Социальная психология | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 316.6

Дата публикации 31.01.2023

Причины разводов и их влияние на психоэмоциональное состояние младших школьников

Брезгалова Александра Владимировна
студент, Кубанский государственный университет, Россия, г. Краснодар
Лещева Анастасия Андреевна
студент, Кубанский государственный университет, Россия, г. Краснодар

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема развода супругов и его влияния на психоэмоциональное состояние младших школьников. Дается понятие семьи как ячейки общества, рассматривается определение развода с психологической точки зрения и младшего школьного возраста. Значительное внимание уделяется психоэмоциональному состоянию младших школьников в период развода их родителей. Помимо этого, в статье предпринята попытка раскрыть основные причины развода супружеских пар. Делается вывод, что наиболее характерным психоэмоциональным состоянием детей младшего школьного возраста являются: повышенная тревожность и агрессивность, снижение чувства вины, а также надежда. Приводятся исследования зарубежных авторов и статистические данные заключенных браков и разводов в Краснодарском крае в 2022 году. Описываются возможные негативные эффекты развода у детей, с указанием примеров поведения родителей, которое может повлечь за собой или усилить у ребенка отрицательные последствия развода. Отмечается специфика влияния развода по половому признаку: у мальчиков повышаются критичное восприятие себя и жизни, усталость и опустошенность; девочки могут начать чаще болеть. Теоретические данные могут быть использованы для составления программ профилактики и сопровождения младших школьников, пострадавших от развода родителей на психоэмоциональном уровне.
Ключевые слова: развод, причины, влияние, младшие школьники.

The causes of divorce and their impact on the psycho-emotional state of primary school children

Brezgalova Alexandra Vladimirovna
student, Kuban State University, Russia, Krasnodar
Leshcheva Anastasia Andreevna
student, Kuban State University, Russia, Krasnodar

Abstract: This article deals with the problem of divorce of spouses and its impact on the psycho-emotional state of younger schoolchildren. The concept of the family as a unit of society is given, the definition of divorce from a psychological point of view and primary school age is considered. Considerable attention is paid to the psycho-emotional state of younger schoolchildren during the divorce of their parents. In addition, the article attempts to reveal the main reasons for the divorce of married couples. It is concluded that the most characteristic psychoemotional state of primary school children are: increased anxiety and aggressiveness, decreased feelings of guilt, as well as hope. The research of foreign authors and statistical data of marriages and divorces in the Krasnodar Territory in 2022 are presented. The possible negative effects of divorce in children are described, with examples of parental behavior that may entail or strengthen the negative consequences of divorce in the child. The specifics of the effect of divorce on gender are noted: boys have increased critical perception of themselves and life, fatigue and emptiness; girls may begin to get sick more often. Theoretical data can be used to compile prevention and support programs for younger schoolchildren affected by parental divorce at the psycho-emotional level.
Keywords: divorce, causes, influence, primary school students.

Правильная ссылка на статью
Брезгалова А.В., Лещева А.А. Причины разводов и их влияние на психоэмоциональное состояние младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/prichiny-razvodov-i-ikh-vliyanie-na-psikhoemotsionalnoe-sostoyanie-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 31.01.2023)

«Семья – это ячейка общества…», с античных времён принято считать, что в нее входит супружеская пара, включая их детей [3]. В современном мире дети часто растут и воспитываются в неполной семье. Основной причиной этому служит развод родителей. Одной из частых причин является развод родителей. Поводов для расторжения союза много. В первую очередь при разводе страдают не супруги, а их дети. «Проблема в том, что супруги, у которых дело идёт к расторжению брака, мало думают о ребёнке, разбираясь в собственных отношениях, а ребёнок все больше начинает переживать, смотря на конфликты между родителями, а все это, кроме того, что отражается на психическом и эмоциональном состоянии ребёнка, влияет на характер и последующее становлении ребёнка как личности» – пишут К. А. Гулакова, В. В. Лобачева, Ю. М. Морозова, П. А. Побокин [3]. По сведениям ЕМИСС в Краснодарском крае в 2022 году, только в период с января по октябрь, российские загсы зарегистрировали 38 851 браков и 24 209 разводов. [12; 13]. В зарубежных исследованиях серьезные психологические проблемы были выявлены у 20-25% детей, переживших развод родителей, в сравнении с 10% детей, родители которых не разводились [1; 2].

Рассматривая развод с психологической точки зрения можно сказать о том, что прежде всего он связан с изменением баланса сил, которые поддерживают и разрушают брак. Многие исследователи говорят о том, что в неполных семьях воспитательная функция отличается искаженностью и как правило негативно влияет на становление детской психики и личности (М. В. Акулина, Е. А. Борисенко, П. Г. Гасанова, И. Н. Гамаюнова, С. К. Нартова-Бочавер, М. И. Несмеянова, Н. В. Малярова, Е. А. Мухортова [10].

Развод не является одномоментным событием и имеет свои причины. Мотив развода – это субъективный повод, который выдвигают супруги при расторжении брака. Он зависит от  личностного отношения каждого из них к супружеским отношениям, к своим семейным обязанностям и к образу совместной жизни [11]. Причин развода может быть несколько, они могут быть явными или скрытыми. Психологи выделяют множество потенциальных причин расторжения брачных отношений. Например, Моргачева Н.В. выдвигает следующие причины разводов в современных семьях:

1) измена, ревность;

2) неправильные взаимоотношения супругов с родственниками и знакомыми;

3) несовместимость интересов и потребностей членов семей;

4) ожидание рождения ребенка;

5) наличие недостатков или отрицательных качеств у супругов;

6) отсутствие жилья и средств на содержание семьи;

7) отсутствие эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем [6].

По данным всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Российской Федерации, около 90% российских граждан считают развод допустимым, а среди его главных причин чаще всего граждане отмечают бедность и непонимание (33% и 15% соответственно). Среди ключевых причин, побуждающих людей к разводу, россияне назвали бедность (33%), взаимное непонимание (15%), неверность одного из партнеров (14%), бытовые проблемы (10%), а также несовместимость характеров и пьянство (по 8%). Также по данным опроса о допустимости расторжения брака в РФ в 1990-2021 годы можно сделать вывод о том, что к 2021 году ценность и нерушимость брачного союза постепенно обесценивается. Данные представлены в таблице 1. Граждане считают, что развод может быть совершен, если семья практически распалась или в случае наличия объективных причин для развода. Сохранить брак любой ценой готовы только 9% респондентов. В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет в 2021 году. Были опрошены 1,6 тысячи человек путем телефонного интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5% [7].

Таблица 1. Данные опроса о допустимости расторжения брака в РФ в 1990-2021 годы (по данным ВЦИОМ)

Утверждение

1990 г.

2007 г.

2013 г.

2015 г.

2019 г.

2021 г.

Нельзя разводиться ни в коем случае, надо сохранить брак любой ценой

13%

12%

10%

11%

10%

9%

Можно разводиться только тогда, когда семья уже фактически распалась

39%

36%

28%

27%

30%

27%

Можно разводиться в любом случае, хуже от этого не будет

5%

9%

11%

8%

3%

5%

Все зависит от конкретного случая

36%

40%

48%

50%

56%

57%

Затрудняюсь ответить

7%

3%

3%

4%

1%

2%

Н. В. Стёпина пишет о том, что «расставание родителей для ребенка является травмирующей ситуацией, представляет разрушение привычной жизни, вызывает негативные эмоциональные переживания.» Структура семьи, функции и роли родителей неизбежно изменятся. В неполной семье с одним родителем взрослый не в состоянии реализовать обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Также между бывшими супругами часто возникают конфликтные ситуации, в которые оказывается втянут и ребёнок. Негативное изменение семейно-бытового взаимодействия пагубно влияет на развитие младшего школьника, его самооценку, отношения с окружающими [10].

Помимо этого, исследователи говорят о том, что пережитые изменения в семье могут мешать полноценному эмоциональному и социальному развитию личности ребенка как в настоящем, так и в будущем. В первый год после расторжения брака поведение детей со взрослыми и сверстниками сильно изменяется. Младшие школьники становятся агрессивными, требовательными, конфликтными, непослушными и беспокойными. Подобные изменения в поведении ребёнка влияют на процесс обучения, взаимодействие с одноклассниками, формирование дружеского общения со сверстниками. На второй год после развода проблемное поведение ребёнка начинает сглаживаться, приближаться к норме, если адаптация к новой ситуации в семье прошла успешно [10].

«Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский)» [8].

К. А. Гулакова, В. В. Лобачева, Ю. М. Морозова, П. А. Побокин пишут, что «к моменту похода в школу у ребёнка меняется его отношение к родителям. Известный психолог Л.С. Выготский связывал это с кризисом 7 лет. Очень часто дети в этом возрасте грубят родителям, обманывают их, создают конфликтные ситуации. Бывает так, что агрессия проявляется только по отношению к одному из родителей, а со вторым родителем ребёнок находит общий язык и привязывается к нему. Иногда бывает, что ребёнок ведёт себя агрессивно и по отношению к обоим родителям.» В 9–10 лет ребёнок воспримет развод родителей, в независимости от пола, негативно. Дети ощущают чувство потери, утраты, отчуждения, страха и гнева, так как в этом возрасте они особо близко начинают взаимодействовать с родителем своего пола, перенимать паттерны поведения в семье, привычки, особенности и так далее. Соответственно, в этом возрасте девочки больше доверяют маме, а мальчики папе, но развод родителей может подорвать доверие ребёнка к обоим родителям. Девочки в таком случае начинают доверять подругами, а мальчики всё равно тянутся к отцу, стремятся наладить с ним отношения [3].

В младшем школьном возрасте ребёнок попадает в новую социальную ситуацию, «ситуацию школьника», где ему предстоит адаптироваться к процессу обучения, учиться дружить, регулировать свои эмоциональные состояния. В этом возрасте ребёнку необходима поддержка обоих родителей, устойчивая позиция в семье. «Развод родителей оказывает значительное влияние на формирование характера ребенка, его эмоциональную сферу, самооценку, поведение и отношения с окружающими. Дети младшего школьного возраста из разведенных семей, по сравнению с их сверстниками из полных семей, более замкнуты, недоверчивы, обособлены, обидчивы» - пишут Сергеева А.Н. и Чеботарева Е.Ю. в статье «Влияние развода родителей на психическое развитие детей младшего школьного и подросткового возраста»[9].

При расставании родителей ребёнок переживает внутренний конфликт, который усугубляется ссорами родителей, упрёками и сравнениями, что влияет на его психоэмоциональное состояние. Поскольку уход из семьи одного из родителей ставит самооценку детей под угрозу, в качестве компенсации они склонны к завышению самооценки, в частности, дети менее критично относятся к своему характеру и говорят о себе как о более счастливых, чем дети из полных семей. Часто у младших школьников развивается тревожность, появляются страхи, нарушается эмоциональная саморегуляция.

Л. А. Костина в своем исследовании выявила, что более высокая тревожность проявляется у испытуемых младшего школьного возраста, у которых родители находятся в ситуации развода. Помимо этого, она выделила следующие характеристики данных детей: переживания социального стресса (чрезмерная напряженность); страх самовыражения; страх не соответствовать ожиданиям; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; проблемы и страхи в отношениях с учителями [4].

«Воздействие стресса у младших школьников приводит к выраженной непродуктивности нервно-психической деятельности – ограничение активности, установка на минимизацию собственных усилий, доминирование парасимпатического отдела нервной системы. Данный тип психоэмоционального состояния приводит к снижению адаптации в учебной деятельности» – пишет Л. А. Костина [4].

Помимо внутренних проблем, ребёнок начинает ощущать себя обособленным от семьи, не чувствует себя защищённо, утрачивает доверие к миру. Считается, что девочки переносят развод родителей сравнительно легче, чем мальчики. Девочки склонны к бессознательному проявлению психоэмоциональных переживаний в виде физических (соматических) симптомов. Мальчики же начинают негативно относиться к жизни, становятся критичны к себе и окружающим, чувствуют усталость и опустошение. Мальчики чаще вымещают эмоциональное напряжение на ближайшем окружении, а девочки замалчивают, держат переживания при себе [9].

В процессе развода необходимо найти баланс в отношениях с ребёнком, не вдаваться в крайности. Например, некоторые родители ничего не объясняют ребёнку в процессе развода, из-за чего тот может взять вину на себя или обвинить в этом событии одного из родителей, другие же рассказывают всё слишком подробно, втягивая ребёнка в отношения взрослых, что тоже негативно влияет на ребёнка. Часто родители могут напрямую или скрыто осуждать супруга до развода и после в присутствии ребёнка, вовлекая его в конфликт лояльности, где он будет чувствовать себя предателем одного из родителей. Также частой ошибкой являются упрёки по поводу схожести ребёнка с одним из родителей, которые обременяют ребёнка чувством стыда за себя и своего родителя. Иногда чувство вины толкает родителей на чрезмерное внимание и заботу к ребёнку, что может негативно повлиять на детское восприятие картины мира. Родитель, стараясь забыть все, что произошло в их жизни, сделать так, чтобы его ребенок ни в чем не нуждался, принеся себя в жертву, и стараясь сконцентрировать всю свою жизнь на нем , начинают предъявлять к нему слишком завышенные требования без учета его возрастных особенностей и способностей, которые последний обязан оправдывать. «Данное влечет неврозы, нервные срывы у ребенка, хронические заболевания, а также затяжные конфликты между ребенком и родителем» – пишут Л. В. Мамедова, А. Ф. Иоаниди [5]. Но забывать о ребёнке, сосредоточившись только на своей эмоциональной боли – тоже неправильно, ведь ребёнку, чтобы пережить эмоциональное напряжение, стресс, изменения, утрату необходима поддержка близких людей, поэтому нельзя игнорировать ребёнка и его эмоциональные переживания.

Л. В. Мамедова, А. Ф. Иоаниди пишут о том, что «если взрослые стараются скрыть факт развода от ребенка, на давая ему необходимой информации, не отвечая на его вопросы, не вовлекая его в последующие планы своей жизни, объясняя, какие изменения последуют и что будет сделано с их стороны для того, чтобы жизнь ребенка была по-прежнему счастливой, это может привести к глубоким психологическим травмам и даже к невротическим заболеваниям у детей.» Дети дошкольного и школьного возраста наиболее подвержены негативному влиянию развода родителей на их психологическое состояние. В этом возрасте детям необходимо взаимодействовать с обоими родителями, так как мама играет важную роль в формировании базового доверия к миру, а отец создаёт ощущение защищённости, безопасности, необходимое ребёнку. Также взаимодействие родителей является для ребёнком примером построения взаимоотношений в семье, который младший школьник перенимает и воспроизводит в подростковом и юношеском возрасте. Развод родителей формирует у ребёнка необоснованное чувство вины, безысходность, так как он не может повлиять на ситуацию. Дети могут впасть в депрессивное состояние, замкнуться в себе или начать демонстративно проявлять своё недовольство происходящим [5].

Также негативно влияют на ребёнка попытки привлечь его к родительскому конфликту. Один или оба родителя могут транслировать ребёнку своё негативное отношение к бывшему супругу. Таким образом ребёнок вынужден встать в позицию взрослого, что обесценит авторитет родителя в его глазах и поспособствует нарушению формирования идентичности ребенка, его самооценки и самовосприятия, приведя к комплексу неполноценности. Став союзником одному из родителей, ребёнок автоматически станет врагом для второго родителя, из-за чего будет испытывать чувство вины. «Если отрицательные эмоции родителей будут транслироваться на ребенка, его поведение постепенно станет взрывным, бунтарским, произойдет усиление отрицательных черт характера и личности» – пишут Л. В. Мамедова, А. Ф. Иоаниди [5].

Проживание несовершеннолетнего ребенка с обоими родителями не является залогом его благополучия, и развод родителей играет положительную роль в случае плохих взаимоотношений в распадающейся семье, конфликтов между родителями. Сюда же можно отнести случаи девиантного поведения одного из родителей: алкоголизм, наркоманию, насилие. В этих случаях развод родителей является для ребенка спасением от постоянного стресса и переживаний [1; 2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети дошкольного и школьного возраста наиболее подвержены негативному влиянию развода родителей на их психологическое состояние. Однако, последствия развода можно уменьшить, если родители будут концентрироваться на состоянии ребенка, а не на конфликте между собой.

Поскольку уход из семьи одного из родителей ставит самооценку детей под угрозу, в качестве компенсации они склонны к завышению самооценки, в частности дети менее критично относятся к своему характеру и говорят о себе как о более счастливых, чем дети из полных семей. Считается, что девочки переносят развод родителей сравнительно легче, чем мальчики. Девочки склонны к бессознательному проявлению психоэмоциональных переживаний в виде физических (соматических) симптомов. Мальчики же начинают негативно относиться к жизни, становятся критичны к себе и окружающим, чувствуют усталость и опустошение. Мальчики чаще вымещают эмоциональное напряжение на ближайшем окружении, а девочки замалчивают, держат переживания при себе

Наиболее характерным психоэмоциональным состоянием детей младшего школьного возраста являются: повышенная тревожность и агрессивность, снижение чувства вины, а также надежда.

Научная новизна нашего исследования состоит в изучении новых статистических данных о частоте, причинах и допустимости расторжения брака в России, а также в анализе и систематизации данных современных исследователей о влиянии разводов на детей младшего школьного возраста.  

Теоретическая значимость научной работы заключается в том, что результаты анализа современных исследований и статистических данных о влиянии разводов на психоэмоциональное состояние младших школьников поднимают вопрос о профилактике разводов или минимизации их влияния на детей. Теоретические данные могут быть использованы для составления программ профилактики и сопровождения младших школьников, психоэмоционально пострадавших от развода родителей.


Список литературы

1. Amato P. R. The consequences of divorce for adults and children // J. Marriage Family. – 2000. – Vol. 62. – P. 1269-1287.
2. Amato P. R. Generation at Risk: Growing up in an Era of Family Upheaval / P. R. Amato, A. A. Booth. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2000. – P. 336.
3. Гулакова К. А. Воздействие разводов родителей на психическое состояние детей / К. А. Гулакова, В. В. Лобачева, Ю. М. Морозова, П. А. Побокин // Смоленский медицинский альманах – 2021. – № 4. – С. 167–169.
4. Костина Л. А. Особенности психоэмоционального состояния младших школьников в ситуации развода родителей / Л. А. Костина // Казанский педагогический журнал – 2019. – № 3. – С. 78–83.
5. Мамедова Л. В. Психологическая помощь детям при разводе родителей / Л. В. Мамедова, А. Ф. Иоаниди // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования – 2020. – № 4 – С. 96–99.
6. Моргачева Н. В. Профилактика разводов в молодых семьях / Н. В. Моргачева // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований : материалы IV международной научно-практической конференции 5–6 октября 2013 года. – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013 –С. 50-52.
7. От брака до развода [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Новости : [сайт]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ot-braka-do-razvoda-1990-2021 (дата обращения 05.01.2023).
8. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Негосударственное частное общеобразовательное учреждение «Лицей «ИСТЭК» : [сайт]. URL: Психологические особенности детей младшего школьного возраста (kuban-lyceum.ru) (дата обращения 06.01.2023).
9. Сергеева А. Н. Влияние развода родителей на психическое развитие детей младшего школьного и подросткового возраста / А. Н. Сергеева, Е. Ю. Чеботарева  2006.  № 2 (4). – С. 106–114.
10. Стёпина Н. В. Детско-родительские отношения в семьях после развода / Н. В. Стёпина // Проблемы современного педагогического образования – 2021. – С. 220–224.
11. Целуйко В. М. Психология современной семьи. – Москва : ГИЦ «ВЛАДОС» – 2004.
12. Число зарегистрированных браков (оперативные данные) [Электронный ресурс] // ЕМИСС Государственная статистика : [сайт]. URL: ЕМИСС (fedstat.ru) (дата обращения 06.01.2023).
13. Число зарегистрированных разводов (оперативные данные) [Электронный ресурс] // ЕМИСС Государственная статистика : [сайт]. URL: ЕМИСС (fedstat.ru) (дата обращения 06.01.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: