Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №2 (2) Сентябрь, 2016

УДК 37.012.3

Дата публикации 30.09.2016

Процесс творческого мышления как психолого-педагогическая проблема

Усанина Мария Александровна
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы развития творческого мышления учащихся. Проанализированы основные методы и подходы развития данного вида мышления. Выявлена и обоснована необходимость развития творческого потенциала детей, в контексте художественного образования. На основании приведенных примеров формулируются основные условия развития творческого мышления.
Ключевые слова: творческое мышление, творчество, личность, проблема, мышление, формирование, развитие

The process of creative thinking as a psychological and pedagogical problem

Usanina Mariya Aleksandrovna
Chuvash state pedagogical university named after I. Y. Yakovlev, Cheboksary

Abstract: This article touches upon the problems of studentsХ creative thinking development. The most typical methods and approaches to how this sort of thinking being developed are analyzed here. The necessity of studentsХ creative potential development is discovered and proved as used in the artistic education. Also the most fundamental conditions of creative thinking development is formulated based on the given examples.
Keywords: creative thinking, creativity, personality, problem, thinking, formation, development

В современном обществе потребность воспитания творческой и неординарной личности наиболее актуальная проблема в сфере образовательной деятельности. Поэтому, изучая педагогические проблемы нынешних школ и иных образовательных учреждений, мы выбрали для себя, наиболее актуальной проблемой – творческое мышление и его развитие у детей. Выготский Л.С. писал о том, что «один из очень важных вопросов детского совершенствования – это вопросы о творчестве детей, об условиях развития творческих способностей, которые имеют огромное влияние на формирование личности человека» [1, 29]. Поэтому актуальным и необходимым становится проблема развития творческих способностей, творческого мышления и творческого подхода к обучению и практической деятельности детей. Определяя целью современного образования формирование установки на творческую деятельность, мы обеспечиваем дальнейшую эффективную интеграцию ребенка в общество. Следовательно, одной из главнейших и социально значимых задач современной образовательной системы является развитие творческой личности в процессе воспитания и обучения.

Современное художественно-эстетическое образование отвечает вызовам эпохи постмодернизма и предполагает воспитательно-образовательный процесс как формирование эстетического сознания, воспитание креативно развитой личности,  активное вовлечение искусства в процесс становления личности, отвечающей потребностям современного общества. По этой причине преподавание практики и теории искусства способно перерасти из узкой специализации в проблему большой общественной значимости.

Полноценно развитая, творческая личность наиболее востребована в современном обществе, как в сфере искусства, так и в сферах образования и науки. Склонный к творческому мышлению, человек способен принимать нестандартные решения и, таким образом, модернизировать уже существующие методы решения поставленных задач.

Современные методики обучения позволяют развить в ребенке творческое начало, открывать его способности, способствовать нестандартному мышлению, неординарному подходу решения задач и выполнения заданий.  Поэтому,  нашей основной задачей становится, непосредственное, развитие в детях творческого потенциала, используя все средства новейших технологий и педагогических разработок.

Необходимо «взращивать» у детей потребность самостоятельного нахождения решения учебных и внеучебных проблем и задач, раскрывать мысли, способствовать развитию способностей и желаний к созданию нового, ориентировать на самореализацию.

Развить творческий потенциал возможно при непрерывном обогащении окружающего мира ребенка, его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, обращая внимание на индивидуальные особенности личности каждого ребенка.

Одна из главных задач современного художественно-эстетического образования – формирование творческого мышления и творческих способностей.

Творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, или итог создания объективно нового. Основным критерием, отличающим творчество от производства, является уникальность результата. Таким образом, «творческое мышление» — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Такое мышление направлено на создание качественно новых, нестандартных идей. Поэтому, для наиболее успешного его развития, необходимо выделить несколько аспектов, развитие которых, способствует развитию творческого мышления. А именно, формирование воображения, формирование свойств мышления, создающих новаторство.

Формирование творческого мышления происходит в ходе преподавания и обучения. Оно складывается в ходе взаимодействия с обществом, с помощью освоения в ходе обучения содержания вещественной и моральной культуры, искусства.

Большое значение в подготовке к креативному труду представляет первоначальное учебное заведение. Непосредственно в младшем возрасте формируется психологическая база для этой деятельности. Формируются фантазия, воображение, созидательное понимание, любознательность, динамичность, формируются умения  отслеживать и рассматривать действия, сопоставлять, подводить итог, совершать заключения, оценивать. Начинает возникать и разграничиваться круг интересов, предрасположенности, формируются потребности, лежащие в основе творческой деятельности. Формирование творческого мышления неотъемлемо от развития исполнительских умений и способностей. Чем более многоплановы и идеальны умения человека, тем состоятельнее его воображение, реальнее планы.

Творческое мышление выступает главным образом, как разрешение проблем, задач, вопросов, которые встают перед человеком. Решая проблемы, человек раздумывает, создает заключения, творит и этим познает суть предметов, явлений, раскрывает законы их взаимосвязи, и на этой основе преобразовывает свою реальность. Свойство личности, в существенной степени содействующее продуктивному творчеству – есть открытость новейшему эксперименту. Данное свойство проявляется в готовности усваивать и изучать, в таком случае, новое, что возникает  в окружении. Помимо этого, открытые к новейшему опыту люди характеризуются любопытством, в том числе и определенной игривостью. Творческой личности присущи, кроме того, следующие свойства:

  1. Самостоятельность – индивидуальные эталоны для них выше стереотипов группы, баллы и предложения отличаются неконформностью.
  2. «Открытость интеллекта» — готовность доверять собственной фантазии, чувствительность к новейшему и непривычному.
  3. Значительная терпимость к неопределенным и неразрешенным моментам, полезная динамичность в данных ситуациях.
  4. Сформированное эстетическое ощущение, стремление к прекрасному [2, 54].

С целью формирования творческого мышления необходимы следующие условия: умение рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и поступках, умение выдвигать уникальные мысли, состоятельная фантазия, способность воспринимать неоднозначные вещи, эстетические значения, интуиция. Также, хотелось бы отметить, определенные моменты, расширения креативного потенциала:

  1. Формирование основы знаний и умений, накапливание и классификация этого резерва данных, в базе которого возможно создавать что-то новое, а также усовершенствование способностей, требующихся для определенного вида деятельности.
  2. Создание условий, способствующих творчеству. Основная характеристика данных условий – отсутствие критики на стадии формирования замысла, что дает возможность преодолеть внутреннее лимитирование, непозволяющее видеть проблему с другой стороны.
  3. Подбор аналогий. Возможности на творческое решение проблемы увеличиваются, в случае, если удается установить аналогичность между ней и иными проблематичными обстановками, в том числе и в случае, если они на первый взгляд никак не подобны [3, 98].

Исходя из приведенных выше факторов и сравнивая обстоятельства и условия, содействующие и препятствующие формированию креативного мышления можно сделать одно, суммирующее заключение: умение креативно мыслить, должно формироваться в ходе полного психологического развития.

Творческая индивидуальность является важным условием развития личности. Индивид, владеющий постоянным и осознанным интересом к творчеству, способен осуществить собственные креативные способности, наиболее удачно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и условиям существования, проще формирует свой собственный особый образ работы, наиболее расположен к самовоспитанию и самосовершенствованию.


Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997 – 96с.
2. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Издательство политической литературы, 1976 – 144с.
3. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика. 1976. – 280с.

Расскажите о нас своим друзьям: