Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016
УДК 378.147
Дата публикации 08.08.2016
Модульно-компетентностный подход как бренд современного профессионального образования
Корнеев Дмитрий Николаевич
Челябинский государственный педагогический университет
Аннотация: Цель данной статьи изучение влияния модульно – компетентностной технологии обучения как педагогического явления профессионального образования на обеспечение качества подготовки современного выпускника. Цель исследования изучение проблем оптимизации образовательного процесса посредством существующих зарубежных и российских алгоритмов и методик реализации осуществления и модульно – компетентностной технологии как одной из методики обеспечивающих эффективность образовательного процесса в условиях современной образовательной организации среднего и высшего профессионального образования. Выводы исследования: осуществленный теоретико – методологический анализ показал эффективность разработанной модели организации процесса обучения на модульно – компетентностной основе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что модульно – компетентностное обучение способствует формированию предметных компетенций по, а также общих и основ профессиональных компетенций.
Ключевые слова: компетентностный подход, модульно – компетентностной технологии обучения, профессиональное образование, педагог профессионального обучения
Chelyabinsk state pedagogical university
Abstract: The purpose of this article study the impact of modular competency – based learning technology as a pedagogical phenomenon of professional education to ensure the quality of training the modern graduate. The purpose of the study the study of problems of optimization of the educational process through existing international and Russian algorithms and techniques implementation and the implementation of the modular competency – based technology as one of the methods providing efficiency of educational process in modern educational organizations of secondary and higher professional education. The findings of the study: conducted theoretical and methodological analysis showed the effectiveness of the developed model of educational process organization on modular competence-based. The results indicate that a modular competency – based training contributes to the formation of subject competences and General and basic professional competencies.
Keywords: competence-based approach, a modular competency – based learning technology, vocational education, teacher training
Статья опубликована при поддержке гранта на выполнение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям вузов-партнеров по сетевому взаимодействию ФГБОУ ВО «ЧГПУ» и ФГБОУ ВО «ШГПУ» заявка № 2016–Ш1–08–09
Транзитивный рынок трудовых ресурсов, отличающийся повышенной инновационной изменяемостью, предъявляет многофакторные требования к педагогам профессионального образования, реализующим основные образовательные программы в области менеджмента и управления персоналом в современных образовательных организациях. Диагностика потребностей ведущих работодателей Уральского региона свидетельствует о инновационных траекториях преобразования кадровых потребностей территорий: проектирование заказа на повышение качество современного профессионального образования не только и не столько в знаниевой концепции специалистов, сколько в обеспечении владения навыками осуществления профессиональной деятельности; в формировании трудовых функций у педагогов профессионального обучения, заложенных в профессиональных стандартах «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 608н, синергитирующих с ключевыми для всех существующих профессий и специальностей компонентами готовности к профессиональной деятельности, такими как возможность, к творческой, самостоятельной профессиональной деятельности с минимальным сроком профессиональной адаптации, профессиональному синергизму, к проектированию профессионального стейкхолдерства, к непрерывному самообразованию через всю жизнь, к владению разрешать экстремальные проблемы в своей профессиональной области, к умению работать (анализу и синтезу) с внутренней и внешней информацией и т.д. [2].
Мы считаем, что современная образовательная задача формулируется в проектировании особых образовательных результатов системы современного профессионального образования – в необходимых профессиональных компетенциях. В ходе изучения зарубежной и отечественной парадигмы профессионального образования одной из технологий обеспечивающей успешность данной образовательной траектории, является разрешение проблемы проектирования системы модульно – компетентностного образования в России. На наш взгляд, сегодня не достаточно научных разработок по проектированию единой пространственной научно-методической и понятийно-терминологического фундамента модульно – компетентностного подхода в современном профессиональном образовании, которая смогла осуществить синергию преемственности с российской дидактической системой, широко используемой в мировой педагогической практике.
Процесс изучения психолого-педагогической литературы по проблеме современного высшего профессионального образования (Л.П. Алексеевой, А.Е. Айзенцон, Н.Ю. Корнеевой, Н.И. Надтока, АЛ. Пелевина, С.Н. Потемкина, Н.И. Стасюк и др.) определил векторность изысканий на фундаментальность и профессиональную идентификацию профессионального образования современного мира, а также определил приоритетную реализацию системного подхода к анализу современных дисциплин профессионального и гуманитарного циклов в конкурентоспособном, современном профессиональном образовании [1].
Особенностью учебного процесса в современном профессиональном образовании является практико – ориентированная векторность изучаемых дисциплин. При этом профессиональная педагогика являет собой фундамент дисциплин профессионального направления, она также связана с дисциплинами гуманитарного и экономического направлений (психология, менеджмент, управление персоналом, управление проектами, экономика, инновационные процессы в профессиональном образовании и др.).
Проблеме оптимизации современной системе обучения студентов педагогических образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования посвящены диссертационные работы Е.А. Гнатышиной, Д.Н. Корнеева, Н.Ю. Корнеевой, Н.В. Увариной, Е.А. Шумиловой и др. [3].
Синергетическими ядрами профессиональной инновационной подготовки обучающихся должны стать компетенции, которые нами понимаются как необходимые знания, необходимые умения, владения и опыт профессиональной деятельности, обязательные для разрешения практико-ориентированных задач современного профессионального образования.
Компетентностный подход – это основная ориентация субъектов и объектов образовательного процесса на идеальное описание результата их деятельности, который формируется, на основе потребностей современного общества в соответствии с определенным этапом его развития.
На наш взгляд результатом применения компетентностного подхода должен рассматривается не объем усвоенной информации студентами, а способность индивидуума действовать качественно и мобильно в различных профессиональных ситуациях, обеспечивающих конкурентоспособность различных социально-экономических систем. На наш взгляд эффективным алгоритмом апробации компетентностного подхода в профессиональном образовании по признанию также выше перечисленных теоретиков и практиков теории и методики профессионального обучения представляется модульная технология.
Теоретико – методологическая диагностика изысканий по методологии компетентностного и модульного подходов в профессиональном образовании показал нам существующие тенденции интеграции концептуальных основ данных дефиниций и позволил анализ синергетического компонента современного образования — модульно – компетентностного подхода.
Модульно – компетентностный подход в современном профессиональном образовании характеризуется определенной моделью проектирования и организации современного образовательного пространства, в данной педагогической модели в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального обучения. Данная проблема наиболее подробно решается в системе профессионального образования в педагогических трудах (А.А. Гетманской, Э.Ф. Зеера, Н.Ю. Корнеевой, Г.В. Ярочкиной и др.) [4].
В современной системе профессионального образования компетентностный подход продекларирован в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения и недостаточно исследован.
Понятие «модуль» в переводе – «мера», функционально-смысловой узел. В профессиональной педагогике понятие «модуль» подразумевает целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую конструкцию. Внутри каждого модуля как целевого функционального смыслового узла знанивое содержание и алгоритм овладения им объединены в комплексную систему приоритетного уровня целостности [2].
Модульная структура основной образовательной программы состоит из синергитичных системных компонентов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы.
В структуре методики профессионального обучения именно модуль как стержневая структурная единица занимает приоритетное место, поскольку критерии и показатели к итогам обучения современной профессиональной образовательной организации характеризуются как перечень видов необходимой профессиональной деятельности и соответствующих определенным профессиональным компетенциям [5].
Обучающийся в ходе процесса обучения должен, в первую очередь, приобрести необходимый практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый смысловой модуль может осваиваться автономно, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. В границах модулей реализуется комплексное, синхронизированное овладение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся [3].
Реорганизация системы профессионального образования на основе применения модульного подхода подразумевает: пропедевтическое глубокое метапредметное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин; проектирование необходимых образовательных траекторий в рамках профессионального определенного модуля; создание системы апробации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы образовательной организации; повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению; ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др. [6].
Для реализации модульно-компетентностного подхода в современный образовательный процесс профессиональных образовательных организаций необходим определенный алгоритм, который подразумевает специфическую подготовку педагогических работников, проектирование предметных модулей, методического обеспечения, технологий и инструментов измерения качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов. Теоретико-методологическим фундаментом в трансферте реализации модульного обучения в современный образовательный процесс должны синергироваться следующие педагогические компоненты: психологическая готовность педагога профессионального обучения, определенное педагогическое мастерство реализации данного подхода, методическое обеспечение, педагогический мониторинг. Внедрение модульно – компетентностного подхода в процесс профессионального образования подразумевает проектирование следующих дидактических компонентов: структуры модуля, отражающей требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем; методического обеспечения образовательного процесса для студентов, методического обеспечения образовательного процесса для преподавателей на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности; системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения. Архитектура модуля позволяет выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практико-ориентированную форму. В осуществлении деятельности по апробации в образовательный процесс модульно-компетентностного подхода стержневым компонентом являются формы организации учебной деятельности студента, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за достигнутые результаты образовательного труда. Изучая проблемы проектирования и реализации модульно-компетентностного подхода в систему современного профессионального образования, происходит трансформация односторонней активности субъекта образовательного процесса на активность, самостоятельность и ответственность объекта образовательного процесса. Педагог при этом выступает в роли модератора или тьютера образовательного процесса на проблемной основе, действуя, как администратор и заказчик, чем как источник готовых знаний и директив для обучающихся. По нашему мнению сущность модульного обучения должна основываться на профессиональных компетенциях, понимаемая как проектирование учебного материала и технологий обучения в виде итоговых дидактических единиц с учетом необходимых профессиональных характеристик, которая проектируется на основе индивидуальной компетентности обучающегося и характеризуется комплексом определенных видов знаний и способов педагогической деятельности.
На основе изученной нами методологии по проблеме заявленной тематики мы выявили, что апробация характеризуемого нами модульно – компетентностного подхода в современный образовательный процесс требует переориентации традиционных видов профессиональных занятий, нами спроектирована функциональная модель построения образовательного пространства в современной образовательной организации профессионального образования на основе реализации модульно – компетентностного подхода, в технологии реализации предложенной модели включены лекционные, лабораторно – практические занятия и самостоятельная работа студентов. Мы подробно рассмотрели методическое обеспечение каждого вида занятия на основе модульной структуры организации процесса обучения.
Предложенная нами модель на основе реализации модульно – компетентностного подходов условиях современной образовательной организации профессионального образования нами апробирована на технологическом уровне в методической системе профессионального обучения, на основе созданного в ходе исследования учебно-методического обеспечения учебного процесса в рамках всех форм обучения.
Осуществленный теоретико – методологический анализ показал эффективность разработанной модели организации процесса обучения на модульно – компетентностной основе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что модульно – компетентностное обучение способствует формированию предметных компетенций по, а также общих и основ профессиональных компетенций.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех проблем методики профессионального обучения студентов образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.
Векторы перспективных исследований данной проблематики видятся нами в разработке специфичных педагогических концепций и моделей, оптимизирующих развитие профессионально – значимых качеств личности педагога профессионального обучения, обеспечивающих реализацию необходимых трудовых функций в сфере высокотехнологичных производств и обеспечивающих конкурентоспособность Российского образования.
Список литературы
1. Гнатышина Е.А., Корнеева Н.Ю. Система формирования инженерной культуры у педагогов профессионального обучения в условиях модернизации высшего профессионального образования, В сборнике: Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международными участием. 2015. С. 106-112.
2. Корнеев Д.Н. Практико-ориентированная подготовка будущих менеджеров к профессиональной деятельности, диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 2004.
3. Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Алексеева Л.П. Концептуальная модель формирования инженерной культуры обучающихся как трансфер модернизации российского образования В сборнике: Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международными участием. 2015. С. 190-199.
4. Корнеева Н.Ю. Подготовка будущих педагогов к управлению социально-педагогической поддержкой учащихся с ограниченными физическими возможностями [Текст] /Педагогическое образование в России. 2010. № 3. С. 92-97.
5. Корнеева Н.Ю. Формирование готовности педагога профессионального обучения к созданию инклюзивной среды образования Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 38 (255). С. 49-52.
6. Саламатов А.А., Корнеев Д.Н. Проблемы профилактики конфликтов в теории менеджмента, В сборнике: Инновационные проблемы профессионального образования сборник научных статей. Челябинск, 2010. С. 233-237.