Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №7 (24) Июль, 2018

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 31.07.2018

Проведение фонетического эксперимента со студентами 3 курса факультета «Филология» по интонационным компонентам и шкалам английского языка

Ревякина Анастасия Игоревна
Ассистент преподавателя кафедры теории и практика перевода, Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский Государственный Университет, г. Севастополь, РФ, fiorita@bk.ru

Аннотация: Данная статья описывает проведение фонетического эксперимента со студентами третьего курса филологического факультета Севастопольского государственного университета, завершившими курс «Практическая фонетика», а также определяет его значимость в преподавании предмета. Студентам была предоставлена аудиозапись реплик героинь американского многосерийного фильма “Desperate housewives” и предложен тест на определение интонационных шкал и основных компонентов интонации: ритм, тембр, пауза, интенсивность произнесения предложения. По завершении эксперимента были проанализированы ответы студентов и фонетические трудности, возникшие в его ходе, статистически оформлены результаты. На основе этих данных сделан вывод об уровне усвоения материала и необходимости корректировки программы и методики преподавания темы «Интонация».
Ключевые слова: интонационная шкала, ритм, тембр, пауза, интенсивность

Conducting phonetic experiment with the 3rd year students of the philological faculty on the intonation components and scales of the English language

Revyakina Anastasiya Igorevna
Assistant teacher of Theory and practice of translation department,

Abstract: This article describes the phonetic experiment conducted with the participation of the third year students of the philological faculty of Sevastopol State University who completed the course "Practical Phonetics" and also determines its importance in teaching the subject. The students were provided with the audio recording of the female characters’ phrases taken from the American film series "Desperate Housewives". We offered them to take a test to determine the intonation scales and main intonation components: rhythm, timbre, pause, intensity of speech. Then we analyzed the students' responses and phonetic difficulties that arose in its course and generated the statistical results. On the basis of the data, a conclusion has been made about the level of the educational material mastering and the need for adjusting the program and methodology of the "Intonation" section teaching.
Keywords: intonation scale, rhythm, timbre, pause, intensity of speech

Обучение фонетике имеет большое практическое и теоретическое значение. Звуковые единицы и их сочетания образуют материальную оболочку морфем, слов, словосочетаний, предложений, т.е. значимых единиц других уровней языка. Без изучения и знания фонетики невозможно изучение грамматического строя и словарного запаса языка, благодаря различным речевым фонетическим средствам формируются предложения. [15]

Особое значение имеет изучение фразовой интонации, как одного из важных компонентов языка, соотносящейся с другими языковыми средствами: грамматическими формами (например, повелительным наклонением глагола), вопросительными словами и частицами, союзами, порядком слов. Интонация присутствует в речи всегда: вне интонации устная речь не возможна. Нередко интонация служит во фразе единственным средством выражения определённых элементов значения. [16]

На современном этапе проводится много исследований, посвящённых интонации английского языка и выпускается достаточно большое количество русскоязычных и иностранных пособий по обучению данному разделу фонетики. При подготовке к проведению эксперимента были подобраны и проработаны учебно-методические пособия, статьи и экспериментально-фонетические исследования, проведённые Шумилиной Т.Н., Миронцевой С.С. и Згурской Е.В. на базе Севастопольского государственного университета.

Целью эксперимента было выявление фонетических трудностей, которые могут возникнуть у студентов при определении особенностей интонации в английском языке с корректировки в дальнейшем материалов курса практической фонетики и методики его преподавания.

Для проведения данного эксперимента была выбрана серия №7 из 3-го сезона многосерийного фильма “Desperate housewives”. Этот выбор обусловлен  несложными грамматическими и лексическими конструкциями, обилием предложений с эмфатической интонацией. Для чистоты эксперимента был выбран незнакомый студентам фильм, на основе которого был составлен тест-задание. В этом тесте отобраны для анализа 5 предложений. Студенты 3-го курса были приглашены для участия в эксперименте, потому что они только  недавно закончили курс «Практическая фонетика», в котором последней  темой являлась «Интонация в английском языке». Далее будут приведены результаты эксперимента и их анализ.

 В первом задании мы проверяли умение студентов определить интонационные шкалы в английских предложениях на основе подобранного аудиоматериала:

1) I had a Mary-Alice-dream again last night. (Lynette: 3:35)

2) Do you know how much I was worth?! (Gabie:12:00)

3) When we met I was on the covers of magazines, I had a career and a future but I gave it all up for you, and what did I get in return?! (Gabie: 12:02)

4) Coffee is almost ready, and if you prefer to watch the coverage on channel nine, it’s  in the dine. (Brie:23:53)

5) The last thing  I said was that she disappointed me. (Susan:35:42)

Мы получили следующие результаты:

В 1-м предложении:

Студент 1 определил the Unbroken Descending Stepping Scale

Студент 2 определил the Descending Scandent Scale

Студент 3 определил the Ascending Scale

Студент 4 определил the Ascending Scale

Студент 5 определил the Unbroken Descending Stepping Scale

Правильный ответ: the Unbroken Descending Stepping Scale

 

40% студентов дали правильный ответ, но 60% определили, что это the

Descending Scale, что является неполным ответом.

 

Во 2-м предложении:

Студент 1 определил the Downbroken Descending Stepping Scale

Студент 2 определил the Upbroken Descending Stepping Scale

Студент 3 определил the Upbroken Descending  Scale

Студент 4 определил the Upbroken  Descending Scale

Студент 5 определил the Upbroken Ascending Stepping Scale

Правильный ответ: the Unbroken Descending Stepping Scale

 

80% студентов определили, что это the Descending Scale, но им не удалось услышать, что это the Unbroken Descending Stepping Scale.

 

В 3-м предложении:

Студент 1 определил the Scandent Scale

Студент 2 определил the Ascending Scandent Scale

Студент 3 определил the Ascending Stepping Scale

Студент 4 определил the Ascending Stepping Scale

Студент 5 определил the Low Level Scale

 

Правильный ответ: это предложение состоит из 4 синтагм и в каждой синтагме своя шкала:

1-я синтагма: the Unbroken Descending Stepping Scale;

2-я синтагма: the Unbroken Descending Stepping Scale;

3-я синтагма: the Upbroken Descending Stepping Scale;

4-я синтагма: the High Level Scale;

У студентов вызвало трудности это предложение, поскольку нужно было назвать шкалу в каждой из 4 синтагм. Однако студентам удалось определить, что в основном в предложении присутствовала  Stepping Scale, то есть студенты дали неполное определение шкалы.

 

В 4-м предложении:

Студент 1 определил the Level Scale

Студент 2 определил the Ascending Scale

Студент 3 определил the Ascending Sliding Scale

Студент 4 определил the Ascending Sliding Scale

Студент 5 определил the Ascending Sliding Scale

 

Правильный ответ: это предложение состоит из 2 синтагм и в каждой синтагме своя шкала:

1-я синтагма: the Unbroken Descending Stepping Scale;

2-я синтагма: the Mid Level Scale;

 

Это предложение также представило трудность для студентов, потому что шкалы нужно было определить в 2-х синтагмах, на что студенты не обратили внимание. В результате им не удалось правильно назвать шкалы, так как они не разбили предложение на синтагмы.

 

В 5-м предложении:

Студент 1 определил the Descending Stepping Scale

Студент 2 определил the Descending Level Scale

Студент 3 определил the Upbroken Descending  Scale

Студент 4 определил the Upbroken Descending  Scale

 Студент 5 определил the Ascending Sliding Scale

 

Правильный ответ: the Low Level Scale

Это предложение также вызвало у студентов трудности и им не удалось правильно определить в нём шкалу.

 

Во втором задании от студентов требовалось нарисовать тонограмму к предложению № 1 и таким образом продемонстрировать знание основных видов интонационных шкал и умение правильно делить слова на слоги:

“I had a Mary-Alice-dream again last night.” (Lynette: 3:35)

Мы получили следующие результаты:

В основном, студенты нарисовали тонограммы правильно, но были ошибки в делении предложения на слоги.

Правильный ответ:

В третьем задании нужно определить ритм в следующем предложении  и выбрать его тип из двух представленных вариантов : а) простой и  b) сложный.

“Coffee is almost ready, and if you prefer to watch the coverage on channel nine, it’s  in the dine.” (Brie:23:53)

 

Мы получили следующие результаты:

Студент 1 определил простой ритм

Студент 2 определил сложный ритм

Студент 2 определил, что это неинтенсивно произнесённое предложение;

Студент 3 определил простой ритм

Студент 4 определил простой ритм

Студент 5 определил простой ритм

Правильный ответ: сложный ритм

 

80% cтудентов дали правильный ответ.

 

В четвёртом задании нужно определить характер пауз в предложении и указать их вид, выбрав из трёх предложенных вариантов: a) синтагматическая; b) логическая; c) пауза неуверенности.

 

“When we met I was on the covers of magazines, I had a career and a future but I gave it all up for you, and what did I get in return?!” (Gabie: 12:02)

 

Мы получили следующие результаты:

Студент 1 определил логическую паузу

Студент 2 определил синтагматическую паузу

Студент 3 определил синтагматическую паузу

Студент 4 определил синтагматическую паузу

Студент 5 определил синтагматическую паузу

Правильный ответ: синтагматическая пауза

 

80% студентов дали правильный ответ.

 

В пятом задании требуется определить тембр голоса в предложении и отнести его к  a) высокому регистру; b) среднему регистру; c) низкому регистру.

“Do you know how much I was worth?!” (Gabie:12:00)

Мы получили следующие результаты:

Студент 1 определил тембр высокого регистра

Студент 2 определил тембр высокого регистра

Студент 3 определил тембр высокого регистра

Студент 4 определил тембр высокого регистра

Студент 5 определил тембр высокого регистра

Правильный ответ: тембр высокого регистра

100% студентов дало правильный ответ, потому что голос, находящийся в высоком регистре достаточно просто определить на слух.

 

В шестом задании необходимо определить как произнесено предложение а) интенсивно или b) неинтенсивно.

“The last thing I said was that she disappointed me.” (Susan:35:42)

Мы получили следующие результаты:

Студент 1 определил, что это интенсивно произнесённое предложение;

Студент 2 определил, что это неинтенсивно произнесённое предложение;

Студент 3 определил, что это неинтенсивно произнесённое предложение;

Студент 4 определил, что это неинтенсивно произнесённое предложение;

Студент 5 определил,  что это неинтенсивно произнесённое предложение;

 

Правильный ответ: неинтенсивно произнесённое предложение

80% студентов определили интенсивность предложения правильно.

В среднем студентам понадобилось 30 минут для выполнения всех заданий.

Таблица 1. Статистические данные времени выполнения теста

Студенты

Затраченное время

Студент 1

15 мин

Студент 2

30 мин

Студент 3

30 мин

Студент 4

30 мин

Студент 5

30 мин

Данные правильно выполненных заданий в процентном соотношении представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Статистический анализ результатов теста

№ задания

Правильность выполнения, %

Задание 1

 

Предложение 1-40%

Предложение 2-0%

Предложение 3-0%

Предложение 4-0%

Предложение 5-0%

Задание 2

0%

Задание 3

80%

Задание 4

80%

Задание 5

100%

Задание 6

80%

По приведённым выше цифрам видно, что наиболее сложным  оказалось Задание №1 и Задание № 2 посвящённые интонационным шкалам и тонограммам английского языка, а наиболее лёгкими задания №3 — 6, в которых затрагивались темы интонационных компонентов: паузы, ритма, тембра и интенсивности.

В ходе данного эксперимента были выявлены некоторые фонетические трудности, которые возникли у студентов при определении основных особенностей интонации. Студенты проявили интерес к эксперименту и старались тщательно выполнить все задания, что показывают результаты статистики по  3-м из 5 заданий, в которых правильные результаты превышают 80%. В 2-х заданиях трудности в выполнении возникли в результате следующих причин:

1) Сложность восприятия  шкал и мелодики на слух, т.к. определить интонацию гораздо сложнее, чем её имитировать.

 2) Все студенты имеют разные способности, в том числе и физические. Поскольку для того, чтобы правильно определить интонацию, необходим развитый музыкальный слух  и чувство ритма;

3) На результаты теста также повлияли необычность задания (студенты не выполняли подобную работу прежде), новизна фильма, небольшое количество времени, отведённого на тест, волнение участников эксперимента.

Данный эксперимент показал, что тема «Интонация» является сложной для студентов, и при её изучении метод определения компонентов интонации на основе видеоматериала, то есть фильмов, представляет большую практическую значимость. Материалы данного эксперимента могут быть использованы и студентами, а также  преподавателями на занятиях по практической фонетике  в теме «Интонация» в языковом ВУЗе.  По результатам эксперимента мы пришли к выводу, что в разделе «Интонация» необходимо уделить больше внимания интонационным шкалам и тонограммам, поскольку правильность восприятия в дальнейшем влияет на правильность воспроизведения интонации непосредственно в речи самого обучающегося.


Список литературы

1. Торсуев Г.П. Обучение английскому произношению. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1953. – 224с.
2. Торсуев Г.П. Фонетика английского языка. – М.: Высшая школа,1985. – 332с.
3. Трахтеров А.Л. Английская фонетическая терминология. – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1962. – 348с.
4. Трахтеров А.Л. Практический курс фонетики английского языка. – М.: Высшая школа, 1976. – 311с.
5. Antipova E.Y., Kanevskaya S.L., Pigulevskaya G.A. English Intonation. – М.: Просвещение, 1985. – 224с.
6. Borisova L.V., Metlyuk A.A. Theoretical phonetics. – Минск: Высшая школа, 1980.-144с.
7. Dikushina O.J. English phonetics. – Москва – Ленинград: Просвещение,1965. – 201с.
8. Leontyeva S.F. A theoretical course of English phonetics. – М.: Высшая школа, 1988. – 270с.
9. Selesnev V. Exercises in Intonation of Colloquial English. – М.: Высшая школа, 1983.- 312с.
10. Sokolova K.P., Gvintov K.P., Tikhonova I.S., Tikhonova R.M. English.Phonetics a theoretical course. – М.: Высшая школа, 1991. – 240с.
11. Vassilyev V.A. English Phonetics. – M.: Higher school publishing house, 1970.-320p.
12. Миронцева С.С., Шумилина Т.Н. Эмфатическая интонация в современной английской речи (экспериментально-фонетическое исследование) – Севастополь: Изд-во СевГТУ, 2003. - Вып. 45: Филология. – с. 154-159.
13. Шумилина Т.Н., Зубкова М.А. Интонационное выражение экспрессивности в современной английской речи при обучении английскому языку – Севастополь: Изд-во Севастоп. нац. техн. ун-та, 2008. - Вып. 89: Филология. – с. 85-91.
14. Шумилина Т.Н, Згурская Е.В. Некоторые особенности использования английской эмфатической интонации в речи (результаты экспериментально-фонетического исследования). URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/74251/103-Shumilina.pdf?sequence=1 (дата обращения: 01.08.2018).
15. Место и роль фонетических исследований в современном мире [Электронный ресурс] URL: http://scicenter.online/yazyik-russkiy-scicenter/iskonno-russkaya-leksika.html (дата обращения: 01.08.2018).
16. Предмет и основные задачи фонетики [Электронный ресурс]. URL: https://lektsia.com/6xac1.html (дата обращения: 01.08.2018).
17. Фунтова И.Л. [Электронный ресурс] Случаи употребления и значения интонационных шкал эмфатической речи современного британского варианта английского языка (в сопоставлении с русским языком). URL: https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/5bb/xrtkwbbjbxfaag%20df.%20do._94-104.pdf (дата обращения: 01.08.2018).
Список источников
12. Desperate Housewives season 3, episode 7 - 2006, production - Touchstone Television.

Расскажите о нас своим друзьям: