Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (111) Октябрь 2025

УДК 37.017.4.

Дата публикации 31.10.2025

Организация поисковой работы в школе как одного из системообразующих факторов патриотического воспитания на примере реализации муниципального проекта «Создание электронного альбома воспоминаний «Война глазам детей 40-х. Дети войны»

Нурматова Галина Анатольевна
методист ОГАОУ ДПО «Белгородский региональный институт развития образования», РФ, г. Белгород, nurmatova_ga@beliro.ru
Вертелецкая Диана Витальевна
методист ОГАОУ ДПО «Белгородский региональный институт развития образования», РФ, г. Белгород, verteletskaya_dv@beliro.ru
Гришукова Софья Владимировна
методист ОГАОУ ДПО «Белгородский региональный институт развития образования», РФ, г. Белгород, grishukova_sv@beliro.ru
Жерлицына Юлия Викторовна
методист ОГАОУ ДПО «Белгородский региональный институт развития образования», РФ, г. Белгород, zherlitsyna_yv@beliro.ru

Аннотация: Статья посвящена важности патриотического воспитания в образовательной системе и роли поисковой работы как инструмента формирования гражданского сознания среди молодёжи. В условиях глобализации и насыщенности альтернативными ценностями, сохранение исторической памяти и исторического наследия становится критически важным для формирования чувства любви и уважения к стране. Процесс поисковой работы освещается как многогранная деятельность, включающая изучение исторического наследия, исследование событий и личностей, оказавших влияние на историю страны. Основное внимание в статье уделяется тому, как участие обучающихся в поисковой работе способствует не только углублению знаний об истории, но и развитию критического мышления, командных навыков и исследовательских способностей. Одной из ключевых идей является значимость взаимодействия между поколениями — связь между молодёжью и старшими поколениями, что позволяет формировать истинные идеалы и чувство гордости за достижения своей страны. В заключении подчеркивается, что исследование этой темы не только актуально, но и необходимо для дальнейшего продвижения. Таким образом, основная мысль статьи заключается в том, что поисковая работа в школах может сыграть ключевую роль в патриотическом воспитании, способствуя формированию активной гражданской позиции молодежи и обеспечивая сохранение исторической памяти.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, поисковая работа, историческая память, идентичность, ценности, связь поколений, гражданская позиция.

Organization of search work at school as one of the system-forming factors of patriotic education on the example of the implementation of the municipal project «Creation of an electronic album of memories» War to the eyes of children of the 40s. Children of War

Nurmatova Galina Anatolyevna
methodologist of the Belgorod Regional Institute of Educational Development, Russia, Belgorod
Vereletskaya Diana Vitalievna
methodologist of the Belgorod Regional Institute of Educational Development, Russia, Belgorod
Grishukova Sofya Vladimirovna
methodologist at the Belgorod Regional Institute for Educational Development, Russia, Belgorod
Zherlitsyna Julia Viktorovna
methodologist at the Belgorod Regional Institute for Educational Development, Russia, Belgorod

Abstract: The article is devoted to the importance of patriotic education in the educational system and the role of search work as a tool for the formation of civic consciousness among young people. In the context of globalization and saturation with alternative values, the preservation of historical memory and historical heritage is becoming critically important for the formation of a sense of love and respect for the country. The process of search work is highlighted as a multifaceted activity, including the study of historical heritage, the study of events and personalities that have influenced the history of the country. The article focuses on how students' participation in search work contributes not only to the deepening of knowledge about history, but also to the development of critical thinking, team skills and research abilities. One of the key ideas is the importance of intergenerational interaction — the connection between youth and older generations, which allows us to form true ideals and a sense of pride in the achievements of our country. In conclusion, it is emphasized that the study of this topic is not only relevant, but also necessary for further advancement. Thus, the main idea of the article is that search work in schools can play a key role in patriotic education, contributing to the formation of an active civic position of young people and ensuring the preservation of historical memory.
Keywords: patriotic education, search work, historical memory, identity, values, connection of generations, civic position.

Правильная ссылка на статью
Нурматова Г.А., Вертелецкая Д.В., Гришукова С.В., Жерлицына Ю.В. Организация поисковой работы в школе как одного из системообразующих факторов патриотического воспитания на примере реализации муниципального проекта «Создание электронного альбома воспоминаний «Война глазам детей 40-х. Дети войны»

Патриотическое воспитание является одной из ключевых задач образовательной системы, направленной на формирование у подрастающего поколения чувства любви и уважения к своей стране, её истории и культуре. В условиях глобализации и стремительных изменений в обществе, когда молодёжь сталкивается с множеством альтернативных ценностей, особенно важно сохранить историческую память и привить гражданскую ответственность. В этом контексте поисковая работа в школе выступает как важный инструмент, способствующий не только патриотическому воспитанию, но и личностному развитию обучающихся, сохранению исторической памяти, социальному взаимодействию и преемственности поколений [6].

Поисковая работа охватывает широкий спектр мероприятий, связанных с изучением и сохранением исторического наследия, поиском информации о событиях и личностях, которые оставили значимый след в истории страны. Участие в таких мероприятиях позволяет школьникам не только углубить свои знания о прошлом, но и развить навыки работы в команде, критического мышления и исследовательской деятельности. Важным аспектом является то, что поисковая работа способствует формированию у учащихся чувства гордости за свою страну и её достижения, а также осознанию значимости исторической памяти.

В ходе поисковой работы обучающиеся проявляют активность в изучении истории, что позволяет не только углубить знания о событиях прошлого, но и содействует формированию патриотического сознания. Участие в поисковых отрядах помогает ребятам усвоить и тернистый путь исторической памяти, включая личные истории, связанные с их семьями и родным краем. Около 70% участников опросов указывают на то, что полученные знания о Великой Отечественной войне и судьбах героев вдохновляют их на активные действия в современности, демонстрируя готовность к защите интересов Родины [5].

Историческая память — это социальный феномен, объединяющий коллективный опыт, сохранивший преемственные знания о прошлом. Она позволяет человеку иметь связь с историей своей страны, формируя идентичность и ценности, необходимые для социального взаимодействия. В контексте патриотического воспитания историческая память становится связующим звеном, соединяющим поколения и укрепляющим гражданскую позицию [1].

Образование занимает центральное место в формировании исторической памяти. В школе закладывается основа этнического самосознания и исторической памяти, затем эту работу продолжают средние и высшие учебные заведения. В школьной системе важно задействовать разнообразные формы и методы в формировании исторической памяти, включая деятельность школьных музеев и краеведческих кружков, экскурсии, тематические встречи, проектную и исследовательскую деятельность [2].

Экскурсии проводятся не только учителями, но и старшеклассниками, которые проявляют особый интерес к истории и работе школьного музея. На уроках истории используются экспонаты музея, на материалах музея пишутся рефераты и доклады, тем самым закладываются навыки исследовательской работы. Встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, внеклассное чтение, участие в проектных и исследовательских работах не только углубляет понимание места страны в мировой истории, но и способствует развитию уверенности в собственных силах и гражданской ответственности. Знакомство подрастающего поколения со значительными событиями - войнами и другими периодами как героизма, так и утрат, помогает им не только узнать факты, но и понять человеческие судьбы, связанные с этими событиями. Существует несколько способов, которые могут помочь в этом. Использование исторических документов. Архивные материалы, официальные отчёты военного времени, письма солдат с фронта дают возможность понять реальную картину событий, включая стратегические решения, моральное состояние войск, жизнь гражданского населения в условиях войны. Чтение художественной литературы. Произведения, основанные на реальных событиях, подчёркивают человеческое значение войны и её влияние на судьбы людей, что вызывает у читателя сопереживание и осознание исторической ответственности. Устные свидетельства ветеранов, их воспоминания и интервью помогают сохранить личные истории, которые часто теряются в официальных документах, и делают историю войны реальной и правдивой. Участие в мероприятиях, приуроченных к праздникам, связанным с значимыми событиями. Это не только образовательная, но и эмоциональная связь с историей. Участие в памятных акциях, посвященных Дню Победы, позволяет не только выразить признательность и почтение прошлому, но и формирует патриотические чувства и идентичность [3]. На таких мероприятиях дети и молодежь становятся частью общего народного праздника, становятся свидетелями традиций и истории. Посещение военных мемориалов, выставок, посвящённых войне, и художественных выставок с тематикой подвига помогает обучающимся не только увидеть исторические артефакты, но и понять контекст происходящего [4].

Таким образом, сохранение исторической памяти необходимо для будущих поколений. Оно помогает не только в усвоении уроков прошлого, но и в создании платформы для дискуссий о будущем страны. Передача этой памяти через учебный процесс и общественные мероприятия поможет детям жить в мире, где они гордятся своей культурной и исторической идентичностью, чтобы их собственные потомки могли продолжать эту традицию [6].

Однако, несмотря на очевидные преимущества, школьная поисковая работа сталкивается с рядом проблем и вызовов. К ним можно отнести недостаток финансирования, отсутствие квалифицированных кадров и недостаточную мотивацию обучающихся. Нехватка финансирования напрямую сказывается на возможностях участия школьных отрядов в мероприятиях, включая экспедиции и конкурсы. В условиях ограниченных бюджетов невозможно обеспечить необходимое оснащение и материалы для качественного выполнения исследовательских проектов, что приводит к сокращению числа учащихся, вовлеченных в поисковую деятельность.

Недостаточная поддержка со стороны учебных заведений также создает серьезные препятствия. Часто преподаватели и администрация школ не осознают важности поисковой работы для формирования патриотического сознания у детей и молодежи. Это проявляется в нехватке времени на проведение занятий, недостаточной подготовленности педагогов и отсутствии интеграции поисковой работы в учебный процесс, что приводит к снижению интереса обучающихся. Кроме того, часто наблюдается использование устаревших тем исследований, что делает их менее актуальными [4].

Для преодоления этих проблем можно предложить ряд решений. Прежде всего, программы повышения квалификации для педагогов, чтобы вооружить их актуальными знаниями и навыками, необходимыми для работы с поисковыми отрядами. Проведение семинаров и мастер-классов может значительно повысить интерес учителей к этой деятельности и способствовать качественному обучению детей.

Сотрудничество между школами, высшими учебными заведениями и местными учреждениями, также может сыграть важную роль в повышении уровня организации поисковой деятельности. Это позволит не только улучшить материально-техническую базу, но и предоставит обучающимся возможности для участия в более широких научных проектах и конкурсах [5].

В рамках данной работы речь идёт о том, как была организована и активизирована поисковая деятельность в школах Прохоровского района через реализацию муниципального проекта «Война глазами детей 40-х. Дети войны».

Патриотическое воспитание – ключевая задача для системы образования нашего района. Именно в детстве и юности формируется любовь к Родине. Эта любовь начинается с изучения истории родного края. Жители Прохоровского района хорошо знают о героическом прошлом своей земли, но не всегда представляют, как война отразилась на жизни их сел и хуторов. Хотя у школьников уже сформированы базовые моральные ценности, не все знают о жизни старшего поколения в годы войны, о их тяжелом детстве, о жизни без радостей, в голоде и лишениях. Поэтому возрастает значимость краеведения, поисковой и исследовательской работы в школах [8].

Проект «Война глазами детей 40-х. Дети войны» был создан для сохранения памяти о земляках, переживших войну в детстве. Основная задача проекта – организовать активную поисковую работу школьников, привлекая их к сбору воспоминаний о жителях района, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.

В настоящее время наблюдается тенденция к искажению истории Великой Отечественной войны. Поэтому особенно важно, чтобы молодежь общалась с очевидцами тех событий, получая достоверную информацию из первых рук. С каждым годом свидетелей войны становится все меньше. Каждое воспоминание о «роковых сороковых» бесценно, ведь оно позволяет прикоснуться к атмосфере военного времени, сохранившейся в памяти тех, чье детство и юность пришлись на самый сложный период в истории нашей страны.

В рамках проекта, охватившего девятнадцать школ района, были сформированы ученические инициативные группы из учащихся 7-10 классов. Эти группы, в партнерстве с местными администрациями, библиотеками и районным Советом ветеранов, начали поиск людей, переживших войну в детстве. К удивлению ребят, многие из найденных в электронных базах и летописях имен и адресов оказались им уже знакомы. Они часто помогали этим пожилым людям, убирая их дворы, ухаживая за садом и просто общаясь. Во время интервью школьники были желанными гостями. Слушая рассказы о пережитых в детстве ужасах – потере близких, голоде, холоде и страхе – ребята с трудом сдерживали эмоции. Эти истории, полные боли, научили их важному: несмотря на все испытания, эти люди смогли преодолеть трудности, сохранить доброту и чистоту души. Их стойкость и труд помогли восстановить страну и сохранить связь поколений.

Более 800 школьников, 30 педагогов и 20 родителей внесли свой вклад в сохранение памяти о «детях войны», приняв участие в масштабном проекте. Они собирали воспоминания, в том числе у своих близких, чтобы запечатлеть трагические события прошлого. В рамках проекта были проведены творческие конкурсы, направленные на вовлечение школьников в изучение истории: конкурс рисунков «Детство, опаленное войной» (более 50 участников), конкурс сочинений «О нас пишут правнуки…» (более 40 работ) и конкурс театральных постановок «Неповторимые воспоминания о военном детстве» (19 коллективов, более 200 участников). Всего в конкурсах приняли участие более 500 обучающихся. В школьных музеях были созданы экспозиции «Война глазами детей 40-х. Дети войны», представляющие уникальные материалы: фотографии, документы и личные вещи «детей войны». Результатом кропотливой работы стал электронный альбом воспоминаний «Война глазами детей 40-х. Дети войны», который стал ценным ресурсом для проведения Уроков мужества и других образовательных мероприятий, охвативших более 2000 школьников.

Участие в поисковых экспедициях стало мощным инструментом для формирования командного духа. Почти все участники (90%) отметили, что совместная работа над проектом укрепила их взаимоотношения, научила поддерживать друг друга и работать сообща. Каждый поисковый проект объединяет ребят, вдохновляя их на достижение общей цели – сохранение исторического наследия.

На мой взгляд, самое ценное в этих проектах – это формирование у подростков высоких моральных ориентиров, достойных подражания, и, как следствие, уверенности в завтрашнем дне.

В заключение можно подвести итоги, касающиеся значимости поисковой работы в школе как важного фактора патриотического воспитания. Участие школьников в поисковых мероприятиях не только способствует сохранению исторической памяти, но и формирует у них гражданскую ответственность и патриотические ценности. В условиях современного общества, где глобализация и информационные технологии порой затмевают национальную идентичность, поисковая работа становится важным инструментом, позволяющим молодежи осознать свою принадлежность к истории своей страны [5]. Активное участие обучающихся в поисковой работе, участие в экспедициях, исследовательских проектах и волонтерских акциях, способствуют не только личностному росту, но и укреплению связи между поколениями. Они получают уникальную возможность взаимодействуя с ветеранами, историками и исследователями, узнать о событиях, которые формировали их страну, и передать эти знания будущим поколениям. Таким образом, поисковая работа становится своеобразным мостом между прошлым и настоящим, что особенно актуально в условиях стремительных изменений в обществе.


Список литературы

1. Васильев, И.В., Кузнецов, А.Н. Историческая память как фактор патриотического воспитания граждан / И. В. Васильев, А. Н. Кузнецов // Власть. – 2021. – №3. – С. 142-148.
2. Колпачева, О. Ю. Стратегии гражданско-патриотического воспитания современной молодежи: монография / О. Ю. Колпачева, Н. А. Сиволобова. – Ставрополь: СГПИ, 2023. – 93 с.
3. Мельник, Э.В. Поисковая деятельность как одно из направлений военно-патриотического воспитания молодёжи // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. №2. - 42 с.
4. Ворожейкина, Н. И. Мемориальные сооружения как память о Великой Отечественной войне / Н. И. Ворожейкина. – Текст: непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020. – № 4. – С. 13-16
5. Комарова, Н.С. Поисковая активность в контексте новой модели образования. / Н.С. Комарова // М.: Приорис. - 2021. - 100 с.
6. Борисенко, Н. А. Может ли учебник воспитать патриота? (о воспитательном потенциале учебника русского языка) / Н. А. Борисенко. – Текст: непосредственный // Русский язык в школе. – 2022. – Том 83, № 3. – С. 7-17

Список источников
7. Богомолова, М. И. Истоки зарождения и развития идей общечеловеческого и национального в воспитании детей. Учебное пособие. /М. И. Богомолова, А. Е. Щеглова. – Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2021. – 80 с.
8. Павлов, И. В. Патриотическое воспитание подростков: учебно- методическое пособие/ И. В. Павлов, И. И. Павлова, В. И. Павлов. – 2-е издание, дополненное. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2022. – 504 с.

Расскажите о нас своим друзьям: