Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016
УДК 378
Дата публикации 27.10.2016
Дистанционное обучение в профессиональном образовании
Половнев Павел Александрович
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск
Половнева Яна Евгеньевна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск
Аннотация: В статье рассматриваются ключевые моменты дистанционного обучения в профессиональном образовании, рассмотрены достоинства и недостатки дистанционных образовательных технологий, рассмотрены отличия от традиционных технологий.
Ключевые слова: профессиональное образование, дифференцированный подход, федеральные государственные образовательные стандарты, педагогическая система, дистанционные образовательные технологии
Ural State University of Humanitarian Pedagogical, Chelybisk
Abstract: This article discusses the key points of distance learning in vocational education, discussed the advantages and disadvantages of distance learning technologies, considered different from traditional technologies.
Keywords: professional education, differentiated approach, federal state educational standards, educational system, distance education technologies
В современном мире система образования столкнулись с проблемой как заинтересовать обучающегося на изучения учебного и научного материала.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя. Хронология становления и развития дистанционных образовательных технологий в России, основанная на действующих юридических документах, представлена Е.А.Коняевой [7].
Целью использования университетом ДОТ является предоставление студенту возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства (или временного пребывания) в удобное для него время и в удобном для него темпе.
Необходимость дистанционного обучения в сегодняшних условиях связана необходимостью обеспечить доступное и качественное образование для всех обучающихся, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья [6].
Преимущества дистанционного обучения: позволяет снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.); проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек; создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
К недостаткам дистанционного обучения принято относить отсутствие личного общения с преподавателем и другими студентами, а также недостаток практических занятий, а так же отсутствие постоянного контроля над студентами, что в случае недостаточно сильной мотивации приводит к снижению успеваемости. Но этот пробел при желании можно частично восполнить с помощью переписки по электронной почте, использования программ видео-конференций и т.д. [8].
Каждая форма обучения должна ориентироваться на государственные стандарты образования. Вместе с тем, она может и должна выходить за рамки базового образования, включая дополнительное образование и все, что с этим связано.
По признаку организации учебного процесса, дистанционные образовательные технологии подразделяются на синхронные и асинхронные. Исходя из названия, под асинхронным обучением понимается обучение учащихся в соответствии с индивидуальным учебным планом и темпом выполнения с использованием учебно-методического материала.
Традиционные технологии обучения отличаются от дистанционных технологий в первую очередь созданием более комфортных условий для обучения: не нужно сидеть в жаркой аудитории летом, либо в холодной зимой. В данном обучении существуют такие преимущества, как более осознанная мотивация, из всякой точки мира обучающиеся могут присоединиться к лекции в режиме онлайн. Не менее важен экономический аспект – преподавателю не требуется тратить деньги на поездку и на аренду помещения.
У любых технологий имеются недостатки и дистанционные технологии не исключение, один из них – отсутствие реального контакта между педагогом и обучающимся. Не у каждого пользователя есть веб-камера, данная проблема приводит к трудности идентификации пользователя. Любой может занять его место и пройти все возможные тесты и практические задания.
Таким образом, процесс «обратная связь» в данной технологии малоэффективен, поскольку преподаватель не может оценить студента достоверно, и насколько исходящая от него информация доходит до обучающихся и усваивается. Кроме недостатка непрямого контакта, существует проблема, заключающаяся в недостаточном количестве практики и приводящая в итоге к отсутствию умения применять полученные знания в действии.
Нужен дифференцированный подход к каждому обучаемому, усиление мотивации обучения и активизация самообразования, развитие самоконтроля в процессе самообучения, и получение современных профессиональных знаний на основе выбора интенсивных обучающих технологий.
Таким образом, дистанционное обучение это важное и значимое направление, поэтому его реализация в системе образования должна продолжаться. Эта форма обучения удобна для людей с ограниченными возможностями здоровья, для людей, не имеющих возможности покинуть место жительства или работу.
Список литературы
1. Дистанционное обучение и его развитие/ В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин, О. В. Трайнев/ Дашков и Ко, 2006
2. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с
3. Коняева Е.А., Коняев А.С. Некоторые средства электронного обучения // Проблемы педагогической теории и практики. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во БПА, 2014. – С.81-84.
4. Коняева Е.А., Коняев А.С. Развитие дистанционных образовательных технологий в аспекте педагогической безопасности // Безопасность социальной сферы в условиях современной поликультурной России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. 24-25 ноября 2012 г. – Челябинск: Изд-во ООО «Цицеро», 2012. – С.89 – 93.
5. Коняева Е.А., Коняев А.С. Дистанционные образовательные технологии в условиях сетевого взаимодействия // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам П Всероссийской научно-практической конфкренции 30 ноября 2015г., г. Нижний Новгород. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ им.К.Минина, 2015. – С. 53-57.
6. Коняева Е.А., Коняев А.С. Готовность к использованию дистанционных образовательных технологий как условие социально-профессиональной мобильности будущих педагогов // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. материалов и докдадов Международной конф. 29-30 мая 2014г. – Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2014. – С. 70 – 74.
7. Коняева Е.А., Коняев А.С. Нормативно-правовое регулирование дистанционных образовательных технологий в РФ // Профессиональное образование в XXI веке: сборник научных статей. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – Выпуск 6. – С. 44-49.
8. Коняева Е.А., Глазнева С.Е. Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: материалы Всероссийск. студ. науч.-практ. конференции 28-29 апреля 2015 г., часть 2 / ред.кол. Е.А.Гнатышина, М.В.Потапова и др. – Челябинск: Изд-во «Золотой феникс», 2016. – С.56-58
9. Технология дистанционного обучения / А. Н. Романов, В. С. Торопцов, Д. Б. Григорович - Юнити-Дана,2000