Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024
УДК 378: 338.45
Дата публикации 29.02.2024
Организация развития партнерских отношений между вузом и строительной индустрией
Касьян Кристина Владимировна
старший преподаватель кафедры экономики строительства и теории коммуникации, ГОУ «ПГУ им.Т.Г.Шевченко», Бендерский политехнический филиал, ПМР, г.Бендеры
Аннотация: В статье определена актуальность подготовки квалифицированных специалистов и вопроса повышения качества профессионального образования, увеличения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В статье рассмотрены тенденции развития профессионального образования, показаны возможности социального партнерства в современных условиях, приведены основные критерии его эффективности, а также сформулированы основные мероприятия, необходимые для повышения заинтересованности работодателей и предпринимательского сектора в таком партнерстве.
Ключевые слова: профильное образование, взаимодействие и социальное партнерство, конкурентоспособность, рынок труда, работодатели.
Senior Lecturer at the Department of Construction Economics and Communication Theory, GOU "PSU named T. G. Shevchenko», The Bender Polytechnic branch, PMR, G. Bender
Abstract: The article defines the relevance of training qualified specialists and the issue of improving the quality of vocational education, increasing the competitiveness of graduates in the labor market. The article examines the trends in the development of vocational education, shows the possibilities of social partnership in modern conditions, provides the main criteria for its effectiveness, and also formulates the main measures necessary to increase the interest of employers and the business sector in such a partnership.
Keywords: specialized education, interaction and social partnership, competitiveness, labor market, employers.
Касьян К.В. Организация развития партнерских отношений между вузом и строительной индустрией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/organizatsiya-razvitiya-partnerskikh-otnoshenij-mezhdu-vuzom-i-stroitelnoj-industriej.html (Дата обращения: 29.02.2024)
Развитие и совершенствование строительной отрасли - одна из первоочередных задач развития экономики государства. Для решения этой непростой задачи необходимы не только финансовые возможности, но и политические решения. Отрасли необходимы квалифицированные специалисты, обладающие багажом знаний, обеспечивающих возможность решения научных, технических и организационных задач в современных условиях.
Задачу о подготовке необходимых специалистов должны решать профессиональные учебные заведения и решать сегодня, несмотря на сложности экономической ситуации в строительной индустрии. Подготовка специалистов сегодня – это реальный шаг в развитии завтрашнего дня.
Основная цель профессионального образования – подготовка высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного в своей области, ответственного, свободно владеющего своей специальностью и ориентированного в смежных отраслях деятельности. Специалист должен быть способным к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1, с.70].
На современном этапе развития общества изменилась не только потребность в квалифицированных специалистах, но и изменились предъявляемые требования к качеству их подготовки. Новые требования к качеству профессиональной подготовки ориентированы на компетенции, т.е. специалисты должны уметь самостоятельно принимать профессиональные решения, творчески подходить к деятельности на рабочем месте. Быть готовым работать в коллективе и руководить им. Находиться в постоянном поиске повышения уровня знаний, квалификации и непрерывного самообразования, приспособиться к жизни и профессиональной деятельности в современных динамичных условиях.
В настоящее время, в условиях быстрого развития науки и техники, стоят острые проблемы повышения качества образования и подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда и способных к самосовершенствованию. Усовершенствование системы образования включает в себя системные и органичные изменения в образовании с целью улучшения качества подготовки выпускников учреждений образования, приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества, работодателей, производства, бизнеса и государства. Следует обратить особое внимание на практическое применение знаний, полученных в процессе обучения, так как это является одной из самых острых проблем современного профессионального образования [2, с.311].
Одним из инновационных подходов, позволяющих повысить качество образования и обеспечить соответствие подготовки специалистов требованиям рынка труда является развитие института социального партнерства. В сложившихся экономических условиях одним из приоритетных направлений развития профессионального образования является развитие социального партнерства.
Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса.
Социальное партнерство является мощным средством повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивая связь образовательных услуг с экономической жизнью и сферой труда и необходимый баланс спроса и предложения квалификаций, умений и компетенций на рынке труда [3, с.228].
Цель такого социального сотрудничества достигается единством интересов будущих специалистов и работодателей для практической реализации образовательной деятельности, обеспечение занятости и социальной зашиты обучающихся, охраны и безопасности их труда.
Задачи социального партнерства в системе профессионального образования для наглядности можно представить схематично:
Традиционными механизмами взаимодействия с потенциальными работодателями являются:
- организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов с привлечением работодателей, центров занятости и других заинтересованных сторон;
- реализация производственных практик и стажировок, обучающихся на предприятии;
- организация встреч представителей работодателя со студентами, экскурсии на предприятия;
- заключение долгосрочных договоров с различными предприятиями и организациями на проведение целевых наборов абитуриентов;
- повышение квалификации.
С целью реализации государственной политики в сфере профессионального образования и подготовки специалистов, имеющих определенные компетенции, необходимо привлекать партнеров к разработке необходимой нормативной документации в соответствии с ФГОС, организации производственного обучения и практики студентов; совместному участию в профориентации обучающихся, содействию в трудоустройстве [4, с.804].
На основе многолетнего сотрудничества с социальными партнерами в Бендерском политехническом филиале разработаны программы практик, которые дают возможность вовлечения обучающихся в систему социального партнерства, что позволяет сделать образовательный процесс более эффективным.
На сегодняшний день существует множество форм социального партнерства Бендерского политехнического филиала ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко» с социумом:
- участие в повышении качества образовательных услуг и их оценке;
- развитие материально-технической базы образовательного учреждения;
- предоставление материально-технической базы предприятий для лабораторных и практических занятий обучающихся филиала;
- создание отраслевого учебного полигона;
- стажировки профессорско-преподавательского состава на предприятии;
- проведение совместных конференций, круглых столов, семинаров;
- создание совместных образовательных и исследовательских проектов;
- привлечение специалистов базового предприятия к проведению занятий по предметам специальных дисциплин, курсового и дипломного проектирования;
- проведение конкурсов и олимпиад в рамках профориентационной работы;
- проведение семинаров и круглых столов в рамках профессионального праздника выбранной специальности;
- организация и проведение производственных (преддипломных) практик;
- привлечение представителей потенциальных работодателей входят в состав Государственных аттестационных комиссий, осуществляющих итоговую аттестацию выпускников.
Работодатели, принимая участие в деятельности образовательных учреждений, имеют возможность выбирать хороших обучающихся – выпускников с целью последующего трудоустройства, а также обучать и переобучать своих работников по наиболее эффективным образовательным программам. Поэтому для бизнеса положительным результатом социального партнерства является оптимальное решение кадровых вопросов за счет выпускников учреждений профессионального образования [5, с.21].
В то же время нельзя не учитывать, что системность взаимодействия предпринимательского сектора и учреждений профессионального образования в настоящее время только формируется, что служит основной причиной далеко не полного использования возможностей социального диалога и партнерства в современном образовании. Для повышения результативности социального партнерства требуется разработка необходимых нормативно-правовых документов, отвечающих надобностям работодателей и современным педагогическим технологиям, которые направлены на стимулирование этого партнерства. Таким образом, сегодня имеются значительные резервы повышения эффективности социального партнерства с предприятиями и организациями за счет их привлечения к активному сотрудничеству на всех стадиях образовательного процесса в целях формирования качественной готовности выпускников к профессиональной деятельности и наиболее полного удовлетворения запросов потенциальных работодателей [6, с.804; 7, с.620].
Укрепление и развитие социального партнерства – основа качественной подготовки специалистов и трудоустройства выпускников.
Список литературы
1. Балашов А.М. Социальное партнерство – основа эффективного взаимодействия профессиональных образовательных учреждений, бизнеса и государства в современных условиях / Балашов А.М., Фаттахова Н.И. // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 4.
2. Селеменева М. И. Организационно — педагогическая система профессиональной адапта¬ции выпускников колледжа в условиях социального партнерства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08: защищена 21.12.2010 / Селеменова Марина Игоревна. – М., 2010.
3. Купчикова В.М. О роли взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг / Купчикова В.М., Беляева Л.В. // Инновации, качество и сервис в технике и технологиях. Сборник материалов II международной научно-практической конференции. Курск, 2011.
4. Смирнов И.П. Экономическая функция профессионального образования / Смирнов И.П. – М., 2007.
5. Суворова Е.В. Педагогическая эффективность социального партнерства в среднем профессиональном образовании. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Суворова Е.В. – М., 2008.
6. Зайцева И.А. К вопросу трудоустройства выпускников высшей школы как основа будущего / Зайцева И.А., Чубрина К.А. // Экономика и предпринимательство. – № 9 (Ч.4).
7. Тихонова А.Д. Развитие делового потенциала вуза как репутационной характеристики организации высшего образования / Тихонова А.Д. // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9 (Ч.4).