Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №01 (42) Январь 2020

УДК 159.95

Дата публикации 27.01.2020

К вопросу о психологических факторах в парусных гонках

Пасикова Мария Вячеславовна
канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону, mpasikova@sfedu.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема психологических факторов в парусных гонках на одиночных классах яхт. Целью исследования является сбор данных для разработки комплекса психолого-педагогических мероприятий подготовки юных яхтсменов. В ходе исследования автор акцентирует внимание на изучении и анализе типичных поведенческих проявлений психологических факторов неуспешности гоночной деятельности юных яхтсменов и устанавливает их взаимосвязь с психологическими навыками. Результаты представленного исследования позволили выявить сдерживающие психологические факторы гоночной деятельности юных яхтсменов.
Ключевые слова: яхтсмен, парусные гонки, гоночная деятельность, психологические навыки, психологические факторы

On the issue of psychological factors in sailing races

Pasikova Maria Vyacheslavovna
Сand. Sci. (Ped.), associate Professor, head of Department of physical education, Southern Federal University, Russia, Rostov-on-don

Abstract: This article deals with the problem of psychological factors in sailing races on single classes of yachts. The purpose of the study is to collect data for the development of a set of psychological and pedagogical measures for training young yachtsmen. In the course of the study, the author focuses on the study and analysis of typical behavioral manifestations of psychological factors of unsuccessful racing activities of young yachtsmen and establishes their relationship with psychological skills. The results of the presented research allowed us to identify the limiting psychological factors of racing activity of young yachtsmen.
Keywords: yachtsman, sailing races, racing activities, psychological skills, psychological factors

Парусный спорт предъявляет высокие требования к психике гонщика в плане владения своими состояниями в процессе регаты, поскольку яхтсмен испытывает постоянные эмоциональные напряжения, обусловленные такими внешними факторами, как метеорологические условия, длительное ожидание старта, постоянно меняющиеся ветро-волновые условия, наличие нескольких гоночных дней, проведение нескольких гонок в день и т.д.

Анализ научной литературы показал, что интерес к исследованию психологических навыков спортсменов в различных видах спорта постоянно возрастает [4], несомненный интерес представляют работы, посвященные исследованию психофизиологического состояния и психологических факторов саморегуляции яхтсменов высокой квалификации [1], раскрытию личностных ресурсов яхтсменов высокой квалификации [2], устойчивых свойств личности яхтсменов резервного состава сборной команды России [5], возможностей раскрытия психологических ресурсов самореализации у юных спортсменов [3]. Однако вопросы профилактики и устранения неблагоприятных проявлений психики юных яхтсменов в гоночной деятельности остается недостаточно освещенным.

В этой связи актуальным представляется вопрос оптимизации индивидуальной ответной реакции юного яхтсмена на изменяющуюся соревновательную ситуацию. Целью нашего исследования явился сбор данных для разработки комплекса психолого-педагогических мероприятий подготовки юных яхтсменов. В нашем исследовании мы предприняли попытку выявить типичные поведенческие проявления психологических факторов неуспешности в парусных гонках у яхтсменов 10-12 лет, гоняющихся на одиночных классах яхт и установить их взаимосвязь с психологическими навыками юного яхтсмена.

В исследовании приняли участие 69 яхтсменов – мальчиков 10-12 лет с тренировочным стажем не менее 2 лет. В качестве экспертов выступали 3 тренера по парусному спорту высшей категории, 3 яхтсмена высокой квалификации (МСМК, МС СССР) и 2 кандидата психологических наук. В результате наблюдения за юными яхтсменами в ходе тренировок и соревнований был выявлен ряд поведенческих проявлений, негативно сказывающихся на успешности гоночной деятельности. Кроме того, было проведено психологическое тестирование юных яхтсменов. Тест «Индивидуальная минута» показал, что 86 % юных яхтсменов имеют проблемы с эмоциональным состоянием перед стартом (81 % - повышенную тревожность и беспокойство, 5 % - чрезмерное расслабление и несобранность). Тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудач» позволил установить, что у 59 % юных яхтсменов более выражена мотивация боязни неудач. Тест «Изучение отношения к конкретному соревнованию» позволил выявить, что 52 % яхтсменов имеют заниженную субъективную оценку своих возможностей достижения успеха, не уверены в себе и имеют слабое желание выступать. Данные тестирования когнитивной ригидности свидетельствуют о том, что 78 % юных яхтсменов склонны к ригидности (61 % - проявляют черты ригидности, 17 % - ригидны).

Нам представилось интересным установить взаимосвязь данных психологического тестирования юных яхтсменов с поведенческими проявлениями у них психологических факторов неуспешности гоночной деятельности. С этой целью между указанными показателями был проведен корреляционный анализ (коэффициенты корреляции определялись на уровне значимости p < 0,05), который позволил установить следующее.

Повышенная тревожность и беспокойство проявляют достоверную корреляционную взаимосвязь с такими поведенческими проявлениями, как фальстарт, навал на знак, впадение в крайности (чрезмерно удерживает соперника, либо безосновательно бросает его); чрезмерное расслабление и несобранность – с опозданием на старт, с затягиванием галсов перед выходом на знак, постоянным анализом техники управления судном; мотивация боязни неудач – стартом во втором эшелоне, огибанием знаков с большим запасом, предпочтением борьбы с заведомо более слабым соперником, осторожность и консервативность при выборе гоночной стратегии; неуверенность в своих силах - с провалом финишной лавировки, избеганием ближнего боя, сливом гонки при первой неудаче, достижением лучшего по сравнению с соревновательным тренировочного результата; когнитивная ригидность – невниманием к действиям соперников, отсутствием учета ветро-волновых условий при удержании соперника, неверным выбором основного соперника, неумением сменить гоночную стратегию при изменениях в гоночной таблице.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными сдерживающими психологическими факторами гоночной деятельности юных яхтсменов являются мотивация боязни неудач, неуверенность в своих силах, когнитивная ригидность, а также такие психологические состояния, как повышенная тревожность и беспокойство, чрезмерное расслабление и несобранность.

Результаты представленного исследования послужат научной основой для дальнейшей разработки комплекса психолого-педагогических мероприятий подготовки юных яхтсменов с индивидуальной направленностью.


Список литературы

1. Воронова В., Родина Ю. Личностная саморегуляция в системе психологической подготовленности спортсменов высокой квалификации в парусном спорте. // Наука в Олимпийском спорте. 2018. № 3. С. 85-95. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_36667927_74268319.pdf. (Дата обращения: 18.01.2020).
2. Горская Г.Б. Личность как ресурс конкурентоспособности спортсменов высокой квалификации. // Рудиковские чтения: материалы XII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта.  Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)", 2016.  С. 21-26. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26358095_61109444.pdf. (Дата обращения: 18.01.2020).
3. Горская Г.Б. Психологические ресурсы и барьеры самореализации спортсменов на разных этапах спортивной карьеры. // Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта.  Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)", 2017.  С. 141-145. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29419534_37487466.pdf. Дата обращения: 18.01.2020).
4. Симоненкова И. Проблема диагностики психологических навыков спортсменов (по материалам зарубежных исследований). // Спортивный психолог. 2015. № 3 (38). С. 63-66. Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/Press/SP/2015N3/p63-66.pdf. (Дата обращения: 18.01.2020).
5. Томилин К.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки яхтсменов. // Современные вопросы биомедицины. 2019. Т.3. № 2 (7). С. 82-92. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_38251637_76168954.pdf. (Дата обращения: 18.01.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: