Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №03 (32) Май 2025 - Июнь 2025
УДК 372.881.161.1
Дата публикации 30.06.2025
Сторителлинг как способ подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку
Моисеева Юлия Сергеевна
студент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин и методик их преподавания, Тюменский государственный университет, РФ, г.Ишим, julia.moiseeva2003@mail.ru
Рындина Юлия Валерьевна
канд. пед. наук, доцент, Тюменский государственный университет, РФ, г.Ишим
Аннотация: Статья посвящена исследованию метода сторителлинга и способам его применения для подготовки к устному собеседованию по русскому языку. Статья раскрывает содержание понятия сторителлинг и изучает характерные признаки данного метода. Автор дает обобщенную характеристику контрольных измерительных материалов итогового собеседования и описывает влияние сторителлинга на развитие коммуникативных навыков. Основное содержание исследования составляет изучение методов и приемов использования сторителлинга как способа подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку.
Ключевые слова: сторителлинг, метод, устное собеседование, коммуникативные навыки, ОГЭ.
Student, Faculty of Social and Humanitarian Disciplines and Teaching Methods, Tyumen State University, Russia, Ishim
Cand. Sci. (Ed.), Docent, Tyumen State University, Russia, Ishim
Abstract: The article is devoted to the study of the storytelling method and ways of its application for preparation for an oral interview in Russian. The article reveals the content of the concept of storytelling and studies the characteristic features of this method. The author provides a generalized description of the control measuring materials of the final interview and describes the influence of storytelling on the development of communication skills. The main content of the study is the study of methods and techniques for using storytelling as a way of preparing for the oral part of the OGE in Russian.
Keywords: storytelling, method, oral interview, communication skills, SFC.
Моисеева Ю.С., Рындина Ю.В. Сторителлинг как способ подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2025. № 03 (32). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/storitelling-kak-sposob-podgotovki-k-ustnoj-chasti-oge-po-russkomu-yazyku.html (Дата обращения: 30.06.2025)
В современной педагогической деятельности наблюдается возвращение к традиционному методу повествования, который обрел совершенно иное значение под англоязычным термином «сторителлинг» (storytelling – «рассказывание историй») и занимает важное место в образовательном процессе. Метод сторителлинга был разработан Дэвидом Армстронгом, руководителем американской корпорации Armstrong International, как инструмент корпоративного обучения и способ увеличения эффективности процесса адаптации персонала корпорации. Этот метод доказал свою эффективность в «соединении теоретических знаний с практическим опытом» [1, с. 41]. В настоящее время сторителлинг становится методом, активно применяющимся в процессе обучения различным дисциплинам школьников, студентов, работников всевозможных компаний.
В образовательном контексте сторителлинг является не только рассказыванием историй, но и выполняет особые функции. Данный метод помогает в установлении эмоционального контакта с аудиторией, становится средством эффективного управления вниманием обучающихся, делает возможным выделение ключевых аспектов учебного материала. Но главной функцией сторителлинга является создание запоминающихся образов для важных понятий. Благодаря данному методу становится возможно объяснение сложных и непонятных вещей вполне простым и ясным языком, что делает процесс обучения более интересным для учащихся.
Выделяют два основных типа применения метода сторителлинга в процессе обучения. Первый представляет собой традиционный подход, при котором учитель демонстрирует конкретный пример из жизни, основываясь на личном опыте, опыте других людей или общеизвестных фактах. В этом случае педагог преобразует учебный материал в художественно оформленное повествование и преподносит его учащимся для донесения какой-либо информации. Такой метод позволяет учащимся усваивать информацию через эмоционально окрашенные и легко запоминающиеся образы. Второй тип предполагает интерактивное взаимодействие, где обучающиеся становятся активными участниками творческого процесса рассказывания и сочинения историй. Учитель предоставляет структурную основу для повествования, а ученики самостоятельно разрабатывают сюжетные линии, моделируя разнообразные ситуации, проигрывают различные сценарии развития событий, исследуют возможные решения проблемных ситуаций и проводят критический анализ результатов. Интеграция учащихся в рассказывание историй делает процесс обучения эффективным и развивает критическое мышление учащихся, совершенствует их коммуникативные навыки, формирует умение творчески подходить к решению образовательных задач.
На уроках русского языка формирование коммуникативных навыков играет важную роль. В процессе обучения следует уделять особое внимание развитию устной речи учащихся. Учебники русского языка предлагают разнообразные материалы для этой цели: эпиграфы к разделам, образцы построения монологической и диалогической речи, сочинения по картинам с разнообразными лингвистическими заданиями, схемы грамматического и других видов разборов. Дополнительно к материалам, предложенным в учебнике, можно использовать на уроках русского языка современные увлекательные педагогические приемы, к которым относится и сторителлинг. «Рассказывание историй тренирует четкость изложения мыслей, логику повествования и расширяет лексический запас обучающихся» [5, с. 88]. Соблюдение четкой структуры историй как при рассказе учителем и прослушивании истории учащимися, так и при составлении собственной истории учениками помогает научиться структурировать свои идеи и мысли, поскольку любая качественная история должна состоять из завязки, кульминации и развязки. Постепенно при систематической работе учащиеся овладевают навыками пересказа и построения связных высказываний. Такая работа не только развивает творческое мышление учащихся, но и формирует навыки, необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Кроме этого, активный тип сторителлинга, при котором учащиеся выступают в роли рассказчика, развивает у них умение адаптироваться к аудитории, эмпатию и способность видеть реакцию собеседника. Также рассказывание и слушание историй «способствует развитию креативности и импровизации» [2, с. 203]. Сторителлинг учит быстро придумывать сюжеты, находить аналогии и метафоры и отвечать на вопросы о прослушанной истории, помогает в спонтанных выступлениях и нестандартных ситуациях общения.
Сторителлинг развивает не только умение говорения, но и навык слушания. Во время рассказа историй учителем или одноклассниками другие учащиеся становятся активными слушателями. Они не просто улавливают набор звуков, а учатся слышать рассказчика и устанавливать с ним контакт, понимать его мотивы, эмоции. При этом в процессе активного слушания учащиеся тренируются подтверждать свое внимание к рассказу своим поведением: взглядом, жестами, мимикой. Кроме того, анализ чужих историй помогает понимать различные смыслы и контекст, скрытый в историях, а также учит задавать правильные вопросы и поддерживать диалог.
Одним из аспектов, которому уделяется большое внимание при изучении любого предмета в общеобразовательной школе, является подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Говоря о предмете русский язык, мы можем эффективно внедрять метод сторителлинга для подготовки к устной части экзамена, который учащиеся проходят в девятом классе. Целью работы является проверка сформированности коммуникативной компетенции обучающихся, а именно умения читать текст вслух выразительно, подробно пересказывать текст с включением приведенной цитаты, выстраивать монологическое высказывание на заданную тему, принимать участие в диалоге с экзаменатором. Степень сформированности языковой компетенции определяется способностью обучающихся соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические). Задания устной части ОГЭ по русскому языку направлены не только на проверку практического владения речью в различных коммуникативных ситуациях, но и на формирование гражданской идентичности у школьников.
Каждый вариант контрольных измерительных материалов состоит из двух частей. Они включают в себя четыре задания базового уровня сложности. Первое задание – чтение текста вслух. Второе задание – подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания. Третье задание – монологическое высказывание. Последнее, четвертое задание – участие в диалоге. Все задания требуют развёрнутого ответа. Итоговое собеседование по русскому языку оценивается по системе баллов. Максимальное количество баллов – двадцать. Экзамен проходит в формате зачета или незачета и обучающийся может сдать экзамен, набрав минимально десять баллов, то есть половину от их максимального количества.
Несмотря на тщательную подготовку к устному собеседованию по русскому языку учащиеся все также допускают ошибки при выполнении экзаменационных заданий. Ошибки возникают из-за совокупности факторов волнения и пробелов в знаниях. Но большинство из них связаны с недостаточным уровнем сформированности коммуникативной компетенции, а значит их можно устранить системной подготовкой и тренировкой устной речи. Навыки эффективной коммуникации жизненно необходимы не только взрослым, но и детям, потому следует формировать их не только перед сдачей экзамена, но и на протяжении всего процесса изучения русского языка.
Для эффективного применения метода сторителлинга при подготовке к устному собеседованию следует соблюдать ряд принципов, которые сделают историю не просто увлекательной для учащихся, но и окажут положительное влияние на процесс изучения русского языка и процесс подготовки к экзаменам. В первую очередь необходимо понимать, что сторителлинг в обучении должен соответствовать учебным целям и возрасту обучающихся. Не каждый устный рассказ может стать способом, использующимся для подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку. Для проведения результативной подготовки к устному собеседованию следует соблюдать определенный алгоритм построения учебных рассказов на основе тем, которые предложены на экзамене.
Чтобы история, составленная с использованием метода сторителлинга и направленная на подготовку учащихся к итоговому собеседованию, захватывала внимание, она должна быть структурированной, эмоциональной и запоминающейся. Качественная история, которая может быть использована в целях обучения, строится по «классической трехактной системе» [3, с.85]. В такой истории присутствует завязка, в которой рассказывается предыстория, происходит представление героя или конфликта, развитие, описывающее препятствия, с которыми сталкивается герой и содержащее кульминацию, и развязка, которая дает нам решение, вывод, мораль.
Любой сторителлинг должен иметь рефлексивную часть. Это могут быть вопросы для обсуждения прослушанного текста, составление карт рассказа, таблиц, коллажей и т.д. Рефлексия – это анализ и оценка педагогом и учеником эффективности процесса и собственной деятельности, служащие ее совершенствованию. Рефлексия в сторителлинге становится логичным финалом, который объединяет все части истории. Она помогает понять, уловили ли учащиеся главную мысль рассказа или же просто запомнили факты. Именно поэтому рефлексивный этап является важной частью алгоритма построения учебных историй для подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку.
При подготовке к выполнению первого и второго задания метод сторителлинга может использоваться учителем как опора, помогающая учащимся запоминать важную информацию о выдающихся личностях, важных событиях и рассуждать о нравственных вопросах, которые встретятся на итоговом собеседовании. Столкнувшись на экзамене со знакомой темой, учащийся вспомнит о том, как обсуждал подобную историю с учителем и одноклассниками и сможет успешно выполнить задание.
Приведу пример рассказа о Юрии Алексеевиче Гагарине, составленного на основе принципов сторителлинга:
Он открыл дверь во Вселенную
В маленькой деревянной школе под Смоленском учительница спросила детей: «Кем вы хотите стать?» Один мальчик, глядя в окно на проплывающие облака, уверенно ответил: «Я полечу туда!» Все засмеялись – кто же мог подумать, что через двадцать лет этот смех разнесётся эхом по всей планете?
1957 год. Жесткие медицинские комиссии, центрифуги, выжимающие душу, тесты в звуконепроницаемой камере, где тишина сводила с ума. «Слабакам здесь не место», – говорили инструкторы. Но он не сдался. Когда врачи измерили его пульс перед стартом, приборы показали – 64 удара. Спокойствие будто перед прогулкой.
«Я – «Заря-1». Давление в кабине – норма, самочувствие – отличное. К старту готов!» Гул ракеты, перегрузки, свинцовая тяжесть в теле... А потом – тишина. Первое, что он увидел в иллюминаторе это то, что Земля была не плоской. Она была невероятно красивой. «Наблюдаю облака... Очень красиво», – радировал он на Землю. В ЦУПе замерли: никто не знал, выдержит ли психика человека космос. Но его голос звучал так, будто он любовался закатом на даче.
Спускаемый аппарат упал в поле под Саратовом. Первыми его увидели колхозница с внучкой:
– Ты что, из космоса?
– Представьте себе – да! – рассмеялся он, обгоревший, но счастливый.
Через час весь мир повторял одно имя. Имя того, кто доказал: человек может лететь к звёздам – Юрий Гагарин.
Полезно будет включить после рассказа ряд вопросов, которые учитель может задать учащимся. Почему детская мечта мальчика из Клушино казалась окружающим смешной? Как испытания в отряде космонавтов раскрывают характер героя и почему его пульс перед стартом (64 удара) – это важная деталь? Как реакция колхозницы подчёркивает масштаб события? Что бы ты почувствовал на его месте в первые секунды невесомости? Также можно предложить ученикам представить, какая единственная мысль была у Юрия Алексеевича в голове, когда ракета оторвалась от Земли.
Данная история сочетает эмоции, исторические детали и интригу и соответствует принципам сторителлинга. Дополнительно для подготовки к пересказу можно дать учащимся цитату, подобранную учителем самостоятельно или взятую из открытого банка заданий ФИПИ, и предложить интегрировать ее в рассказанную историю, предварительно рассказав о способах цитирования.
Для подготовки ко второй части экзамена подходит активный сторителлинг, в котором учащиеся выступают в роли рассказчиков. К монологу на тему «Мой звездный час» учащимся можно предложить составить историю о персонаже, заранее прописав на карточках характеристики героев и примерное место действия, а после раздать эти карточки учащимся. Это может быть история о девочке, которая учила текст главной роли спектакля при том, что играла роль зайца, а когда актриса заболела, смогла выйти на сцену, так как единственная знала текст. Или же история о мальчике, который прыгнул с парашютом, переборов свой страх. После того как учащиеся смогут составлять такого рода истории и представлять их перед классом, можно давать темы монологов из устного собеседования и просить учащихся составить высказывание непосредственно о себе.
Также для подготовки к описанию фотографии можно применять мультимедийный формат сторителлинга. Данный формат является гибридом отдельно существующих форматов. «Совмещение аудио, видео, текста и анимации способствуют привлечению большей аудитории» [4, с. 2]. Главное достоинство этого формата – универсальность. В условиях современного медиапространства такой сторителлинг становится особенно актуальным, поскольку помогает удерживать внимание слушателя и позволяет реализовывать как последовательные, так и интерактивные сюжетные построения. Например, на начальном этапе подготовки следует показать учащимся видеозапись какого-либо школьного мероприятия, праздника, концерта и попросить их придумать возможную историю о том, что там происходило. Можно также дать опоры – имена героев, с которыми ученики должны придумать рассказ. Постепенно стоит сокращать длительность видео так, чтобы учащиеся придумывали новые детали самостоятельно, а после полностью перейти с видео на фотографии.
Эффективным использование метода сторителлинга может стать и при подготовке к монологу-рассуждению. Через главного героя, столкнувшегося с вопросами нравственности, учащиеся сформируют собственную позицию по данной проблеме. Например, в рамках темы из устной части ОГЭ по русскому языку «Любая ли музыка – искусство?» можно предложить учащимся составить монологическое высказывание о музыканте, который поменял свой жанр ради высокой оплаты, но после этого потерял нечто важное для себя. Ответ на вопрос, что же мог потерять музыкант, учащиеся найдут самостоятельно во время сочинения истории. Предполагается, что эти ответы будут немного отличаться, но все же приведут учеников к близким друг к другу выводам.
Таким образом, метод сторителлинга может успешно применяться на уроках русского языка в девятом классе для эффективной подготовки к устному собеседованию, так как данный метод позволяет не только запоминать возможные экзаменационные темы, но и развивает коммуникативные навыки учащихся, умение публичного выступления, креативное мышление и делает процесс подготовки к экзамену увлекательным и творческим. Метод реализует принципы личностно-ориентированного обучения, обеспечивая комплексное воздействие на когнитивную, эмоциональную и социальную сферы учащихся, позволяет делать учебный материал личностно значимым и создавать условия для естественного запоминания, обеспечивает многоуровневое восприятие информации и стимулирует познавательный интерес учащихся. Данный подход успешно интегрируется в современный процесс обучения, демонстрируя высокую эффективность в различных учебных контекстах и возрастных группах, помогает выстраивать индивидуальный маршрут для каждого ученика, что способствует оказанию учащимся необходимой поддержки в процессе изучения определенных дисциплин, а его интеграция с цифровыми технологиями, такими как анимация, подкасты расширяет дидактический потенциал метода.
Список литературы
1. Пяткова О.Б. Метод сторителлинга // Школьные технологии – №6/2018. М.: Народное Образование. 2018. С. 41-45. URL: https://narodnoe.org/journals/shkolnie-tehnologii/2018-6 (дата обращения 13.06.2025)
2. Подрезова А.В. Сторителлинг как эффективный инструмент обучения, развития креативного мышления и речи на уроках русского языка // Молодой ученый. 2024. № 4(503). С. 203-204. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110621/ (дата обращения 13.06.2025)
3. Байрамова, Л. А. Сторителлинг как средство развития умений творческой иноязычной письменной речи на старшем этапе обучения иностранному языку в средней школе // Молодой ученый. 2023. № 17 (464). С. 85-87. URL: https://moluch.ru/archive/464/102080/ (дата обращения 15.06.2025)
4. Муратова, Э. С. Форматы, подходящие для использования метода «сторителлинг», их особенности // Молодой ученый. 2022. № 42 (437). С. 339-341. URL: https://moluch.ru/archive/437/95637/ (дата обращения 15.06.2025)
5. Бадак Б.А. Использование технологии «сторителлинг» в преподавании математического анализа // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. Nº 4 (5), C. 87-93. DOI: 10.51635/27129926 2021 4_87. URL: https://theoriajournal.org/article/59-ispolzovanie-tekhnologii-storitelling-v-prepod (дата обращения 17.06.2025)