Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019
УДК 377
Дата публикации 21.01.2019
Подготовка наставников предприятий к организации практического обучения студентов в условиях дуального образования
Миниахметова Оксана Викторовна
аспирант кафедры психологии и педагогики, ФГОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, miniahmetovaov@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме подготовки наставников на производстве для обучения студентов в условиях дуального образования. Обосновывается роль и основные задачи наставника на предприятии. Раскрывается процесс подготовки наставников практического обучения в условиях дуального образования.
Ключевые слова: наставник, практическое обучение, дуальное образование, функции, процесс подготовки наставников
postgraduate student of chair for psychology and pedagogy Federal State Educational Institution of Higher Education “Perm State Humanitarian Pedagogical University», Perm
Abstract: The article is devoted to a current problem of enterprises mentors preparation for students training in a dual education system. The role and main tasks of a mentor in an enterprise are substantiated. The preparation process of practical training mentors in the dual education system is revealed.
Keywords: mentor, practical training, dual education system, functions, preparation process of mentors
Одной из главных задач модернизации системы профессионального образования является усиление роли практической деятельности в образовательном процессе. Для решения этой задачи был запущен федеральный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» (2013-2016 гг.). В рамках реализации проекта были внесены изменения в содержание образовательных стандартов среднего профессионального образования в части увеличения количества часов на практическую часть, в том числе и на практическое обучение. При дуальном обучении одним из механизмов его реализации является наставничество сотрудников предприятия над студентами профессиональной школы.
Школа наставничества в России прошла несколько этапов развития. Как показывает ретроспективный анализ исторического развития наставничества в период с 30-х по 90-е годы прошлого столетия была целая налаженная система, направленная на формирование трудового воспитания молодёжи, как трудового класса. В настоящее же время идет процесс возрождения системы наставничества, но акцент делается на личность, его адаптацию в новых условиях, его формирование профессиональных, индивидуальных качеств, формированию корпоративной культуры, которые способствуют развитию предприятий в целом.
Поэтому задачами наставничества на предприятии являются:
- социальная и профессиональная адаптация начинающего специалиста;
- обучение наставляемых в соответствии с корпоративными нормами, установленными в компании;
- оказание помощи начинающему специалисту в овладении трудовых навыков по профессии и повышении его квалификации;
- осуществление контроля прохождения всех стадий трудовой деятельности, качественного выполнения полученных заданий в соответствии с трудовыми нормами и правилами предприятия, с соблюдением техники безопасности и охраны труда;
- развитие трудовой активности.
В связи с этим возникают вопросы по выбору сотрудников предприятия, которые являются не только профессионалами в своей сфере, но и обладают личностными качествами, позволяющими найти подход к каждому наставляемому, уметь доступно объяснять все производственные процессы, знакомить с новым оборудованием, а также давать оценку выполняемой работе.
В диссертационных исследованиях и научной литературе дается разные дефиниции понятия наставничества. В своем исследовании Е.А. Дудина рассматривает наставничество как двусторонний, взаимонаправленный процесс [1, с.27]. Как «процесс совершенствования знаний, умений и компетенций» обозначает и исследователь А.Р. Мусалимова [3, с.100]. В своей статье А.В. Патрушев наставничество определяет, как тип подготовки к работе наставляемого с поддержкой работника, ответственного за него [4, с.27]. В статье «Эффективное наставничество» представлено определение «наставничество – это обучение на рабочем месте, основной целью которого является оперативное вовлечение новых сотрудников в выполнение должностных обязанностей и деятельность организации» [7]. Соответственно можно сделать вывод, что наставничество – это процесс взаимодействия наставника с наставляемым, направленный на передачу знаний и умений профессиональной сферы деятельности, формирования корпоративной культуры предприятия. При этом роль наставника на предприятиях может отличаться друг от друга: тьютор, коуч, ментор, которая основана на оценке профессионализма [6].
Поэтому в настоящее время актуальным остается вопрос о выборе наставника на предприятии. Роль наставника - это связующее звено между рабочим местом, обучающимся и образовательной организацией. Умение организовать деятельность студента во время практики важны с точки зрения качества практического обучения.
В образовательных организациях среднего профессионального образования разработана нормативная база по организации дуального обучения в учебном процессе, в том числе положение о наставничестве. Положение предусматривает механизмы подготовки наставников практического обучения. Это и проведение семинаров, тренингов, индивидуальных консультаций образовательными организациями. Одним из эффективных механизмов являются курсы повышения квалификации, которые рассматривают вопросы подготовки наставников (руководителей практики от предприятия). Слушатели курса знакомятся с особенностями учебного процесса в условиях реализации системы дуального обучения, социально-психологическими особенностями обучающихся, особенностями педагогической деятельности [2].
В результате освоения программы наставник должен уметь:
- разъяснять студентам преимущества работы на предприятии (в компании, организации), возможности карьерного роста;
- организовывать учебно-производственную деятельность студентов на предприятии с учетом задач и этапа освоения профессии (специальности), возрастных и индивидуальных особенностей студентов; использовать средства диагностики и развития мотивации учебно-производственной деятельности;
- ставить задачи практического обучения, конкретных занятий на основе ФГОС и ОПОП с учетом профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, в том числе разработанных внутри организации;
- объяснять технологические и технические основы профессиональной деятельности, комментировать приемы ее выполнения;
- проводить оценивание результатов обучения на всех его этапах с учетом особенностей организации текущего, рубежного и итогового контроля;
- вести учебную и планирующую документацию, в том числе по технике безопасности на рабочем месте, требований охраны и гигиены труда;
- эффективно взаимодействовать со студентами.
В целом процесс подготовки наставника от предприятия в условиях дуального образования представлен в таблице 1.
Таблица 1. Процесс подготовки наставника от предприятия
Образовательная организация | Предприятие | Методы, мероприятия |
Определение профессиональных компетенций и личностных качеств наставника | Подбор сотрудников предприятия для сопровождения обучающихся во время производственной практики | Анкетирование, наблюдение |
Разработка программы педагогического сопровождения наставников | Согласование программы | Программа педагогического сопровождения наставников |
Подготовка и проведение мероприятий по обучению наставников с предприятий | Взаимодействие с образовательной организаций с целью формирования педагогической компетенции наставников | Семинары, практикумы, тренинги, курсы повышения квалификации |
Индивидуальное консультирование наставника во время производственной практики | Обучение, контроль и рефлексирование деятельности студента в процессе практического обучения на предприятии | Наблюдение, консультирование, беседа |
Оценка опыта наставничества | Собеседование с наставником | Анкетирование, круглый стол |
Роль каждого участника учебного процесса в рамках дуального образования важна, как образовательной организации и обучающегося, так предприятия с его наставниками. Только совместная подготовка наставника с предприятия, направленная на только на усвоение конкретными способами деятельности для передачи своего профессионального мастерства, но и формирование компетенций, позволяющих решать организационно-педагогические задачи обучения начинающих специалистов, формируя тем самых их конкурентноспособность.
Список литературы
1. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т.7, №5. – С.25-36.
2. Лощилова М.А. Профессиональная подготовка будущих инженеров на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров 13.00.08 – теория и методика профессионального образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / М.А. Лощилова. – Кемерово, 2015. – 269 с.
3. Мусалимова М.А. Становление и развитие наставнического движения на предприятиях России // Теория и практика общественного развития. – 2012. - №12. – С.98-100.
4. Патрушев А.В. Наставничество сегодня – необходимая мера или ненужное излишество? // Управление развитием персонала. – 2012. - №1. – С.26-30.
5. Хятёнен Х. Карта компетенции наставника производственного обучения – Национальное управление образования Финляндии, Тампере, 2014. – 36 с.
6. Фаляхов И.И. Диверсификация моделей осуществления наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности / И.И. Фаляхов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2-1(115). - С. 45-49.
7. Эффективное наставничество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adaptation360.ru/effektivnoe-nastavnichestvo (дата обращения: 20.12.2018).