Юридическая психология | Мир педагогики и психологии №11 (40) Ноябрь 2019

УДК 159.99

Дата публикации 30.11.2019

История развития профессионального психологического отбора на службу в полицию Германии: первые испытания

Плавинская Юлия Борисовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России, ФГКОУВО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», Россия, г. Нижний Новгород, juliaplavinskaya@rambler.ru

Аннотация: В статье рассматриваются исторические аспекты организации профессионального психологического отбора сотрудников полиции в Германии начала XX века. Эту задачу решала особая отрасль практической психологии – «психотехника». Немецкие психотехники разработали стройный метод изучения профессиональной пригодности сотрудников полиции, который представлял собой сложное экспериментальное исследование профессионально-важных качеств личности. Его достоинствами были научность, комплексность, а также использование для диагностики наличия необходимых психологических качеств ситуаций моделирования реальной профессиональной деятельности. Опыт немецких ученых не теряет своей актуальности и на сегодняшний момент, и, по мнению автора, может быть с успехом осмыслен и применен в современных условиях.
Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, полиция, профессиональная пригодность, история психологии, юридическая психология

The history of the development of professional psychological selection for service in the German police: the first tests

Plavinskaya Julia Borisovna
PhD in Psychology, Associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», Russia, Nizhniy Novgorod

Abstract: The article discusses the historical aspects of the organization of professional psychological selection of police officers in Germany at the beginning of the 20th century. This problem was solved by a special branch of practical psychology – “psychotechnics”. German psychotechnicians have developed a coherent method for studying the professional suitability of police officers, which was a complex experimental study of professionally important personality traits. Its advantages were scientific, comprehensive, as well as the use for modeling the presence of the necessary psychological qualities of situations of modeling real professional activity. The experience of German scientists does not lose its relevance at the moment, and, according to the author, can be successfully understood and applied in modern conditions.
Keywords: professional psychological selection, police, professional suitability, history of psychology, legal psychology

В настоящий момент в нашей стране идет непрерывный процесс реформирования органов внутренних дел с целью дальнейшей оптимизации их функционирования. Можно с уверенностью сказать, что серьезные изменения претерпевают практически все сферы деятельности полиции. В связи с этим большое значение приобретает проблема формирования и развития кадрового потенциала правоохранительных органов, в первую очередь – создание эффективной системы профессионального психологического отбора на службу в отечественную полицию.

Проблема правильной организации данного отбора на протяжении многих лет остается актуальной для правоохранительных органов как России, так и других стран мира. Это одно из приоритетных направлений развития психологии юридического труда. Поэтому нам представляется достаточно интересным изучить историю развития профессионального психологического отбора на службу в полицию Германии. Германия – особая страна с точки зрения истории психологии, её «родной дом». Именно с именами немецких ученых связано становление и развитие всей мировой психологии, в том числе и такой её отрасли, как юридическая психология.

К сожалению, имеющиеся в отечественной науке сведения о психологическом наследии многих немецких ученых часто не отличаются ни точностью, ни полнотой. Поэтому изучение в историческом ракурсе опыта организации профессионального психологического отбора сотрудников полиции в Германии можно рассматривать как достаточно актуальную проблему, имеющую важное значение для сегодняшнего дня.

Профессиональный психологический отбор возник в начале XX века. В это время наука стала прикладной и активно помогала решать задачи практической жизни. В экономически развитых странах мира бурно протекавший процесс индустриализации привел к появлению большого числа новых профессий, а I мировая война отняла у человечества молодых работников, поставив на их место стариков, женщин, детей. Мировая экономика испытывала большую нужду в хорошо подготовленных специалистах, профессионалах своего дела. Поэтому вполне закономерно, что в первой трети XX века интенсивно развивалось особое направление практической психологии – «психотехника» [10, S. 18]. Она была призвана решить задачу организации труда на научных основаниях, а также обеспечить повышение производительности труда и уменьшение издержек производства. Именно в Германии и произошло становление психотехники как отдельной отрасли психологического знания.

Круг применения психотехники был необычайно широким: проблемы профессиональной пригодности различных категорий работников, оптимизация метода тестов, рационализаторские работы и т.д. В Германии психотехника активно применялась в индустрии, педагогике, торговле, армии, полиции – так, например, в 1926 году в этой стране действовало 110 психотехнических станций [4, с. 101]. К концу 20-х годов XX века термин «психотехника» многие ученые мира использовали уже как синоним понятия «наука о труде».

Немецкие психотехники внесли огромный вклад в разработку основ организации профессионального психологического отбора, в том числе и для служащих в полиции. Среди ученых, стоявших у истоков этого научного направления, следует отметить имена Отто Липмана (Otto Lipmann, 1880-1933), Альберта Молля (Albert Moll, 1862-1939), Курта Пиорковского (Curt Piorkowski, 1888-1939), Ганса Шнейкерта (Hans Schneickert, 1876-1944), Отто Клемма (Otto Klemm, 1884-1939).

Основная идея, которая легла в основу психотехнических испытаний, проводившихся в рамках профессионального психологического отбора, звучала следующим образом: «Успешные профессиональные достижения всегда являются продуктом тех или иных выдающихся развитых качеств» [3, с. 15].

В 20-е годы XX века под руководством О. Липмана в Институте прикладной психологии в Берлине проводились обширные исследования в области юридической психологии, были составлены первые психограммы профессий в правоохранительной сфере [7, S. 34]. Психотехники оперировали понятиями «психологический профессиональный тип», «профессиональная психограмма» и в итоге разработали психологическую систематику профессий, то есть разделили все профессии на 3 группы: высшие, средние и низшие. Главным критерием данной классификации была степень творческого подхода к осуществлению профессиональной деятельности того или иного вида, поэтому ученые придавали большое значение определению уровня интеллекта работника [3, с. 50].

Профессия «полицейского чиновника», по мнению Отто Липмана, относилась к группе «средних профессий», не предоставляющих человеку какого-либо «простора для свободного индивидуального формирования» [3, с. 35]. После того, как психотехники определяли круг качеств личности, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, наличие должного уровня развития данных качеств экспериментально устанавливалось в ситуации моделирования этой профессиональной деятельности [2, с. 20].

В эти годы были опубликованы работы А. Молля «Психология службы следователей» (1920) и Ганса Шнейкерта «Психотехнические методы отбора лиц, наиболее годных к службе в уголовной полиции» (1920). [8, S. 112].

Свой вклад в разработку проблемы создания эффективно действующей системы профессионального отбора на службу в полицию внес и известный немецкий психолог Отто Клемм, работавший в Психологическом институте Лейпцига. Результаты своих экспериментов он обобщил в статье «Опыты исследования профессиональной пригодности сотрудников уголовной полиции», изданной им в 1929 году [6, S. 79].

Наиболее наглядно схему профессионального отбора на службу в полицию, предложенного немецкими психотехниками в начале XX века, можно рассмотреть на примере испытаний, проведенных Альбертом Моллем и Куртом Пиорковским. Они исследовали уровень профессиональной пригодности у 28 следователей («сыщиков») Берлинской полиции в возрасте от 22 до 40 лет [1, с. 102].

Приоритетное значение имело исследование следующих профессионально-важных качеств личности: интеллектуальный уровень (изучалась способность к логическим суждениям и комбинаторные способности), а также уровень развития памяти и внимания. При этом предметом исследования были разные виды памяти (на сложные события, на описание примет, зрительная память). Психотехнические пробы исследования уровня развития памяти включали в себя задания на составление единого протокола о трех происшествиях прогрессирующей сложности, на заучивание большого количества примет подозреваемого, на запоминание нескольких лиц- фотографий, которые испытуемый должен был хорошо запомнить.

Способность к логическим суждениям исследовалась психотехниками с помощью серии задач, при решении которых кандидат на службу в полицию должен был, например, выявить определенный вид почерка среди 10 разных рукописей, или определить наиболее вероятную причину события (смерти, несчастья и т.д.) в предложенной проблемной ситуации [1, с. 102].

Комбинаторные способности изучались двумя основными методами: «метод 3-х слов» и «метод Эббингауза». «Метод 3-х слов» включал в себя создание нескольких вариантов решения логической задачи, при которой испытуемому предлагались 3 понятия (например: убийца, зеркало, спасение) и человек должен был придумать разнообразные комбинации, при которых зеркало могло быть средством спасения от убийцы. При испытании уровня интеллектуальных способностей по «методу Эббингауза» кандидату на службу в полицию необходимо было заполнить пробелы в тексте таким образом, чтобы он обрел смысл [5, S. 32]. Также широко применялся прием «составь текст» – испытуемому давали 14 предложений, не связанных между собой по смыслу, из которых будущий следователь должен был составить логически связанный текст [1, с. 102].

Одним из значимых этапов изучения профессиональной пригодности кандидатов на службу в полицию было исследование этической сферы личности по так называемому «методу Фернальда»: испытуемому давали описание шести проступков и предлагали расположить их в порядке возрастающей тяжести с точки зрения морали [1, с. 103].

Большое внимание уделялось экспериментальному исследованию эмоционально-волевой сферы личности – изучалось умение сохранять «присутствие духа» в сложной жизненной ситуации. При этом человеку неожиданно клали на голову мокрый платок, выливали на неё кувшин воды, стреляли над ухом из пистолета и подвергали другим подобным испытаниям, фиксируя реакцию обследуемого на неожиданный раздражитель и потом подвергая её разностороннему психологическому анализу [9, S. 43].

Таким образом, можно констатировать, что метод, предложенный немецкими психотехниками для изучения профессиональной пригодности и осуществления профессионального психологического отбора сотрудников полиции, представлял собой сложное экспериментальное исследование профессионально-важных качеств личности будущего полицейского. К их числу ученые относили в первую очередь уровень развития интеллекта, способности к логическому и творческому мышлению, память, внимание, эмоционально-психологическую устойчивость. Конечно, этот метод был далеко не совершенен и имел ряд недостатков, но его очевидными достоинствами были научность и комплексность. К несомненным заслугам немецких ученых стоит отнести составление разносторонней психограммы личности сотрудника полиции, а также использование для диагностики уровня развития профессионально-важных качеств ситуаций моделирования реальной профессиональной деятельности. Заслуживает внимания и попытка исследования нравственно-ценностной сферы кандидата на службу в полицию, так как проблема соблюдения полицейскими требований профессиональной этики не теряет своей актуальности и на сегодняшний момент. Таким образом, опыт немецких ученых начала XX века, стоявших у истоков организации профессионального психологического отбора, является достаточно интересным для изучения и может быть с успехом осмыслен и применен в современных условиях.

Расскажите о нас своим друзьям: