Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024

УДК 373.1

Дата публикации 15.02.2024

Дидактический материал как инструмент развития познавательного интереса к предмету «Хантыйский язык»

Молданова Ирина Максимовна
канд. филол. наук, начальник отдела научно-инновационных технологий в образовании, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Россия, uil.gera@yandex.ru

Аннотация: Цель исследования – раскрыть образовательный потенциал дидактического материала по хантыйскому языку. В работе рассматривается учебное пособие «Занимательная математика на хантыйском языке (казымский диалект)», в котором представлены головоломки, загадки, логические задачки, стихи и кроссворд на хантыйском языке. Комментарии к заданиям даются на двух языках – хантыйском и русском. Использование указанного пособия на любом этапе урока или во внеклассной деятельности будет интенсифицировать процесс усвоения учебного материала по хантыйскому языку и положительно скажется на образовательной деятельности.
Ключевые слова: дидактический материал, хантыйский язык, познавательный интерес, загадки, головоломки, стихи.

Didactic material as a tool for developing cognitive interest towards the subject "Khanty language"

Moldanova Irina Maksimovna
Cand. Sci. (Philology.), Head of the Department of Scientific and Innovative Technologies in Education Ob-Ugric institute of аpplied researches and development, Russia, Khanty-Mansiysk,

Abstract: The purpose of the study is to reveal the educational potential of didactic material on the Khanty language. The work examines the textbook "Entertaining mathematics in the Khanty language (Kazym dialect)", which presents puzzles, riddles, logical tasks, poems and a crossword puzzle in the Khanty language. Comments on exercises are given in two languages – Khanty and Russian. The use of the textbook at any stage of the lesson or in extracurricular activities will intensify the process of assimilation of educational material in the Khanty language and will have a positive impact on educational activities.
Keywords: didactic material, Khanty language, cognitive interest, riddles, puzzles, poems.

Правильная ссылка на статью
Молданова И.М. Дидактический материал как инструмент развития познавательного интереса к предмету «Хантыйский язык» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/didakticheskij-material-kak-instrument-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-k-predmetu-khantyjskij-yazyk.html (Дата обращения: 15.02.2024)

Введение

Хантыйский язык имеет статус языка коренного малочисленного народа Российской Федерации. На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также частично на территории Томской области имеет статус поощряемого языка. Вместе с мансийским относится к обско-угорской группе угорской ветви уральской семьи языков. Характеризуется большой диалектной раздробленностью и при этом недостаточной изученностью диалектной ситуации [1, с. 535].

В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре учебный предмет «Родной язык» реализуется в формате внеурочной деятельности. Обучение осуществляется на трех диалектах хантыйского языка: казымском, сургутском и ваховском. Создание единого литературного хантыйского языка проблематично в виду того, что указанные диалекты значительно различаются в фонетическом, грамматическом отношении.

В данной работе будет рассматриваться дидактический материал, изданный на казымском диалекте хантыйского языка. Казымский диалект распространен на всей территории нынешнего Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа, а также захватывает восточную окраинную часть соседнего Березовского района. «На казымском диалекте говорит коренное хантыйское население бассейна р. Казым и прибрежных районов Оби (населенные пункты Казым, Юильск, Полноват, Ванзеват и др.). <…> На территории Березовского района носители казымского диалекта проживают в Берёзово и в населенных пунктах Тегинской и Ванзетурской местных администраций» [2, с. 10]. Актуальность исследования определяется востребованностью педагогами эффективных образовательных технологий в обучении родному языку в современных условиях. Практическая значимость заключается в применении в учебном процессе различных игровых форм для повышения познавательного интереса обучающихся.  

Дидактический материал

Дидактические материалы – особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени [3].

Что такое дидактический материал в электронном виде? Электронным дидактическим материалом (ЭДМ) является цифровое пособие, которое позволяет реализовать воздействие на ученика в соответствии с его особенностями восприятия и предложить ему работу подходящего уровня сложности. Это все те же карты, таблицы, иллюстрации, а также видео- и аудиоматериалы – удобные для хранения, доступные для домашней работы, дополненные интерактивными элементами. Дидактические материалы в электронном виде используются не только через компьютеры, телефоны, планшеты и другие личные цифровые устройства, но и совместно с бумажными изданиями, в форме фронтальной работы [4]. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) — важные инструменты для получения актуальных знаний. Вскоре они станут такими же неотъемлемыми элементами урока, как текст в бумажном учебнике и рабочие тетради. Введение ЭОР и другие изменения, происходящие в школах, конечно, основаны на новых стандартах: так, функционирование электронной образовательной среды описано в ФЗ «Об образовании в РФ» (глава 2, статья 16, пункт 3) [4].

Следует отметить, что цифровые образовательные ресурсы в школах обычно применяют с помощью интерактивных досок (Interactive whiteboard). Интерактивная доска – это большой сенсорный экран, которая включает также компьютер и проектор.

На сайте Обско-угорского института прикладных исследований и разработок [5] представлены цифровые ресурсы с разделами «Каталог ресурсов», «Электронная библиотека», «В помощь учителю». Все учебные материалы, представленные в электронном виде, можно транслировать как в цифровом формате, так и распечатывать для использования в бумажном варианте.

Развитие познавательного интереса через дидактический материал

На сайте Института в разделе «Электронная библиотека» предложены учебно-методические пособия в помощь учителю родного языка. Среди них: правила орфографии и пунктуации хантыйского языка (казымский диалект); сборники олимпиадных заданий по хантыйскому языку и литературе (казымский, ваховский и сургутский диалекты); тесты по хантыйскому языку по классам и диалектам; наглядно-дидактический материал; сборники заданий и упражнений; занимательная грамматика хантыйского языка для детей, не владеющих родным языком; рабочие тетради. Все эти издания призваны разнообразить в игровой, занимательной форме уроки родного (хантыйского) языка. Например, учебное издание «Занимательная математика на хантыйском языке (казымский диалект)» [6] содержит логические задачи, загадки, стихотворения, ребусы, кроссворды, головоломки на хантыйском языке с переводом на русский язык. Задания, представленные в этом пособии, можно использовать при изучении темы «Имя числительное» на уроке родного языка, чтобы активизировать мыслительную деятельность обучающихся (см., например, статью «Обучение хантыйским местоимениям (на примере личных местоимений)» [7], в которой используется хантыйская сказка «Ягодка-Клюквинка и Травяная Косичка»). Сборник включает девять загадок на хантыйском языке с использованием числительных. Загадки расширяют и обогащают знания детей об окружающих предметах, развивают логическое мышление. Как отмечают Е. А. Нёмысова, Л. Н. Каюкова, «хантыйская загадка раскрывает красоту и своеобразие видимого, ощущаемого, воспринимаемого всеми чувствами реального мира. Знакомясь с удивительным миром хантыйских загадок, поражает чудесная выдумка и озорство мысли. Она может научить многому. Особенно тому, чтобы человек мог иметь здоровый, ясный, чудесный взгляд на окружающий его мир, природу, учит понимать поэзию вещей, сделанных руками человека, и окружающий мир: мировоззрение народа преломляется в особых поэтических формах загадки» [8, с. 6]. Приведем примеры загадок:

Щєл вух вєншǝп йаӈ акань ‘Десять кукол с серебряными лицами’ (Пальцы, ногти);

Итǝԓ путǝртǝԓ, кăт хуйатǝԓ хөԓǝнтԓǝӈǝн ‘Один говорит, двое слушают’ (Язык и уши);

Ԓапǝт йитпи сорньєӈ сўв төрма ԓоньщԓа, төрма ăнт ԓєпǝԓ па иԓԓы мєнԓǝԓ, кўсы лак иты ‘Посох, состоящий из семи частей, в небо вставят, в небо не входит и прогибается, как обруч’ (Радуга);

Питы милпи хөт йаӈ хө и ԓыпийǝн вөԓԓǝт ‘Шестьдесят мужчин в черных шапках в одном доме живут’ (Спички);

Льăты-пăты вэт сот, льăты-пăты хөт сот ‘Ляты-паты пятьсот, ляты-паты шестьсот’ (Олени бегут, копыта цокают).

К эффективным приемам обучения родному языку относятся также стихотворные материалы на изучаемом языке. В предлагаемом сборнике приводятся стихи на хантыйском языке с использованием числительных. Поэтические тексты можно использовать на разных этапах обучения языку, тексты могут быть как аутентичные, так и специально сочиненные. Следует отметить, что дети любят стихи, рифмовки, поэтому работа с ними имеет эмоциональную окраску в положительном ключе и способствует усвоению учебного материала. Стихи также являются незаменимым инструментом для совершенствования произношения, интонации, ритма. Важным элементом в работе с поэтическим материалом является многократное повторение стихотворных, рифмованных строк, что содействует невольному запоминанию изучаемого материала. В исследуемом нами сборнике представлены стихи на хантыйском языке доктора филологических наук, главного научного сотрудника Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Валентины Николаевны Соловар:

Тор вой аса йухтǝс,

Кăт тухǝԓна йовԓǝс.

Вўрты ньөрма ԓатǝс,

Өмǝщ арǝԓ сымԓǝс.

«Журавль прилетел к Оби,

Взмахивая крыльями.

Сел в цветущей тундре,

Песню затянул» (И.М. – перевод наш).

Тăта вўрты ԓаӈкийєм

Єпԓǝӈ тулǝх кăншǝԓ,

Ит, кăтǝн, хөԓǝм, ньăԓ,

Вөнши нўва хөӈхǝс,

Тулǝх щив щи ихтǝс.

«Рыженькая белочка

Ищет вкусные грибы.

Один, два, три, четыре,

Прыгнула на ветку,

Чтоб грибы развесить» (И.М. – перевод наш).

Ай вой икэн

Аса мăнǝԓ,

Ас хўԓ щăта вэԓ.

Йаӈ, хөc, сотǝн

Хўԓ нырǝн вотԓа.

«Мышонок поехал на Обь,

Чтобы добыть обскую рыбу.

Десять, двадцать, сотня

Рыб под навесом сушится» (И.М. – перевод наш).

Значительную роль в повышении эффективности процесса обучения на родном языке необходимо отводить игровым технологиям. Включение в урок разнообразных элементов игровых приемов положительно сказывается на процессе обучения, способствует эффективной организации взаимодействия обучающихся и педагога, поддерживает интерес детей к предмету «родной язык». Как пишет С. А. Марчик, «Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания, ее нужно рассматривать, как вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы» [9, с. 153–157].

В пособии «Занимательная математика» представлена дидактическая игра на внимание «Найди отличия», кроссворд, ребусы, головоломки. Дидактическая игра «Найди отличия» развивает внимательность, наблюдательность, память, мышление, а также тренирует зрение и усидчивость. При работе с обучающимися можно использовать индивидуальный или подгрупповой формат. 1 вариант (индивидуальный): раздать ученикам карточки с изображением одного и того же объекта, но с отсутствием некоторых деталей в одном изображении. Предлагается найти отличия при рассматривании иллюстрации. 2 вариант (подгрупповой) с элементом соревновательности: «Кто быстрей найдет отличия на картинках?». При работе с данным видом дидактической игры можно использовать вопросы:

– Тăм хурǝн муй хăншман вөԓ? Что нарисовано на этой картинке?

– Тăм хурǝн па муй хăншман? А на этой картинке что изображено?

– Тăм хурӈǝԓан и хурасǝпӈǝн? Эти картинки одинаковые?

– Кăтсыр пос тăйԓǝӈǝн муй ăнтө? Есть ли различия на этих изображениях?

– Кăтсыр посԓaԓ вөйтаԓǝн. Найди отличия на картинках.

Одним из популярных игровых приемов является кроссворд. Он может использоваться для закрепления изученного материала. Кроссворд предполагает разные варианты организации деятельности детей: составить, разгадать, найти ошибку и другие.

Е. В. Безенкова отмечает, что «Повышению интереса к предмету и активности школьников способствует применение на уроках таких форм работы, как составление и разгадывание кроссвордов. Отгадывание кроссворда позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Процесс отгадывания кроссвордов, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая школьников к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд – как творческую задачу» [10, с. 1–5].

Она приводит ряд общих положений из раскрытия понятия кроссвордов педагогами и психологами различных научных школ:

– кроссворд выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов;

– кроссворд для школьников есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения;

– кроссворд есть практика развития. Свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество [10, с. 1–5].

В пособии представлен кроссворд, который направлен на проверку знаний хантыйских числительных (стр. 18). По аналогии можно составить разные варианты кроссвордов по теме «Имя числительное». Кроссворд является простым в технологическом исполнении и имеет понятные правила. В части самостоятельной работы этот прием успешно решает как учебные задачи, так и воспитывает у обучающихся такие черты как наблюдательность, умение выделять главное, настойчивость, самоконтроль. Применение кроссворда как обучающего приема, способствует интенсификации процесса усвоения новых знаний, закреплению изученного на уроке.

Кроссворд по теме «Имя числительное» можно составить по хантыйским загадкам [11], в которых представлены числительные. Ниже приведены загадки, в которых используется имя числительное.

Сот хуйат, щурǝс хуйат и йош ‘Для ста человек, для тысячи человек одна рука’ (Ов ԓўӈк. Дверная ручка).

Йиӈк сот сєм, йиӈк щурǝс сєм ‘У воды сто глаз, тысяча очей’ (Хоԓǝп. Сеть).

Ит мăнǝԓ, йошǝԓ хăтьǝԓ ‘Один едет, а следов нет’ (Хоп. Лодка).

Сыйǝӈ тўрпи йăм тор ўвǝтты сый ԓапǝт ԓор хўваттыйǝн сатьǝԓ ‘Крик хорошего журавля со звонким голосом слышится за семью озерами’ (Шăӈкан. Звон колокола).

Кўрԓаԓ, кўрԓаԓ кєн войǝт, йошԓаԓ, йошԓаԓ кєн войǝт льăтыԓǝт, пăтыԓǝт вэтсот пўш. Вєртут вєрԓǝт сора. Йонтут йонтԓǝт сора ‘Легконогие звери, легкорукие звери отстукивают пятьсот раз. Дела делаю быстро, шитье шью быстро’ (Вўԓэт хөхǝԓԓǝт. Олени бегут быстро).

Кăт хөйӈǝн и пўӈǝԓǝн кăсԓǝӈǝн, па нємǝԓты хуйатǝԓ нух ăнт питǝԓ ‘Двое бегут, соревнуясь, но никто из них не победит’ (Ԓухӈǝн. Лыжи).

Ньөрǝм кўтǝпǝн ньăԓ ньўки хот тыйԓан иԓԓы, порǝхԓан нухԓы ‘Посреди тундры четыре чума верхушками вниз, основанием вверх стоят’ (Вўԓы єсмǝт. Оленье вымя).

Хөԓǝмйаӈ сэвǝрԓǝт, и хө пєрǝтǝԓ ‘Тридцать мужиков рубят, один ворочает’ (Пєӈкǝт па ньăԓǝм. Зубы и язык).

Питы милпи хөтйаӈ хө и ԓыпийǝн вөԓԓǝт ‘Шестьдесят мужиков в черных шапках в одном доме живут’ (Щэранька. Спички).

И ики шөтǝл, хөт йошпи, хөт кўрпи вўрасǝн йуԓта ньөхǝԓԓа ‘Один мужик едет, его догоняет колдун с шестью ногами’ (Ики ай өхǝԓ йуԓта таԓ. Мужик тащит за собой санки).

Ԓапәт ԓор хөхәԓ ‘Семь соров обежит’ (Вухсар. Лиса).

Ԓапәт паршәӈ кэв олакун ‘Семипарусное каменное существо’ (Нимсар ими. Паук).

Сот хө, щурәс хө усәм ‘Сто людей, тысяча людей на одной подушке лежат’ (Усәм павәрт. Бревно у изголовья нар).

Ньăԓ сўӈпи йєрмак ‘Четырехугольный шелк’ (Ишни. Окно).

Ньăԓ эви и йєрмак ухшам пунмэԓ ‘Четверо девушек шелковый платок надели’ (Пăсан кўр. Ножки стола).

Сот хө, щурәс хө и усәм ‘Одна грудь для сотен, тысяч людей’ (Йиӈк. Вода).

Кэв сємәп, пăԓәп ԓапәт щурәс хуйат хот омәсты тăхиԓаԓән хот омәсԓәт, вош омәсты тăхиԓаԓән вош омәсԓәт ‘Семь тысяч мужественных людей, строят дома, строят города’ (Хăшӈайәт. Муравьи).

Нөмән сэвәсӈән, кўрәкӈән ԓăриԓәӈән, иԓән сот вой, щурәс вой щăхрийәԓ ‘Вверху коршун с орлом кружат, внизу сотни тысяч животных тают, исчезают’ (Хăтәԓ, тыләщ, ԓоньщ. Солнце, луна, снег).

В исследуемом пособии также представлены ребусы и головоломки на хантыйском языке. Ребусы и головоломки относятся к разновидностям дидактических игр. Малый академический словарь приводит такое значение для слова «головоломка», это «Загадка, задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности» [1]. Как отмечает в своей статье Т. Г. Мельникова, «некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенах египетских пирамид, в древнегреческих манускриптах и в других исторических памятниках» [12].

Ребус – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками [13]. Использование ребусов в урочной и внеклассной деятельности помогает развивать у детей абстрактное мышление, воображение, память и внимание. При систематическом применении ребусы формируют способность анализировать информацию, находить взаимосвязи элементов в решаемом объекте. Педагоги активно используют в своей деятельности ребусы. Например, А. Шафеева [14] в своем блоге приводит правила создания ребусов:

Как разгадывать ребусы

Ребус должен всегда иметь решение, причем одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: «Найди два решения этого ребуса». Количество используемых в одном ребусе приемов и их сочетаний не ограничивается.

В основе решения ребусов лежат следующие правила их построения:

- все предметы, изображенные на головоломке, называются последовательно в именительном падеже;

- если слева или справа от рисунка нарисованы запятые, то с соответствующей стороны слова надо убрать столько букв, сколько запятых изображено;

- если изображение в загадке перевернуто, то слово читается справа налево;

- если над рисунком или рядом с ним изображена зачеркнутая буква, то она исключается из слова;

- если около зачеркнутой буквы изображена другая буква (либо между буквами нарисован знак равенства), то эти буквы в слове заменяются;

- цифры, написанные над картинкой, задают порядок следования букв в слове;

- если часть слова читается как числительное, в ребусе его обычно заменяют соответствующим числом;

- слова, имеющие в составе сочетания букв «перед», «за», «на», «под», «над», «за», обычно иллюстрируются за счет букв или картинок одной под другой или за другой, чтобы ребус имел решение.

Специалисты подчеркивают, что самым приятным в решении логической задачи является получение положительного результата. Таким образом, ребус – это эффективный прием в развитии познавательной активности, а также нестандартного мышления.

Заключение

Итак, дидактический материал по хантыйскому языку обладает большим потенциалом в области развития познавательного интереса к предмету «Хантыйский язык». Рассмотренное нами учебное пособие «Занимательная математика на хантыйском языке (казымский диалект)» включает логические задачки, загадки, стихи с включением числительных, головоломки и кроссворд, которые способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, расширяют и обогащают знания детей об окружающих предметах, развивают логическое мышление, а главное, способствуют усвоению лексики родного (хантыйского) языка.


Список литературы

1. Кошкарева Н.Б. Хантыйский язык // Язык и общество. Энциклопедия. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. 872 с.
2. Каксин А.Д. Казымский диалект хантыйского языка. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2207. 134 с.
3. Педагогическая энциклопедия. Режим доступа: https://didacts.ru/termin/didakticheskii-material.html (Дата обращения: 04.02.2024).
4. Корпорация «Российский учебник». Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/tsifrovie-didakticheskie-materiali/ (Дата обращения: 04.02.2024).
5. Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. Режим доступа: https://ouipiir.ru/?ysclid=lseisq2uk1710831624 (Дата обращения: 09.02.2024).
6. Занимательная математика на хантыйском языке (казымский диалект) / А.А. Шиянова. Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры, БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок». Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2020. 28 с.
7. Федоркив Л.А. Обучение хантыйским местоимениям (на примере личных местоимений) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 09 (86). С. 62–68.
8. Нёмысова Е.А., Каюкова Л.Н. Хантыйские загадки (казымский и сургутский диалекты). Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. 88 с.
9. Марчик С.А. Дидактические игры на современных уроках математики: сборник трудов конференции // Педагогические мастерство и педагогические технологии: материалы Х Международ. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 декабря 2016) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. С. 153–157.
10. Безенкова Е.В. Интерактивные кроссворды на уроках геометрии как средство формирования метапредметных результатов // Международный научно-исследовательский журнал. № 12 (138). 2023. С. 1–5.
11. Методические рекомендации по использованию хантыйских загадок. Ханты-Мансийск: Ханты-Мансийская тип., 1990. 17 с.
12. Мельникова Т.Г. Использование игр-ребусов и игр головоломок с целью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/ispolzovanie_igr_rebusov_i_igr_golovolomok_s_czelyu_razvitiya_poznavatelnoj_aktivnosti_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta/?ysclid=lse4heunf158174571 (Дата обращения: 09.02.2024).
13. Справочно-информационный портал «Грамота.ру». Ребус. Режим доступа: https://gramota.ru/poisk?query=%D0%A0%D0%B5%D0%B1%D1%83%D1%81&mode=slovari&ysclid=lse66a40p709231799 (Дата обращения: 09.02.2024).
14. Шафеева А. Ребусы и их польза в развитии ребенка. Учебно-методический кабинет. 2022. Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/shafeva-alfija/rebusy-i-ih-polza-v-razviti-rebenka.html?ysclid=lse75mlaf042002217 (Дата обращения: 09.02.2024).
Список источников
1. Малый академический словарь. Головоломка. Режим доступа: https://gufo.me/dict/mas/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 09.02.2024)

Расскажите о нас своим друзьям: