Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №05 (58) Май 2021

УДК 159.9.075

Дата публикации 12.05.2021

Опыт реализации психологического сопровождения агрессивных младших школьников

Шалагинова Ксения Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, педагог-психолог Центра образования № 4, г. Тула, РФ

Аннотация: В статье приведен опыт работы с агрессивными младшими школьниками, организованный как сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях — относительно молодое направление, показавшее свою эффективность и целесобразность. В стаье приведена диагностическая программа, позволившая сделать вывод о наличии в выборке значительного числа детей с повышенным уровнем агрессии. На основании анализа результатов проведенного исследования и психолого-педагогической литературы была разработана и апробирована программа сопровождения агрессивных младших школьников, направленная на снижение уровня агрессии; обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; отработку навыков общения в конфликтных ситуациях. Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах исследования позволил сделать вывод о положительной динамике в выборке, о наметившейся тенденции к снижению показателей уровня агрессии.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, агрессия, агрессивный младший школьник

Experience in implementing psychological support for aggressive primary school children

Shalaginova K.S.
candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Tula State Pedagogical University named after LN Tolstoy", Tula,

Abstract: The article presents the experience of working with aggressive primary school students, organized as an escort. Psychological and pedagogical support in general education institutions is a relatively young direction in education, which has shown its effectiveness and appropriateness. The article presents a diagnostic program that allowed us to conclude that there is a significant number of children with an increased level of aggression in the sample. Based on the analysis of the results of the study and the psychological and pedagogical literature, a program of psychological support for aggressive primary school children was developed and tested, aimed at reducing the level of aggression; teaching aggressive children how to express anger in an acceptable form; teaching children self-regulation techniques, the ability to control themselves in various situations; working out communication skills in conflict situations. A comparative analysis of the diagnostic results at the ascertaining and control stages of the study allowed us to conclude about the positive dynamics in the sample: about the emerging trend towards a decrease in the level of aggression.
Keywords: psychological support, aggression, aggressive primary school student

Правильная ссылка на статью
Шалагинова К.С. Опыт реализации психологического сопровождения агрессивных младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (58). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/opyt-realizatsii-psikhologicheskogo-soprovozhdeniya-agressivnykh-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 12.05.2021)

Отклонения в поведении младших школьников – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Неблагоприятное сочетание биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно сказывается на жизнедеятельности детей, тем самым вызывая нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми [2, с. 3].

Родители, педагоги, психологи все чаще сталкиваются с проблемой агрессии детей. В связи с тем, что наиболее важна коррекция агрессии на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики, особую актуальность для школьной практики приобретают вопрсы психологического сопровождения младших школьников с повышенным уровнем агрессии [4].

В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др.

В отечественной науке проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях Г. Э. Бреслав, Л. С. Выготский, Л. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. Л. Колосова, Р. В. Овчарова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк и др.

Изучением предпосылок к формированию агрессии младших школьников занимались многие исследователи в зарубежной и отечественной науке, в том числе и современные. В большинстве случаев проявлением агрессии младшего школьника являются оскорбления, дразнилки, угрозы и демонстративный крик. Кроме того, агрессивные проявления могут наблюдаться и в форме физической агрессии: разрушение продуктов деятельности одноклассников, уничтожение или порча чужих вещей, укусы, царапания, хватание за волосы и так далее [3].

В данном возрасте агрессия чаще всего направлена на более слабых («выбранную жертву») учеников в форме насмешек, давления, ругательств, драк [1].

Наиболее часто, выражение агрессии встречается в ситуациях, в которых дети защищают свои интересы и отстаивают свое мнение. В некоторых ситуациях агрессия применяется с целью достижения своей цели. В случае достижения наилучшего результата агрессивные проявления прекращаются [5 с. 45].

Несмотря на все различия личностных характеристик и особенностей поведения у агрессивных детей есть некоторые схожие особенности. К таким особенностям относится бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Зачастую таким детям свойственна повышенная внушаемость, склонность к подражанию, эмоциональная грубость, озлобленность как по отношению к сверстникам, так и по отношению к окружающим взрослым. Кроме того, для них характерна неустойчивость самооценки, например, очень завышенная, или наоборот, чрезмерно заниженная [1,4].

Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях — относительно молодое направление в образовании, показавшее свою эффективность и целесобразность [4].

Алгоритм взаимодействия педагога и психолога при оказании помощи агрессивному ребенку включает в себя несколько шагов:

  1. получение запроса, первичное интервью;
  2. психодиагностика;
  3. психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) [2].

С целью устойчивости и стабильности результатов работы с агрессивными детьми, психолого-педагогическое сопровождение должно носить системный, комплексный характер, затрагивать свех субъектов образовательного процесса [8].

Т. П. Смирнова описала 6 главных блоков — направлений, в рамках которых рекомендуется организовывать психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с повышенным уровнем агрессии:

1. Уменьшение уровня личностной тревожности.

2. Формирование навыков  осознавания

собственного эмоционального мира и чувств других людей, развитие эмпатических способностей.

3. Формирование положительной самооценки.

4. Обучение ребенка отреагированию выражению своего гнева в приемлемой форме и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.

5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над негативными эмоциями.

6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие негативных элементов в поведении [7].

Реализация психологического сопровождения агрессивных младших школьников проводилось на базе одного из центров образования г. Тулы. В исследовании приняли участие обучающиеся 4 «В» класса (20 человек), 8 девочек и 12 мальчиков, возраст которых 10-11 лет. Разрешение родителей было получено.

С учетом возраста респондентов нами разработана диагностическая программа, представленная следующими методиками - Графическая методика «Кактус» (автор –М. А. Панфилова), Методика исследования уровня эмпатии (И.М.Юсупов, адаптирована О. А. Беньковой), «Ребёнок глазами взрослого» А.А. Романов, Анкета      для учителя «Признаки агрессивности» (авторы: Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко), Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей.

Анализ результатов исследования, проведенного на констатирующем этапе, позволяет сделать следующие выводы:

  1. По результатам диагностики младших школьников по проективной методике «Кактус», большая часть испытуемых (55 %) имеют признаки агрессивности. На рисунках таких детей кактус имеет большие размеры, часто нарисован на весь лист, что говорит об эгоцентризме, а также настаивании на своём мнении. В рисунках присутствовали иголки, что говорит о наличии агрессии, у большинства детей достаточно сильный нажим на карандаш - импульсивность. Почти во всех рисунках детей присутствовали тёмные цвета, говорящие о тревоге.
  2. Исходя из результатов по методике «Исследование уровня эмпатии» И.М.Юсупова можно сделать вывод, что что у 20% опрошенных очень низкий уровень эмпатии, младшим школьникам данной категории трудно контактировать с детьми, школьники болезненно реагируют на критику. У 25% преобладает низкий уровень эмпатии, что свидетельствует о том, что эти дети испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неловко чувствуют себя в компании сверстников. Средний уровень эмпатии выявлен у 20% детей, что свидетельствует том, что их эмоциональные проявления находятся под контролем, в общении они внимательны и стараются понять намного больше, нежели им говорят. У 15% младших школьников выявлен высокий уровень эмпатии, дети чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, с неподдельным интересом относятся к людям, являются внимательными и отзывчивыми. Очень высокий уровень эмпатии выявлен 20% детей, участвующих в исследовании - сильно развито сопереживание, тонко реагируют на настроение своего собеседника, а также очень ранимы и боятся причинить людям хлопоты.
  3. Результаты диагностики по методике А.А. Романова «Ребенок глазами взрослого» показали, что у 35% респондентов нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, у 60% опрошенных есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, детям требуется помощь в овладении собственным поведением, 5% детей требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
  4. Результаты диагностики агрессивности по анкете для учителя «Признаки агрессивности» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М позволили сделать вывод о том, что 45 % младших школьников имеют высокий уровень агрессивности, 35 % - средний, у 20% выявлен низкий уровень агрессивности.
  5. Результаты исследования по методике «Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей» показали у 45% умеренно выраженную физическую агрессию, сильно выраженную вербальную агрессию, средне выраженную вспыльчивость в речи и средне выраженую конфликтность. У 35% опрошенных периодически наблюдается вспыльчивость, слабо выражена физическая агрессия, а также слабо выражена конфликтность. У 20% детей не имеются каких-либо проявлений нарушения поведения, за исключением слабо выраженной конфликтности.

Нами разработана программа сопровождения агрессивных младших школьников, направленная на снижение уровня агрессии; обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; развитие у учащихся способности к эмпатии; отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; формирование позитивных качеств личности детей.

Содержание программы представлено следующими этапами.

1. Ориентировочный этап.

Цель ориентировочного этапа: установление контакта, создание благоприятных условий для работы в группе, включение участников в групповой процесс, снятие эмоционального напряжения, самопрезентация, научить детей вербализировать свои мысли и чувства, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

На данном этапе целесообразно проводить коллективные игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения, создание положительного настроя на работу.

2. Основной этап.

Цель основного этапа: обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, формирование адекватных форм поведения.

Методы и приемы работы: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения на развитие умения взаимодействовать со сверстниками, лучшее осознание чувств и эмоций, умения доверять друг другу, релаксационные техники, арт-терапевтические методы.

3. Заключительный этап.

Цель заключительного этапа: подведение итогов, обсуждение и закрепление результатов работы, положительная обратная связь, осознание детьми достигнутых результатов.

Занятия проводились 1-2 раза в неделю, по 45-55 минут каждое.

Ниже, в таблице 1 представлен фрагмент содержания.

Таблица 1. Программа психологического сопровождения младших школьников с повышенным уровнем агрессии (фрагмент)

Цель занятия

Содержание

Примечание (необходимое оборудование)

Ориентировочный этап

Установление контакта с участниками. Создание атмосферы группового доверия и принятия

Разминка

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Паутина»

Упражнение «Подарок»

Стулья, поставленные по кругу, клубок ниток

Сплочение коллектива, расширение представлений участников о самих себе

Упражнение «Приветствие пожелание»

Упражнение «Волшебная рука»

Упражнение «Комплимент» Упражнение «Нарисуй за минуту»

Листы бумаги, ручки, цветные карандаши

Основной этап

Развитие мотивации совместной

деятельности; развитие умения распознавать разные эмоциональные состояния;

отреагирование чувства злости, снятие мышечного напряжения; мышечная релаксация»

Упражнение «Приветствие без слов»

Упражнение «Снежки из бумаги»

Упражнение «Радуга»

Упражнение «Мой хороший попугай»

Просторное помещение, листы бумаги, ватман, краски, кисти, плюшевый попугай

Развитие мотивации совместной деятельности; способствование снятию эмоционального напряжения, развитие навыков анализа агрессивного

поведения и причин его вызывающих

Упражнение «Приветствие» Упражнение «Поменяйтесь

местами те, кто...» Упражнение «Я злюсь, когда…»

Упражнение «Котик» Упражнение «Рисуем настроение»

Просторное помещение, краски, бумага

Обучение навыкам эффективного взаимодействия, навыкам сотрудничества, развитие навыков анализа агрессивного поведения, причин его вызывающих

Упражнение «Приветствие без слов»

Упражнение «Настроение» Упражнение «Мой враг – мой друг»

Упражнение «Агрессивное поведение»

Упражнение “Что делать с агрессией и гневом”

Просторное помещение, листы бумаги

Устранение эмоционального и мышечного напряжения, формирование навыков позитивного общения, отреагирование гнева

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Комплимент» Упражнение «Говорящие жесты»

Упражнение «Будущие чемпионы»

Упражнение «Это я. Узнай меня»

Упражнение “Письмо гневу”

Просторное помещение, листы бумаги, карандаши, ковровое покрытие, подушки

Результаты сравнительного анализа диагностики младших школьников по проективной методике «Кактус» М. А. Панфиловой по показателю агрессивности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты сравнительного анализа диагностики агрессивности по графической методике «Кактус» М. А. Панфиловой

 

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, представленный на рисунке 1, наглядно показывает произошедшие положительные изменения. С 55% до 35% соответственно на констатирующем и контрольном этапах эксперимента уменьшилось количество респондентов с признаками агрессии. В выборке стало меньше респондентов, которым характерны импульсивность, агрессия и тревожность, а также повышенная раздражительность.

Результаты сравнительного анализа результатов «Исследования уровня эмпатии» И.М.Юсупова представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Сравнительный анализ результатов исследования уровня эмпатии по методике И.М.Юсупова

Уровень эмпатии

Констатирующий этап

Контрольный этап

Очень низкий

20%

10%

Низкий

25%

20%

Средний

20%

35%

 Высокий

30%

15%

Очень высокий

20%

20%

 

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет сделать вывод об изменении уровней эмпатии у младших школьников в положительную сторону.

 

На контрольном этапе у 2 испытуемых (10%) преобладал очень низкий уровень эмпатии, у 4 учащихся (20%) низкий уровень эмпатии, а у 7 респондентов (35%) стал преобладать средний уровень эмпатии. На контрольном этапе неизменным осталось количество детей с высоким (15%) и очень высоким (20%) уровнями эмпатии соответственно.

 

Результаты сравнительного анализа диагностики младших школьников по методике А. А. Романова «Ребенок глазами взрослого» представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Результаты сравнительного анализа диагностики младших школьников по методике «Ребенок глазами взрослого» (автор А. А. Романов)

 

На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что 10 испытуемых (50%) не имеют опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, у 45% есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, детям требуется помощь в овладении собственным поведением. Процент испытуемых, которым требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью, как расстройством поведения и эмоций не изменился и составил 5 % от общего числа испытуемых.

 

Результаты сравнительного анализа диагностики по методике «Анкета для учителя «Признаки агрессивности» (Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.) представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Сравнительный анализ диагностики агрессивности по анкете для учителя «Признаки агрессивности» (Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровень агрессивности

Констатирующий этап

Контрольный этап

Низкий

20 %

20 %

Средний

35 %

60 %

Высокий

45 %

20 %

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по методике «Анкете для учителя «Признаки агрессивности» (Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.)», представленный в таблице 3, демонстрирует произошедшие положительные изменения в уровне агрессивности младших школьников. С 45% до 20% соответственно на констатирующем и контрольном этапах эксперимента уменьшилось количество детей с высоким уровнем агрессивности. Т. о в выборке стало меньше респондентов, для которых характерно проявление агрессивности, повышенная раздражительность, обидчивость, младших школьников, характеризующихся недостаточным развитием саморегуляции, проявляющих в ряде случаев спонтанную агрессивность.

С 35% до 60% увеличилось количество обучающихся со средним уровнем агрессивности. В выборке стало больше респондентов, у которых имеет место умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях, бывает неадекватное использование агрессии в критических ситуациях.

Количество детей, имеющих низкий уровень агрессивности по данной методике, осталось неизменным (20%).

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования по методике «Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей» представлена ниже в таблице 4.

Таблица 4. Сравнительный анализ по методике «Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей»

Уровень агрессии

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий уровень агрессии

45%

20%

Средний уровень агрессии

35%

40%

Низкий уровень агрессии

20%

40%

 

С 45% до 20% соответственно снизилось число опрошенных с высоким уровенем агрессии на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. У младших школьников стала прослеживаться положительная динамика проявления агрессивности, например, стала менее выражена физическая агрессия, вербальная агрессия, а также уменьшилсь вспыльчивость в речи и конфликтность.

Таким образом, на основе проведенного исследования, уровень агрессии снизился у большинства детей, они научились распознавать, дифференцировать и контролировать собственные эмоциональные состояния. Дети развили навыки эффективного взаимодействия со сверстниками. В связи с этим, класс стал более дружным, сплоченным, младшие школьники стали более социализированными, отмечена гармонизация отношений с окружающими.

 


Список литературы

1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2016. — 336 с.
2. Долгова А.Г. «Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция». – М.: Генезис, 2019. — 216 с.
3. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-72.
4. Зинина С. М. Детская агрессивность как предмет педагогических исследований // Педагогика. − 2013. − № 5.
5. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. -СПб.: Питер, 2014. — 368 с.: ил.
6. Кашаева Л. Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 186–190.
7. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. — 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 154 с.
8. Шалагинова К.С. Системный подход к психологическому сопровождению агрессивных младших школьников// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 3. С. 60-64.

Расскажите о нас своим друзьям: