимаются профессиональным саморазвитием, имеют собственные методики воспитания и обучения, постоянно находятся в творческом поиске.
Деятельность воспитателей может быть оценена по-разному, например, по достигнутым результатам, по выполнению функций (аттестация), по личностно-профессиональному потенциалу педагога ДОУ. При этом особое внимание уделяется методам оценки. При выборе методов для оценки труда воспитателей ДОУ психологу необходимо руководствоваться следующими рекомендациями: во-первых, подбирать диагностический комплекс, учитывая степень финансовой и временной затратности на организацию и проведение оценки. В практике оценки труда сотрудников применяют следующие методы: интервью по компетенциям, ассессмент-центр, метод «360 градусов», метод самооценок, метод попарного сравнения и др.
Изучив опыт применения перечисленных методов для педагогического персонала, следует отметить, что, во-первых, самым распространенным является интервью по компетенциям, поскольку данный метод прост в использовании. Остальные методы либо требуют значительных финансовых (ассессмент-центр), либо временных затрат (метод «360 градусов»). При проведении оценки уровня компетентности педагога ДОУ мы не рекомендуем применять метод самооценок. Это связано с тем, что результаты, полученные с помощью данного метода, весьма субъективны и, вследствие этого, мало соответствуют реальности.
Во-вторых, проведение оценки труда воспитателей ДОУ должно быть связано с наличием четко поставленных целей, т.е. что должны выявить в процессе проведения оценки. Нами было выявлено, что чаще всего оценку труда воспитателей проводят для получения объективной информации об эффективности работы, а также для определения личностных качеств и профессиональных компетенций воспитателей. В практике своей деятельности психологи педагогических организаций реже проводят оценку труда воспитателей ДОУ для улучшения мотивации персонала и отдельных сотрудников, а также для планирования их профессионального развития и построения карьеры.
В-третьих, важно изучать вопрос восприятия воспитателями процесса оценки их труда. Следует отметить, что педагоги в силу специфики их деятельности терпимо относя к оценке их труда. Большая часть воспитателей привыкли к данному процессу и воспринимают его положительно. Эти сотрудники понимают ее целесообразность и пользу получаемых оценок для них самих. Но есть воспитатели, которые негативно относятся как процедуре оценки и получаемому результату оценки, так и к психологу, организующему этот процесс. С позиций организационного и, прежде всего, личностного подхода к сотрудникам ДОУ важно выяснить и устранить причину непринятия ими этого мероприятия.
В-четвертых, важно, чтобы оценка труда воспитателей проводилась не только путем сравнения полученных результатов с нормами, но с учетом ранее полученных ими результатов диагностики. То есть целесообразно сравнивать их результаты как с оценками других сотрудников, так и собственными, принимая во внимание степень и характер продвижения и профессионального развития каждого педагога.
Таким образом, психологическая оценка уровня педагогической компетентности воспитателя служит средством выявления уровня профессионализма всего коллектива образовательного учреждения, его педагогического потенциала, при реализации выдвинутых целей развития учреждения. Ее организационную и личностную значимость трудно переоценить, так как получаемые результаты служат значимой практической базой для потенциального развития персонала и отдельных сотрудников, повышая их ценность с позиции развития педагогического учреждения в целом.
Список литературы
1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: ТК Велби: Проспект, 2008. – 688 с.
2. Козырева О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. –2004. № 2 (35). – С. 48-51.
3. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. – М. ; СПб.: Нестор-История, 2014. – 376 с.
4. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя. – Минск: Вышэйшая школа, 1986. –158 с.
5. Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 1979. – 16 с.
6. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. – Ростов н/Д: Изд-во РостГУ, 2004. – 217 с.