Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №01 (102) Январь 2025

УДК 376

Дата публикации 31.01.2025

Методические основы формирования навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Андрусёва Ирина Владимировна
канд.пед.наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь, irinandrusyova@yandex.ru
Мавлюталиева Эдие Альбертовна
студент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь, edie_mav@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Выделяются и описываются характерные особенности навыков словоизменения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: словоизменение, дошкольник, общее недоразвитие речи, речевое расстройство, грамматический строй речи, коррекция.

Methodological foundations of the formation of inflection skills in older preschoolers with general speech underdevelopment of level III

Andruseva Irina Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor at the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russian Federation, Simferopol
Mavlyutalieva Ediye Albertovna
student of the Department of Special (defectological) education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russian Federation, Simferopol

Abstract: This article examines the problem of forming inflection skills in older preschool children with general speech underdevelopment of level III. The characteristic features of inflection skills in preschool children with general speech underdevelopment are highlighted and described.
Keywords: inflection, preschooler, general speech underdevelopment, speech disorder, grammatical structure of speech, correction.

Правильная ссылка на статью
Андрусёва И.В., Мавлюталиева Э.А. Методические основы формирования навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2025. № 01 (102). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metodicheskie-osnovy-formirovaniya-navykov-slovoizmeneniya-u-starshikh-doshkolnikov-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya.html (Дата обращения: 31.01.2025)

Особенности навыков словоизменения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи раскрыты в работах О.Н. Двуреченской, А.В. Дзюбань, К.О. Жогло, Е.В. Жулиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Мартыновой, Г.Н. Меженцевой, Е.Д. Минеевой, А.А. Романовой и А.В. Толстопятовой.

Речевые расстройства ученые рассматривают как нарушения развития, протекающие по законам упорядоченного строения высших психических функций. Проявляется в бедности активного и пассивного словарного запаса, нарушении грамматического строя речи и фонологического развития. Для общего недоразвития речи характерно также позднее начало речи.

Общее недоразвитие речи – представляет собой сложное речевое расстройство, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и разборчивой стороне речи, при сохраненном слухе и интеллекте.

К ведущим механизмам нарушения формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи относят позднее овладение закономерностями языка и языковыми обобщениями, общие окказиональные формы (аграмматизмы), образованные по аналогии, и нарушение синтаксической обобщенности, выражающееся в пропуске членов предложения, необычном порядке слов и отсутствии морфологических средств связи между ними [1, с.127].

Формирование грамматического строя речи детей с ОНР характеризуется неоднородностью и вариабельностью симптомов: от незначительной задержки формирования морфологического и синтаксического строя языка до четких аграмматизмов в экспрессивной речи.

Условно выделяют три уровня общего недоразвития речи. Для первого уровня характерны показатели:

  • активный словарь в зачаточном состоянии, состоит из звукоподражаний, лепета и небольшого количества общеупотребительных слов. Значения слов недифференцированные и неустойчивы;
  • пассивный словарь шире активного, но ограничено понимание речи вне ситуации. Фразовая речь почти отсутствует;
  • дети не понимают звуковую и слоговую структуру слова.

Для второго уровня речевого развития характерно следующее:

  • в активном словаре не только существительные и глаголы, но и некоторые прилагательные, преимущественно качественные, и наречия;
  • улучшается понимание речи, простых грамматических форм;
  • дети начинают пользоваться фразами;

Для третьего уровня общего недоразвития речи характерно:

  • в активном словаре преобладают существительные и глаголы;
  • речь сравнительно развернутая, но наблюдается неточное знание и употребление многих слов;
  • мало слов, характеризующих признаки и состояния предметов и действий, способы действий;
  • недостаточная сформированность грамматических форм – ошибки в падежных окончаниях, в согласовании и управлении, смешение видовых и временных форм глаголов;
  • словообразование почти не используется;
  • в активной речи преимущественно используются простые предложения;
  • большие затруднения или полное неумение при попытках строить распространенные и сложные предложения [2, с. 577].

Такие авторы, как Н.С. Жукова, А.Г. Зикеев, А.В. Короткова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева в своих работах отмечают, что у детей с ОНР недоразвитие грамматического строя речи – это вторичное нарушение.

Для детей с общим недоразвитием речи формирование грамматического строя речи является более трудоемким процессом, чем развитие других сторон речи. Эти трудности обусловлены большим количеством абстрактных значений грамматики и правил языка. У детей с ОНР отсутствует сформированность языковых процессов, необходимых в процессе построения грамматики, мысленного выделения ребенком конкретных единиц и элементов языка и их объединения в определенные синтаксические структуры.

По результатам экспериментального исследования словоизменительных навыков К.О. Жогло показал, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, грамматические навыки сформированы на среднем уровне. У детей этой категории наблюдаются следующие ошибки: Неправильное употребление окончаний существительных среднего рода и женского рода в косвенных падежах; Ошибки в формировании ударения; Нарушения в согласовании существительных и прилагательных; пропуск окончаний родительного падежа существительных во множественном числе [3, с.134].

О.Н. Двуреченская и Е.Д. Минева изучали особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста, не имевших нормального речевого развития, и пришли к выводу, что наибольшие затруднения у таких детей вызывают следующие грамматические процессы: род и число в глаголах прошедшего времени, изменение существительных, согласование существительных с прилагательными и числительными «два» и «пять», образование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа [4, с.72].

В своих научных работах Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова и др. обнаруживают ряд трудностей в овладении навыками словоизменения:

1. Склонение существительных и местоимений по роду, числу, форме, например, «копает лопата», «красный шары», «много ложков»;

2. Использование падежных и родовых окончаний количественных числительных, например, «нет два пуговиц»;

3. Согласование глаголов с существительными и местоимениями, например: «дети рисует», «она упал»;

4. Использование окончаний глаголов по числу и роду в прошедшем времени, например, «дерево упала»;

5. Использование предложено-падежной конструкции, например, «под стола», «в дому», «из стакан» [6, с. 265].

Таким образом, у детей с ОНР формирование навыков словоизменения происходит в той же последовательности, что и у детей с нормальным речевым развитием. Однако у детей с общим недоразвитием речи этот процесс наиболее затруднен, часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний, в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затрудненной форме.

 

Проводя логопедическую работу по формированию системы словоизменения у детей с общим недоразвитием речи нужно придерживаться следующей последовательности:

 

1.Формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;

 

2.Закрепление системы словоизменения на уровне предложения;

 

3.Закрепление системы словоизменения в связной речи [5, с. 523].

 

Начало работы над каждой грамматической формой осуществляется с уточнения ее значения в импрессивной речи. Далее происходит закрепление усвоения отрабатываемой формы в экспрессивной речи.

 

Отработка каждой грамматической формы осуществляется по следующему плану:

 

а) выделение общего грамматического значения ряда словоформ;

 

б) соотнесение выделенного значения с окончанием, обозначающее данное грамматическое значение;

 

в) звуковой анализ окончания;

 

г) закрепление связи грамматического значения и окончаний в специально подобранных упражнениях;

 

д) образование аналогичных словоформ в спонтанной речи [7, с. 151].

 

Логопедическая работа ведется над предложно-падежными конструкциями и протекает с учетом последовательности их возникновения в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения; затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из - под.

 

Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе. Здесь учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет. Выделены следующие этапы образования форм множественного числа существительных:

 

I этап- продуктивные формы:

 

- с ударным окончанием;

 

- с безударным окончанием.

 

II этап- менее продуктивные формы:

 

- с ударным окончанием;

 

- с безударным окончанием.

 

III этап - дифференциация грамматических форм. [8, с. 10]

 

Таким образом, на основе систематического накопления наблюдений над различными сторонами речи у детей развивается чувствительность языка и овладение речевыми средствами, возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи при свободном общении. В процессе успешных результатов воздействия происходит коррекция речевого недоразвития, направленного как на речевые, так и на неречевые процессы, а также на активизацию познавательной деятельности детей данного возраста. Решение коррекционных задач осуществляется путем четкой организацией жизни детей и правильным подбором коррекционных и воспитательных мероприятий.

 

Формирование навыков словоизменения у дошкольника происходит не синхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно. На начальных этапах активизация речевых высказываний носит общий, неспецифический характер, в дальнейшем постановка задач становится все более и более дифференцированной.

Таким образом, при практическом знакомстве ребенка с грамматическими конструкциями в игровой форме, удается сформировать прочный навык словоизменения и подготовить дошкольника с общим недоразвитием речи к обучению грамоте.


Список литературы

1. Толстопятова А.В., Дзюбань А.В. К проблеме словоизменения существительных среднего рода у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2019. – С. 127-132
2. Кауфман В.В. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки. – 2025. – №1 (82) [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechi-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 15.01.2025).
3. Баженова Ю.А., Мохова Ю.С. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Мининского университета. – 2020. – №2 (31). [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-navykov-slovoizmeneniya-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 31.01.2025).
4. Двуреченская О.Н. Особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №62-2. – С. 72-74.
5. Хмелькова Е.В., Смышляева А.Н. Теоретический анализ понятия «общее недоразвитие речи (ОНР)». Особенности развития навыка согласования прилагательных с существительными по родам // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. – 2023. – №1. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-ponyatiya-obschee-nedorazvitie-rechi-onr-osobennosti-razvitiya-navyka-soglasovaniya-prilagatelnyh-s (дата обращения: 31.01.2025).

Список источников:
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – М: КнигоМир, 2011. – 320 с.
7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: RUGRAM, 2022. – 171 с.
8. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений у детей. Адаптированные программы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2024. – 72с.

Расскажите о нас своим друзьям: