Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 111.11.1

Дата публикации 18.04.2023

Особенности адаптации младших школьников к школе

Фомичева Полина Ивановна
студент кафедры психолого-педагогического образования, Нижнетагильский социально-педагогический институт, г. Нижний Тагил, polina.fomicheva.2003@bk.ru
Петрова Светлана Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования Нижнетагильского социально-педагогического института, г. Нижний Тагил, svet.kapetrova2004@gmail.com

Аннотация: В данной статье поднимается актуальная проблема адаптации младших школьников. В статье показаны факторы, влияющие на процесс адаптации, трехкомпонентная модель адаптации ребенка к школе. Автор предлагает способы помощи ребенку в привыкании к школьной жизни и схему, которая показывает, что ребенок успешно прошел процесс адаптации.
Ключевые слова: начальная школа, адаптация в начальной школе, поступление в школу, младшие школьники, социализация.

Features of adaptation to the school of younger students.

Fomicheva Polina Ivanovna
student of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Nizhny Tagil Social and Pedagogical Institute, Nizhny Tagil
Petrova Svetlana Sergeevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Nizhny Tagil Social and Pedagogical Institute, Nizhny Tagil

Abstract: This article raises the actual problem of adaptation of younger students. The article shows the factors influencing the adaptation process, a three-component model of a child's adaptation to school. The author offers ways to help the child in adaptation and a scheme that shows that the child has successfully passed the adaptation process.
Keywords: elementary school, adaptation in elementary school, admission to school, younger students, socialization.

Правильная ссылка на статью
Фомичева П.И., Петрова С.С. Особенности адаптации младших школьников к школе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-adaptatsii-mladshikh-shkolnikov-k-shkole.html (Дата обращения: 18.04.2023)

Посещение школы - это поворотный момент в жизни ребенка. Меняется характер руководящей деятельности - ребенок переходит от ролевых игр к учебной деятельности. С первого дня обучения в школе к ученику предъявляются новые требования, которые имеют отношение к образовательной деятельности.

Когда ребенок поступает в школу, его нельзя сразу назвать учеником. На протяжении всей начальной школы ребенок будет проходить через процессы адаптации, становления и вхождения в школьную жизнь.

Для рассмотрения этой темы необходимо раскрыть такие фундаментальные понятия, как "адаптация", "адаптация детей к школе".

Термин "адаптация" с физиологической точки зрения относится к процессу приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Психологическая адаптация⸺ это процесс вхождения человека в психологические системы социальных и профессиональных отношений. Что касается студента, то ему необходимо адаптироваться к новой управленческой деятельности.

Адаптация к школе - это процесс физической и психологической адаптации ребенка к новым социальным условиям в образовательном учреждении и переход к систематическому школьному обучению. Процесс адаптации может занять от одного до нескольких месяцев, для всех детей не существует единого периода.

Школьный режим работы требует гораздо большего волевого поведения, чем в дошкольном возрасте. Важно строить и поддерживать отношения с классным руководителем, преподавателями предметной области и коллегами, когда они работают вместе. Дети с развитыми коммуникативными способностями, с развитой речевой активностью, высокой мотивацией к обучению, легко адаптируются к условиям школы.

Существуют факторы, которые будут влиять на процесс адаптации ребенка к школе, такими факторами являются:

1. характер ребенка. У каждого ребенка свой тип темперамента, например, ребенку холерику будет тяжелее включиться в учебную деятельность, чем ребенку сангвинику;

2. учебная нагрузка. В детском саду дети старшей группы проводят на занятиях около 25-30 минут, а в школе время урока составляет около 40-45 минут. В таких условиях детям будет труднее проводить все это время за концентрацией внимания и усвоением нового для них материала;

3. профессионализм учителя;

4. коллектив вокруг ребенка и т. д.

Все эти факторы будут влиять на процесс адаптации ребенка к школе.

Учитель начальных классов Зинаида Шинтар, анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, смогла выделить формы, знание которых позволяет реализовать идеи преемственности в работе учителя общеобразовательной школы:

1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и умственным нагрузкам. При этом степень адаптации зависит от возраста ребенка, который пошел в школу, его медицинских показаний, посещал ли он детский сад или подготовка к школе проходила в семейных условиях, а также от того, как может измениться ситуация в семье.

2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям в основном связана с пространственно-временными отношениями (особое место для хранения школьных принадлежностей, распорядок дня, подготовка к занятиям, признание своей "взрослости" в семье, предоставление независимости и т. д.); личностные и смысловые отношения (отношение ребенка к семье); к особенностям деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семейном кругу, стиль поведения родителей, особенности семейной жизни, социальная компетентность ребенка и т.д.).

3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности уровня образования ребенка (знаний, умений, навыков), полученных в детском саду или дома; интеллектуального развития; способности к обучению как составляющей овладения навыками обучения, любознательности как основы познавательной деятельности; способности к обучению как компонента овладения навыками обучения; любознательности как основы познавательной деятельности; способности к обучению как составляющей. Компонент овладения навыками обучения; любознательности как основы познавательной деятельности; способности формировать творческое мышление; коммуникативной способности (умению общаться со взрослыми, сверстниками) [4].

Педагог-психолог Тамара Владимировна Дорожевец в своей работе о психологической адаптации детей к школе, предложила трехкомпонентную модель адаптации ребенка к школьной жизни.

По ее мнению, школьная адаптация осуществляется как:

1. академический, характеризующийся степенью соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (ритм учебной деятельности и признание требований учителя, усвоение правил поведения на уроке, познавательная активность на уроке);

2. социальный, который показывает успешное вхождение ребенка в новую социальную группу в виде одноклассников, большого количества коммуникативных связей, способности разрешать межличностные конфликты и т.д.;

3. личностный, характеризующий уровень принятия ребенка как представителя новой социальной общности; выражается в форме соответствующей самооценки, стремления к самопознанию [3].

Также выделяют три стадии уровня адаптации ребенка к школе:

1. Высокий (от двух недель до двух месяцев). Этот уровень характеризуется тем, что ребенок мотивирован ходить в школу, с интересом посещает занятия, легко находит контакт с учителем и одноклассниками.

2. Средний уровень (до трех месяцев). На среднем уровне адаптации ребенка наблюдаются перепады настроения, может пропадать желание учиться, но после перерыва все приходит в норму.

3. Низкий уровень. У ребенка нет абсолютно никакой мотивации учиться. Такие дети часто отвлекаются на уроках и могут заниматься своими делами во время занятий. Трудно установить контакт с учителем и общаться с одноклассниками.

Процесс адаптации можно считать успешным, когда ребенок начинает осваивать следующие навыки:

1. Ребенок осознает список своих обязанностей и выполняет их.

2. Не вступает в конфликты с окружающими его людьми.

3. Обладает необходимыми знаниями, навыками и умениями для учебы.

4. Отношения ребенка с педагогом и окружающими детьми стабилизировались.

Родители могут помочь ребенку в процессе адаптации. Необходимо соблюдать такие правила, как:

1. поддерживайте ребенка, корректируйте распорядок дня;

2. помогите своему ребенку стать независимым;

3. проявляйте интерес к школьной жизни;

4. поощряйте даже самые незначительные успехи ребенка в школе;

5. Не принижайте значение учителя в жизни ребенка.

Поэтому процесс адаптации ⸺ сложный период в жизни ребенка, ребенку требуется целенаправленная помощь учителя и родителя, чтобы привыкнуть к школе. Необходимо учитывать все факторы и этапы адаптации, чтобы ребенок мог быстро и лучше интегрироваться в новую образовательную деятельность.


Список литературы

1. Абдуллина Л.Б. Адаптация первоклассников к школе // МНКО. 2018. № 4 (71).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-pervoklassnikov-k-shkole-3.
2. Архиреева Т.В., Никитина Е.В. Особенности адаптации к школе младших подростков с различным уровнем успеха // СГН. 2019.№1(3).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptatsii-k-shkole-mladshih-podrostkov-s-raznym-urovnem-uspevaemosti.
3. Дорожевец Т.В. Диагностика школьной дезадаптации. Витебск, 1995 г.32 с.
4. Красникова Татьяна Викторовна Адаптация младших школьников к школе: факторы, уровни, показатели, этапы// Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68 2.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-mladshih-shkolnikov-k-shkole-factory-urovni-pokazateli-etapy.
5. Шинтар З.Л. Введение в школьную жизнь [Текст] пособие для учащихся пед. университеты. / З.Л. Шинтар. Гродно: ГРГУ, 2002. 119 с.

Расскажите о нас своим друзьям: