Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №5 (5) Декабрь, 2016

УДК 316.614

Дата публикации 28.12.2016

Физическая культура как один из факторов социализации личности

Лобков Глеб Русланович
Кемеровский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово, Россия
Мусохранов Андрей Юрьевич
Кемеровский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово, Россия
Борисова Маргарита Викторовна
Кемеровский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово, Россия

Аннотация: Данная статья посвящена физической культуре как средству, способному развить и сформировать не только двигательные и физические качества, а также психические данные и навыки личности. В данной работе приведены и описаны основные механизмы спортивной социализации, психологическое влияние физической культуры на личность.
Ключевые слова: социализация, физическая культура, спорт, психология, личность, психические качества

Physical education as a factor in the socialization of a person

Lobkov Gleb Ruslanovich
Kemerovo institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Kemerovo, Russia
Musokhranov Andrey Yuryevich
Kemerovo institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Kemerovo, Russia
Borisova Margarita Viktorovna
Kemerovo institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Kemerovo, Russia

Abstract: This article is devoted to physical education as the means of developing not only physical force and mobility but also psychological characteristics and skills of a personality. One can find in this work fundamental mechanisms of sports socialization and psychological impact of physical education on personality.
Keywords: socialization, physical education, sport, psychology, personality, psychological characteristics

Физическая культура в настоящее время является специфическим видом деятельности и формой проведения досуга, а также средством повышения социальной активности. Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, можно также отметить, что спорт в силу своего специфического характера создаёт конкретные условия для адаптации в социуме и интеграции человека, при этом формируя определенный тип поведения.

Важным является то, что высокий уровень физической подготовки и здоровья способны определить возможность освоения других ценностей и сторон человеческой жизни: нравственных и интеллектуальных качеств; трудовой деятельности; процесса самопознания; формирования собственной воли. [1, с. 164]

Спорт, будучи одним из социальных факторов, модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и затем, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни. [3, с. 192]

Физическая культура, без сомнений, является одним из главных средств воспитания и отработки движений, их координации, и формированию необходимых физических качеств человека. Конечно, на этом возможности занятия спортом не ограничиваются. В процессе физического воспитания закаляется воля личности, формируется характер, совершенствуется умение управлять собой в сложных ситуациях. Поскольку занятия спортом обычно проводятся среди товарищей и связаны с соревнованием между соперниками, то обязательно формируется опыт человеческого общения, умение понимать друг друга.

Постоянное осмысленное преодоление сложностей, непосредственно связанных с физической нагрузкой, таких как, борьба с утомлением и ощущениями боли, воспитывают в человеке уверенность в себе, сильную волю и способность чувствовать себя комфортно в коллективе.

В любом виде спорта различные соревнования проводятся по строгим правилам, которые предопределяют не только сам ход соревнования, но и подготовку к ней. Правила определяют психологическую подготовку спортсмена, которые требуют от него каких-либо конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления и допустимого уровня эмоционального возбуждения. Необходимость в неоднократном использовании этих свойств и качеств обязательно приводит к их развитию. Так спортсмен формирует способность действовать в полную силу, когда устал. Он учится управлять своим настроением, справляться с избыточным волнением, вызывать в себе чувство приподнятости и вдохновения, то есть овладевает умением самоконтроля собственных чувств и эмоций. И всё это спортсмен делает сознательно для достижения лучших результатов в соревнованиях. То есть, развиваясь в спорте, человек развивается всесторонне.

Ошибочно считать, что самосовершенствование в спорте касается только лишь развития в физическом плане. В большинстве видов спорта одной выносливостью, силой, быстрой невозможно достигнуть наилучших результатов. Для успеха спортсменам необходимо уметь разгадать намерения соперника, навязать свою игру, продумать тактику, а при командных играх нужно распределить роли и активно общаться и совещаться со своей командой. [2, с. 129-130]

Важно отметить, что все приобретённые навыки и приёмы в спортивной области могут активно использоваться и в деятельности, не имеющей спортивного уклона и никак не связанной с физической культурой.

Так, например, во многих высших учебных заведениях с помощью преподавания физической культуры и занятий спортом способствуют формированию у студентов необходимых навыков, которые будут полезны в их профессиональной деятельности. Многие считают, что именно занятия физической культурой в системе образования являются таким фактором, который способен осуществлять не только творческую деятельность, но и сформировать общекультурные компетенции выпускников. Именно в этом проявляется значение физической культуры как ценности для общества и личности, имеющее, прежде всего, воспитательный и общекультурный характер. [4, с. 65]

В процессе физического воспитания студенты перенимают лишь те ценности физической культуры, которые непосредственно приобретают для них необходимый жизненный и профессиональный смысл. И основываясь на этом, в сознании студентов формируется образ личности будущего специалиста. Усваивая и воплощая социально-групповые ценности, они строят собственную систему ценностей.

Можно обозначить и разделить ценности, образующие систему как основу физической культуры:

  1. Ценности-цели. Они раскрывают само значение и смысл индивидуальных целей включения в регулярную спортивную деятельность и её достижения при помощи культурной стратегии и тактики жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных планов и намерений психического и физического благополучия, сохранения и укрепления здоровья.
  2. Ценности-знания определяют упорядоченную систему теоретических, методологических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов сопряженного функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального самосовершенствования при выполнении какой-либо деятельности, учебной или профессиональной.
  3. Ценности-средства. Данные ценности создают основу для достижения ценностей-целей: овладение закономерностями, принципами, средствами, формами, методами, приёмами и условиями их использования в физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самообучении и самопознания, в достижении необходимого психического и эмоционального состояния, культуры межличностного общения, в оценке и контроле за эффективностью их использования и др.
  4. Ценности-отношения обозначают человека как активного субъекта физической культуры с определённым личным отношением к самому себе, своей профессиональной деятельности и к природной и социальной среде, в которых осуществляется его спортивная деятельность, при этом учитываются и отношения к её участникам.
  5. Ценности-качества. Раскрывают смысл приобретения, развития и воспитания многообразия взаимосвязанных качеств и свойств личности, которые обеспечивают ей полную свободу в самовыражении и самореализации в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Они проявляются при выполнении спортивной деятельности, профессиональной успешности и в целом жизнедеятельности. [4, с. 65-66]

Так, например, по итогам проведения анкетирования студентов экономического университета, а именно факультета «Торговое дело», удалось выделить такие профессиональные компетенции специалиста данной сферы, на формирование которых средства физической культуры способны оказать положительное влияние. К таким отнесли: коммуникабельность, психическая и эмоциональная устойчивость, навык убеждения, выносливость, высокая работоспособность, быстрая реакция, аналитическое мышление, повышенное внимание, честность, уверенность. Особенную ценность для совершенствования личности специалиста и достижения успеха в своей профессиональной деятельности имеют свойства мышления, воображения, а также коммуникативные, волевые, организационные и эмоциональные качества. Среди таких психологических качеств, которые могут быть развиты при помощи физической подготовки, можно выделить:

  1. Готовность к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми.
  2. Устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми.
  3. Доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции.
  4. Способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие.
  5. Способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека.
  6. Аккуратность, пунктуальность, собранность.

Это показывает, что физическое воспитание в высших учебных заведениях является важным средством и фактором социализации, который ориентирован на формулирование тех самых профессиональных компетенций у студентов и развитие необходимых для будущего специалиста навыков. [5, с. 57-58]

Можно сказать, что физическая культура действительно является одним из важных факторов социализации. И следуя из всего вышесказанного, нужно сказать, что спорт – это одна из множества социальных сфер, вхождение в которую напрямую связано с преодолением множества испытаний и трудностей, имеющих как ценностное или нормативное значение, так и связанных с физическими навыками человека, его волевыми способностями. Социализация в спорте – это всестороннее развитие человека и последовательное вхождение индивида в социум. Это видно и из того, что вузы используют данное физическое воспитание как средство социализации будущих специалистов, которые приобретают в ходе занятий качества и навыки, являющиеся крайне полезными не только в рамках спортивных организаций, но и в профессиональной деятельности.


Список литературы

1. Апциаури Л., Харитонашвили К. Система современного спорта как фактор социализации личности // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2008. — № 6. — С. 164-166.
2. Журова И.А. Влияние спорта на формирование личности // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2014. — Т. 6. № 2. — С. 129-132.
3. Курасбедиани З.В. Физическая культура как фактор формирования личности // Научные ведомости белгородского государственного университета. серия: философия. социология. право. — 2008. — №3. — С. 191-196.
4. Мелешкова Н.А., Григорьева С.А., Мусохранов А.Ю. Ценности физической культуры как фактор формирования общекультурных компетенций // Перспективы науки. — 2014. — № 11. — С. 65-68.
5. Сидорова Н.А., Борисова М.В. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере обслуживания средствами физической культуры // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. — 2014. — Т. 1. № 1. — С. 57-59.

Расскажите о нас своим друзьям: