Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016

УДК 378

Дата публикации 27.10.2016

Дистанционное обучение в профессиональном образовании

Половнев Павел Александрович
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск
Половнева Яна Евгеньевна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые моменты дистанционного обучения в профессиональном образовании, рассмотрены достоинства и недостатки дистанционных образовательных технологий, рассмотрены отличия от традиционных технологий.
Ключевые слова: профессиональное образование, дифференцированный подход, федеральные государственные образовательные стандарты, педагогическая система, дистанционные образовательные технологии

Distance learning in vocational education

Polovnev Pavel Aleksandrovich, Polovneva Yanа Evgenievna
Ural State University of Humanitarian Pedagogical, Chelybisk

Abstract: This article discusses the key points of distance learning in vocational education, discussed the advantages and disadvantages of distance learning technologies, considered different from traditional technologies.
Keywords: professional education, differentiated approach, federal state educational standards, educational system, distance education technologies

В современном мире система образования столкнулись с проблемой как заинтересовать обучающегося на изучения учебного и научного материала.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя. Хронология становления и развития дистанционных образовательных технологий в России, основанная на действующих юридических документах, представлена Е.А.Коняевой [7].

Целью использования университетом ДОТ является предоставление студенту возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства (или временного пребывания) в удобное для него время и в удобном для него темпе.

Необходимость дистанционного обучения в сегодняшних условиях связана необходимостью обеспечить  доступное и качественное образование для всех обучающихся, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья [6].

Преимущества дистанционного обучения: позволяет снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.); проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек; создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

К недостаткам дистанционного обучения принято относить отсутствие личного общения с преподавателем и другими студентами, а также недостаток практических занятий, а так же отсутствие постоянного контроля над студентами, что в случае недостаточно сильной мотивации приводит к снижению успеваемости. Но этот пробел при желании можно частично восполнить с помощью переписки по электронной почте, использования программ видео-конференций и т.д. [8].

Каждая форма обучения должна ориентироваться на государственные стандарты образования. Вместе с тем, она может и должна выходить за рамки базового образования, включая дополнительное образование и все, что с этим связано.

По признаку организации учебного процесса, дистанционные образовательные технологии подразделяются на синхронные и асинхронные. Исходя из названия, под асинхронным обучением понимается обучение учащихся в соответствии с индивидуальным учебным планом и темпом выполнения с использованием учебно-методического материала.

Традиционные технологии обучения отличаются от дистанционных технологий в первую очередь созданием более комфортных условий для обучения: не нужно сидеть в жаркой аудитории летом, либо в холодной зимой. В данном обучении существуют такие преимущества, как более осознанная мотивация, из всякой точки мира обучающиеся могут присоединиться к лекции в режиме онлайн. Не менее важен экономический аспект – преподавателю не требуется тратить деньги на поездку и на аренду помещения.

У любых технологий имеются недостатки и дистанционные технологии не исключение, один из них – отсутствие реального контакта между педагогом и обучающимся. Не у каждого пользователя есть веб-камера, данная проблема приводит к трудности идентификации пользователя. Любой может занять его место и пройти все возможные тесты и практические задания.

Таким образом, процесс «обратная связь» в данной технологии малоэффективен, поскольку преподаватель не может оценить студента достоверно, и насколько исходящая от него информация доходит до обучающихся и усваивается. Кроме недостатка непрямого контакта, существует проблема, заключающаяся в недостаточном количестве практики и приводящая в итоге к отсутствию умения применять полученные знания в действии.

Нужен дифференцированный подход к каждому обучаемому, усиление мотивации обучения и активизация самообразования, развитие самоконтроля в процессе самообучения, и получение современных профессиональных знаний на основе выбора интенсивных обучающих технологий.

Таким образом, дистанционное обучение это важное и значимое  направление, поэтому его реализация в системе образования должна продолжаться. Эта форма обучения удобна для людей с ограниченными возможностями здоровья, для людей, не имеющих возможности покинуть место жительства или работу.


Список литературы

1. Дистанционное обучение и его развитие/ В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин, О. В. Трайнев/ Дашков и Ко, 2006
2. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с
3. Коняева Е.А., Коняев А.С. Некоторые средства электронного обучения // Проблемы педагогической теории и практики. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во БПА, 2014. – С.81-84.
4. Коняева Е.А., Коняев А.С. Развитие дистанционных образовательных технологий в аспекте педагогической безопасности // Безопасность социальной сферы в условиях современной поликультурной России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. 24-25 ноября 2012 г. – Челябинск: Изд-во ООО «Цицеро», 2012. – С.89 – 93.
5. Коняева Е.А., Коняев А.С. Дистанционные образовательные технологии в условиях сетевого взаимодействия // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам П Всероссийской научно-практической конфкренции 30 ноября 2015г., г. Нижний Новгород. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ им.К.Минина, 2015. – С. 53-57.
6. Коняева Е.А., Коняев А.С. Готовность к использованию дистанционных образовательных технологий как условие социально-профессиональной мобильности будущих педагогов // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. материалов и докдадов Международной конф. 29-30 мая 2014г. – Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2014. – С. 70 – 74.
7. Коняева Е.А., Коняев А.С. Нормативно-правовое регулирование дистанционных образовательных технологий в РФ // Профессиональное образование в XXI веке: сборник научных статей. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – Выпуск 6. – С. 44-49.
8. Коняева Е.А., Глазнева С.Е. Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: материалы Всероссийск. студ. науч.-практ. конференции 28-29 апреля 2015 г., часть 2 / ред.кол. Е.А.Гнатышина, М.В.Потапова и др. – Челябинск: Изд-во «Золотой феникс», 2016. – С.56-58
9. Технология дистанционного обучения / А. Н. Романов, В. С. Торопцов, Д. Б. Григорович - Юнити-Дана,2000

Расскажите о нас своим друзьям: