Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016
УДК 373. 1
Дата публикации 04.08.2016
Организация педагогической поддержки выбора профиля обучения выпускников основной общеобразовательной школы (на примере работы классного руководителя)
Ефимова Елена Валерьевна
Академия социального управления, г. Москва
Аннотация: В статье рассматривается деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения, которому отводится важная роль в координации образовательного процесса, способствующего профильному самоопределению учащихся.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, профильное самоопределение, педагогическая поддержка, информационная карта, образовательная карта
Social Academy of Management, Moscow
Abstract: This article reviews the activities of the class teacher in the conditions of profile training, which plays an important role in the coordination of the educational process that promotes self-determination of the profile of students.
Keywords: pre-profile preparation, profile self-pedagogical support, information map, educational card
Классный руководитель — одна из ключевых фигур в системе педагогической поддержки девятиклассников на этапе предпрофильной подготовки. Сила его позиции заключена в том, что он реально проектирует непосредственную деятельность в сфере общения, досуга, взаимодействия и сотрудничества детей класса в различных видах деятельности и сферах жизнедеятельности. Обладая достаточной квалификацией в области психологической помощи и педагогической поддержки, кооперируя свои усилия с другими специалистами, классный руководитель может оперативно и эффективно реагировать на проблемы учеников класса, возникающие при выборе профиля обучения.
Деятельность классных руководителей включает следующие направления: информационную работу с учащимися и их семьями, профильную ориентацию, психолого-педагогическую диагностику, а также информирование учащихся и их родителей о целях и задачах подготовки портфеля индивидуальных достижений, непосредственную помощь в подготовке портфолио, анализ и оценку предпрофильной подготовки в классе.
Информационная работа, как компонент предпрофильной подготовки начинается в 8 классе и включает работу с учащимися и их семьями по следующим, условно выделенным этапам.
На пропедевтическом этапе происходит информирование родителей о создаваемой системе профильной подготовки: деятельности образовательной организации по предпрофильному и профильному обучению; предварительная диагностика школьников с учетом мнения их родителей («на входе»); консультирование школьников по оформлению и ведению итогового документа по профильной ориентации; информирование родителей и учащихся об особенностях итоговой аттестации выпускников основной ступени.
Рекомендуется провести следующие мероприятия:
- установочное классное родительское собрание «Значение предпрофильной подготовки для выбора профиля и места обучения в10 классе»;
- презентация курсов по выбору (элективных курсов предпрофильной подготовки);
- оформление стенда «Профильное обучение и предпрофильная подготовка» и пр.
- занятия, предусмотренные учебным планом (реальные и виртуальные экскурсии, просмотр видеофильмов, самостоятельная работа с источниками информации, посещение «Дней открытых дверей»);
— занятия, предусмотренные учебным планом по ведению и оформлению «дневника выбора профиля».
На основном этапе информирование родителей и учащихся об особенностях итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы, осуществлялась профильная ориентация учащихся. Для родителей проводятся родительские собрания, актуализирующие проблемы предстоящего выбора образовательного пути ребенка, формирующие правильную педагогическую позицию в оказании помощи ребенку. Осуществляется знакомство с образовательной картой района: профильными школами, профилями, которые в них предлагаются, образовательными организациями СПО, ВУЗами, особенностями рынка труда.
Работа классного руководителя включает организацию родительских собраний по следующим тематикам:
- «Портфолио или папка индивидуальных достижений»;
- «Возможности родителей в оказании помощи ребенку при выборе профиля обучения в 10 классе».
Совместно с психологом службы занятости населения проводятся психолого-педагогические консультации для родителей, беседы, обсуждения проблемных и интересующих вопросов.
Информационная работа со школьниками организуется в форме классных часов: «Образование и формирование жизненных планов», «Если хочешь стать боссом», «Роль самовоспитания при планировании карьеры».
Использовались такие формы как деловая игра: «Выбор профессии»; «Угадай профессию» основана на использовании схемы анализа профессии, которая, в свою очередь, опирается на известную «формулу профессии», разработанную Е.А.Климовым; «Профконсультация: планирование жизненного пути»; «Человек и профессия» (понятия «профессия», «специальность», «должность», требование профессии к человеку; «Наш город»; «Профессия и твое здоровье»; «Ловушки — капканчики»; «Лучший мотив».
Ожидаемым этапом профинформирования является обеспечение учащихся информацией такого объема, содержания и формы, которые необходимы для выбора профиля обучения в старшей школе (профильные направления школ района, возможность продолжения образования по выбранному профилю, месторасположение профильной школы), а также обучение самостоятельного поиска информации и знакомство с необходимыми для этого средствами (справочниками, документами, базами данных и п.т.).
Ядром информационного обеспечения являются справочно- информационные материалы. Они содержат информацию об особенностях обучения на различных профилях обучения; количество недельных учебных часов по каждому предмету, набор элективных курсов по каждому профилю, ориентация на специальность.
В практике профильной ориентации мы редуцировали формулу «хочу-могу-надо» в ситуации выбора профиля на «хочу — могу — доступный профиль». Если два элемента триады заимствованы из теории и практики профессиональной ориентации, то необходимость третьего компонента обусловлена ограниченностью поля в двух аспектах:
- Во-первых, существующим наличием вариантов выбора профилей обучения в старшей школе;
- Во-вторых, необходимостью выбора территориально-доступного учебного заведения с предполагаемым профилем обучения.
Третий элемент является по своей сути, соотнесением интересов, желаний и потенциальных возможностей личности с практически осуществимыми вариантами решения. Ведь по окончании основной школы подросток должен выбрать конкретный профиль в конкретном территориально- доступном учебном заведении.
Одним из наиболее успешных подходов для элемента «доступный профиль» является ознакомление с образовательной картой территории, рекомендуется использовать методику, предложенную И.В.Гладкой [1]:
- Изучение образовательных учреждений района, специфики их образовательных программ, особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- — Составление схем маршрутов движения общественного транспорта, с помощью которых можно доехать до места обучения;
- На карте отражаем образовательные учреждения по признаку реализуемых профильных образовательных программ с их адресами и телефонами;
- Полученную информацию представить на карте, сопроводив пояснительной запиской.
Далее осуществляется презентация «Образовательной карты», в ходе которой, использовались различные формы и методы с учетом доступности ресурсов социокультурной среды:
- реальные и виртуальные экскурсии в профильные школы района;
- просмотр видеофильмов об образовательных учреждениях;
- самостоятельная работа с источниками информации на бумажных и электронных носителях;
- организации «Дней открытых дверей» образовательных организаций района, реализующих профильное обучение, для учащихся девятых классов и их родителей.
Профильная ориентация, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах на уровне среднего общего образования, в организациях среднего и высшего профессионального образования. Профильная ориентация рассматривается нами не только как помощь в принятии школьниками решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, но и как работа по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Неотъемлемым компонентом в работе классного руководителя выступает психолого-педагогическая диагностика: диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей и педагогов. Арсенал методов работы школьных психологов и педагогов достаточно широк: наблюдение, беседы с учащимися и их родителями, факультативные занятия, ролевые игры и тренинги. Изучение индивидуальных психологических особенностей девятиклассников в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения. Психолого-педагогическая диагностика, бесспорно, проводится совместно с педагогом-психологом [2,3].
На завершающем этапе классные руководители девятых классов осуществляют: анкетирование родителей; анкетирование учащихся для выявления их интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса (на занятиях предусмотренных учебным планом).
Очень эффективны дни «погружения» в проблему (в рамках учебного плана); работа с «матрицами» («схемами») альтернативного выбора для учащихся их родителей и учителей (цель данной методики — помочь подростку определить наиболее предпочтительный вариант из уже имеющихся с учетом наиболее важных для него факторов). Одним из возможных недостатков данного подхода (которого в принципе нельзя избежать на завершающих этапах работы) — его рационалистическая сущность, которая при некорректном применении методики может быть абсолютизирована и не позволит отличить педагогическую поддержку самоопределения (с ее гуманитарным началом) от одного из возможных вариантов ее видения как «углубленного» профессионального консультирования.
В статье рассмотрены основные направления деятельности классного руководителя в поле педагогической поддержки, которому отводится важная роль в координации образовательного процесса, способствующего профильному самоопределению учащихся.
Список литературы
1.Гладкая И. В. Диагностические методики предпрофильной подготовки/ Гладкая И. В. - СПб.: КАРО, 2005, - 176 с.
2. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения [Текст]/ Под ред. С.Н.Чистяковой.- М., 2003.
3. Чистякова С.Н., Грачева Л.Ю. Педагогическая поддержка выбора профессиональной карьеры учащегося [Текст]/С.Н.Чистякова, Л.Ю.Грачева // Педагогика. - 2014. - № 10. - С. 8 - 17.