Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №08 (85) Август 2023
УДК 159.99
Дата публикации 28.08.2023
Анализ результатов работы Школы осознанных родителей (ШОР) с замещающими семьями и семьями группы риска в Самарской области
Белоусова Наталья Васильевна
социальный педагог I категории, ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» Советское подразделение, РФ, Самара, nt31@mail.ru
Михеева Лилия Тамизовна
педагог-психолог, ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа», Советское подразделение, РФ, Самара, miheeva.lili@yandex.ru
Шикина Александра Андреевна
ассистент кафедры психологии развития, Самарский национальный исследовательский университет им. ак. С.П. Королева, РФ, Самара, alshikina@yandex.ru
Аннотация: В 2022 году специалисты Комплексного центра Самарского округа прошли обучение по программе «Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства». Данная технология была внедрена в работу специалистов центра с замещающими семьями и семьями из группы риска. Цель данной статьи – представить результаты по итогам работы двух групп родителей на базе ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» Советское подразделение. В работе используются следующие методы исследования: комплексный анализ, интервью, опрос и др. В ходе работы получены следующие результаты: участниками программы отмечается улучшение семейных взаимоотношений, трансформация форм наказаний, применяемых к детям, и изменение родительских установок. В заключении описаны дальнейшие планы по использованию технологии в работе с семьями.
Ключевые слова: школа осознанных родителей, осознанное родительство, психология родительства, профилактика семейных конфликтов, детско-родительские отношения.
social teacher, GKU SO "KTSSON Samara district", Russia, Samara
educational psychologist, GKU SO "KTSSON Samara district", Russia, Samara
assistant of developmental psychology department, Samara National Research University, Russia, Samara
Abstract: Samara Integrated Center specialists studied at the program “ABC’s of family” in 2022. The technology "School of conscious parents" was implemented into their work with foster families and families at risk. The aim of the article is to analyze the use of this technology. The research methods are complex analysis, interviews and surveys, etc. Theoretical and practical results are the following: firstly, parent-child relations are improved; secondly, forms of punishment are changed; thirdly, parents’ mindsets are varied too. In conclusion future plans using this technology are described.
Keywords: school of conscious parents, conscious parenting, psychology of parenthood, of family conflicts prevention, parent-child relations.
Белоусова Н.В., Михеева Л.Т., Шикина А.А. Анализ результатов работы Школы осознанных родителей (ШОР) с замещающими семьями и семьями группы риска в Самарской области// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 08 (85). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/belousova-nv-mikheeva-lt-shikina-aa-analiz-rezultatov-raboty-shkoly-osoznannykh-roditelej-shor-s-zameshhayushhimi-semyami-i-semyami-gruppy-riska-v-samarskoj-oblasti.html (Дата обращения: 28.08.2023)
Развивая новое направление в психологии – психология родительства, автономная некоммерческая организация социально-просветительский проект «Азбука семьи» на протяжении нескольких лет способствует распространению по всем регионам нашей страны программы, направленной на профилактику семейных и детско-родительских конфликтов, а также повышению родительской компетентности в вопросах семейной и детской психологии.
Согласно исследованию Ю.А. Федоровой и О.Н. Хахловой, изучающему осознанное родительство как психолого-педагогический феномен, авторы пришли к выводу, что осознанное отношение к родительству не формируется самостоятельно с появлением ребенка, процесс развития родительской компетентности представляет собой целенаправленное систематическое упражнение собственных знаний, навыков в области детской и семейной психологии, а также рефлексии собственного детского опыта [3].
Школа осознанных родителей (ШОР), работа которой основывается на программе Дианы Машковой и команды авторов «Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства», представляет собой курс групповых занятий, охватывающий несколько смежных областей, объединенных идеей психологического благополучия детей в семейной системе. В рамках программы освещается феномен семейной системы, роль детской психологической травмы, особенности подросткового возраста и проблемы трудного поведения детей [4]. В основу программы легла работа Дж. Боулби о формировании привязанности ребенка к матери, условиях развития привязанности и стадиях её становления [1]. Нашли своё отражение основные идеи о семейной структуре В. Сатир: взаимосвязь самооценки, характера социальных связей и внутриличностных установок с внутрисемейными отношениями [2]. Кроме того, авторы в своей программе ссылаются на результаты научных достижений таких специалистов в области психологии развития и семейной психологии как Э. Эриксона, Л.С. Выготского, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.
О воспитательной и просветительной функции книги-тренажера «Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства» вынесено экспертное заключение ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» [6]. Эта книга является главным подспорьем в работе для педагогов и психологов, работающих в рамках этой программы, рецензия на книгу-тренажер написана ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» [5].
Являясь научно обоснованной и практико-ориентированной технологией ранней профилактики семейного неблагополучия, программа была внесена в план работы с семьями, состоящими на сопровождении Комплексного центра Самарского округа, а также с семьями, в которых родители испытывают трудности в воспитании детей.
В период с 2022 по 2023 гг. специалистами центра было организовано и проведено 2 полноценные группы ШОР. С каждой группой было проведено 17 очных занятий. Среди участников ШОР – семьи, состоящие на сопровождении специалистов Комплексного центра, а также малообеспеченные семьи, испытывающие трудности в детско-родительских отношениях. Основной процент участников данной программы – семьи, обратившиеся в центр за психолого-педагогической помощью в связи с трудным поведением ребенка (кризисные поведенческие реакции, трудности во взаимоотношениях сиблингов, асоциальное поведение подростков, буллинг в учебных заведениях и другое).
Выборку исследования составили 21 человек, все участники – женщины в возрасте от 23 до 56 лет. Самый большой процент участниц (57%) находился в возрастном диапазоне от 41 года до 50 лет; 29% – в возрасте от 31 года до 40 лет. Кроме того, 76% выборки – женщины, состоящие в зарегистрированном, либо гражданском браке, 24% – женщины, не состоящие в браке, либо в разводе. Необходимо отметить, что 14% участниц исследования (3 женщины) имели приемного ребенка, 24 % участниц исследования (5 женщин) – многодетные матери, остальные участницы – женщины, имеющие одного / двух детей.
Курс ШОР предполагал следующую структуру занятий: непосредственно до группового занятия участникам необходимо было ознакомиться с материалами по предстоящей теме тренинга (просмотр видео-лекций, изучение теоретического материала, представленного в книге-тренажере и рекомендованной литературе, выполнение практического домашнего задания), затем проходила групповая встреча с лидерами ШОР. Групповое занятие включало минимум три блока: обсуждение домашнего задания в малых группах в формате «равный – равному», анализ проблемных ситуаций и ресурсные упражнения (например, активности «Маленькие радости» или «Точка опоры»). В ходе групповых встреч социальный педагог и педагог-психолог использовали элементы кинотерапии, арт-терапии, проективные техники (например, работа с метафорическими картами), составление и анализ собственного генеалогического древа.
Первая группа ШОР проходила с октября 2022 г. по февраль 2023 г., количество участников, прошедших полный курс программы – 8 человек. По итогу работы можно отметить следующие положительные тенденции в динамике:
- 50% участников отметили улучшение взаимоотношений с собственными несовершеннолетними детьми;
- 37% прекратили применять мягкие физические наказания (шлепки, подзатыльники);
- 12% прекратили применять жесткие физические наказания (наказание ремнем);
- 25% прекратили использовать игнорирование как способ воспитательного воздействия на ребенка.
Каждый участник программы отметил для себя сферу семейных или детско-родительских отношений, в которой произошли положительные изменения.
Вторая группа ШОР проходила с февраля 2023 г. по июнь 2023 г., количество участников, прошедших весь курс программы – 13 человек. По окончанию 2 группы у родителей, принявших участие в программе, наблюдалась следующая положительная динамика:
- 77% участников отметили улучшение взаимоотношений с несовершеннолетними детьми;
- 62% участников прекратили применять мягкие физические наказания (шлепки, подзатыльники);
- 92% прекратили применять жесткие физические наказания (наказание ремнем);
- 62% родителей отказались от игнорирования как способа воспитательного воздействия на ребенка.
Каждый участник группы отметил по окончанию ШОР стабилизацию общего психоэмоционального состояния в результате переживания социальной поддержки, получаемой в рамках еженедельных групповых встреч, и развитию навыков заботы о себе и саморегуляции.
Анализ работы Школы осознанных родителей производился на основании результатов специальных анкет (перед прохождением курса и по его окончанию), разработанных организаторами проекта «Азбука семьи». Обнаруженные результаты свидетельствуют о положительной динамике в родительских установках и методах воспитания, обе группы ШОР получили позитивные оценки участников. Кроме того, родителям, прошедшим курс ШОР, предоставляется возможность посещения групп-поддержки для родителей, а также психологических тренингов с их детьми, проходящими на базе Комплексного центра, для поддержания достигнутых результатов в процессе прохождения ими программы «Азбука счастливой семьи».
В дальнейшей работе по программе ШОР специалистами центра планируется проведение комплексной входной и выходной психологической диагностики участников с помощью стандартизированных тестов и опросников с целью определения динамики в следующих аспектах семейной жизни: психологический климат в семье, родительские установки, стратегии семейного воспитания, уровень конфликтности и агрессивности и копинг-стратегий, используемых родителями в стрессовых ситуациях.
Направленная на профилактику семейного неблагополучия и повышения уровня знаний родителей о закономерностях работы семейной системы, особенностях протекания кризисных реакций и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях, Школа осознанных родителей заняла прочную позицию в списке технологий, которые в своей работе применяют социальный педагог и педагог-психолог ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» Советское подразделение.
Список литературы
1. Боулби, Дж. Привязанность / Общ. ред. и вступ. ст. Г.В. Бурменской; Пер. с англ. Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2003. 447с.
2. Сатир, В. Вы и ваша семья: руководство по личностному росту / В. Сатир. М.: Ин-т общегуманитраных исследований, 2013. 279с.
3. Федорова, Ю.А. Осознанное родительство как психолого-педагогический феномен / Ю.А. Федорова, О.Н. Хахлова // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 6 (73). С. 16-24.
Список источников:
4. Машкова, Д.В. Азбука счастливой семьи: 30 уроков осознанного родительства / Д.В. Машкова. М.: Эксмо, 2021. 448с.
5. Рецензия на книгу-тренажер Дианы Машковой и команды авторов «Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства» [Электронный ресурс] // Азбука семьи. Социально-просветительский проект. URL: https://azbukasemi.ru/about/ (дата обращения: 18.07.2023).
6. Экспертное заключение СПбГУ от 29.07.2022 по информационным материалам запроса АНО СПП «Азбука Семьи» от 24.05.2022 № 22/05-1 [Электронный ресурс] // Архив открытого доступа Санкт-Петербургского государственного университета. URL: http://hdl.handle.net/11701/37331 (дата обращения: 18.07.2023).
