Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016

УДК 37.022

Дата публикации 12.08.2016

Ассоциативный эксперимент как один из способов выявления степени сформированности представлений учащихся об иностранцах

Кравченко Наталья Владимировна
ИП Кравченко

Аннотация: В данной статье рассматривается ассоциативный эксперимент как один из методов выявления степени сформированности социокультурной компетенции учащихся. С этой целью автором был подготовлен и проведен ассоциативный эксперимент «Британцы о России глазами российских старшеклассников», участниками которого стали 14 обучающихся девятого класса города Чусовой, Пермский край. В результате эксперимента выяснилось, что ассоциации британцев и российских старшеклассников о России совпадают лишь на 32%, что говорит о неполной сформированности представлений обучающихся общей школы об иностранцах. В ходе обсуждения итогов эксперимента с обучающимися ими были сделаны следующие выводы: 1) благодаря СМИ и Интернет, они обладают некоторой информацией об иностранцах 2) их знания, почерпнутые из данных источников информации, являются неполными 3) учащиеся отметили недостаток языковой практики и реального общения с носителями изучаемого языка.
Ключевые слова: картина мира, ассоциативный эксперимент, слово-стимул, слово-реакция, социокультурная компетенция, сформированность представлений российских учащихся об иностранцах

Associative experiment as one of the means of identifying the level to which the students’ perceptions of foreigners are formed

Kravchenko Natalya Vladimirovna
IE Kravchenko

Abstract: In the given article, the associative experiment is tackled as one of the methods of identifying the level to which the students’ perceptions of foreigners is formed. With this goal, the author conducted the associative experiment “British speaking about Russia as Russian ninth graders view it”. 14 Russian ninth graders from Chusovoy, Perm Krai took part in the experimental work. As a result, it turned out that Russian students’ guesses about how British perceive Russia coincide only on 32% with the actual British ones. That speaks about that the Russian students’level of foreigners’ perception is not fully formed. In the follow-up discussion the Russian students came up with the following conclusions and reasoned them in such way: 1) due to the mass media and the Internet the Russian students have some information about foreigners 2) this information, gained mainly from the mentioned above sources, not always full and trust-worthy 3) the Russian students experience the lack of real language practice and real-life interaction with native speakers.
Keywords: worldview, associative experiment, stimulus-word, reaction word, the level of forming students’ perception of foreigners

При изучении любого языка человек усваивает не только определенный набор слов и грамматических структур, но и невольно начинает постигать культуру и образ жизни другого народа, приоткрытую ему посредством языка.

Язык, как зеркало, отражает культуру, внешний мир человека и составляющие его внутреннего мира.

Одновременно язык -это тайное хранилище, передатчик культуры, копилка живого опыта цивилизаций и сокровищница поколений. Обладая внутренним культурным зарядом, язык формирует человека и его мировоззрение. [1] Эти идеи ученых нашли свое отражение и в нормативных документах.

Согласно Федеральному образовательному стандарту основного общего образования формирование социокультурной компетенции обучающихся является одной из целей обучения иностранному языку в основной школе. Это включает в себя сформированность представлений школьников об иностранцах, их образе жизни, культуре. [2] Незнание этих фактов и особенностей своего партера по межкультурному общению может стать серьезным препятствием, и, наоборот, чем больше участники коммуникации знают друг о друге, тем успешнее процесс общения между ними. Мы предлагаем использовать ассоциативный эксперимент как прием, с помощью которого можно выявить степень сформированности представлений одного народа о другом.  Раннее нами был подробно описан данный метод исследования и его использование для установления степени совпадения или несовпадения картин мира у разных народов и расширена область его применения в теории и методике обучения иностранным языкам. [3,4]

1. Цели исследования

Для этого нами был разработан и реализован ассоциативный эксперимент с ограниченным количеством реакций «Британцы о России глазами российских старшеклассников». Далее мы сравнили его итоги   с данными опроса «Россия глазами британцев», проведенного в Лондоне в Британии. [5]. Цели данного исследования:

  1. Определить предполагаемые ассоциации британцев о России, по мнению российских старшеклассников.
  2. Установить степень сформированности несформированности представлений российских старшеклассников о британцах.

2. Экспериментальная работа и ее этапы

Эксперимент проводился среди   14 российских девятиклассников — из них 7 девушек и 7 юношей, проживающих в городе Чусовой, Пермский край. Экспериментальная работа включала в себя такие этапы: этап написания ассоциаций, этап выявления ассоциаций британцев о России из предложенной для чтения Интернет-статьи, этап сопоставления и анализа результатов.

На начальном этапе эксперимента группу российских респондентов попросили    написать по три предполагаемых ими ассоциации британцев о России.

На следующем этапe девятиклассникам было предложено прочитать об результатах опроса, проведенного в Британии о России. В Лондоне в ходе интервью случайных 8 мужчин и 6 женщин, отличающихся родом своей деятельности и возрастом, попросили каждого высказать по 3 ассоциации со словом Россия и объяснить их. [5] По мере прочтения Интернет-статьи старшеклассники определили эти ассоциации британцев о России.

На завершающем этапе обучающиеся систематизировали как свои предполагаемые ассоциации британцев о России, так и собственные ассоциации британцев о нашей стране, выделив в них тематические группы и соотнеся ассоциации с ними. Также в конце было проведено обсуждение итогов ассоциативного эксперимента: учащиеся попытались объяснить причины полученного результата.

1. Результаты исследования

В результате общее количество ассоциаций оказалось большим у британцев — 32 слова, по сравнению с 26 со стороны российских школьников. Общий процент совпадения составил лишь 32%, что позволяет говорить о неполноте сформированности представлений российских школьников о британцах. Однако среди наиболее частотных ассоциаций, представленных той и другой стороной, совпали 8 из 10. Это свидетельствует о том, что старшеклассники имеют представление о самых распространенных стереотипных представлениях иностранцев о России, но им сложно выйти за рамки данных стереотипов.

В ходе тематического анализа ассоциаций были обнаружены такие группы: характеристики страны жителей, образ жизни, имена собственные и природа. В рамках этих тематических групп ассоциации распределились таким образом:

Предположения российских школьников об ассоциациях иностранцев со словом «Россия» представлены в таблице 1. ( табл.1)

Самые частотные: большая территория (25%), сила(25%), зима (20%), Москва (20%), матрёшки (20%) Кремль(20%).

Далее по частотности идут валенки, холод, водка, снег, медведи —  по 2 повторения каждая.

Ассоциаций же британцев о России распределились по тематическим группам следующим образом:

Таблица 2. Ассоциации британцев со словом «Россия»

Самые частотные: холод (4 человека), матрешка, сила, мощь, коммунизм, Кремль, водка, снег – по 2 повторения каждая.

Следовательно, представленная тематика ассоциаций совпадает у обеих сторон – участников эксперимента.

4.Обсуждение результатов

В ходе обсуждения полученных результатов эксперимента с обучающимися ими были сделаны следующие выводы: 1) благодаря СМИ и Интернет, они обладают некоторой информацией об иностранцах 2) их знания, почерпнутые из данных источников информации, являются неполными. Обучающиеся также отметили недостаток непосредственного живого общения с иностранцами, отсутствие в силу ряда причин у большинства из них возможности языковой практики в стране изучаемого языка. Они высказали желание больше общаться с иностранцами по скайп и осуществлять какие-либо совместные проекты и исследования с ними, используя иностранный язык как средство общения.


Список литературы

1. Тер-Минасова С.Г. Публичная лекция «Язык - творец человека. Ч.1». [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=sXDFQAuHuFQ&nohtml5=False (дата обращения: 08.04.2016).
2. ФГОС основного общего образования. [Электронный ресурс]. – URL: http://uchkopilka.ru/gosstandarty-obrazovaniya/gosstandarty-obshchego-obrazovaniya/33-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya-po-anglijskomu-yazyku (дата обращения: 01.02.2016).
3. Кравченко Н.В. Россия глазами российских девятиклассников и британцев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 2 . – С. 51–55. [Электронный ресурс] – URL:http://e-koncept.ru/2016/16031.htm (дата обращения: 08.04.2016).
4. Кравченко Н.В. Ассоциативный эксперимент как средство формирования социокультурной компетенции учащихся. //Индустрия перевода: материалы VIII международной научно-практической конференции. ( Пермь, 6-8 июня 2016 г.).-Изд-во ПНИПУ,2016. – С. 381-390.
5. Жители Лондона о России и русских. [Электронный ресурс]. –URL : :http://www.vestikavkaza.ru/pvk/kulytura/zhiteli-londona-o-rossii-i-russkih ( дата обращения : 08.04.2016).

Расскажите о нас своим друзьям: