Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №3 (32) Март 2019
УДК 37.015.3
Дата публикации 31.03.2019
Методы нейропсихологической коррекции нарушений развития детей
Корябина Галина Владимировна
-
Шевырева Елена Геннадиевна
Доцент, кан. псих. н.
Аннотация: Аннотация. В статье раскрыты некоторые методы и методики коррекции нарушений развития детей, используемые в области нейропсихологии, доказавшие наибольшую эффективность в работе с современными детьми, имеющими различные формы дизонтогенеза. В образовательной сфере могут быть применимы: метод замещающего дизонтогенеза Семенович А.В., Гимнастика мозга П. Деннисона, Сенсорная интеграция Дж. Айрис, оценка нейромотороной готовности к обучению П.Блайта. Общим для всех рассмотренных нейропсихологических методов является принцип воздействия: улучшение работы высших психических функций через воздействие на тело человека посредством особых, специфических, но простых двигательных упражнений и действий.
Ключевые слова: нейропсихология, Метод замещающего онтогенеза, Гимнастика мозга, сенсорная интеграция
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8», г. Ростов-на-Дону
Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, доцент кафедры психология образования, г. Ростов-на-Дону
Abstract: The article reveals some methods and techniques of correction of developmental disorders of children used in the field of neuropsychology, which proved the most effective in working with modern children with different forms of dysontogenesis. In the educational sphere can be applied: the method of substitutive dysontogenesis Semenovich A.V., P. Dennison's brain Gymnastics, Sensory integration J. Iris, neuromotion assessment of readiness for training - P. Bligh. Common to all considered neuropsychological methods is the principle of influence: improving the work of higher mental functions through the impact on the human body through special, specific, but simple motor exercises and actions.
Keywords: neuropsychology, the Method of replacement of ontogenesis, Gymnastics of the brain, sensory integration
Современное общество столкнулось с феноменом повсеместного снижения норм психического развития детей, обилием дисфункций детского организма. В связи с этим, как отечественными, так и зарубежными психологами идет активный поиск, развитие и внедрение методов коррекции и реабилитации дизонтогенетических проблем детской популяции. Приоритетное место в решение проблем несформированной произвольной регуляции, нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, личностной незрелости, замедленным темпом психического развития занимает детская нейропсихология. Это наука изучает формирование мозговой организации психических функций. Нейропсихологическая коррекция детей – это работа с различными формами дизонтогенеза. Важным условием положительного эффекта коррекционной работы является ее своевременность. Трудности в развитии, обучении и поведении с помощью нейропсихологических методов можно преодолеть в возрастном периоде от 3 до 13 лет. Такой результат может стать возможным благодаря высокой пластичности мозга человека.
В настоящее время существует много различных методов в нейропсихологии, хотелось бы остановиться подробнее на некоторых из них.
Одним из наиболее эффективных и тщательно проработанных является нейропсихологический подход, имеющий в своей основе модель А.Р. Лурия о трех структурно-функциональных блоках, каждый из которых несет свою определенную функцию в психическом устройстве мозга. Первый блок – энергетический, отвечает за регуляцию необходимого тонуса нервной системы и поддержание оптимального уровня бодрствования (неспецифическая активация). Второй блок – это блок получения, хранения и переработки информации (он включает основные анализаторные системы, которые дают возможность человеку видеть слышать, чувствовать получаемую информацию). И третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием сложных форм психической деятельности организма. Сущность метода замещающего онтогенеза (МЗО) (Б.А.Архипов, А.В.Семенович, С.О.Умрихин, А.А.Цыганок и др), основана на теории А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга. Значительным преимуществом по отношению к другим методам является универсальность применения МЗО, он обладает большим корригирующим коэффициентом различного спектра нарушений детского развития. Его цель – развитие всех высших психических функций при помощи воздействия на сенсомоторный уровень.
Принцип действия МЗО основан на установлении связи между уровнем актуального развития ребенка и этапами формирования мозговой организации психических процессов. Работа заключается в воспроизведении тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены. Специалист должен определить проблемные этапы развития, и включить в работу специальные упражнения, которые будут замещать неотработанные системой участки. Коррекция фокусируется на трех направлениях: 1) «Разминка и подвижные игры на внимание», 2) «Психомоторные координации», 3) «Когнитивные способности». Программа достаточно объемная и включает 18 недель занятий, в этом заключена трудность коррекционной работы. При этом условием успешного результата будет четкая последовательность в выполнении упражнений.
Еще одним нейропсихологическим методом, уже заслужившим признание у специалистов, работающих с детьми, является «Гимнастика мозга». Цель метода – посредством восстановления нарушенных межполушарных связей мозга улучшать и развивать характеристики психических процессов (памяти, внимания, мышления), эмоционально-волевой сферы с помощью простых в исполнении упражнений на движение. Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» был разработан Полом и Гейлом Деннисон. Сущность метода основана на идеи о том, что сенсомоторное развитие напрямую связано с умственным. Выполняя простые движения, мы стимулируем или запускаем эффективную работу мозга, решая интеллектуальные задачи, выстраивается эмоциональное равновесие, снимается стресс. Эффективность использования упражнений можно наблюдать в достаточно быстрый промежуток времени. Поэтому их так удобно применять в качестве утренней гимнастики не только детям, но взрослым, или перед ответственным мероприятием, выступлением. Выполнение двигательных упражнений в регулярном длительном по времени формате позволит нервной системе максимально сбалансироваться и работать продуктивно как здоровому организму, так и даст возможность нивелировать патологические проявления психической деятельности. Упражнения делятся на четыре группы. 1.Движения, пересекающие срединную линию тела. Эти упражнения интегрируют полушария мозга, развивают бинокулярное зрение, бинакулярный слух и координацию двух рук. 2.Энергетизирующие упражнения (способствуют передаче нейронных сигналов между мозгом и остальным телом). Выполнение таких специальных движений поможет улучшить эмоциональное состояние, наладить отношения с окружающими, самоорганизоваться и действовать решительно в трудных ситуациях. 3. Растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление основных групп мышц и сухожилий и, следовательно, эффективны в снижении стресса. 4. Упражнения, повышающие позитивное отношение – помогают наладить координацию действий и мыслей [3].
Методика оценки и коррекции нейромоторной готовности к обучению в школе направления на определение и коррекцию признаков нейромоторной незрелости у детей, являющихся причиной многочисленных трудностей при обучении. Она была разработана английским психологом Питером Блайтом и доказала свою эффективность в результате многолетнего применения в образовательных организациях стран Европы и США, подтвержденную исследованиями автора и его помощников. Научное обоснование методики заключается в утверждении тесной связи нейромоторной незрелости и школьных трудностей (когнитивные трудности, проблемы в овладении чтением, письмом, обработке математической информации, в удержании внимания на протяжении занятия и др.). Нервная система будет работать слаженно при условии своевременной интеграции первичных рефлексов (ранний возраст). Если по разного рода психофизиологическим или внешним причинам этого не происходит, и рефлексы остаются в активном состоянии, то определенные движения не отрабатываются в свой срок (например – ползание) и процессы мышления в корковых зонах головного мозга оказываются блокированными. Это и ведет к различного рода проблемам развития, в том числе - к школьным трудностям. Программа коррекции нейромоторных патологий доступна в использовании не только специалистами (психологами, дефектологами, педагогами), но и родителями и состоит, по сути, из несложных двигательных упражнений, тренирующих и достраивающих нервную систему за счет определенных движений, которые были в дефиците в определенный возрастной период ребенка.
Метод сенсорной интеграции разрабатывался американским трудотерапевтом Джин Айрес, которая занималась решением неврологических проблем детей и взрослых. Его целью является - усилить, сбалансировать, развить обработку сенсорных стимулов нервной системы ребенка. Метод направлен на стимуляцию аудиальной, визуальной, кинестетической, вестибулярной систем посредством координации органов чувств с помощью специального оборудования и игр, воздействующих на анализаторы. Нарушения сенсорной интеграции проявляется, когда механизм единого восприятия и обработки сенсорных сигналов не работает или работает искаженно. Нарушения сенсорной интеграции у детей проявляются разнообразно: отказ одевать некомфортную для ребенка одежду, нежелание прикасаться к поверхностям различной фактуры и веществам (песок, краски, пластилин), страх перед качелями и каруселями, апраксия (проблемы с бытовыми предметами), дислексия (трудности с письмом, счетом), СДВГ, нарушение ощущения границ тела и пространства. Дисфункция заключается в повышенной или пониженной чувствительности анализаторных систем. Сенсорное развитие детей тесно связано с сенсорной интеграцией. Для развития сенсорной интеграции возможно применение игр, направленных на тренировку каждой из систем: зрительной (игры на зрительное восприятие, прятание и поиск предметов), слуховой (игры на соотнесение предметов, объектов или принадлежащих им звуков), тактильной (всевозможная работа с тактильным материалом, массаж и самомассаж), вкусовой (работа с едой), обонятельной (игры на развитие чувствительности к запахам), вестибулярной (специальные подвижные игры с мячом, скакалкой, канатом, лестницей, балансировочной доской.).
В работе с детьми, имеющими трудности развития в различных вариантах, становится понятным необходимость использования нейропсихологических методов, а применение их в комплексе значительно увеличивает шансы на получение положительных результатов.
Список литературы
1. Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009 - 272 с.
2. Болотская И.М. Нейропсихологические методы в работе педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО. // Конференция АСОУ. Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций – 2016
3. Деннисон Пол Е., Деннисон Гейл Е. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. Изд-во: Весь, 2017 – 320 с.
4. Годард Блайт С. Оценка нейромоторной готовности к обучению, Москва, 2017 г., 213 с.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.
6. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М.: изд-во МГУ, 1985.
7. Федоренко Е.И. Здоровьесберегающие технологии. Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста.//Преемственность в образовании -2018.
8. Хомская Е.Д. Нейропсихология.4-е изд. – СПб.: Питер, 2011.- 496 с.