Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №01 (42) Январь 2020

УДК 37.013

Дата публикации 31.01.2020

Многообразие подходов в формировании информационной компетенции у обучающихся

Камышева Анна Валерьевна
аспирант кафедры педагогического и специального образования, БУ ВО ХМАО-Югры "Сургутский государственный педагогический университет", РФ, г. Сургут, anna_vip_21@mail.ru

Аннотация: В статье обозначены проблемные моменты в формировании информационной компетентности обучающихся высшей школы. В настоящее время общее состояние информационной компетентности студентов, к сожалению, не может быть признано удовлетворительным. Преподаватели вузов отмечают, что выпускники школ испытывают существенные затруднения на первых этапах обучения, и это является негативным следствием бессистемности, нетехнологичности информационного просвещения в учреждениях общего образования.
Ключевые слова: компетенция, информационная компетентность, системный подход, компетентностный подход, дисциплина, студент

Variety of approaches in the formation of information competence among students

Kamyshevа Anna Valeryevna
postgraduate student of the Department of pedagogical and special education, BI HE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical University», Russia, Surgut

Abstract: The article identifies the problematic moments in the formation of information competence of students of higher education. At present, the General state of information competence of students, unfortunately, can not be considered satisfactory. University teachers note that school graduates experience significant difficulties at the first stages of training, and this is a negative consequence of the unsystematic, non-technological nature of information education in General education institutions.
Keywords: competence, information competence, system approach, competence approach, discipline, student

Профессиональная готовность будущих специалистов к активному и эффективному использованию средств информационных и коммуникационных технологий имеет особую актуальность. Сегодня стратегия развития общества напрямую связана с интенсификацией процесса внедрения прогрессивных технологий во все сферы деятельности человека, о чем говорят и документы: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» до 2025 года, «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» на период до 2017-2030 годы, федеральная целевая программа «Электронная Россия», реализуемая в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время в обществе востребованы знания, ценен уровень интеллектуального развития личности и именно эти ориентиры становятся стратегическим ресурсом и важным фактором развития экономики, что существенно повышается статус образования [13]. На образование возлагаются особые надежды, в связи с тем, что именно оно в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка позволяет человеку осваивать новые профессии, новые виды и способы деятельности. Человек играет активную роль на рынке труда, предлагая в качестве товара свой главный личный капитал – компетентность, профессионализм, квалификацию. И соответственно, чем выше уровень его квалификации, тем большую свободу выбора имеет он на рынке труда, тем больше востребован в жизни. А это значит, что выпускник высшей школы должен быть эффективным и конкурентоспособным. Он должен обладать такими качествами, как творчество, коммуникабельность, способность самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни [12].

На первый план в жизни и деятельности современных молодых людей должны выходить возможности использования функциональных, деятельностных качеств, а не наличие накопленного впрок багажа знаний.

Перед российской системой образования поставлена задача сформировать у обучающихся ключевые компетенции. Ключевые компетенции - это целостная система универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Поэтому в современной российской системе образования происходят изменения, связанные с переходом к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход. В настоящее время появляется множество научно-теоретических и научно-методических работ, посвященных анализу сущности этого подхода и проблемам формирования ключевых компетенций [5]. По мнению А.В. Хуторского введение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит решить характерную для российской системы образования проблему, когда ученики, обладая высоким уровнем теоретических знаний, испытывают затруднения в их реализации на практике при решении конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций [15].

Компетентностный подход положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта и является отражением социального заказа, представляя собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьёй, обществом, государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. И это не случайно: чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, ребенку необходимо адаптироваться в окружающем мире. В связи с этим основной задачей школы является выстраивание стратегии «образования для будущего» в которой смещен акцент с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и способности учиться самостоятельно.

Одной из главных задач современной системы российского образования является создание педагогических условий для качественного обучения. В современных условиях процесс эффективного формирования информационной компетентности у подрастающего поколения обеспечивается следующим комплексом педагогических условий: информатизацией учебного процесса, установлением гуманных отношений между участниками образовательного процесса, учётом индивидуальных особенностей в учебно-познавательной деятельности, обеспечением субъект-субъектного взаимодействия, дифференцированного подхода. Реализация процесса формирования информационной компетентности осуществляется на принципах системности, целостности, доступности, открытости, наглядности, самодеятельности, личностного целеполагания, проблемности, метапредметности.

Обратим внимание, что компетентностный подход в обучении появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. Поэтому современное образование должно формировать профессиональный универсализм – способность человека менять способы и сферы своей деятельности. Реализовать компетентностный подход возможно только в деятельности [6].

Отсюда вытекает название – деятельностный подход, основная идея которого заключается в том, что главный итог образования – это не разрозненные знания, умения и навыки, а способность и готовность личности к эффективной и продуктивной деятельности в разных ситуациях.

Все объекты познания в обучении, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный.

Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.

Из этих составляющих и складывается системно-деятельностный подход, который заложен в идею реализации стандарта нового поколения.

Таким образом, прослеживается четкая связь.

Компетентностный подход отвечает на вопрос: Чему учить?

Системно-деятельностный подход – на вопрос: Как учить?

С позиции компетентностного подхода фундаментальным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций.

Обратимся к значению этих терминов.

Компетенция (от лат. competentia) – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их [1].

Можно сказать, что компетенция - это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом.

Часто понятие «компетенция» подменяют понятием «компетентность», используют эти слова как синонимы, что не совсем правильно [8].

Компетентность – интегральная характеристика личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [12].

В более упрощенном виде можно сказать так:

Компетенция – это то, на что претендуют или то, что необходимо достичь. Термин «компетентность» определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер [7].

Другими словами, компетентность – это мера освоения компетенции.

К сожалению, педагогам, очень трудно перестроиться, осознать, что и как они должны делать в условиях нового содержания образования, для большинства из них до сих пор приоритетным является обучение, нацеленное сугубо только на передачу знаний.

К.В. Каменев отмечает, что развитая информационная компетенция предполагает сформированность навыков деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире [9]. Владение современными средствами информации и информационными технологиями: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача [11].

Умение работать с информацией является одним из главных навыков, позволяющих существенно облегчить процессы работы и учебы. Грамотная работа с различными типами данных позволяет существенно сократить временные затраты. Информационную компетенцию можно выразить в следующем: нужно, чтобы ученик не спрашивал, что ему нужно делать, а сам добывал информацию, ранжировал, организовывал, анализировал, преобразовывал ее в различных видах и передавал.

Рассмотрим структуру информационной компетенции. В первую группу умений входят: поиск информации, то есть умение извлекать информацию, определять ее избыток и недостаток в тексте; пользоваться словарями, справочниками; определять первичные и вторичные источники информации; использовать сноски, примечания, цитаты, библиографию.

Следующая группа умений – обработка информации. Под данной группой умений подразумевается понимание и составление зависимостей, выраженных в графической форме; анализ, сравнение, обобщение, ранжирование информации; собственная интерпретация предмета, аргументация собственной позиции.

Представление информации – это создание собственных текстов определенных жанров, владение техникой свертывания и развертывания информации, структурирование материала, группировка и перегруппировка содержания текста.

Последняя группа умений – передача информации, то есть умение различать мнения и факты в высказываниях, умение поддерживать дискуссию, высказывать собственное мнение.

Для формирования информационной компетенции необходимо свободное владение как педагогом, так и обучающимися не только традиционными источниками информации (справочные пособия, словари), но и современными средствами информации (факс, компьютер, интерактивная доска) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) [9].

Степень сформированности информационной компетенции обучающихся выявляется путем внешнего мониторинга.

Информационную компетенцию, как компетенцию системообразующую, следует развивать на каждом занятии. Работа над ее формированием может осуществляться на любом этапе занятия.

Эффективность формирования информационной компетенции напрямую зависит от методов и способов организации учебного процесса: наименее эффективны беседы и лекции. Довольно продуктивны работа с учебником, лабораторные работы и деловые игры.

На сегодняшний день общее состояние информационной компетентности студентов, к сожалению, не может быть признано удовлетворительным. Преподаватели вузов отмечают, что выпускники школ испытывают существенные затруднения на первых этапах обучения.

Опыт преподавательской деятельности в вузе позволяет выделить следующие проблемы в уровне владения информационной компетентностью студентами-первокурсниками:

1. Работа с информацией. Примерно треть студентов не владеют навыками поиска информации. Наиболее релевантной они считают информацию из Википедии, которую называют «лучшим другом студента». Очень часто этой информацией и ограничиваются, даже в курсовых работах ссылаются именно на Википедию, считая ее научным источником. Второй популярный вариант – набрать в поисковике интересующий студента набор слов, а потом пройти по первой ссылке. Совершенно не важно, что это за ссылка, насколько авторитетен автор текста, источник становится основным для научной или учебной работы [7].

2. Неумение разделять свое и чужое, что проявляется в том, что  студенты, не понимают, что, если они используют какие-то цитаты или просто мысли, изложенные в материалах, которые они используют, они обязаны дать ссылку на источник.

3. Неумение пользоваться программой Word, что проявляется в отсутствии навыков форматирования текста, неумении делать ссылки и сноски.

4. Незнание правил деловой этики.

5. Неумение писать тексты и выражать мысли

Выше изложенные проблемы позволяют констатировать, что зачастую в университете приходится решать проблемы, которые приходят из школы средней, но там не решаются, а иногда и формируются [3].

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что в нашем информационном, конкурентном и поликультурном мире человек может стать успешным, если он умеет пользоваться новейшими информационными технологиями.


Список литературы

1. Алдакимов А.Н. Тенденции развития современной системы образования в России: историко-педагогический и социальный аспекты / А.Н. Алдакимов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 3-9.
2. Аманацкий Ю.В. Современное отечественное образование в системе национальной безопасности России / Ю.В. Аманацкий // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 3. С. 88-95.
3. Андреева Т.А. Модернизация системы образования в России / Т.А. Андреева // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 1-2. С. 438-444.
4. Андриади И.П., Тёмина С.Ю. Педагогический словарь: Справочное издание / Андриади И.П., Темина С.Ю. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
5. Безуглая Т.И. Содержание понятия «образование» / Т.И. Безуглая // Евразийский союз ученых. 2017. № 11-2 (44). С. 16-19.
6. Галактионова Ю.Ю. Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития / Ю.Ю. Галактинова // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 795-797.
7. Галушка М.А. Развитие независимой оценочной системы качества образования в России / М.А. Галушка // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 1. С. 82.
8. Давлатмуродов Ш.Ш. Концепция образования в современной России / Ш.Ш. Давлатмуродов // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 14. С. 312-316.
9. Каменев К.В. Информационная компетентность как одна из ключевых компетентностей в современной системе образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55093.
10. Кричевский В.Ю. Качественная оценка реформы системы образования в России / В.Ю. Кричевский // Непрерывное образование. 2017. № 3 (21). С. 8-14.
11. Мамяченков В.Н. Возникновение и развитие системы высшего образования в России: проблема периодизации / В.Н. Мамяченков // Научный диалог. 2018. № 2. С. 243-251.
12. Осипова М.Б. К проблеме создания системы школьной оценки качества образования / М.Б. Осипова // Научный журнал Дискурс. 2018. № 1 (15). С. 95-110.
13. Соколова Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества / Е.В. Соколова // Дельта науки. 2020. № 1. С. 82-84.
14. Соколова Е.В. Система образования в РФ: модель системы образования в перспективе 2020 года / Е.В. Соколова // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 5. С. 147-152.
15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование, 2013. -№ 2. – С. 58-64.
16. Шаповалова Е.И. Реформирование образования: инновационная составляющая / Е.И. Шаповалова // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 21 (103). С. 63-66.

Расскажите о нас своим друзьям: