Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016
УДК 376.4
Дата публикации 25.10.2016
Формирование манд-реакций у детей с расстройством аутистического спектра
Буздыган Елена Олеговна
Набережночелнинский педагогический университет, г. Набережные Челны
Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема взаимодействия детей с аутистическим спектром с окружающей средой. Выявлена и обоснована необходимость формирования вербального и невербального поведения такого ребенка. Кратко представлена базисная процедура обучения манд-реакциям.
Ключевые слова: аутизм, реакция, взаимодействие, формирование, поведение
Naberezhnye Chelny Pedagogical University
Abstract: This article deals with the problem of interaction of children with autistic spectrum with the environment. And revealed the necessity of formation of verbal and non-verbal behavior of the child. Briefly presented basic procedure of learning commands-reactions.
Keywords: autism, reaction, interaction, formation, behavior
В современном мире способность взаимодействовать с социальным окружением является значимой характеристикой для успешной социализации в обществе. Развитое вербальное поведение исключает неспособность ребенка выразить свои мысли, желания, обратиться к собеседнику, задать вопрос, производить анализ и оценку событиям, а также при обучении писать и читать.
На нормально развивающегося ребенка действуют элементарные мотивационные потребности (в пище, в воде, в тепле, в сне и т.д.), и под их влиянием, отчасти, он учится разговаривать. Детям, которые адекватно использует вербальное поведение, живется намного проще, когда они могут попросить воды, или сказать маме, что больны.
Ребенок, не владеющий вербальным поведением, несомненно, попадает в крайне затруднительное положение. Его желания, потребности остаются недоступными для понимания окружающими людьми изо дня в день. В некоторых случаях крик может стать вербальной реакцией. Если ребенок испытывает голод и начинает кричать, ему приносят еду — крик прекращается, тем самым усиливая поведение окружающих людей. Высока вероятность того, что в последующем, если ребенок проголодается, он снова начнет кричать. Крик станет эквивалентом: «я голоден, хочу кушать».
Б.М. Скиннер выделил 6 элементарных вербальных действий, в числе которых существует манд. Манд – это вид вербального действия, который позволяет говорящему выразить свои потребности. Это реакция, которая находится под контролем мотивационных операций и специфических усилителей. Таким усилителем при чувстве голода может выступать еда, а реакцией будет просьба дать, например, яблоко.
Реакцией вида Манд может быть не только вокальная речь. Например, когда у ребенка появляется мотивационная потребность в физическом контакте с матерью, он может забраться высоко на стул, или начать быстро бегать, или стукнуть брата. Мама, желая наказать за такое поведение, берет его на руки, создавая физический контакт, и данная реакция (бег, удар брата и т.д.) у ребенка закрепляется, как способ получить желаемое. Примерами манд-реакций могут выступать такие выражения: «Кто там?», «Войдите!», «Это мое!», «Где мама?», «Дай мне» и т.д.
У нормально развивающихся детей манд это первый вид вербального поведения, который ими приобретается. Манд позволяет ребенку получить то, что он хочет и отказаться от того, чего он не хочет. Усилителями реакций выступают родители и воспитатели ребенка. Зачастую, ими усиливается нежелательное поведение, например, агрессивность. Обучение манд-реакциям позволит уменьшить такое поведение имеющее функцию просьбы. В силу специфических черт, именно у детей с РАС отсутствуют навыки манд, и преобладает нежелательное поведение. Если уделять недостаточно внимания формированию данного навыка манд, может произойти снижение эффективности обучения речи, и нанести ущерб эмоциональному развитию ребенка.
Что нужно знать педагогам и родителям, которые воспитывают ребенка с РАС, и хотят обучить его манд-реакциям:
- Все манд-реакции находятся под влиянием мотивационных операций
- Мотивационные операции должны быть четко определены и иметь достаточную силу
- Не следует забывать, что мотивация – динамичный процесс, и сила мотивации может изменяться
- Учитель, родитель должен уметь улавливать мотивацию ребенка и его силу
Необходимо определить подходящую форму коммуникативной реакции (язык жестов, карточки PECS, символы и т.д.), настоящий уровень инициативы и выбрать области максимального интереса ребенка. Также выделить реакцию, которая на данный момент является эквивалентом просьбы (взгляд в глаза, указательный жест, протягивание рук и т.д.)
Базисная процедура обучения манд-реакциям является использование подсказок, постепенное прекращение использования подсказок, процедур дифференциального усиления для переноса контроля с определенных стимулов на мотивационные операции. Если ребенок любит мыльные пузыри это подходящий момент для начала обучения манд-реакциям. Процедура обучения начинается с того, что мы видим, что ребенок хочет пузыри, они присутствуют в поле зрения ребенка, и мы даем подсказку – говорим слово «пузыри». Ребенок говорит «пузыри» и педагог или родитель выдувает пузыри. На следующем этапе важно убрать словесную подсказку. Это может быть временная задержка подсказки или вербальный стимул «пузыри» будет сокращаться пузыри-пузы-пу-п-… Ребенок также видит пузыри, хочет, чтобы педагог их надул, говорит «пузыри» и учитель надувает пузыри. Далее необходимо постепенно убрать с поля зрения ребенка предмет, например, прятать за спину или под стол. Очень важно чтобы ребенок сказал «пузыри», не видя его перед собой. Необходимо помнить, что этот процесс происходит постепенно, по мере того, как навык просьбы ребенка закрепляется.
Список литературы
1. История психологии: XX век. - Хрестоматия : учебное пособие. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 37 с.
2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд.8-е. — М.: Теревинф, 2014. — (Особый ребенок). —288 с.
3. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки.— М.: Теревинф, 2003.— 160 с.