Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №5 (5) Декабрь, 2016
УДК 376.42
Дата публикации 19.12.2016
Модель педагогической технологии по формированию у учащихся с нарушением интеллекта естественнонаучных знаний средствами 2D- И 3D-графики
Фатихова Лидия Фаварисовна
Башкирский государственный университет, г. Уфа
Сайфутдиярова Елена Фаварисовна
Башкирский государственный университет (Бирский филиал), г. Бирск
Аннотация: В статье проведен обзор научно-методической литературы по проблеме исследования, определены теоретико-методологические основы обучения биологии учащихся с нарушением интеллекта при использовании средств анимированной 2D- и 3D-графики, отобрано и систематизировано содержание по разделу «Человек» курса «Биология» (раздел «Опорно-двигательная система», проведена разработка модели педагогической технологии, включающая анимированную 2D- и 3D-графику.
Ключевые слова: процесс усвоения естественнонаучных знаний, 2D-графика, 3D-графика, учащиеся с нарушением интеллекта, компьютерная технология
Bashkir State University, Ufa
Bashkir State University (Birsk Branch), Birsk
Abstract: The article reviewed scientific and methodological literature on the research problem, defines theoretical and methodological foundations of teaching biology to students with intellectual disabilities with means of animated 2D- and 3D-graphics, selects and systematizes the content of the section "Human" in "Biology" course (section "Musculoskeletal System"), develops a model for educational technology including animated 2D- and 3D-graphics.
Keywords: the process of scientific knowledge assimilation, 2D-graphics, 3D-graphics, students with intellectual disabilities, computer technology
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ: проект «Усвоение учащимися снарушением интеллекта естественнонаучных знаний в условиях использования 2D- и 3D-графики:
на материале уроков биологии» (16-16-02001).
Формирование естественнонаучных знаний как сложнейших для усвоения учащимися с нарушением интеллекта компонентов знания, предусмотренных образовательной программой, требует новых подходов, в том числе и с использованием компьютерных технологий. Решение данной проблемы предполагает разработку педагогической технологии, направленной на усвоение учащимися естественнонаучных знаний в разных предметных областях. Одной из наиболее удачных для проверки эффективности данной технологии, на наш взгляд, является компьютерная технология, разработанная для уроков биологии (по разделу «Человек»), предполагающая формирование полноценных наглядных представлений через стимуляцию наглядно-образного мышления как компенсаторного вида мышления учащихся с нарушением интеллекта.
Следует отметить, что в последние годы компьютерные технологии, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, и учащихся с нарушением интеллекта, активно разрабатываются: компьютерное сопровождение уроков ручного труда [4], учебная мультимедийная презентация по географии [3], мультимедийная технология обучения рисованию [5], компьютерная программа «Экономическое воспитание на уроках математики» [2], программный комплекс игр по математике, чтению и грамматике [1]. Эти технологии прошли экспериментальную проверку и доказали свою эффективность. Однако, большинство указанных технологий носят скорее фрагментарный характер и не могут в полной мере удовлетворить потребности практики обучения детей с нарушением интеллекта. Проблема разработки компьютерных технологий, направленных на повышение эффективности обучения учащихся с нарушением интеллекта по различным предметным дисциплинам, по-прежнему остается актуальной.
Мы задались целью разработки педагогической технологии, направленной на формирование естественнонаучных знаний у учащихся с нарушением интеллекта по разделу «Человек» и включающей анимированную 2D- и 3D-графики для фронтального обучения при объяснении учителем нового материала. Педагогическая технология разрабатывалась при поддержке гранта РГНФ: проект «Усвоение учащимися с нарушением интеллекта естественнонаучных знаний в условиях использования 2D- и 3D-графики: на материале уроков биологии» (16-16-02001).
Предлагаемая нами модель педагогической технологии включает:
- объекты изучения: скелет человека, его части (скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей) и функционирование;
- средства обучения: анимированная 2D- и 3D-графика (фрагменты роликов представлены на рисунках 1 и 2), построенная с учетом того, чтобы демонстрировать ее на интерактивной доске, позволяющей при необходимости многократно воспроизводить тот или иной фрагмент или ролик, воспринимать объект в трехмерном пространстве, систематизировать знания учащихся посредством «привязки» изучаемой терминологии к изображению, наблюдать за движением частей тела в пространстве и др.;
- методы и приемы обучения: демонстрация (показ объекта(ов) изучения, сопряженный с изучением терминологии), объяснение нового (сопровождение демонстрации объекта(ов) изучения рассказом учителя, описанием, пояснениями и др. словесными приемами), дидактические игры и упражнения (кроссворды, анаграммы и др.) для повышения познавательного интереса учащихся к предмету изучения;
- этапы обучения: использование компьютерных средств на этапе как изучения нового, так и закрепления пройденного материала, проверки эффективности усвоения, но не более 20 минут от общего времени урока, контроль за эффективностью усвоения как в процессе урока, так и после заданных периодов обучения средствами педагогического тестирования;
- программированный характер обучения: поэтапное усвоение естественнонаучных знаний – от восприятия материала к многократному повторению и закреплению материала (в соответствии с традициями обучения учащихся с нарушениями интеллекта) и последующему обобщению материала с возможностями возврата к предыдущим этапам в случае недостаточного уровня усвоения.
Рисунок 1. Фрагмент ролика с использованием 2D-графики
Рисунок 2. Фрагмент ролика с использованием 3D-графики
Для эффективного использования предложенной технологии мы планируем к публикации методическое пособие с описанием содержания, форм и методов работы учителя с разработанными компьютерными продуктами, конспектами уроков биологии по разделу «Скелет». Педагогическая технология, в случае доказательства эффективности ее применения в практике обучения биологии учащихся с нарушением интеллекта, может быть включена в образовательный процесс и учтена при разработке аналогичных педагогических технологий. Эффективность разработанной технологии будет выявляться посредством педагогического тестирования уровня усвоения естественнонаучных знаний учащихся с нарушением интеллекта.
Список литературы
1. Борблик Ю.В., Шаболина О.А. Применение обучающих игр в учебном процессе коррекционных школах VIII вида // Образовательные технологии и общество. - 2015. - № 1, Том 18. - С. 427-439.
2. Бумаженко Н.И., Бугаева О.П. Компьютерные технологии как средство формирования экономических знаний учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Веснік віцебскага дзяржаўнага універсітэта. - 2015. - № 4 (88). - С. 58-62.
3. Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. Пути создания и применения мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2010. - № 4. - С. 36-42.
4. Сакулина Ю.В. Повышение эффективности уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
5. Федорко Н.С. Специфика интеграции мультимедийных технологий в обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (на материале уроков рисования в коррекционной школе) // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2011. - № 2. - С. 87-91.