Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 378

Дата публикации 30.04.2019

Надпрофессиональные навыки учителей

Гизатуллина Анна Вячеславна
канд. пед. наук, доцент, Казанский федеральный университет, Елабужский институт
Шатунова Ольга Васильевна
канд. пед. наук, доцент, Казанский федеральный университет, Елабужский институт

Аннотация: В последнее время усиливается роль soft skills в процессе профессионального развития сотрудников всех организаций. Однако важность и необходимость владения soft skills педагогами, а значит и формирования их у студентов, обучающихся на педагогических направлениях, пока не осознается в должной мере многими участниками образовательного процесса. В статье рассмотрено понятие надпрофессиональных навыков (soft skills) и определена значимость данных навыков для развития специалиста в педагогической сфере. Приводятся данные анкетирования школьных учителей, преподавателей СПО и вузов, касающийся их оценки важности soft skills в педагогической деятельности. Наиболее сформированными у педагогов оказались умение вести диалог и управление обучающимися, наименее эмоциональный интеллект и умение вести переговоры.
Ключевые слова: надпрофессиональные навыки, soft skills, универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, педагогическое образование

Soft skills of teachers

Gizatullina Anna Vyacheslavna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kazan Federal University, Elabuga Institute
Shatunova Olga Vasilyevna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Kazan Federal University, Elabuga Institute

Abstract: In recent years, the role of soft skills in the professional development of employees of all organizations. However, the importance and necessity of soft skills possession by teachers, and hence their formation among students studying in pedagogical directions, is not yet realized in due measure by many participants of the educational process. The article considers the concept of professional skills (soft skills) and determines the importance of these skills for the development of a specialist in the pedagogical sphere. The data of the survey of school teachers and teachers concerning their assessment of the importance of soft skills in teaching are given. The most formed teachers were the ability to dialogue and management of students, the least emotional intelligence and the ability to negotiate.
Keywords: soft skills, generic competencies, General professional competencies, teacher education

Сегодня в науке не существует однозначного толкования понятий, обозначающих непредметные, надпрофессиональные компетентности специалиста, в частности: «мягкие навыки», «ключевые компетентности (навыки)», «универсальные компетентности (навыки)», «навыки XXI века», «метапредметные навыки (умения)», soft skills. Например, в Оксфордском словаре «мягкие навыки» или soft skills определяются как личные качества человека, которые делают возможным более эффективное и гармоничное взаимодействие с другими людьми [2].

Отечественные исследователи А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова и Ю.М. Давлетшина дают интегрированное определение мягких компетенций (soft skills). По их мнению, soft skills – «это социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения убеждать, ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта, обладающих эмерджентностью, необходимых для успешного выполнения работы и соответствующих требованиям должности и стратегическим целям организации, это характеристика потенциального качества, позволяющего описать практически все элементы готовности персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе» [4, с. 4].

А.В. Веткина дает следующее определение двух групп навыков: hard skills ‑ умения и навыки в области формализованной профессиональной базы (профессии); soft skills ‑ менее формализованные навыки и умения, необходимые в любой профессии [1].

Разработчики международного проекта «Ключевые компетентности и новая грамотность» предлагают использовать термин «универсальные компетентности», понимая компетентность, как «способность эффективно мобилизовать (выбирать и использовать наиболее подходящие) знания и умения для решения задач, в том числе в новых нестандартных ситуациях». При этом подчеркивается, что универсальность данных компетенций отражает как их массовый (необходимый для всех) характер, так и неограниченность их какой-либо конкретной сферой деятельности [5].

В данном исследовании мы используем формулировку «надпрофессиональные навыки» или soft skills, в отличие от hard skills, понимаемых нами как профессионально обусловленные навыки (компетенции).

Изучением проблем «мягких» и «твердых» (профессиональных) навыков (soft skills и hard skills) в разное время занимались О.В. Баринова, Н.В. Жадько, М.А. Чуркина, А.Н. Мирошниченко, А.М. Новиков, М.А. Чошанов, О.Л. Чуланова и др. В настоящее время в отечественной науке общими вопросами формирования soft skills занимаются многие исследователи и преподаватели вузов, в частности А.И. Ивонина, О.Л Чуланова, Л.В. Чернецова, А.В. Веткина, Е. Кулик и др. Интересными, на наш взгляд, являются публикации, освещающие проблему формирования и развития soft skills в педагогической сфере (Т.А. Яркова, И.И. Черкасова, А.С. Патлина, Е.Д. Попова и др.).

В 2016 году на Мировом экономическом форуме в Давосе (Швейцария) были сформулированы основные soft skills (или мягкие навыки), необходимые человеку в XXI веке для успешной профессиональной деятельности и повседневной жизни. Они представляют собой комплекс навыков или компетенций, которые можно было бы назвать метапредметными или общими для различных видов деятельности, и включают в себя некоторые характерные черты когнитивной и в целом интеллектуальной деятельности, эмоционального интеллекта, управления собственной деятельностью и конструктивного взаимодействия с другими людьми [6].

Мы считаем, что вопросы развития soft skills у людей, занимающихся педагогической деятельностью, заслуживают особого внимания, так как именно они призваны формировать «гибкие навыки» у подрастающего поколения. Т.А. Яркова и И.И. Черкасова справедливо отмечают, что поскольку профессия учителя является публичной, то особо значимыми выступают навыки самопрезентации; умения выстраивать отношения со всеми участниками образовательного процесса; способность и готовность решать творческие задачи; проявлять лидерские качества [7, с. 223]. Эти навыки и умения становятся особенно актуальными в эпоху цифровизации, характеризующейся процессами трансформации как общества в целом, так и образования в частности, что влечет за собой трансформацию понятия педагогической профессии [3].

Определим содержание основных soft skills применительно к педагогической деятельности.

1. Комплексное многоуровневое решение педагогических проблем. Данная компетенция предусматривает самостоятельное определение проблемы и всего комплекса обуславливающих ее причин и источников; выявление и устранение причины возникновения ситуации, а не ее следствий; системный междисциплинарный подход к решению задач. Педагог должен быть способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

2. Критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности педагогической деятельности. Компетенция предполагает сомнение в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбор в качестве основы для решений и действий фактов, а не информации. Согласно ФГОС ВО педагог должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

3. Креативность как способность к творческому поиску, нестандартному решению педагогических задач, характеризующаяся критериями: скорость (продуктивность) и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Означает навык в создании ситуации сомнения в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбора в качестве основы для решений и действий фактов, а не просто полученной информации.

4. Управление людьми (обучающимися). Эта компетенция предполагает навык создания условий раскрытия творческого потенциала и максимальных достижений у окружающих людей; сочетание наличия «видения» решения ситуации и организации людей на воплощение этого «видения».

5. Сотрудничество с другими (коллегами, руководством, родителями, обучающимися, внешними партнерами). Данная компетенция предполагает умение выстраивать взаимодействие с участниками образовательного процесса на различных уровнях от обмена информацией до обмена смыслами; создание общего поля деятельности по решению образовательных задач.

6. Эмоциональный интеллект. Это подразумевает наличие навыков: распознавания эмоций и понимания намерений других людей; управления собственными эмоциями и состояниями; влияния на эмоции и эмоционального состояния окружающих.

7. Суждение и принятие решений. Компетенция предполагает навыки формирования собственного мнения и смелость в принятии самостоятельных решений и их последствий.

8. Клиентоориентированность. Данная компетенция означает навык взаимодействия с окружающими и решения проблем людей на основе понимания их ценностей и потребностей.

9. Умение вести переговоры. Это навык коммуникации с позиции переговорного процесса, направленного на долгосрочное сотрудничество; убедительное донесение своей позиции через вербальные и невербальные техники с учетом специфики и интересов второй стороны переговоров.

10. Когнитивная гибкость. Предполагает оперативное переключение с одной мысли на другую, а также обдумывание нескольких идей и задач одновременно.

11. Селф-менеджмент. Компетенция предполагает многоуровневый процесс самоорганизации и самореализации личности педагога.

В рамках исследования авторами статьи в 2019 году был проведен анкетный опрос школьных учителей, преподавателей СПО и вузов, касающийся их оценки важности soft skills в педагогической деятельности. Общая выборка составила 110 опрошенных. Были получены следующие данные.

Наиболее сформированными с точки зрения всех респондентов являются следующие компетенции: умение вести диалог и управление обучающимися. Преподаватели СПО и школьные учителя также выделили компетенции «сотрудничество с другими» и «умение управлять собой, своим профессиональным и личностным развитием». При этом школьные учителя выделили как наиболее сформированную у себя компетенцию «управление собственным эмоциональным состоянием, оказание влияния на эмоции учащихся». Тогда как преподаватели вузов более высоко сформированными у себя и коллег сочли компетенции «ориентированность на развитие обучающихся» и «суждение и принятие решений в педагогической деятельности».

При этом все три группы опрошенных выделили как наименее сформированную у себя и коллег компетенцию «комплексное многоуровневое решение педагогических проблем».

В результате исследования мы пришли к следующим заключениям:

1. Несмотря на терминологическое разнообразие содержания понятия надпрофессиональных навыков (soft skills), выделить компетенции, имеющие наиболее важное значение для успешной профессиональной деятельности педагогов.

2. Проведенное анкетирование школьных учителей, преподавателей СПО и вузов показало, что наиболее сформированными у практикующих педагогов являются такие компетенции, как умение вести диалог и управление обучающимися.

3. К сожалению, такие наиболее значимые для учителя надпрофессиональные навыки как эмоциональный интеллект и умение вести переговоры, не закреплены в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, что позволяет предположить отсутствие целенаправленной работы по формированию данных навыков в процессе обучения будущих учителей.


Список литературы

1. Веткина А.В. Реализация принципов экономической герменевтики в системе профессиональной адаптации // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 87. Ч. 2. С. 68-72.
2. Давидова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (Дата обращения: 11.12.2018).
3. Дроботенко Ю.Б. Изменение понятия педагогической профессии в современном обществе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4 (22). С. 112-118.
4. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение» Том 9, № 1 (2017). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf
5. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
6. Патлина А.С., Попова Е.Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов // Теория и методика профессионального образования. 2017. № 2 (35). С. 94-103.
7. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2016. Том 2. № 4. С. 222-234.

Расскажите о нас своим друзьям: