Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №12 (65) Декабрь 2021

УДК 159.99

Дата публикации 16.12.2021

Психологическая готовность студентов к будущей профессиональной деятельности

Козлова Александра Андреевна
студентка, Нижнетагильский государственный социально – педагогический институт (ф) РГППУ, РФ, г. Нижний Тагил, kozlova.aleksandra.03@mail.ru
Научный руководитель Петрова Светлана Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, РГППУ, РФ, г. Нижний Тагил

Аннотация: В статье рассматривается понятие «психологическая готовность», дается характеристика четырех компонентов входящих в структуру психологической готовности. Проанализированы компоненты, условия и возможности формирования психологической готовности к профессиональной деятельности. Описаны результаты исследования мотивации обучения в вузе, профессиональной идентичности.
Ключевые слова: психологическая готовность, профессиональная деятельность, структура психологической готовности, формирование психологической готовности, условия, возможности формирования психологической готовности.

Psychological readiness of students for future professional activity

Kozlova Alexandra Andreevna
student, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (f) RGPPU of the Russian Federation, Nizhny Tagil, kozlova.aleksandra.03@mail.ru
Scientific supervisor Petrova Svetlana Sergeevna
Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education

Abstract: The article discusses the concept of "psychological readiness", describes the four components included in the structure of psychological readiness. The components, conditions and possibilities of forming psychological readiness for professional activity are analyzed. The results of the study of the motivation of studying at the university, professional identity are described.
Keywords: psychological readiness, professional activity, the structure of psychological readiness, the formation of psychological readiness, conditions, opportunities for the formation of psychological readiness.

Правильная ссылка на статью
Козлова А.А., Петрова С.С. Психологическая готовность студентов к будущей профессиональной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 12 (65). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskaya-gotovnost-studentov-k-budushhej-professionalnoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 16.12.2021)

Сегодня в образовании происходят важные изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, информатизацией общества, быстрым развитием различных социальных сетей. Текущее состояние высшего образования приводит к необходимости по-новому взглянуть на проблемы подготовки специалистов, формирование интеллектуального и творческого потенциала личности, а также проблему формирования психологической готовности к профессиональной деятельности. В последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания, уделяли больше внимание профессиональной подготовке студентов в будущей профессии. Особенное внимание уделяется педагогической сфере. Естественно, что по успеваемости и прочности знаний можно определить качество усвояемости информации. Молодой специалист после выпуска из университета требует определенное время для адаптации к новым условиям. Процесс обучения и непосредственная профессиональная деятельности в значительной мере отличаются друг от друга, поэтому психологическая готовности играет значительную роль в скорости молодого педагога в поиске работы и внедрением в педагогический коллектив [6].

Поэтому перед вузами стоит задача подготовить не грамотного специалиста, что хорошо знает теорию и обладает соответствующие компетенциями, а профессионала, который будет брать на себя ответственность, решать поставленные практические задачи, всесторонне развиваться, совершенствовать все имеющиеся навыки и умения на практике.

При усвоении материала в высших учебных заведениях, в студентов одновременно формируются навыки готовности к профессиональной деятельности. Важно заметить, что от развитости умений, присутствие психологической готовности у студента университета начинает формироваться полноценное психологическое здоровье, как соответствующий ресурс, гарантирующий качественное и плодотворное выполнение работы.

Заметим, что проблема психологической готовности к выбранной профессии изучается уже давно. Изучая литературу по данной теме, очень часто авторы приводят примеры, когда студент с красным дипломом, приступая к выполнению своих должностных обязанностей на практике, оказывается совершенно не готовым к их выполнению практически и психологически. Таким образом, это подтверждает наличие некоторых серьезных проблем в качестве психологической готовности будущих работников в педагогической сфере.

Эта проблема исследовалась достаточно много времени как за рубежом, так и среди отечественных ученых. Активное развитие заинтересованности ученых и педагогов в проблеме психологической готовности произошло в середине 20 века. Более того, многие отечественные ученые выделяли функциональные роли, что могли говорить о потенциальном уровне готовности к профессиональной деятельности. В подавляющем количестве литературных источников неоднократно указывается, что психологическая и профессиональная готовность должна восприниматься, как гарантия продуктивной и успешной деятельности. Некоторые психологи утверждают, что высокий уровень психологической готовности способствует качеству и прочности усвояемых знаний, разработанных умений и навыков. В зависимости от специфики деятельности, понятие психологической готовности может обретать совершенно разный смысл. Несмотря на достаточно простое понимание термина, целостного, универсального определения психологической готовности нет. Больше всего над проблемой психологической готовности работали такие ученые, как Кандыбович Л. А, Пономаренко В. А. [4]

Анализ психологической и педагогической литературы показал, что на сегодняшний день накоплен достаточно большой опыт изучения психологической готовности у ученых, психологов и специалистов в разных областях науки.

К. К. Платонов считал, что понятие психологической готовности следует рассматривать, как стойкое, прочное состояние временного характера. Он считал, что психологическая готовность должна восприниматься в виде активизации всех навыков и умений, что предусмотрены профессиональной деятельностью [7].

Л. А. Кандыбович, М. И. Дьяченко неоднократно упоминали понятие в собственных работах. Они уверены, что психологической готовностью правильно называть слаженную и работающую систему навыков и умений, предусмотренные особенностями профессиональной деятельностью[2].

С. Л. Рубинштейн установил, что при упоминании психологической готовности практически все воспринимают активное соединение исполнительных и побудительных элементов, при этом формируя новое состояние, согласно которому человек способный осуществлять деятельность, основываясь на поставленных целях и потребностях [8].

Исходя из таких определений. Можно сформулировать обобщенное определение психологической готовности, как психологического состояния. Психологическая готовность – это активизация навыков, умений, прошлого опыта для осуществления действий, что приведут к реализации поставленной цели.

В работах В. Ф. Жуковой были проведены достаточно глубокие и продуманные анализы психологической готовности, как состояния. Исходя из результатов, можно отдельно выделить основные компоненты:

а) мотивация (заинтересованность, потребность в профессиональной деятельности для достижения цели);

б) эмоционально-волевой (навыки грамотно реагировать на полученный результат, действовать в критических ситуациях);

в) ориентировочно-мобилизационный (это работа над адаптацией собственных навыков и умений под конкретную деятельность);

г) познавательно-оценивающий (необходимость в получении новых знаний);

д) операционно - деятельный (непосредственная работа над усвоением навыков и умений, необходимые для профессиональной деятельности);

е) когнитивный или интеллектуальный (реальное, осязаемое выражение собственной готовности к деятельности) [5].

Получается, что в работах В. Ф. Жуковой психологическая готовность также достаточно хорошо раскрывается в виде отдельного личностного качества, что тесно переплетается с сильными сторонами человека.

Л. Ю. Субботина также неоднократно изучала вопрос психологической готовности. Она сумела выделить 5 важнейших частей, что и формируют в человеке стабильную психологическую готовность:

1. Социально - перцептивный (формирование соответствующих к выбранной деятельности навыком и умений);

2. Мотивационно - ценностный (формирование соответствующих желаний и стремлений к осуществлению подобной деятельности);

3. Когнитивно-оценочный (понимание собственных сил, навыков, сильных и слабых сторон, профессиональное ориентирование студента);

4. Организационно-личностный (возможность студента соответственно реагировать на окружение, окружающих людей, понимать их психологическое состояние);

5. эмоционально-чувственный (навык правильно проявлять эмоции и сопереживания в соответствующей ситуации) [10].

Изучив материалы и работы многих ученых и педагогов, мы составили схему, которая раскрывает специфику и особенности профессиональной работы педагогов-психологов. На основе литературы разработали следующую схему (Рис.1):

Рисунок 1. Структура психологической готовности

Ориентационный компонент включает в себя склонность и заинтересованность к профессиональной деятельности. Желание соответствовать критериям и специфике выбранной студентом профессиональной деятельности.

Мотивационный компонент характеризуется желанием обучаться в избранном вузе, по выбранной специальности, и выполнять обязанности в соответствии с новым статусом; мотивация является первым обязательным компонентом учебно-профессиональной деятельности, может быть как внутренней, так и внешней по отношению к ней, но всегда будет внутренней характеристикой личности как субъекта данной деятельности.

Личностный компонент реализуется через воспитание в себе личностных качеств, воли и эмоций, что в большей степени углубляют профессиональную готовность к выбранной деятельности.

Когнитивный компонент в полной мере проявляется в виде заинтересованности получения нужных знаний, развития соответствующих умений и проработке навыков.

Операциональный компонент предполагает комплекс необходимых психологических ресурсов и средств, для грамотного их использования при осуществлении профессиональной деятельности для достижения нужных целей и выполнения определенных задач, предусмотренные нормативными требованиями.

При усвоении инновационных технологий по данной проблеме возникает некий образ сравнения психологической готовности со стволом дерева, крону которого составляет целостный комплекс правильно реализованных сторон (успешность, благополучие и профессионализм). Корнями дерева можно с уверенностью считать учебную профессиональную подготовку. Именно этому этапу стоит уделить особое внимание. Так, например, в образовательном учреждении высшего образования, где я обучаюсь - есть такая дисциплина как «Введение в специальность», которая проходит в теоретическом аспекте, при этом не проводится практические занятия. Выходя на преддипломную практику, студенты сталкиваются с рядом проблем на своем рабочем месте, которые он не может решить самостоятельно, так как не имеет практических знаний и опыт. Основная проблема это расхождение теории с практикой. Это также подтверждает психологическую неготовность студентов к предстоящей профессиональной деятельности.

Исходя из этого, важно указать на то, что элементы психологической готовности достаточно сложно анализировать, рассматривать эффективность их реализации в отдельности. Только в комплексном, целостном виде, когда каждый элементы тесно взаимодействует с остальными можно провести полную характеристику человека как личности, и как субъекта, что готовится к профессиональной деятельности.

Согласно ключевой задаче этой работы было проведено целостное исследование психологической готовности студентов к активной профессиональной деятельности. Чтобы получить реальные результаты, решено провести исследование в 2021 году на базе Нижнетагильского филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета. В нем приняли участие 20 студентов 2 курса психолого – педагогического факультета, направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», возраст от 18 до 23 лет. Мы изучили практические материалы для проведения исследования и выбрали такие методики как «Мотивы выбора профессии» А. А. Азбель, классический опросник готовности студентов психологического факультета к профессиональной деятельности [1].

Результаты исследования статусов профессиональной идентичности по методике А.А. Азбель: у 59% студентов статус является сформированным, у 36% участников опроса профессиональный статус выступает мораторным (кризис выбора), у 5% студентов — неопределенный статус профессиональной идентичности. В исследуемой выборке не было студентов с навязанным статусом профессиональной идентичности. Следовательно, у большей части участников опроса определены профессиональные планы, выбор профессии осуществлен, осмыслено и самостоятельно. Около 40% студентов находятся в состоянии «кризиса выбора», для них проблема профессионального самоопределения остается актуальной.

Полученные результаты исследования мотивов выбора профессии по методике Р.В. Овчаровой позволяют сделать выводы, что в 66% опрошенных присутствуют индивидуальные мотивы, 17% полностью сконцентрированы на внутренних мотивах социального значения, 14% - руководствуются только внешними положительными мотивами. Самое наименьшее количество студентов руководствовались при выборе профессии педагога внешними отрицательными мотивами (3%). Выявленный факт свидетельствует о доминировании в структуре профессиональной мотивации внутренних индивидуально и социально значимых мотивов свидетельствует об осознанном выборе профессии педагога.

Использование таблиц сопряженности помогло выявить взаимное распределение частот по двум переменным: мотивы выбора профессии и статус профессиональной идентичности (табл.1).

Таблица 1. Распределение частот в таблицах сопряженности

Статус профессиональной идентичности

Мотивы выбора профессии

Внутренние индивидуально значимые мотивы

Внутренние социально значимые мотивы

Внешние положительные мотивы

Внешние отрицательные мотивы

    частота

Неопределенная

1

0

0

0

Мораторий

3

2

2

1

Сформированная

10

2

1

0

Итого

14

4

3

1

В общей выборке 45% студентов 2 курса имеют сформированную профессиональную идентичность и при выборе педагогической профессии руководствовались внутренними индивидуально значимыми мотивами. Еще у 14% участников опроса, имеющих статус сформированной идентичности, выбор профессии был детерминирован положительными внешними и значимыми внутренними мотивами. Об этой группе студентов можно сказать, что их профессиональное развитие проходит в соответствии с задачами возрастного периода.

Среди студентов с выраженными внутренними индивидуально значимыми мотивами выбора профессии есть такие, кто находится в состоянии «кризиса» и «неопределенности» профессиональной идентичности. В целом профессиональное развитие этих студентов имеет признаки кризисных явлений, для которых характерны сомнения в правильности своего профессионального выбора и поиск профессионального будущего.

Также мы проводили опрос о готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, который разработали сами. Опрос состоял из двух заданий. В перовом задании студенты оценивали свой уровень развития способностей, личностных качеств, интересов и склонностей.  Анализируя результаты первого задания, можно сделать вывод, что из способностей к основным 40 % студентов относят умение слушать, 33% очень хорошо развито образное восприятия, еще 20% могут похвастаться прекрасно развитым логическим мышлением. Из разнообразных качеств и интересов многие студенты выделяют интерес и уважение к другому человеку (67%), умение хранить тайну (60%)и высокая степень личностной ответственности составляет 47%. Также были выделены у студентов качества, которые препятствуют их эффективности в профессиональной деятельности и получились следующие результаты:73% опрошенных отнесли нерешительность, 47% выбрали психологическую и эмоциональную неуравновешенность, 33% — отсутствие склонности к работе с детьми.

Второе задание заключалось в следующей задаче, испытуемым необходимо было проранжировать по степени значимости для вас области применения профессиональных знаний, в которых вы хотели бы работать. Из полученных данных по данному заданию можно сделать следующие выводы: 67% испытуемых предпочло применить свои знания в область психотерапевтических, психологических консультативных служб, 60% - социальные организации, 53% - в образовательных учреждениях. Также можно выделить области, где студенты бы не предпочитают применять свои профессиональные знания, 60% - это военные организации и 53% - работа в МЧС, службах спасения.

По полученным результатам можно сделать вывод, что психологическая готовность студентов второго курса еще недостаточно сформирована. Для формирования у будущих педагогов - психологов высокого уровня психологической готовности к будущей профессиональной деятельности могут быть предложены следующие условия и возможности:

  1. Стимулировать студента на получение знаний о специфике, содержания и технологиях работы педагога-психолога;
  2. Взаимодействие преподавателя со студентами, учитывая индивидуальные особенности обучаемого;
  3. Организовывать различные конференции, мастер-классы, тренинги на актуальные проблемы в работе педагогов-психологов;
  4. Формирование представлений студента о себе как о субъекте профессиональной деятельности;
  5. Формирование способности к эмоциональной саморегуляции в процессе  профессионального общения и поведения.
  6. Разработать и внедрить программу для студентов, направленную на формирование психологической готовности педагогов-психологов к будущей профессиональной деятельности.

Это позволяет нам смело заявить, что психологическая готовность студентов к будущей профессиональной деятельности развивается параллельно в двух ключевых направлениях – практическое и теоретическое.

Теоретическое направление можно в полной мере реализовать через: формирование в студентов мотивации усваивать знания, продемонстрировать преимущества профессии. Очень важно, чтобы удалось заставить студентов проанализировать собственное мировоззрение, четко определить – готовы ли они связать свою профессиональною деятельность с выбранной профессией.

Очень важно показать необходимость обучения теоретических знаний, как фундаментальной основы реализации практической профессиональной деятельности.

И последнее, что можно подразумевать под теоретическим развитием – это формирование навыков рефлексии, критического самоанализа. Студент обязан самостоятельно четко и грамотно отдавать отчет себе об уровне профессиональной готовности и деятельность.

Практическое направление сконцентрировано вокруг прямой реализации всех форм занятий, что помогают четко определить уровень профессиональной деятельности. Использование практических приемов, форм позволяет сориентироваться на самых приоритетных задачах педагогической деятельности, где фундаментальной основой станут уже имеющиеся теоретические знания, опыт. Отдельно стоит выделить возможность практической реализации рефлексивных, коммуникативных навыков. Очень важно знать и объективно оценивать собственную деятельность на практике, так как это напрямую будет влиять то окружение, где решил профессионально реализовываться человек.

Получается, что проделанная работа показывает необходимость высшего образования, как фундаментальная и ключевая основа формирования профессиональной деятельности. Психологическая готовность студентов к будущей работе должна находиться на высоком уровне. Это способствует быстрой адаптации студента в профессиональной сфере, вклинивание его в коллектив, а также быстрая реализация его потенциала, как работника.

Одними из самых главных особенностей профессиональной деятельности можно считать наличие прочной теоретической основы, развитые коммуникативные и рефлексивные навыки, быстрая адаптация. При формировании психологической готовности развиваются самые важные черты и навыки для успешной профессиональной деятельности. Поэтому роль психологической готовности в самоопределении студента, его целей и желаний выбрать соответствующую сферы профессиональной деятельности сложно переоценить.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном изучении данной темы. Например, было бы интересно узнать существует ли разница формирования психологической готовности между студентами второго и четвертого курса, или имеет ли значение в формировании психологической готовности к будущей профессиональной деятельности  смысложизненные ориентации студентов.

Таким образом, формирование психологической готовности студента, и особенно студента педагогического вуза, к профессиональной деятельности выступает необходимым условием качественной профессиональной подготовки. Однако традиционный подход к обучению и оценке его результатов направлен в основном на формирование предметных знаний, а регуляционные основы деятельности часто отходят на второй план [9].


Список литературы

1. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (разработана А. А. Азбель). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://irbitgc.ru/upload/files/section/project/ACC/ProfIdentichnost.pdf (23.09.2021).
2. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности: учебное пособие для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 2001. 383 с.
3. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А, Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - Минск: Харвест, 2006. - 416 с.
4. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. - Минск: Изд-во Университетское, 1985. 206 с.
5. Жукова, В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» / В. Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета, 2012. — № 6. — С. 117–121.
6. Пашкин С. Б., Кораблина Е. П., Лисовская Н. Б., Сивак А. Н., Турчин А. С. Факторы психологической готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 358-373. doi: 10.32744/pse.2020.6.28
7. Платонов, К. К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., доп. — М.: Медицина, 1970. - 264 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2015. - 750 с.
9. Самодерженков А. Н., Карданова Е. Ю., Сатова А. К., . Орел Е. А, Куликова А. А., Момбиева Г. А. , Казахбаева Г. И. , Дуйсенбаева А. О. Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Вопросы образования. - 2021. - №3. - С. 114-137.
10. Субботина, Л.Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к профессиональной деятельности / Л.Ю. Субботина // Ярославский педагогический вестник, 2011. - №4. – С.295-298.

Расскажите о нас своим друзьям: