Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №04 (21) Июль 2023 - Август 2023

УДК 398.21: 37.035.6: 372.882

Дата публикации 31.08.2023

Волшебная сказка: образовательный и воспитательный потенциал (на основе изображения героев волшебных сказок Республики Карелия)

Тимошкина Мария Игоревна
Старший преподаватель кафедры английского языка (Институт иностранных языков), Старший преподаватель, аспирант кафедры германской филологии и скандинавистики (Институт филологии) ФГБОУ ВО Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Российская Федерация, mari.macha94@gmail.com
Научный руководитель Шарапенкова Наталья Геннадьевна
Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой германской филологиии и скандинавистики (Институт филологии) ФГБОУ ВО Петрозаводский, государственный университет, Петрозаводск, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматриваются волшебные сказки Республики Карелия и их герои с точки зрения культурных и географических особенностей региона, а также их образовательного и воспитательного потенциала. Анализируется образ протагониста, являющегося, согласно общей волшебно-сказочной традиции, воплощением народного идеала положительного героя. Автор обращает внимание на частотные в карельских сказках женские образы героев, отражающие представления народа о «женской» добродетели, а также образ «низкого» героя Тухкимуса, уникального для Карелии, но малознакомого ее жителям. Автор приходит к выводу, что карельские сказки – ценный материал для образовательных целей, а также воспитания моральных качеств, любви к красоте и культуре Республики Карелия, что, в свою очередь, может помочь сохранить уникальное культурное наследие региона.
Ключевые слова: волшебная сказка, герой, образование, воспитание, Республика Карелия, «низкий» герой, Тухкимус, фольклор.

Fairy tale: educational potential (based on the image of Karelian fairy tale heroes)

Timoshkina Maria Igorevna
Senior Lecturer at the Department of the English Language (Institute of Foreign Languages) Senior Lecturer, Postgraduate at the Department of German Philology and Scandinavian Studies (Institute of Philology) Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation
Scientific advisor Sharapenkova Natalia Gennadievna
Doctor of Philological Sciences, Head of the German Philology and Scandinavian Studies Department, Professor Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation

Abstract: The article deals with Karelian fairy tales and their heroes in terms of cultural and geographical features as well as their educational potential. The author analyzes the image of the protagonist, who, according to the general fairy tale tradition, is the embodiment of the folk ideal of a positive hero. The author draws attention to the frequent female images of heroes in Karelian fairy tales, reflecting the people's ideas about «female» virtue, as well as the image of the «low» hero Tuhkimus, unique for Karelia, but poorly known to its inhabitants. The author comes to the conclusion that Karelian fairy tales are valuable material for educational purposes, as well as for teaching moral qualities, love for the beauty and culture of the Republic of Karelia, which, in turn, can help to preserve the unique cultural heritage of the region.
Keywords: fairy tale, hero, education, teaching, Republic of Karelia, «low» hero, Tuhkimus, folklore.

Правильная ссылка на статью
Тимошкина М.И. Волшебная сказка: образовательный и воспитательный потенциал (на основе изображения героев волшебных сказок Республики Карелия) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 04 (21). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/volshebnaya-skazka-obrazovatelnyj-i-vospitatelnyj-potentsial-na-osnove-izobrazheniya-geroev-volshebnykh-skazok-respubliki-kareliya.html (Дата обращения: 31.08.2023)

Благодарности: Исследования, описанные в данной работе, были проведены в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов, аспирантов и лиц, имеющих ученую степень, финансируемой Правительством Республики Карелия.

Acknowledgements: The research described in this publication was made possible by R&D Support Program for undergraduate and graduate students and postdoctoral researchers of PetrSU, funded by the Government of the Republic of Karelia.

Фантастика, волшебство, магия – атрибуты «литературы о необычайном» – захватывают воображение юных (и не только) слушателей, а позже и читателей с незапамятных времен. Благодаря воображению, фантазии, лежащей в основе творчества народа, окружающий мир с его многообразием вещей и явлений оформился в образы и сюжеты мифологии и фольклора, знакомые каждому с детства.

Помимо неоспоримой культурной и исторической ценности, сказки (в нашем случае, волшебные) несут в себе огромный образовательный и воспитательный потенциал. Ценность сказки в развитии и воспитании ребенка отмечали Л. Н. Толстой, переводивший и адаптировавший сказки для крестьянских детей в Ясной Поляне в образовательных целях [1], В. Г. Белинский [2: т. III], гениальные педагоги К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и многие другие [Подробнее: 3]. Так, по словам К. Д. Ушинского, «благодаря сказкам в душе дитяти с логической мыслью срастается поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства» [там же, с. 144]. Что немаловажно, воспитание чувств и интеллекта ребенка происходит «само собой», когда художественные образы и фабулы «отпечатываются» в его сознании и подсознании. Это подтверждают мысли современных исследователей: «Поскольку действия героев сказки всегда эмоционально обусловлены, в психическом мире ребёнка формируются те или иные установки, влияющие впоследствии на стратегию его поведения в жизни» [4, с. 70].

Эстетика сказки, богатство языка, яркие художественные образы героев и волшебных существ, моральный выбор главного героя, его положительные качества – ключевые аспекты, обладающие воспитательным и образовательным потенциалом. Чтение сказок с детства прививает вкус к искусству: зачастую красочно оформленные сборники сказок, несомненно, формируют представления ребенка о прекрасном и воспитывают любовь к чтению. Наконец, через волшебную сказку, помимо перечисленного выше, юному слушателю и читателю передается любовь к родному краю, к Отечеству.

Республика Карелия – край самобытного фольклора и мифологии, формировавшихся под влиянием различных культур и этносов: от Древней Руси до Финляндии и Скандинавии. Жителям Карелии хорошо известен карело-финский эпос «Калевала», его герои и волшебные предметы: Вяйнямёйнен, старуха Лоухи, мельница Сампо и другие. Несмотря на то, что скандинавская, финская мифология и фольклор пользуются в Карелии большой популярностью, собственно карельский фольклор с его самобытными героями, культурными и эстетическими особенностями, знаком ее жителям в меньшей степени. Современные исследователи, отправляющиеся в экспедиции в деревни и села Карелии, замечают, что карельский язык и устные фольклорные жанры, бытовавшие на территориях республики ранее, «ушли в небытие» [5, с. 58]. В связи с этим крайне важно, чтобы сказки, предания, загадки, руны и другие жанры фольклора, записанные собирателями, узнавались юными читателями и жителями региона.

В нашей статье мы рассмотрели один жанр фольклора –  волшебные сказки Республики Карелия, а также героев волшебных сказок (в том числе, характерных только для карело-финского фольклора), сделав акцент на образовательном и воспитательном потенциале сказочного материала для жителей региона, в частности детей и подростков. Данное направление исследования также обуславливает новизну работы.

Уникальность карельских сказок выражается в некоем «сплаве» волшебно-сказочных традиций русского народа и финского, скандинавского и общеевропейского фольклора. Так же и герои волшебных сказок Республики Карелия обладают чертами, схожими с персонажами сказок этих народов, и в то же время своими характерными особенностями. Так, наряду с героями по имени Маша, Николай-царевич (здесь прослеживается влияние русского этноса), встречаются характерные имена карело-финских героев: например, Тухкимус и его антагонист – баба Сюоятар.

Нельзя не отметить, что в рамках общей волшебно-сказочной традиции, описанной, в том числе, в ставшем хрестоматийным труде В. Я. Проппа «Морфология волшебной сказки» [6], и протагонист, и другие герои волшебных сказок (антагонист-вредитель, дарители, помощники и прочие персонажи) представляют собой схематическую персонификацию функций героев волшебной сказки, появляющихся в сказках всех народов мира. Поэтому говорить о совершенной уникальности героев карельских сказок нельзя. Своеобразие и самобытность персонажей выражается в их именах (на карельском, вепсском языках и диалектах) и региональном колорите. В данной статье, ввиду внушительного объема материала, мы ограничимся описанием главного героя как центрального элемента сказки.

Находясь в центре сказочной фабулы, образ протагониста вбирает в себя все представления народа об исключительно положительном герое, отличающемся ловкостью, смекалкой, храбростью, удачливостью и добрым сердцем.  По Е. М. Мелетинскому, герой волшебной сказки может быть как «высоким», родственным эпическому герою, так и «низким», «не подающим надежд» [7]. Последний тип героя является наиболее известным. В сказках разных народов мира этот герой представлен образами бедного сиротки, младшего сына, бедной падчерицы – «невинно гонимых» героев. В русских сказках примерами таких героев могут быть Иванушка-дурачок (Иван-Дурак), Емеля; в общеевропейском фольклоре – Золушка и так далее.

Из «не подающего надежд», ленивого, лежащего на печи, вымазанного в грязи младшего брата, над которым посмеиваются старшие, герой трансформируется в победителя, одолевающего антагониста и получающего законную награду (чаще всего – невесту и царство в придачу). В целом, восходящий к архетипу героя, пройдя испытания и доказав свои наилучшие качества, протагонист подтверждает собственную исключительность и тем самым заслуживает победу [Подробнее об этом: 8, p. 11]. В карельских сказках, помимо героя-мужчины, частотен женский образ главного героя – невинно гонимой сиротки, падчерицы, которой «причиняет зло сказочное существо в образе женщины – Сюоятар» [Карельские народные сказки, с. 19].

Герой волшебной сказки воплощает собой пример храбрости, смекалки и прочих положительных черт. Без сомнения, характер, моральные качества и победа такого героя в сказке уже сами по себе несут воспитательный посыл. Отмечая важность женских образов в карельских сказках, стоит привести примеры женской добродетели, воспеваемые в волшебных сказках региона. Так, например, в «Сказке о девушке-неряхе» две сестры противопоставляются друг другу в аккуратности и добросовестности. Положительные качества обуславливают счастливый конец для прилежной и трудолюбивой девушки, добросовестно послужившей старухе из параллельного мира, и, наоборот, наказанию неряхи: «Девушка пошла обрадованная, что у нее такие красивые сундучки с добром, и зашла в ригу. Как она открыла сундучки: в одном был огонь, в другом смола. Рига загорелась. Девушка-неряха почернела от дыма, как смола, и такой осталась на всю жизнь» [Там же, с. 167].

В данной сказке явно заметен дидактический элемент: очевидно, что для карелов (как, в принципе, и для других народов) образец женской добродетели – это трудолюбие, аккуратность и добросовестный труд. Однако любопытно, что в другой сказке – «Ленивая дочь» – героиня, при помощи старух-прядильщиц, выходит замуж за царевича, не умея прясть; прядильщицы также помогают ей избавиться от необходимости прясть до конца жизни. Вероятно, данная версия сказки является шуточной и несколько выбивается из привычных сюжетов о трудолюбии как неоспоримом положительном качестве.

Одной из отличительных особенностей при описании положительного женского образа в волшебных сказках не только Карелии, но и всего мира является акцент на внешности героини. Аналогично сказкам других народов, красота героини карельских волшебных сказок прямо пропорциональна ее «положительности» и объясняется тем, что «красивая женщина [в сказке] обладает добрым сердцем» (перевод наш – М. И.) [9, p. 31]. Так, например, в описанной «Сказке о девушке-неряхе» антагонист главной героини «почернела» от сажи, что отражает внутренние качества, отпечатавшиеся в ее внешности. Также и ведьма-баба Сюоятар, являющаяся воплощением зла и вредительства во многих сказках Карелии, описывается как «уродливая». В рамках сказки «красота» становится одним из художественных приемов, объективно фокусирующим и отражающим красивое-внутреннее в красивом-внешнем, что восходит к древним традициям, архетипам и верованиям.

Помимо положительных качеств, воспеваемых в сказке, несомненно, фольклор воспитывает эстетические чувства (в том числе через образы героев, описания природы и проч.), а также любовь к родной земле. Мы неслучайно поставили данные аспекты в один ряд: богатство и красота родного края, его уникальные традиции, отраженные в народном творчестве, должны «впитываться» с детства, воспитывая у ребенка любовь к Родине. С самого раннего возраста необходимо знакомство с уникальными героями родной земли. Так, необычным и аутентичным в волшебных сказках Республики Карелия является образ «низкого» героя Тухкимуса. Этот герой близок русскому Иванушке-дурачку и этимологически связан с золой (Tuhka в переводе с карельского и финского – зола, сажа). Этот факт связывает образ с общефольклорной традицией изображения «низкого» героя, «вымазанного» в золе и саже. Тухкимус – младший сын, традиционно побеждающий антагониста и старших братьев благодаря смелости, находчивости и хитрости; реже это имя может носить и протагонист-женщина. Данный герой есть в финских сказках (что объясняется территориальной, культурной и языковой близостью народов). В сказках Скандинавии подобный образ героя встречается под другими именами: Замухрышка в одноименной шведской сказке, женский образ из норвежской сказки «Растрепа», Эспен Аскеладден и другие [10].

Более подробное исследование связей карельского героя Тухкимуса и подобных героев в волшебных сказках Республики Карелия с персонажами сказок Финляндии и Скандинавии (а также в общеевропейском фольклоре) – вопрос, требующий отдельной статьи. Для нас же важно наличие аутентичного героя, характерного для нашего региона, с образом которого необходимо знакомить жителей Карелии. Другие персонажи волшебных сказок (в том числе, отрицательные: например, баба Сюоятар как женская персонификация зла) также достойны популяризации в республике, в том числе путем включения карельских сказок в школьную и университетскую программу. Так, знакомство жителей с сюжетами волшебных сказок, а также с характерными героями, с одной стороны, имеющими аналоги в знакомых русских сказках и сказках других народов, с другой – необычными и самобытными – первостепенная задача в целях образования и воспитания, а также в рамках сохранения уникальной культуры региона.

Таким образом, волшебные сказки Республики Карелия, их герои и уникальные особенности – ценный материал для «воспитания чувств» ее юных жителей и их интеллектуального развития. Исследование карельских волшебных сказок, также как и других типов сказок и жанров фольклора в целом, позволит в лучшей степени проработать материал, связанный с карельским народным творчеством, и в будущем разработать методические рекомендации для занятий на основе волшебных сказок в школах и других учебных заведениях. Популяризация же карельских волшебных сказок и их героев среди обычных жителей региона может способствовать просвещению населения, воспитанию любви к родному краю, а также сохранению уникального наследия, сохранившегося в мудрости устного народного творчества.


Список литературы

1. Гриценко Е. П. Сказка в культурно-бытовом, творческом и общественном контексте жизни Л. Н. Толстого // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула : Изд-во ТулГУ, 2012. С. 94 – 108.
2. Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. М. : Худ. лит, 1976.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник. М. : Академия, 1999. 168 с.
4. Колос Е. В., Корж Е. М. Значение волшебной сказки для внутреннего мира человека // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе. Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции. Под ред. Л. А. Григорович. М. : Изд-во Моск. гос. областного ун-та, 2019. С. 69–72.
5. Иванова Л. И. Особенности фольклорной традиции карельского Сегозерья в XIX – XXI вв. // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2018. № 2 (10). С. 50–59.
6. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки // Науч.редакция, текстол.комм. И. В. Пешкова. М. : Лабиринт, 2001. 192 с.
7. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. М.-СПб : Академия Исследований Культуры, Традиция, 2005. 240 с.
8. Kellar Danielle R. Fairy Tales and their Role in Socialization through Archetypes and Symbols. Camden, New Jersey : Graduate School-Camden Rutgers, The State University of New Jersey, 2021. 35 (38) pp.
9. Berlianti A. D. The stereotypical representation of women in the classic fairy tales Snow White, Cinderella, and Sleeping Beauty // Indonesian Journal of Social Sciences. Surabaya : Universitas Airlangga, 2021. V. 13, No. 01. p. 21– 32.
10. Сафрон Е. А. «Низкий» герой в волшебной сказке Северной Европы // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск : Изд-во Петроз. гос. ун-та, 2017. № 1 (162). С. 98 – 101.

Список источников:
Карельские народные сказки // Сост. У. С. Конкка. М., Ленинград : Изд-во Академии наук СССР, 1963. 530 с.

Расскажите о нас своим друзьям: