Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №02 (67) Февраль 2022

УДК 378

Дата публикации 08.02.2022

Формирование методологической культуры будущих педагогов

Безусова Татьяна Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, tabezusova@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования методологической культуры у будущих педагогов. Соотнесены понятия «методологическая культура» и «исследовательская культура». Определены педагогические условия эффективного формирования методологической культуры: реконструкция содержания учебных дисциплин с позиции внедрения в них методологии науки; привлечение методов математической статистики для обработки эмпирического материала; использование проблемных и эвристических методов в обучении; проведение научно-исследовательских практик; участие в студенческих научных форумах по итогам написания курсовых и выпускных работ. В статье представлен опыт формирования методологической культуры бакалавров, обучающихся по направлению Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в организации высшего образования.
Ключевые слова: исследовательская культура, методологическая культура, педагогическое образование, подготовка педагогов, педагогическое исследование.

Formation of methodological culture of future teachers

Bezusova Tatyana Alekseevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Perm State University

Abstract: The article is devoted to the formation of methodological culture among future teachers. The concepts of "methodological culture" and "research culture" are correlated. The pedagogical conditions for the effective formation of methodological culture are determined: reconstruction of the content of academic disciplines from the position of introducing methodological knowledge of science into them; attraction of methods of mathematical statistics for the processing of empirical material; the use of problematic and heuristic methods in teaching; conducting research practices; participation in student scientific forums based on the results of writing term papers and graduation papers. The article presents the experience of forming a methodological culture among bachelors studying in the direction of Pedagogical Education (with two training profiles) at a university.
Keywords: research culture, methodological culture, teacher education, teacher training, pedagogical research.

Правильная ссылка на статью
Безусова Т.А. Формирование методологической культуры будущих педагогов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 02 (67). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-metodologicheskoj-kultury-budushhikh-pedagogov.html (Дата обращения: 08.02.2022)

Введение. В соответствии с профессиональным стандартом педагога, с федеральными государственным образовательными стандартами научные исследования занимает неотъемлемую часть профессиональной деятельности современного педагога. Модернизация содержания профессиональной педагогической деятельности предъявляет высокие требования к качеству подготовки будущих учителей. Без методологических знаний невозможно грамотно провести научное исследование, структурировать и анализировать количественные данные экспериментальной работы. Умения  планировать, реализовывать и описывать научное исследование, проводить исследовательскую рефлексию интегрируются в понятии «методологическая культура педагога».

Методологическая культура сопутствует научному поиску обучающихся организаций высшего образования и в то же время является его результатом. Обладая методологической культурой, будущий педагог учится мыслить, учитывая методологические знания. Однако, несмотря на написание курсовых проектов, выпускной квалификационной работы методологическая культура обучающихся высших учебных заведений остается совсем не на высоком уровне. При обучении в вузе студенты учатся работать с научными источниками, делают попытки осуществления экспериментальной работы. Но в большинстве случаев исследовательские работы обучающихся практически не обладают новизной и теоретической значимостью. Как правило, в студенческих исследовательских работах по педагогике имеет место практическая значимость, выраженная в конструировании технологических карт, конспектов экспериментальных занятий и т.д. Способность в дельнейшем осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный поход в решении исследовательских задач присуща не каждому выпускнику. Низкий уровень методологической культуры не  позволяет использовать научные знания в процессе решения педагогических ситуаций.

Анализ научной литературы с позиции изучения понятия «методологическая культуры» показал, что данное понятие имеет двойственный характер. С одной стороны, методологическая культура рассматривается как синоним понятию «методологическая компетентность», а другой - как синоним понятию «исследовательская культура». Сторонник первой позиции, Капшутарь М.А. [1], методологическую культуру рассматривает как компонент профессиональной культуры, которая включает в себя следующие составляющие: ценностное сознание, системные знания в области методологии научного познания, умения проектировать, осуществлять и оценивать процесс научного поиска; метаспособности; опыт экспертизы научной деятельности. Сторонник второй позиции, П.И. Пидкасистый [2], в качестве содержания методологической культуры определяет: умение анализировать собственную научную деятельность, способность к научному обоснованию и критическому осмыслению, способность к творческому применению определенных концепций, форм и методов познания. Первый подход в целом характерен для научных педагогических работников, второй – для обучающихся вузов. В нашем исследовании мы говорим о подготовке студентов-бакалавров, поэтому будем придерживаться второй позиции. Считаем, что методологическая культура предполагает готовность и способность к научному поиску.

Вопросы формирования исследовательской культуры рассматриваются научных статьях  Катричевой Т.Ю. [3], Терхова А.Н.[3]. Авторы предлагают к изучению собственный опыт по формированию научно-исследовательской культуры у обучающихся высшего учебного заведения через использование авторских проектов. Высказывается мысль о необходимости конечного продукта («опредмеченного результата») научного исследования.

Чепурных О.А. [4] в статье, посвященной формированию исследовательской культуры педагога через призму технологического и поискового подходов, пишет о необходимости выработки у будущих педагогов системно-целостного подхода к анализу фактов и событий.

Овсяникова С.К. [5]  рассматривает формирование исследовательской культуры студентов как систематизирующего компонента профессиональной культуры педагога.

Шмачилина-Цибенко С.В. [6]  качество образования рассматривает как определенную культуру образования, основными признаками которой называет высокую организованность, упорядоченность. Важное место в системе образования принадлежит исследовательской культуре.  Исследовательская культура рассматривается как функциональная составляющая профессиональной педагогической культуры.

Цель статьи: раскрыть методику работы формированию методологической культуры будущих педагогов.

Материалы и методы. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается совокупностью методологических и теоретических положений, использованием констатирующего эксперимента, опорой на личный опыт исследователя.

Педагогическими условиями формирования методологической культуры будущих педагогов будем считать:

- Обеспечение структурированности учебного плана по направлениям педагогической подготовки с целью включения туда дисциплин, элективных курсов, факультативов, практик, посвященных методологии научного исследования. Например, компонентами учебного плана могут быть  дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований», научно-исследовательская практика, групповая проектная работа, индивидуальный проект.

- Подготовка педагогического коллектива к отбору проблемных, эвристических методов в обучении и включению их в образовательные технологии изучаемых дисциплин.

- Освоение и применение на занятиях информационных и коммуникационных технологий для анализа эмпирических данных, а также  методов математической статистики.

- Активизация проведение студенческих научных форумов, мастер-классов, научно-практических конференций, в которых студенты могут отражать результаты курсовых и выпускных исследований.

Для формирования методологической культуры предлагается усилить математическую составляющую на дисциплине, посещенной методике научного педагогического исследования.  Так, курс «Методология и методы психолого-педагогических исследований» помимо содержания, связанного с основными методологическими характеристиками, должен предполагать изучение элементов математической статистики. Изучение курса можно поделить на  три   модуля: изучение методологических характеристик исследования и методы исследования; организация и проведение эксперимента; математические методы в психолого-педагогических исследованиях. В аспекте изучения методов математической статистики необходимо изучить простейшие числовые характеристики, нормальное распределение, парные и непарные критерии, корреляционный анализ, особенности составления уравнений линейной регрессии. Изучить элементы факторного и дисперсионного анализа. Важно студентов познакомить с конкретными статистическими критериями. К таким методам можно отнести Критерий Стьюдента для связных и несвязных выборок, критерий Вилкоксона.

Представим модель изучения первой части модуля «Изучение методологических характеристик исследования» (табл.1).

Таблица 1. Этапы изучения методологических характеристик

Этап 1. Изучение методологических характеристик исследования

Проблема

Тема

Актуальность

объект

предмет

цель

задачи

гипотеза

Защищаемые положения

новизна

Теоретическая значимость

Практическая значимость

На первом практическом занятии обучающиеся определяют проблему, тему, объект, предмет, цель, задачи

Этап 2. Изучение требований к оформлению библиографического списка. Студентам предлагаются выдержки из ГОСТ Р 7.0.100-2018 (введен в действие 1 июля 2019 г.)

Этап 3. Работа с электронными библиотеками. Отбор литературы по теме исследования. Результат: список литературы.

Этап 4. Прописывается актуальность исследования

Этап 5.Определение основных понятий исследования. Изучение метода контент-анализа.

Дальнейшее содержание дисциплины предполагает изучение методов исследования. Студенты знакомятся с эмпирическими методами, с теоретическими методами педагогического исследования. Особое внимание следует обратить на метод педагогического эксперимента.

Второй модуль посвящается особенностям организации и проведения педагогического эксперимента. С самых общих позиций эксперимент предполагает опытную проверку гипотезы. Результатом работы с соответствующим модулем является составление структуры программы формирующего эксперимента. По возможности обучающиеся проводят констатирующие срезы  по диагностикам, которые отбираются при работе в первом модуле программы курса. Примерная структура программы эксперимента представлена в табл.2

Таблица 2. Примерная структура программы эксперимента

Раздел программы эксперимента

Содержание

Исполнители

Указывается руководитель эксперимента и направленности педагогов, которые будут осуществлять обучающее воздействие

Цель

Ожидаемый результат, выраженный в количественном изменении качественных показателей.

Диагностический инструментарий

Методики, позволяющие рассчитывать  показатели, средства оценивания

Тематический план эксперимента

Указывается количество экспериментальных уроков (занятий, видов деятельности)

Критерии оценки ожидаемых результатов

Формулируются критерии эффективности эксперимента

Третий модуль. Умение применять математические методы в психолого-педагогических исследованиях включает в себя владение логическими операциями (анализом, синтезом и др.), вычислительными навыками, умение аргументировать собственные суждения. Иными словами система логического, абстрактного, систематизирующего и образного компонентов определяет грамотную обработку количественных эмпирических данных. Логический компонент отвечает за способность анализировать, обобщать, классифицировать предметы явления. Абстрактный компонент отвечает за создание гомоморфных образов наблюдаемых явлений, отвлечение от несущественных деталей, определение ведущей идеи. Систематизирующий компонент предполагает рассмотрение явлений через призму системного подхода: разбиение явления на элементы, выстраивание иерархии частей, установление связей между элементами. Образный компонент включат в себя геометрическое содержание.

Результаты. Эксперимент по изучению уровня методологической культуры проводился со студентами-бакалаврами, обучающимися по направлению Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профиль Дошкольное и Начальное образование в декабре 2021 года. База исследования: Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета (СГПИ филиал ПГНИУ). Участвовали 24 обучающихся. Критерии и показатели, используемые для оценивания методологической культуры у обучающихся, отображены в таблице 3. Констатирующий эксперимент поводился по итогам изучения дисциплины «Методика научного педагогического исследования», написания курсовой работы по дисциплине «Методика обучения и воспитания в области дошкольного и начального образования» и прохождения учебной практики «Научно-исследовательская работа». Составляющими методологической культуры считаем: умения качественно и эффективно организовать и провести исследование, обработать его результаты и сделать выводы, оформить научный текст, отражающий ход и результаты поиска, суметь ясно и четко представить и защитить свои результаты [7].

Таблица 3. Методика оценки методологической культуры у обучающихся

Составляющие  методологической культуры

Показатель методологической культуры

Подсчет баллов

1.Умения качественно и эффективно организовать и провести исследование

Выполнение задач, определенных планом научно- исследовательской работы (1-3 балла).

Проведение констатирующего эксперимента (1-3 балла).

Практическая реализация разделов разработанного плана формирующего эксперимента (1-3 балла)

Низкий уровень 1-3 балла

Средний уровень

4-6 баллов

Высокий уровень

7-9 баллов

2.Умение обработать  результаты научного исследования и сделать выводы

Обработка и анализ полученной информации в виде отчета (оценка по практике)

Низкий уровень

1-2 балла

Средний уровень

3-4 баллов

Высокий уровень

5 баллов

3.Умение оформлять научный текст, отражающий ход и результаты поиска

Участие в студенческой научно-практической конференции с тезисами (1-3 баллов)

Низкий уровень 1балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла

3.Уметь ясно и четко представлять и защищать свои результаты

 

 

Участие в студенческой научно-практической конференции с докладом. Подготовки презентации по итогам научно-исследовательской работы (1-5 баллов)

Низкий уровень

1-2 балла

Средний уровень

3-4 баллов

Высокий уровень

5 баллов

В таблице 3 представлены признаки, по которым производилась оценка  уровня методологической культуры обучающегося.

Данные констатирующего эксперимента представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Методологическая культура обучающихся 3 курса СГПИ филиал ПГНИУ

 

По данным конструирующего эксперимента  (рис.1) заключаем, что на третьем курсе остаются студенты, которые испытывают сложности с планированием, реализацией эксперимента. Возникли сложности с подбором средств диагностики формируемых качеств. Обучающиеся затруднялись при планировании формирующего тапа эксперимента. Практически каждый студент принял участие с докладом на конференции. Выступающие были на разном уровне. Содержание докладов, в основном, было хорошо подобрано, логично структурировано. Не в каждом докладе описывался эксперимент, студенты ограничивались опытом формирования. Развитие методологической культуры должно быть проложено на дальнейших двух годах обучения.

Выводы:

Понятие «Методологическая культура» сложное и многоаспектное. На уровне бакалавриата приходится говорить о синонимичности понятий методологической культуры и исследовательской культуры. Формирование методологической культуры в вузе возможно при параллельном использовании информационных и коммуникационных технологий для структурирования учебной информации, студенческих научных форумов, мастер-классов, научно-практических конференций и обязательном присутствии в учебном плане курса по методологии научного исследования.

Содержание статьи представляет интерес при формировании профессиональной компетентности будущих педагогов. Результаты исследования могут быть полезны в разработке программ учебных дисциплин.


Список литературы

1. Капшутарь М.А. Значимость методологической культуры в контексте формирования профессиональной культуры аспиранта медицинского вуза // Системная интеграция в здравоохранении. 2020. № 3 (49). С. 62-67.
2. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических взов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006.608 с.
3. Катричева Т.Ю., Тереов А.Н. Исследовательская культура студентов: возможности формирования (на материале научно-исследовательской деятельность в Челябинском государственном педагогическом институте) // Научные школы. Молодёжь в науке и культуре XXI века. Материалы Международного научно-творческого форума (научной конференции). 2018. С. 186-193.
4. Чепурных О.А. Формирование исследовательской культуры педагога профессиональный рост, исследование, культура// сборник статей Международной научно-практической конференции «Роль и место информационных технологий в современной науке». 2019. С. 212-216.
5. Овсянникова С.К. Формирование исследовательской культуры студентов как системообразующего компонента профессиональной культуры педагога// Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия. Материалы VII Международной научной конференции. Ответственный редактор В.И. Полищук. 2010. С. 145-146.
6. Шмачилина-Цибенко С.В. Исследовательская рефлексия как критерий формирования исследовательской культуры будущего социального педагога // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2011. № 1. С. 131-140.
7. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. 512 с.

Расскажите о нас своим друзьям: