Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (40) Ноябрь 2019

УДК 373.34

Дата публикации 30.11.2019

Программа полисубъектной проектной деятельности четвероклассников

Иванова Наталья Валентиновна
канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, ivanova30nv@yandex.ru
Воробьева Наталья Александровна
заместитель директора, МАОУ №186 «Авторская академическая школа», РФ, г. Нижний Новгород, n.vorobyova@bk.ru

Аннотация: В статье представлены основные содержательно-организационные аспекты программы полисубъектной учебно-внеурочной проектной деятельности для четвероклассников как разновозрастной группы, включающей младших школьников и младших подростков. Раскрыты типология проектов, специфика проектной деятельности четвероклассников в рамках авторской программы. Особое внимание уделено проекту, объединяющему учащихся параллели четвертых классов и адресованному ученикам с первого по третий класс. Установлено положительное отношение четвероклассников к проектам из экспериментальной программы, высокая заинтересованность ими, признание их важности и познавательности.
Ключевые слова: проектная деятельность, личностно-развивающая образовательная среда, младший школьник, младший подросток, психовозрастные потребности

Program of polysubject project activity of fourth graders

Ivanova Natalia Valentinovna
PhD in Psychology, Associate professor at the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education,
Vorobieva Natalia Alexandrovna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Abstract: The article presents the main content and organizational aspects of the program of polysubject educational and extracurricular project activities for fourth graders as a group of different ages, including elementary schoolchilds and junior teenagers. Typology of projects, specifics of project activity of fourth-graders within the author's program are revealed. Special attention is paid to the project uniting students of the fourth grade parallel and addressed to students from the first to the third grade. The positive attitude of fourth-graders to the projects from the experimental program, high interest in them, recognition of their importance and cognition was established.
Keywords: project activity, personal-developing educational environment, elementary schoolchild, junior teenager, psycho-age needs

В современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе достаточно подробно и многоаспектно освещен богатый личностно-развивающий потенциал технологии проектной деятельности (Project-based learning). Учеными доказано позитивное влияние проектной деятельности на мотивационную, духовно-нравственную, коммуникативную, эмоционально-волевую, познавательную сферы обучающихся, начиная с младшего школьного возраста [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Анализ диссертационных исследований, посвященных проектной деятельности в начальной школе [7, 8, 9], методического опыта учителей начальных классов, отраженного в профильной периодике, свидетельствует о преимущественном использовании в отечественном образовании учебных проектов в рамках одного класса, затрагивающих проблематику конкретной учебной дисциплины. Логика усложнения и изменения проектной деятельности от первого к четвертому классу обозначена только в плане усиления детской самостоятельности и увеличения продолжительности работы над проектом. Однако современные четвероклассники в отличие от обучающихся предыдущих классов представляют собой гетерогенную психовозрастную группу, включающую младших школьников и младших подростков (Г.А. Цукерман [10], А.М. Прихожан [11], Т.Н. Князева [12], М.В. Григорьева [13]) а, следовательно, проектная деятельность четвероклассников должна соответствовать возможностям и потребностям этих двух возрастов. Малоизученность данной проблемы обусловила актуальность разработки и апробации специальной программы проектной деятельности для обучающихся четвертых классов, учитывающей специфику возрастного развития детей.

Цель статьи – представить основные содержательно-организационные аспекты программы полисубъектной учебно-внеурочной проектной деятельности для четвероклассников и проиллюстрировать ее реализацию на примере одного проекта.

В нашем исследовании программа полисубъектной учебно-внеурочной проектной деятельности является структурной частью психодидактического компонента модели личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования (Н.В. Иванова [14]). Программа полисубъектной учебно-внеурочной проектной деятельности направлена на реализацию интегративного взаимодействия субъектов экспериментальной личностно-развивающей образовательной среды (четвероклассников, педагогов начального и среднего звена, психологов, родителей) в процессе выполнения проектов и выступает ресурсом удовлетворения психовозрастных и личностных потребностей четвероклассников.

Специфика проектной деятельности четвероклассников в рамках программы полисубъектной учебно-внеурочной проектной деятельности заключается в следующем.

1. Учитываются потребности не только младшего школьного, но и младшего подросткового возраста (в самопознании, в общении со сверстниками, в признании взрослыми их возможностей, самостоятельности), создаются условия для реализации чувства взрослости как психологического новообразования подростков через взаимодействия со старшими учениками, оказание услуг (помощи) тем, кто младше.

2. Расширяется сфера коммуникаций, сотрудничества четвероклассников через проектные взаимодействия с учениками из параллели, с пятиклассниками, с педагогами из среднего звена, школьными психологами, с родителями. Тем самым, благодаря полисубъектности контактов в процессе выполнения проектов, создаются возможности для приобретения детьми разнообразного социального опыта.

3. Реализуется профилактика трудностей учащихся в адаптации к образовательной среде основной школы посредством знакомства четвероклассников с пространством, педагогами и учащимися среднего звена.

4. Комбинирование учебной и внеурочной проектной деятельности позволяет максимально полно учитывать индивидуальные интересы детей.

В программу включен комплекс проектов различной типологии:

  • проект для параллели четвертых классов, адресованный учащимся первых-третьих классов;
  • разновозрастной проект четвероклассников и пятиклассников;
  • социальный проект по преобразованию пространственно-предметного компонента образовательной среды школы;
  • психологический проект, ориентированный на самопознание и выполняемый под руководством школьного психолога;
  • семейный проект, предполагающий проектные взаимодействия четвероклассников со своими родителями и родителями одноклассников.

Представим в качестве фрагмента программы один из указанных проектов.

 Проект для параллели четвертых классов, адресованный учащимся первых-третьих классов.

Цель: предоставление возможности четвероклассникам выступать в роли взрослого, старшего: делиться с младшими своими знаниями, умениями, опытом.

Задачи:

  • Расширение сферы коммуникаций четвероклассников в процессе взаимодействия с учащимися в своей параллели (удовлетворение потребности общения со сверстником).
  • Удовлетворение потребности младших подростков в признании их возможностей, самостоятельности, «взрослости».
  • Совершенствование личностной сферы четвероклассников: мотивации достижения, познавательной мотивации, самооценки, эмоционально-волевой сферы (уверенности и ответственности), субъектности (активности и инициативности).
  • Повышение эмоциональности образовательной среды в процессе творческого взаимодействия участников проекта.
  • Повышение обобщенности образовательной среды через взаимодействия в проекте субъектов начального звена школы.

Типология: групповой, средней продолжительности, с открытой координацией (руководителем или менеджером проекта может быть учитель четвертого класса, заместитель директора или другой специалист школы), по приоритетной деятельности – информационный и творческий; по охвату школьных дисциплин – междисциплинарный, требующий интеграции знаний, умений и навыков из разных предметных областей; по режиму работы – комбинированный, выполняется в урочное и во внеурочное время.

Планируемый продукт: мероприятие (праздник, фестиваль, конкурс), подготовленное четвероклассниками для учащихся младших по возрасту.

Отметим, что рассматриваемая программа определяет типологию проектов, необходимых для обеспечения психовозрастного и личностного развития четвероклассников в рамках локальной образовательной среды, предполагая вариативность их тематики, организационных аспектов с учетом специфики конкретного образовательного учреждения. При реализации каждого типа проектов помимо общих задач, сформулированных выше, в зависимости от выбранной темы определяются частные задачи.

Также подчеркнем, что задачи каждого проекта из рассматриваемой программы направлены на качественные изменения не только субъектов среды, но и самой образовательной среды, в частности, таких ее параметров как обобщенность, широта, эмоциональность, описанных В.А. Ясвиным [15]. Это обусловлено признанием динамических взаимосвязей между средой и ее субъектами, а также рассмотрением экспериментальной локальной образовательной среды не только как развивающей, но и как развивающейся.

Исследование по реализации модели личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования и входящей в нее программы полисубъектной учебно-внеурочной проектной деятельности проводится в течении нескольких лет на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа № 169» и муниципального автономного общеобразовательного учреждения №186 «Авторская академическая школа». Обе школы имеют статус экспериментальной площадки Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина. В экспериментальной работе задействованы педагоги начальных и средних классов, школьные психологи, учащиеся параллели четвертых классов и их родители.

Подробнее представим реализацию проекта для параллели четвертых классов (первый тип проектов) в МАОУ №186 «Авторская академическая школа».

Методический паспорт проекта.

1. Тема проекта: «Секреты мастеров».

2. Автор идеи и руководитель проекта: Н.А. Воробьева, заместитель директора МАОУ №186 «Авторская академическая школа».

3. Продукт проекта: фестиваль профессий для учащихся первых – третьих классов, подготовленный четвероклассниками.

4. Задачи проекта. Основные психологические задачи проекта представлены в его общей характеристике, изложенной выше. Частными задачами, связанными с темой проекта являются:

• приобретение, расширение и углубление знаний детей о различных типах профессий (человек – человек, человек – искусство, человек – техника и других), о конкретных профессиях, их специфике;

• самоанализ четвероклассниками собственных профессиональных интересов, ранняя профориентация;

• развитие творческих способностей четвероклассников в процессе планирования и представления продуктов проектной деятельности;

• совершенствование коммуникативных и кооперативных универсальных учебных действий четвероклассников во взаимодействии со сверстниками, учениками младшими по возрасту и разными педагогами при работе в творческих группах.

Содержание и организация проекта.

Поскольку реализация данного проекта предполагает существенное число участников, разнообразные полисубъектные детско-взрослые взаимодействия, он требует грамотной логистики. Опыт проведения подобных проектов свидетельствует о необходимости и целесообразности руководителя (куратора, менеджера) проекта.

На этапе старта (запуска) проекта в каждом из четвертых классов проводится беседа. С детьми обсуждаются следующие вопросы: какие виды праздничных мероприятий им известны, что такое фестиваль, какие они бывают, возможен ли фестиваль профессий, кому он будет интересен и полезен, можно ли самим организовать в школе фестиваль профессий, для кого, с какой целью, как его назвать, что необходимо для его организации, сколько времени потребуется, что станет его результатом. Для оптимизации погружения в проект, поддержания активности и самостоятельности детей используются приемы кластера и мозгового штурма (облака идей).

Педагог акцентирует внимание детей на большом разнообразии современных профессий и сообщает (напоминает), что все они делятся на определенные типы: человек – человек, человек – искусство, человек – техника, человек – наука и другие. Обучающимся предлагается в группах обсудить, какие профессии можно отнести к каждому типу, что их объединяет, какими качествами должны обладать люди, чтобы получить профессию определенного типа. Итогом обсуждения проекта должна стать рабочая схема организации фестиваля профессий.

Творческие зоны фестиваля «Секреты мастеров»:

человек – человек, человек – искусство, человек – техника, человек – наука.

Творческие группы, организующие каждую зону:

специалисты по рекламе, дизайнеры, организаторы мастер-классов.

Далее каждому ученику предлагается письменно проанализировать свои возможности участия в проекте, выполнить прогностическую самооценку («Письмо мне в будущем»), отвечая на следующие вопросы:

  • Зачем я принимаю участие в фестивале «Секреты мастеров»?
  • Что я могу сделать в подготовке фестиваля?
  • В какой группе мне будет интересно и полезно работать?
  • Какие качества помогут мне стать хорошим организатором?
  • Чему я хотел бы научиться во время подготовки к фестивалю?

На этапе планирования и организации деятельности происходит деление всех четвероклассников параллели в соответствии с их выбором на творческие группы для подготовки фестиваля: «Реклама», «Дизайн», «Организаторы мастер-классов». Во всех группах организуется коллективное обсуждение плана работы над проектом, необходимых ресурсов, информации, критериев качества проектного продукта, происходит деление на подгруппы, распределяются функции между участниками.

Группа «Реклама» готовит плакаты с информацией о фестивале, флаеры, рекламный текст для школьного радио и бегущей информационной строки, устное сообщение-рекламу для выступления в первых – третьих классах, открытие фестиваля.

Группа «Дизайн» разрабатывает и готовит вывеску с названием и карту фестиваля для холла школы, стрелки с навигацией, оформление творческих зон.

Группа «Организаторы мастер-классов» продумывает и готовит к проведению мастер-классы для учащихся первых – третьих классов по всем творческим зонам фестиваля. С помощью организатора проекта четвероклассники в подгруппах определяют название своего мастер-класса, кто его будет проводить, что будут делать посетители мастер-класса, нужна ли будет помощь взрослых и какой необходим реквизит.

На этапе реализации проекта осуществляется торжественное открытие фестиваля, учащиеся первых – третьих классов получают путеводители (карту фестиваля) и в определенной последовательности посещают мастер-классы, подготовленные четвероклассниками. В школе № 186 г. Нижнего Новгорода четвероклассники провели следующие мастер-классы: «Школа фокусников», «Учим рисовать пейзаж», «Первая помощь», «Уличные танцы», «Мнемотехника», «Робототехника», «Логические задачи» и другие.

На этапе рефлексии проекта организуется письменная итоговая самооценка четвероклассниками процесса и результата проектной деятельности в форме незаконченных предложений, а также осуществляется сопоставление прогностической самооценки («Письмо мне в будущем») и итоговой: Достиг ли ты поставленной перед собой цели? Научился ли ты тому, чему планировал?

Подчеркнем, что многие четвероклассники, принявшие участие в проекте «Секреты мастеров» (48 человек из 117), в своих самооценочных суждениях отметили, что чувствовали себя взрослыми и ответственными перед малышами и это, в свою очередь, принесло им удовлетворение и радость: «Во время фестиваля я впервые попробовала водить детей по школе как учитель! Удивительно, но у меня получилось! Они меня слушались» (Люба Б.); «Делать проект для малышей очень ответственно и почетно. Приятно, когда дети к тебе относятся как к взрослому» (Иван К), «Мне понравилось, что в этом проекте мы были старшими и учили младших (Юля М.).

Считаем принципиально важным отметить, что в нашем исследовании мы не ставили задачу оценки личностно-развивающего эффекта непосредственно от программы полисубъектной учебно-внеурочной проектной деятельности и, тем более, от каждого проекта в отдельности. Основываясь на средовом подходе, мы изучали влияние на развитие личности четвероклассников всей экспериментальной среды на заключительном этапе начального общего образования, в которой рассмотренная программа полисубъектной проектной деятельности выступает лишь частью психодидактического компонента.

Тем не менее, мы сочли необходимым изучить отношение четвероклассников к проектной деятельности, реализованной в рамках авторской программы. Основываясь на работах Б.Г. Ананьева, С. Л. Братченко, Л.С. Выготского, А. Л. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева и других, считаем, что значимым эмпирическим показателем, психологической характеристикой любой деятельности, в том числе проектной, является отношение к ней со стороны ее субъектов. В диссертационном исследовании Н.В. Матяш приводится авторская методика для диагностики отношения учащихся к проектной деятельности, построенная на основе метода семантического дифференциала [16]. Однако, поскольку данная методика была разработана для оценки отношения к учебным проектам, выполняемым в рамках одной дисциплины – на уроках технологии, для нашего исследования она не подходит. В связи с этим, для изучения отношения четвероклассников к проектам, реализуемым в рамках программы полисубъектной учебно-внеурочной проектной деятельности, мы использовали два диагностических задания. Целью первого задания является определение общего эмоционально-оценочного отношения к проекту (положительное, индифферентное, отрицательное). Четвероклассникам предлагается ответить на вопрос: «Понравился ли тебе проект?», выбрав один из вариантов ответов: да; пожалуй, да; не могу сказать; пожалуй, нет; нет.

Целью второго задания является определение степени заинтересованности проектом, насколько он показался нужным (важным) и познавательным. Четвероклассникам предлагается на отрезках длиной 10 сантиметров отметить свое отношение к проекту, при этом один конец отрезка обозначает нулевую заинтересованность, нужность и познавательность, а противоположный конец – максимальную их выраженность. В этом задании мы основывались на принципе построения методики «Самооценка» Т. Дембо – С. Рубинштейн.

Рассмотрим результаты диагностики отношения четвероклассников к описанному в статье проекту «Секреты мастеров». В первую очередь, подчеркнем, что все 100% учащихся (117 человек) отметили свое положительное отношение к проекту, ответив на соответствующий вопрос «да» (72%), «пожалуй, да» (28%). Также четвероклассники продемонстрировали высокую заинтересованность проектом (средний балл по выборке 8,7 из 10), признание важности проекта (средний балл 8,2) и достаточную познавательность (7,3).

Средние значения по всем пяти проектам, реализованным в рамках экспериментальной программы полисубъектной учебно-внеурочной проектной деятельности, также свидетельствуют о преобладающем положительном отношении к ним четвероклассников (84%). Только 16% испытуемых оценили свое отношение как индифферентное, никто из обучающихся не оценил отрицательно ни один из проектов. Средние показатели показывают высокую заинтересованность школьниками всеми проектами (9,2), признание их важности (средний балл 8) и достаточно высокую познавательность (7,5). В целом, полученные результаты позволяют говорить о положительном отношении четвероклассников к экспериментальной программе проектной деятельности.

В заключении отметим, что проблема оптимизации проектной деятельности в начальной школе, повышения ее развивающего потенциала для младших школьников, безусловно, требует дальнейшего изучения. В нашей статье представлен один из возможных подходов к организации проектной деятельности четвероклассников c учетом их психовозрастных и личностных потребностей как разновозрастной группы в рамках экспериментальной образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования.


Список литературы

1. Абдулшехидова Х.Э. Внеурочная проектная деятельность как средство формирования познавательной активности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2017. №5 (66). С.48-49.
2. Верховых И.В., Шитякова Н.П. Повышение самостоятельности обучающихся первых и вторых классов при подготовке учебных проектов // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №12 (154). С. 52-55.
3. Иванова Н.В. Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 843. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11029 (дата обращения: 15.10.2019).
4. Топилина Н.В. Развитие познавательных интересов учащихся начальных классов средствами проектной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2018. №2(69). С. 223-225.
5. Чупаха И.В., Мозговая Е.А. Проектная деятельность как средство духовно-нравственного развития личности младшего школьника // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. №2-2. С. 55-63.
6. Якушева С.Д., Кучкарева С.С. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в проектной деятельности // Universum: психология и образование. 2015. №5 (15). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2138 (дата обращения: 27.10.2019).
7. Алябушева Г.В. Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 23 с.
8. Шигапова Н.В. Проектная технология формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения курсу «окружающий мир» автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. 23 с.
9. Ильюшина С.В. Формирование общеучебных умений у слабослышащих младших школьников в процессе проектной деятельности автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2018. 25 с.
10. Цукерман Г.А. Десяти – двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17–31.
11. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 56 с.
12. Князева Т.Н. Предподростковый возраст как проблема современного детства // Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 130–140.
13. Григорьева М.В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Саратов, 2010. 52 с.
14. Иванова Н.В. Модель личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования: теоретико-концептуальные аспекты: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. 164 с.
15. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Брянск, 2000. 52 с.
16. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

Расскажите о нас своим друзьям: