Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016
УДК 159.9
Дата публикации 18.10.2016
Гендерные различия в проявлении тревожности младших подростков
Капитанец Елена Германовна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация: Статья посвящена проблеме ситуативной тревожности младших подростков в образовательном процессе. С целью изучения гендерных различий проявления тревожности младших подростков проведено исследование в МОУСОШ с начальной профессиональной подготовкой в 6-х классах. Возрастные рамки обследуемых - 12 - 13 лет. В исследовании участвовало 52 подростка из них 28 девочек и 24 мальчика. Исследование проводилось по методикам определения уровня тревожности Филиппса, самооценка психических состояний по Айзенку, «Шкала тревожности» Кондаша. Результаты исследования свидетельствуют о гендерных различиях проявления ситуативной тревожности младших подростков, что важно учитывать при разработке программы профилактики данного негативного явления.
Ключевые слова: гендерные различия, ситуативная тревожность, подростки, профилактика, школа
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Abstract: Article is devoted to situational anxiety of younger teenagers in educational process. In order to study gender differences in symptoms of anxiety younger teenagers studied at school with elementary professional training in the 6 th grade. The boundaries of age surveyed - 12 - 13 years. The study involved 52 teenagers from them, 28 girls and 24 boys. The study was conducted by the methods determine the level of anxiety Phillips, self-assessment of mental states by Eysenck, «Scale of anxiety» Kondasha. The findings suggest that gender differences in manifestation of situational anxiety of younger teenagers, it is important to consider when designing programs to prevent this negative phenomenon.
Keywords: gender differences, situational anxiety, teenagers, prevention, school
Проблема тревожности подростков остается одной из актуальных в практической деятельности психолога образования. Существует широкий спектр различных определений тревоги и тревожности. В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Р.С. Немов тревожность определяет, как специфическое свойство индивида испытывать тревогу и страх, состояние повышенного волнения, беспокойства в различных социальных ситуациях [4].
В большом психологическом словаре Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко дано следующее определение тревожности: тревожность является индивидуальной психологической особенностью, проявляющейся в склонности человека к интенсивным и частым переживаниям, состояниям тревоги, в заниженном пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, детерминирующее слабостью нервных процессов [2].
Тревожность, по мнению А.М. Прихожан, представляет переживание эмоционального дискомфорта, обусловленное предстоящей грозящей опасности, ожиданием неблагополучия. Тревожность различается как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство личности, черта личности [5]. Ситуативная тревожность, констатирует Д.А. Капитанец, является фактором, влияющим на успеваемость школьников, на эффективность учебно-воспитательного процесса [3]. Тревожность является фактором неблагополучия личности[1].
С целью изучения гендерных различий проявления тревожности младших подростков проведено исследование в МОУСОШ с начальной профессиональной подготовкой в 6-х классах. Возрастные рамки обследуемых — 12 — 13 лет. В исследовании участвовало 52 подростка из них 28 девочек и 24 мальчика.
Для исследования гендерных различий тревожности подростков было проведено тестирование по методикам определения уровня тревожности Филиппса, самооценка психических состояний по Айзенку, «Шкала тревожности» Кондаша.
Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филиппса на выявление уровня тревожности. После проведенного инструктажа, вслух зачитывались вопросы теста.
Высокий уровень тревожности составляет у 50% девочек и 20,8% мальчиков. Средний уровень тревожности девочек составляет 17,8%, у мальчиков 8,3%. Низкие значения уровня тревожности наблюдаются у 37,5% девочек и 70,8% мальчиков. Отсюда следует, что девочки более тревожны, чем мальчики.
Повышенный уровень тревожности больше 50% отмечается у девочек по следующим факторам:
1) общая тревожность в школе 50% (14 девочек);
2) переживания социального страха 28,5% (8 девочек);
3) фрустрация потребности в достижении успеха 21,4% (6 девочек);
4) страх самовыражения 67,8% (19 девочек);
5) страх ситуации проверки знаний 67,5% (19 девочек);
6) страх не соответствовать ожиданиям окружающих 57% (16 девочек);
7) низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 32% (9 девочек);
8) проблемы и страхи в отношениях с учителями 21,4% (6 девочек).
Доминирующими факторами являются страх самовыражения 67,8% (19 девочек) и страх ситуации проверки знаний 67,5% (19 девочек).
Повышенный уровень тревожности больше 50% отмечается у мальчиков по следующим факторам:
1) общая тревожность в школе 20,5% (5 мальчиков);
2) переживания социального страха 45,8% (11 мальчиков);
3) фрустрация потребности в достижении успеха 25% (6 мальчиков);
4) страх самовыражения 25% (6 мальчиков);
5) страх ситуации проверки знаний 45,8% (11 мальчиков);
6) страх не соответствовать ожиданиям окружающих 33,8%(8 мальчиков);
7) низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 33,8% (8 мальчиков);
8) проблемы и страхи в отношениях с учителями 12,5% (3 мальчика).
Доминирующими факторами являются переживания социального страха 45,8% (6 мальчиков) и страх ситуации проверки знаний 45,8% (11 мальчиков).
Общая тревожность в школе у девочек 50% (14 человек), у мальчиков 20,5% (5 человек). Переживания социального страха 28,5% (8 человек) у девочек, у мальчиков 45,8% (11 человек). Фрустрация потребности в достижении успеха у девочек 21,4% (6 человек), у мальчиков 25% (6 человек). Страх самовыражения у девочек 67,8% (19 человек), у мальчиков 25% (6 человек). Страх ситуации проверки знаний у девочек 67,5% (19 человек), у мальчиков 45,8% (11 человек). Страх не соответствовать ожиданиям окружающих у девочек 57% (16 человек), у мальчиков 33,8% (8 человек). Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу у девочек 32% (9 человек), у мальчиков 33,8 % (8 человек). Проблемы и страхи в отношениях с учителями у девочек 21,4% (6 человек), у мальчиков 12,5% (3 человека). Наиболее высоким оказался результат у девочек по фактору – страх самовыражения 67,8% (19 учащихся). Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. У мальчиков доминирует с одинаковой процентной и количественной долей испытуемых по двум факторам: переживание социального стресса 45,8% (11 учащихся) и страх ситуации проверки знаний 45,8% (11 учащихся). Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками). Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей. Данные различия обусловлены возрастными, личностными особенностями, потребностью достижения успеха в учебной деятельности, полоролевым, социальным различием, особенностями воспитания, мотивационными аспектами жизнедеятельности, потребностью понравиться окружающим.
Рассмотрим результаты, полученные при проведении теста «Самооценка психических состояний» (по Айзенку). Высокий уровень тревожности имеют 4 % девочек, 75 % (21девочек) имеет средний уровень тревожности и 21% (6 девочек) имеют низкий уровень тревожности, 50 % (12 мальчиков) имеют средний уровень тревожности и 50 % (12 мальчиков) имеют низкий уровень тревожности.
Результаты исследования по методике Кондаша «Шкала тревожности» (модифицированный вариант) показали, что по школьной тревожности (учебная деятельность) у большинства девочек и мальчиков тревожность находится в пределах нормы 41,6% (10 девочек) и 50 % (12 мальчиков). Низкий уровень школьной тревожности у девочек составляет 10,7% (3 девочки), у мальчиков 29% (7 мальчиков). Повышенный уровень школьной тревожности у 31% (9 девочек), у мальчиков 4% (1 мальчик). Высокий уровень школьной тревожности отмечается у 21,4% (6 девочек) и 12,5% (3 мальчиков). Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. По самооценочной тревожности (представление о самом себе) у большинства девочек и мальчиков находится в пределах нормы — 39,2 % (11 девочек) и 58,3 % (14 мальчиков). 31 % (9 девочек) и 29% (7 мальчиков) отмечают низкий уровень тревожности по данному фактору. У 25 % (7 девочек) и 8,3 % (2 мальчиков) мы наблюдаем повышенную тревожность. Высокий уровень тревожности составляет у 3,5% (1 девочки) и 8,3% (2 мальчиков).
Межличностная тревожность (взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми) у большинства девочек и мальчиков 62,5% (15 девочек) и 45,8% (11 мальчиков) составляет норму развития. Низкий уровень тревожности у девочек 31% (9 девочек) и у мальчиков 20,8% (5 мальчиков). Повышенный уровень тревожности составляет в количестве 17,8% (5 девочек) и 29% (7 мальчиков). Высокий уровень мы отмечаем у 7% (2 девочек) и 4% (1 мальчика).
По общей тревожности – особое эмоциональное состояние субъекта, выражается в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождается страхами, беспокойством, опасениями, препятствующей нормальной деятельности или общению с людьми. По данному фактору мы можем наблюдать существенные различия между уровнями тревожности девочек и мальчиков. У девочек в количественном составе совпадает норма развития и низкий уровень тревожности, которые составляют по 31% (9 девочек). Повышенный уровень тревожности наблюдается у 17,8% (5 девочек). Высокий уровень тревожности имеет место у 14,2% (4 девочек). Говоря о мальчиках, мы отмечаем доминирующий низкий уровень тревожности — 58,3% (14 мальчиков). Средний уровень, или норма развития тревожности, составляет 29% (7 мальчиков). Повышенный уровень тревожности наблюдается у 4% (1 мальчика) и высокий 8% (2 мальчика).
Результаты исследования свидетельствуют о гендерных различиях проявления ситуативной тревожности младших подростков, что важно учитывать при разработке программы профилактики данного негативного явления.
Список литературы
1. Астапов В.М. Тревожность у детей: 2-е изд. доп. и испр. / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.
2. Зинченко В.П. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2010. – 479 с.
3. Капитанец Д. А. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 41–45.
4. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2014. – 640 с.
5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 304 с.