Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №12 (65) Декабрь 2021

УДК 373.5

Дата публикации 29.12.2021

Профилактика агрессивного поведения детей и подростков в условиях средней школы

Юрова Юлия Витальевна
преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права юридического факультета, Владимирский юридический институт ФСИН России, аспирант кафедры психологии личности и социальной педагогики, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир, YurovaYulua@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблемным аспектам профилактики агрессии современных школьников, путем организации их внеурочной деятельности и проведения воспитательных мероприятий со стороны учителей. В статье представлены результаты исследования по выявлению причин агрессии современных школьников. В анкетирование участвовали родитель, учителя, педагоги и молодые люди (в возрасте от 20 до 25 лет). В ходе исследования выявлено, что основными причинами агрессии современных школьников является отсутствие положительного семейного воспитания, агрессивное поведение родителей, влияние отрицательных компаний на подростков, влияние средств массовой информации. Кроме того, в статье рассмотрены мероприятия, которые проводятся в школах по профилактике агрессии обучающихся и проблемные аспекты организации воспитательной работы современных учителей. По итогам проведенного исследования сделан вывод о необходимости развития у подростков положительных качеств личности: познавательных, творческих, уважения к окружающему миру, в том числе своим собственным примером.
Ключевые слова: подросток, агрессия, учитель, школа, средняя общеобразовательная организация, внеурочная деятельность.

Prevention of aggressive behavior of children and adolescents in secondary school

Yurova Julia Vitalievna
lecturer of the Chair of Penal Law, Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service (VLI of FPS of Russia), postgraduate student of the Department of Personality Psychology and Social Pedagogy, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov, Russia, Vladimir.

Abstract: The article is devoted to the problematic aspects of the prevention of aggression of modern schoolchildren by organizing their extracurricular activities and conducting educational activities on the part of teachers. The article presents the results of a study to identify the causes of aggression of modern schoolchildren. Parents, teachers, educators and young people (aged 20 to 25 years) participated in the survey. The study revealed that the main causes of aggression of modern schoolchildren are the lack of positive family upbringing, aggressive behavior of parents, the influence of negative companies on teenagers, the influence of the media. In addition, the article discusses the activities that are carried out in schools to prevent aggression of students and problematic aspects of the organization of educational work of modern teachers. Based on the results of the study, it was concluded that it is necessary to develop positive personality qualities in adolescents: cognitive, creative, respect for the world around them, including by their own example.
Keywords: teenager, aggression, teacher, school, secondary educational organization, extracurricular activities.

Правильная ссылка на статью
Юрова Ю.В. Профилактика агрессивного поведения детей и подростков в условиях средней школы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 12 (65). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/profilaktika-agressivnogo-povedeniya-detej-i-podrostkov-v-usloviyakh-srednej-shkoly.html (Дата обращения: 29.12.2021)

Школа является одним из основных источников предупреждения агрессивного поведения подростков путем вовлечения их в творческую, волонтерскую, патриотическую деятельность. Учитель является одним из основных субъектов школьной профилактики агрессии обучающихся. Особую роль играет классный руководитель, который должен проявлять большее внимание к подопечным из числа «своего» класса. Вместе с тем, целый ряд аспектов снижает мотивацию учителей заниматься воспитательной работой с подростками.

Феномен агрессии все чаще проявляется в чувствах и эмоциях современных подростков. Исследования по выявлению причин возникновения агрессивных реакций проводят ученые в разных областях: педагогики, психологии, социологии, криминологии, пенологии. Среди отечественных учетных особенности агрессивного поведения несовершеннолетних изучали: Л.В. Алексеева [1], Ю.М. Антонян [2], Т.А. Воронцова [3], С.Н. Майорова-Щеглова [4], Малин Л.С., Мелкая Л.А. [5], А.А. Реан [6], С.Л. Соловьева [7], С.Ю. Чижова, О.В. Калинина [8]. Несмотря на то, что тема агрессивного поведения подростков исследуется на протяжении длительного периода времени, в средствах массовой информации с постоянной периодичностью появляются сведения о жестокости современных подростков, поражающие общество, что говорит о необходимости продолжать исследования данной тему для формирования новых путей предупреждения агрессии школьников.

В рамках пилотажного исследования по выявлению причин агрессии современных подростков было проведено анкетирование представителей из числа учителей и преподавателей образовательных организаций г. Владимира (15 участников, возрастом от 38 до 60 лет), родителей, детей в возрасте от 12 до 16 лет (10 участников, возрастом от 35 до 50 лет), и молодых людей (20 участников, возрастом от 25 до 30 лет). В ходе исследования были выявлены следующие закономерности:

по мнению учителей и педагогов, основной причиной агрессии современных школьников являются недостатки семейного воспитания: отсутствие или избыток внимания со стороны родителей, а также проявление агрессии со стороны родителей к своим детям;

современная молодежь, которые недавно вышли из подросткового возраста, считает, что причиной агрессии представителей средней школы является отрицательное влияние со стороны «компаний» друзей;

родители, которые, по мнению учителей, несут основную ответственность за своих «отпрысков», утверждают, что в современном обществе трудно воспитывать ребенка, информационные технологии постепенно поглощают все сферы человеческой деятельности, в том числе и процесс воспитания.

Трудно определить, что же является ключевой причиной агрессии современных школьников, т.к. они очень обширны и, как правило, зависят от индивидуально-психологических особенностей индивида: его темперамента, способностей, чувств, эмоций, характера, воли. [9] Вместе с тем, важно отметить, что одним из основных субъектов профилактики агрессии подростков является средние общеобразовательные учреждения. Одна из основных задач образовательного процесса - воспитательная, в рамках которой проводится профилактика агрессии школьников. Данная статья посвящена вопросу предупреждения агрессивного поведения подростков со стороны школы, как организации, и учителя, как представителя субъекта профилактики.

Как правило, данная задача решается путем организации внеурочной деятельности подростка. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. [10]

Основные виды мероприятий, которые проводятся в школах в целях профилактики агрессии подростков:

1. В школах организовываются различные концерты, конкурсы, приуроченные к каким-либо праздникам (Новый год, День учителя, День Защиты детей, День Знаний и др.). Подростки задействованы в данных мероприятиях, как в качестве зрителя, так и в качестве артиста, где могут проявить свой творческий потенциал. Развитие творческих качеств, умение общаться с участниками мероприятий, желание и возможность показать себя может положительно повлиять на формирование подростка в социуме, и сформировать в нем желание дарить окружающим людям положительные эмоции.

2. В школах проводится организация различного рода экскурсий, они могут быть как однодневные, так и более продолжительного периода, от 2-х до 7-и дней. Данное мероприятие способствует развитию школьника, получению им новых знаний и позитивных эмоций, а также сплочению коллектива в классе. Расширение кругозора подростка, развитие его умственных способностей будет способствовать развитию стремления создать что-то новое и полезное для общества.

3. В ряде образовательных организаций проводятся различные акции в виде сбора макулатуры (Бумажный бум), батареек, что способствует проявлению чувства уважения к окружающей среде. Кроме того, в школах проходит активная работа по вовлечению обучающихся во Всероссийскую акцию «Бессмертный полк», в целях развития у них чувства патриотизма, любви к Родине и уважения к своему Отечеству. Указанные организационные мероприятия учат любить свою Родину, уважать окружающую среду и беречь ее. Если приучить школьника направлять свою энергию в добрые дела, то это качество будет его сопровождать всю жизнь.

4. Регулярно в каждом среднем общеобразовательном учреждении проходит «День здоровья», который формирует представление у обучающегося о здоровом образе жизни и способствует выбросу энергии в положительном направлении. По итогам исследования, проведенного кандидатом биологических наук М.А. Шансковым и доктором педагогических наук Г.Н. Пономаревым выявлено, что занятия спортом оказывают разнонаправленное воздействие на агрессивность личности, и это может быть использовано в педагогическом процессе для целенаправленной коррекции при возможных вариантах отклоняющегося поведения школьников. [11]

Вовлечение школьников в участие в различных мероприятиях способствует проявлению их активной жизненной позиции, развитию и социализации. По мнению кандидата педагогических наук Гребенкиной А.А. и кандидата педагогических наук Гребенкина Е.В. профилактика агрессии и насилия в масштабах школьного социума является важной составляющей социальной гигиены. [12]

На учителей в средних школах возложен значительный функционал по организации с обучающимися воспитательной работы: регулярное проведение классных часов и индивидуальных бесед. Кроме того, данная работа должна также проводиться во взаимодействии с родителями обучающихся. [13] Вместе с тем, есть ряд причин, по которым учителя не хотят или не могут проводить качественную воспитательную работу с обучающимися. Во-первых, большая учебная нагрузка у учителей. В настоящее время наблюдается значительная нехватка кадров педагогических работников в школах, что нередко обусловленная низкими заработными платами. Постоянные замены и дополнительная нагрузка способствует профессиональному выгоранию учителей. Несмотря на то, что в средствах массовой информации постоянно говорят об увеличении заработной платы учителей общеобразовательных организаций, можно сделать вывод, что увеличение зарплаты связано с увеличением учебной нагрузки на учителя. То есть они стали больше работать, и таким образом, стали чуть больше за это получать. Во-вторых, в настоящее время учителя «загружены» различной документацией, постоянные отчеты, анализы занимают огромное количество рабочего времени, которое можно было бы использовать на проведение различных воспитательных мероприятий со школьниками. Таким образом, у учителей также формируется низкий уровень мотивации для качественного исполнения своих обязанностей. Информация получена эмпирическим исследованием путем свободного опроса учителей средних общеобразовательных организаций.

Важно понимать, что даже качественная организация рассмотренных мероприятий не сможет стать гарантом просоциального поведения школьников. В формировании положительной личности должны быть задействованы все окружающие ее субъекты, как родители, так и воспитатели, учителя и педагоги. Полноценное выполнение каждым из субъектов профилактики своих воспитательных функций является залогом формирования и развития гармоничной личности, обладающей социальным иммунитетом.

Профилактика агрессии в первую очередь должна быть связаны с формированием у подростка доброго, положительного отношения к окружающему миру. Школьники, которые участвуют в различных творческих мероприятиях, посещают экскурсии, выставки, склонны к благотворительности и желают помочь окружающей среде и другим людям проявляют свою агрессии, как правило, только в рамках защиты от нападения более агрессивных сверстников. Для того чтобы сформировать положительную личность необходимо, чтобы все, кто ее окружал своим примером показывали, как надо себя вести в обществе, приобщали своих «детей» к полезному времяпрепровождению, направленному на развитие личности подростка, на формирование у него положительного мышления, отсутствие желания агрессивно проявлять себя к другим людям.


Список литературы

1. Алексеева Л. В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний. – Тюмень, 1997. – С. 116–241.
2. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 368 с.
3. Воронцова Т.А. Речевая агрессия в публичной коммуникации // Русский язык: исторические судьбы и современность: Труды и материалы III Международного русского языка. - М.: Изд- во МГУ, 2004. - С.102-108.
4. Майорова-Щеглова С.Н. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений в современных семьях с подростками //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. -2018. №4.-С.55-62.
5. Малин Л.С., Мелкая Л.А. Решение проблемы жестокого обращения с несовершеннолетними в аспекте семейно-ориентированной социальной работы // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6 (125). - С. 118-122.
6. Реан А.А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 3-12.
7. Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1996. - 600 c.
8. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль: Академия развития, 2001.-160с.
9. Беляев О.А. Причины проявления агрессии в поведении школьников подросткового возраста // Аллея науки. 2021. Т. 2. № 1 (52). С. 686-688.
10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 22.12.2021).
11. Шансков М.А., Пономарев Г.Н. Особенности личностной агрессии и отклоняющегося поведения у школьников старших классов при занятиях физической культурой // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 4. С. 21-23.
12. Гребенкина А.А., Гребенкин Е.В. Агрессия и конфликты в отношениях педагогов и школьников как фактор дестабилизации образовательного пространства // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 4. С. 105-112.
13. Фортова Л. К., Овчинников О. М. Модель оптимального социально-правового воздействия на поведение учащейся молодежи // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : Материалы IХ Международной научно-практической конференции, Москва, 21–22 апреля 2016 года. – Москва: Российский университет дружбы народов, 2016. – С. 324-327.

Расскажите о нас своим друзьям: