Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018

УДК 37.02

Дата публикации 29.11.2018

К вопросу об используемых в образовательном процессе дидактических средств обучения

Шестакова Лариса Сергеевна
преподаватель кафедры «Общеправовая подготовка», Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, РФ, г. Иркутск, shela2811@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются основные виды и понятия дидактических средств обучения, используемые в образовательном процессе, а также их значение в формировании профессиональных знаний, умений и навыков будущих высококлассных специалистов. Анализируются результаты изучения дидактических средств в современной педагогике и выделяются их классификации: по характеру воздействия на обучаемого; по субъекту использования дидактических средств; по сложности использования в образовательной деятельности. Правильное и целесообразное использование имеющихся дидактических средств обучения способствует повышению качества освоения основных образовательных программ.
Ключевые слова: классификация дидактических средств обучения, печатные текстовые источники, визуальные, аудиовизуальные средства обучения, технические средства обучения

To a question about using didactic tutorials in educational process

Shestakova Larisa Sergeyevna
Lecturer East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Russian Federation, Irkutsk, shela2811@mail.ru

Abstract: In article the main types and concepts of didactic tutorials used in educational process and also their value in formation of professional knowledge, skills of future high quality experts are considered. Results of studying didactic means in modern pedagogics are analyzed and classifications are allocated them: on the nature of impact on the trainee; on the subject of use of didactic means; on complexity of use in educational activity. The correct and expedient use of the available didactic tutorials promotes improvement of quality of development of the main educational programs.
Keywords: classification of didactic tutorials, printing text sources, visual, audiоvisual tutorials, technical means of training

Подготовка высококлассных специалистов представляет собой  весьма трудоёмкий процесс, который складывается из ряда значимых факторов. Во-первых, это разработка оптимальной программы обучения и определение последовательности ее освоения. Во-вторых, это подготовка кадрового состава педагогических работников, обладающих хорошими теоретическими знаниями  и практическим опытом. В-третьих, это подбор и применение преподавателями различных средств и методов обучения, позволяющих сформировать необходимые профессионально-специализированные компетенции [1]. В процессе формирования профессиональных знаний, умений и навыков значимую роль играют дидактические средства обучения.

Под дидактическими средствами обучения следует понимать предметы, технические средства и устройства, учебные и наглядные пособия, воздействующие на органы чувств обучающихся и облегчающие им восприятие и изучение учебного материала.  Дидактические средства выполняют различные функции.

Западногерманские ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управление процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достичь лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и временb [2]. По нашему мнению, функциональная значимость дидактических средств намного шире. Они обеспечивают осознанное и осмысленное восприятие обучающимися учебной информации, формирование у них определенных представлений и понятий, обеспечивают благоприятные условия образовательного процесса, в том числе самостоятельной подготовки будущих специалистов, соответствие содержания учебного материала возрастным особенностям и уровню образования, а также обеспечивают преемственность знаний и межпредметную (междисциплинарную) связь.

Анализируя результаты изучения дидактических средств обучения, можно выделить следующие их классификации: по характеру воздействия на обучаемого; по субъекту использования дидактических средств; по сложности использования в образовательной деятельности. Рассмотрим их подробнее.

Итак, по характеру воздействия на обучаемого, дидактические средства можно разделить на следующие группы:

- текстовые (учебники, учебные пособия, справочники, раздаточный материал и т.п);

- визуальные (схемы, карты, плакаты, графики, модели, предметы, мультимедийные презентации и т.п);

- аудиальные (аудиозаписи, аудиоучебники);

- аудиовизуальные (учебные кинофильмы и видеозаписи).

Текстовые источники являются одними из главных источников знаний обучающихся, с помощью которых организуется их самостоятельная познавательная деятельность [3].

При этом к учебникам, учебным пособиям предъявляется ряд требований, таких как: соответствие основной программе обучения, поставленным целям и задачам; доступность и посильность изложения учебного материала для обучающихся различных возрастных категорий и уровня их подготовки; методологическая состоятельность учебника, т.е. раскрытие основных понятий, научных теорий, законов и фактов;  наличие заданий, упражнений, вопросов для закрепления полученных теоретических знаний, и т.д.

Одним из важных вспомогательных средств в интенсификации учебных занятий является раздаточный материал. Это тиражированный печатный источник учебной информации, предназначенный для эффективного решения определенных дидактических задач, экономии времени и повышения производительности труда  обучающихся. Раздаточный материал может использоваться для сообщения новых сведений и информации, закрепления и контроля полученных знаний и умений.

Визуальные дидактические средства обучения можно разделить на две подгруппы:

1. Наглядные двухмерные изображения (таблицы, плакаты, графики, схемы, диаграммы, картины и т.п);

2. Объемные наглядные пособия (модели, оригинальные предметы, приборы, механизмы, коллекции и т.п.)

В образовательной деятельности используют три типа моделей:

- модели, демонстрирующие принципы действия чего-либо;

- модели, изображающие устройство или механизм и схему его действия;

- модели, воссоздающие внешний вид устройства, механизма, изделия или предмета.

Аудиальные и аудиовизуальные дидактические средства как правило входят в группу технических средств обучения. Для их использования в учебном процессе необходимо специальное оборудование – мультимедийные проекторы и доски, персональные компьютеры, различные тренажеры и т.п).

Аудиовизуальные средства обучения используют для усиления наглядности изучаемого материала при различных формах учебной деятельности (лекции, практические занятия, самостоятельная работа, практикумы и т.п.).

Учебные видеофильмы можно классифицировать в зависимости от возраста обучающихся, уровня их подготовленности, частной методики изучаемой дисциплины и дидактического назначения. Исходя из этого, учебные видеофильмы бывают:

- вводные видеофильмы, ознакамливающие с учебной дисциплиной, с ее целями и задачами;

- видеофильмы, которые подробно разъясняют отдельные учебные вопросы;

- видеофильмы, выполняющие функции видеосправок;

- видеофильмы, помогающие усвоить определенные производственные навыки;

- инструктивные видеофильмы разъясняют порядок выполнения определенных действий.

Отдельно необходимо выделить различного рода информационно-телекоммуникационные среды, в которых используются специальные педагогические технологии, с помощью которых и происходит процесс обучения (система дистанционного обучения, Internet-ресурсы, электронная почта, мультимедийные системы и другие информационные ресурсы). Говоря об эффективном использовании технических средств обучения нужно обратить внимание на разработку и использование программных средств с помощью которых и происходит процесс обучения.

По субъекту использования в образовательной деятельности, дидактические средства можно разделить на:

- дидактические средства, используемые преподавателем для эффективной реализации образовательных целей;

- индивидуальные дидактические средства обучающихся.

Правильное использование имеющихся дидактических средств в их сочетании, умелое ориентирование на целевую аудиторию, позволит повысить качество освоения основных образовательных программ и дольше хранить обучаемыми сформированные образы в памяти, что, в конечном итоге, необходимо и для качественного освоения теории, и для эффективной практической деятельности.


Список литературы

1. Изаксон Р.А., Смирнова К.В. Организация учебного занятия с лицами среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, обучающихся по учебным программам на базе высшего юридического образования//Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Сборник материалов 20-й всероссийской научно-методической конференции. 2015. С. 47-50
2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
3. Шестакова Л.С. Система профессионального обучения как значимый фактор формирования профессиональной компетенции и культуры общения сотрудников органов внутренних дел //Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. 2017. № 3 (7). С. 31-34.
4. Шестакова Л.С. К вопросу о повышении качества самостоятельной подготовки слушателей проходящих обучение по программам профессионального обучения//Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Сборник материалов 23-й всероссийской научно-методической конференции. 2018. С. 122-127.
5. Педагогика [Текст] : учеб. и практикум для [акад. бакалавриата] вузов по гуманит. направлениям и специальностям / Л. С. Подымова [и др.]; под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 245 с

Расскажите о нас своим друзьям: