Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 3 (3.378.016)

Дата публикации 11.04.2019

Обучение будущих педагогов технологиям психолого - педагогического сопровождения детей группы риска по состоянию здоровья в общеобразовательной школе

Арцимович Ирина Владимировна
канд. психол. наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир, art-94@mail.ru
Дохоян Анна Меликсовна
канд. психол. наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир, d.a.m@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена обучению будущих педагогов технологиям психолого-педагогического сопровождения детей группы риска по состоянию здоровья обучающихся в общеобразовательной школе. В статье обозначены задачи обучения, понимание технологий психолого-педагогического сопровождения и их применение в работе с детьми группы риска по состоянию здоровья. Предложена классификация детей группы риска по состоянию здоровья и особенности работы с ними.
Ключевые слова: технология, психолого-педагогическое сопровождение, дети группы риска по состоянию здоровья обучающиеся в общеобразовательной школе, дети ОВЗ, обучение студентов

Training of future teachers in technologies of psychological and pedagogical support of children at risk for health in secondary school

Artsimovich Irina Vladimirovna
Cand.Sci. (Psychologie) associate Professor of social, special pedagogy and psychology, Armavir state pedagogical University Of the Russian Federation, Armavir
Dokhoian Anna Meliksovna
Cand.Sci. (Psychologie) associate Professor of social, special pedagogy and psychology, Armavir state pedagogical University Of the Russian Federation, Armavir

Abstract: The article is devoted to the training of future teachers in technologies of psychological and pedagogical support of children at risk for the health of students in secondary school. The article outlines the objectives of training, understanding of technologies of psychological and pedagogical support and their use in working with children at risk for health. The classification of children at risk for health and especially work with them.
Keywords: technology, psychological and pedagogical support, children at risk for health studying in secondary school, children of ovz, training of students

Современные изменения в российском образовании открывают новые требования и перспективы в педагогической профессии. Наполнение образования в том числе школьного новым содержанием, диктуют новые требования к подготовке педагогических кадров повышают роль профессионального образования, требует его качественных изменений. Подготовка специалистов в области школьного образования осуществляется в вузах с учетом уникальности периода школьного возраста и задач, стоящих перед современным школьным образованием и всей системой образования России на современном этапе. На данный момент требуется изменения в содержании учебных дисциплин, технологиях подготовки педагогов на этапе обучения в высших учебных заведениях.

Считаем, что особое место в процессе подготовки молодого специалиста должно отводиться их обучению технологиям психолого-педагогического сопровождения детей группы риска по состоянию здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе. Следует отметить, что в учебных планах подготовки будущих специалистов по направлению «Педагогическое образование», отсутствуют дисциплины, которые бы позволили молодому специалисту успешно осуществлять работу в стенах образовательного учреждения с детьми группы риска по состоянию здоровья.

Есть специфические особенности таких детей, они, как правило, ограничены или лишены нормальных, хороших условий для развития, что ведет к негативным последствиям их психологического и социального развития. Возникает много вопросов: Как протекает образовательный процесс для этих детей? Как ощущают они себя в стенах школы? Как организовать и обеспечить социальное, психологическое, педагогическое сопровождение детей группы и зоны риска по состоянию здоровья в школе? с этими и многими другими вопросами и проблемами, социализации, обучения и воспитания таких детей, студенты должны быть ознакомлены еще на этапе обучения в вузе.

Итак, что же сегодня известно о технологиях психолого-педагогического сопровождения детей группы риска, по состоянию здоровья обучающихся в общеобразовательной школе.

Общеизвестно, что если ребенок получает статус инвалида, общество, образовательные учреждения стараются переводить таких детей на домашнее, дистанционное обучение. Но в тоже время многие из данной категории детей испытывают потребности в общении со сверстниками, реализации себя как личности, реализации своих способностей и ресурсов. Но, увы, неприспособленные социально на этапах первичной социализации личности в дошкольных учреждениях, они часто терпят неудачи, переживают стрессы. У них часто возникают нежелательные формы поведения и характерные привычки: замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими. С возрастом возможности усвоения позитивного социального опыта, связанные с развитием психики и интеллекта, резко ограничиваются, из-за замкнутой ситуации времяпровождения. И уже в период молодости, взрослости можно наблюдать наличие проблем с трудоустройством, созданием семьи, налаживанием дружеских контактов, жизненной реализации.

Вот почему новацией современного времени в образовательных учреждениях относительно детей ОВЗ, зоны риска по состоянию здоровья становится создание целевой комплексной индивидуальной программы. Для реализации данной программы школа должна осуществлять адекватное социальное, психологическое, педагогическое сопровождение ребенка ОВЗ или зоны риска, где принципиально важным становится создание условий для самостоятельного творческого освоения и осмысления им системы отношений с окружающими и самим собой, возможности совершать жизненно важные выборы и разрабатывать стратегии собственной жизни.

Рассмотрим, как, на основе чего  выстраивается обучение детей с ОВЗ (особые возможности здоровья). Знакомство с документами позволило нам выявить, что основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:

- ФЗ №273–ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

- Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3.286-15  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее- СанПиН) (Вводится в действие с 01.09.2016 г.).

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.

2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтверждается ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

3. Лицо, нуждающееся в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

Прием лиц с ОВЗ в образовательное учреждение происходит в рамках  общего порядка поступления ребенка в школу. Посредством результатов медицинского обследования перед поступлением в школу и итогов обследования ПМПК, которые не должны содержать в заключение противопоказаний на поступление в массовую школу. Следовательно, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Отмечается, что совместное воспитание и обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно, плохо сказываться на результатах всех субъектов обучения.

Чтобы учащийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательном заведении, последнее должно создать условия, основанные на принципах инклюзивного образования. Таким образом, этим детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом спектра потребностей,  возможностей и ресурса ребенка с ОВЗ.

Детям с ОВЗ, которым по результатам ПМПК рекомендовано обучение в общеобразовательной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Следует   отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

На данный момент разработаны рекомендации СанПиНа, которые должны учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ образовательные учреждения.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

Дети с трудностями обучения – не являются редкостью для современной школы. У таких детей адаптация к школе проходит намного дольше, труднее,  сложнее. Имеют место специфические особенности темп работы в классе, большое количество учеников в классе, ориентация учителя на среднего ученика, трудности использования индивидуального подхода, расположение ребенка в классной комнате это тот неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

Возникает вопрос: Что предполагают специальные условия обучения?

Под специальными условиями обучения – понимают такие условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

- применение специальных образовательных программ, методов обучения;

- употребление специальных учебников, пособий, технических средств;

- использование услуг ассистента/тьютера;

- осуществление индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здание образовательной организации;

- использование возможностей дистанционных образовательных технологий;

- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, которые позволят обеспечивать адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ  занимаются окружные и городские ПМПК.

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ. Дети с ОВЗ могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основанием для обучения на дому является медицинское заключение, желание самого ребенка, его родителей, рекомендации педагогов, а не заключение ПМПК.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе - это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна быть для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

Что должны знать, уметь, чем должны владеть будущие специалисты в области подготовки по направлению «Педагогическое образование»  в рамках работы с детьми относящимися к группе риска по состоянию здоровья?

В первую очередь, понимание что такое психолого-педагогическое сопровождение, на чем оно основано, как должно протекать, какие требования к нему предъявляются, какие цели и задачи решает, каковы механизмы его проведения и к какому результату сопровождение должно привести. В тоже время важно чтобы студенты знали, понимали, что с разными категориями детей группы риска по состоянию здоровья необходимо работать по-разному с учетом проблематики их заболевания.

Согласно Овчаровой Р.П. [4] психолого-педагогическое сопровождение есть комплексная технология, эффективной системы профессиональной деятельности педагога, психолога, проявляющейся в разных формах.

Это система совместной деятельности педагога и психолога, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика. Она направлена на организацию помощи ребенку в решении проблем, связанных с его психическим, интеллектуальным, социальным развитием.

Так же важным является понимание студентами, что понимается под технологией (от греч. тechno – искусство, мастерство, loqos – наука) понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.  Педагогическая технологияпсихолого-педагогическое сопровождение можно в полностью отнести к пед. технологиям) – есть строгое научное проектирование, точное воспроизведение процесса, который гарантирует успех педагогических действий и операций; воплощение в реальность педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие личности.

Студентов важно знакомить с разнообразием педагогических технологий и их применением (В.П.Беспалько,  Л.В.Байбородовой, В.В.Гузеева, М.В.Кларина, М.М.Левиной, Г.К.Селевко,  А.И.Умана и др.), а также  ряда зарубежных авторов (Л.Андерсон,  Б.Блум,  Т.Гилберт,  Р.Мейджер, К.Силбер, Р.Томас и др.). 

В процессе подготовки будущих специалистов важно ознакомить их со специализированными технологиями применяемыми в психолого-педагогическом сопровождении при работе именно с детьми с ОВЗ и детьми группы риска по состоянию здоровья:

1. Построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для разных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету.

2. Система работы школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Н.А.Демидова [1]).

3.Технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, способствующая выстраиванию приоритетов, определению стратегии медицинского, психолого-педагогического сопровождения, как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения (О.С.Газман).

4. Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи.

5. Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения субъектов инклюзивного обучающего пространства, формирования  эмоционального принятия и группового сплочения.

6. Технологии развивающей работы в детьми с особыми образовательными потребностями и другими субъектами инклюзивного пространства.

7. Технологии поддержки и адекватной абилитации участников образовательного пространства (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.

8. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных коррекционных школах 1 и 2 вида (Е.Г.Речицкая [5]).

Все эти технологии имеют определенное содержание, этапы, профессиональную направленность, применяемые инструментальные,  методические средства, критерии и индикаторы оценки эффективности, результативности, планируемых результатов на каждом этапе. Важной составляющей каждой технологии выступает ее междисциплинарный характер. Взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения.

Считаем важным и необходимым в процессе обучения студентов уделять особое внимание классификации детей с ОВЗ, зоны и группы риска по состоянию здоровья обучающихся в общей школе. Так С.В.Титова [2] выделила три группы таких детей, знакомство с которыми позволяет более эффективно осуществлять адресную психологическую помощь и осуществлять процесс психолого-педагогического сопровождения каждой из групп:

1. ДЕТИ, СКРЫВАЮЩИЕ СВОЮ ИНВАЛИДНОСТЬ ОТ ДРУГИХ. У которых явно сформировано негативное, отрицательное самоотношение и неприятие факта самой инвалидности. При наличии выраженных физических дефектов дети – инвалиды обеспокоены несоответствием своего физического «Я» общему стандарту. Наличие этого феномена отвержения, неприятия окружающими, ребенок вынужден преодолевать психологические барьеры первоначального вхождения в новый социум. Испытывать страх, психологические травмы при проявлении некорректности со стороны окружающих.

Важным в работе с данной категорией детей, является:

- создание атмосферы безопасного самопознания;

- снятие чувства страха в общении со сверстниками и взрослыми, которое вызвано чувством собственной ущербности;

- подготовить ребенка к вероятности некорректного, негативного поведения со стороны окружающих и научить ответной реакции;

- сформировать толерантность, независимость, самостоятельность от оценочных суждений по поводу его состояния здоровья, внешности, способностей;

- помочь пережить реакции психологической агрессивности со стороны других людей, открыв его внутренние ресурсы (позитивный настрой, успешность в чем либо, фиксация на успехах);

- сформировать у ребенка компенсаторный механизм, который позволяет успешно преодолевать трудности социализации;

- стимулировать стремление ребенка стать автором самого себя, своего будущего;

- поддержать ребенка в желании и старании обрести смысл своей жизни, достигнуть конкретные цели и жизненные перспективы.

2. ДЕТИ, НЕ СКРЫВАЮЩИЕ СВОЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ.  Детям данной группы характерны такие вариации поведения.

1. Манипулирование окружающими через свою инвалидность.  При наличии истероидной акцентуации характера  целью поведения таких детей является извлечение выгоды для себя любым путем. Им характерно формирование позиции иждивенчества, стремление вызывать к себе жалость, вызывать чувство вины у других людей, особенно близких.

В работе с такими детьми важно:

- создать атмосферу безопасного самопознания;

- формировать и развивать субъектность ребенка, воспитывать самостоятельность, ответственность за свою жизнь, исключать чрезмерную опеку;

- учить управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы, реализовывать намеченные программы; оценивать, контролировать результаты своей деятельности;

- создавать и реализовывать ситуации успеха, фиксировать внимание на положительных результатах;

- культивировать потребность в самопомощи, самообслуживании;

- сформировать у ребенка компенсаторный механизм, который позволяет успешно преодолевать трудности социализации;

- привести в действие внутренние механизмы саморазвития ребенка, развить потребность к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации.

2.  Поведение по типу «Я – сам!»  дети данной группы, стремятся во чтобы, то ни стало самостоятельно преодолеть свои трудности. Часто испытывают раздражение, если к ним относятся как к немощным, больным, часто болеющим. Часто не могут реально оценить степень своей самостоятельности и возможности, что может привести к реальному ущербу их здоровью, усугублению тяжести их психического состояния.

В работе с данной группой детей важно:

- создать атмосферу безопасного самопознания;

- сформировать реальное отношение к своему состоянию здоровья;

- помочь ребенку установить предел допустимых психофизических затрат;

- научить обращаться за помощью и не испытывать чувство ложного стыда;

- сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации.

3. ДЕТИ, НЕ ЗНАЮЩИЕ О СВОЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ. В поведении данной группы детей отмечается ориентация на поведение здоровых детей. Они не осознают тяжести состояния своего здоровья. Не оценивают своего ресурса здоровья. Из-за часто происходящего фиаско, неудачливости, неуспешности в чем – либо  испытывают чувство разочарования. Очень резко эмоционально реагируют на информирование у них инвалидности. Т.е. человек с ограниченными возможностями, а факт его неудачи – есть тотальная неизбежность.

В работе с данной группой детей важно:

- создать атмосферу безопасного самопознания;

- подготовить в зависимости от возраста ребенка, особенностей его личности, восприятия реальной информации о состоянии своего здоровья и ограничениях, с которыми он встретится;

- не сосредотачиваться на факте своей дефективности, давать ему возможность идти на разумный риск;

- четко простроить точки роста, перспективы его развития  с учетом особенностей дефекта, целенаправленно создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных моментах;

- сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации – «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации»  (по Л.С.Выготскому).

Основой технологии социально-психолого-педагогической модели реабилитации и абилитации детей – инвалидов является индивидуальная программа (план) работы с ребенком, который составляется классным руководителем совместно с социальным педагогом, психологом, дефектологом, родителями, медперсоналом. Ответственность за его точное выполнение возлагается на социально-психологическую службу, медработника, педагогический коллектив, родителей ребенка.

Резюмируя отмечаем, что в процессе обучения будущих специалистов важно и необходимо готовить к работе с детьми группы риска по состоянию здоровья с наличием, хронических заболеваний (сахарного диабета, заболевания ЖКТ (желудочно-кишечный тракт), бронхиты, астма,  офтальмологические заболевания, ВСД (вегето-сосудистая дистония) и пр.). К сожалению в учебных планах при подготовке специалистов по направлению «Педагогическое образование» не заложены часы на учебные дисциплины которые бы позволяли заполнить пробел в знаниях у студентов по работе с данным контингентом детей. Считаем, что осуществлять такую подготовку возможно в рамках преподавания дисциплин курсов по выбору или факультативного курса.


Список литературы

1. Демидова Н.А. Система работы школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – 2016. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-sistema-raboti-shkoli-s-detmi-s-ovz-1464384.html
2. Дети группы риска в общеобразовательной школе. /Под ред. С.В.Титовой. – СПб.: Питер, 2008. – 240с.
3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 167 с.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.
5. Речицкая Е.Г. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных коррекционных школах 1 и 2 вида. В 2 частях. – М.: Владос., 2013. -278с.

Расскажите о нас своим друзьям: