Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №06 (29) Ноябрь 2024 - Декабрь 2024
УДК 80
Дата публикации 06.12.2024
Роль интерактивных технологий в формировании социально-коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей.
Шеремета Екатерина Ивановна
Старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», ФГАУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ г. Севастополь, kosova945@mail.ru
Волкова Влада Владимировна
Преподаватель кафедры «Иностранные языки», ФГАУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ г. Севастополь, vlada.volkova20@yandex.ru
Мжачева Марина Владимировна
Преподаватель кафедры «Иностранные языки», ФГАУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ г. Севастополь, mzhacheva_mv@mail.ru
Аннотация: Изучение и анализ методов развития социальной и коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей в процессе изучения иностранных языков с использованием интерактивных технологий. В статье описываются методики и подходы к развитию этих компетенций через интерактивное обучение, включая дискуссии, ролевые и деловые игры, проектную деятельность. Также приводятся результаты экспериментальной работы, демонстрирующие, что использование интерактивных технологий эффективно способствует развитию социально-коммуникативной компетентности у будущих педагогов. Научная новизна В работе рассматриваются теоретические взгляды как зарубежных, так и отечественных ученых, исследуются различные подходы к пониманию профессиональной компетентности и ее элементов. Предлагается структура социально-коммуникативной компетентности учителя, состоящая из мотивационного, когнитивного, интерактивного и перцептивного компонентов.
Ключевые слова: компетентность, мотивационный компонент, когнитивный компонент, интерактивный компонент, перцептивный компонент.
Senior teacher of the Department of "Foreign Languages" of the Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Teacher of the Department of "Foreign Languages" of the Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Teacher of the Department of "Foreign Languages" of the Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Abstract: In the modern educational sphere, the training of teachers with advanced social and communication skills is becoming an increasingly important task. This article deals with the study and analysis of methods for the development of social and communicative competence among future teachers while teaching foreign languages at universities using interactive technologies. The paper examines the theoretical views of both foreign and domestic scientists, explores various approaches to understanding professional competence and its elements. The structure of the teacher's social and communicative competence is proposed, consisting of motivational, cognitive, interactive and perceptual components. The article describes methods and approaches to the development of these competencies through interactive learning, including discussions, role-playing and business games, and project activities. The results of experimental work are also presented, demonstrating that the use of interactive technologies effectively contributes to the development of social and communicative competence among future teachers.
Keywords: competence, motivational component, cognitive component, interactive component, perceptional component.
Шеремета Е.И., Волкова В.В., Мжачева М. В. Роль интерактивных технологий в формировании социально-коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 06 (29). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/rol-interaktivnykh-tekhnologij-v-formirovanii-sotsialno-kommunikativnoj-kompetentnosti-studentov-gumanitarnykh-spetsialnostej.html (Дата обращения: 06.12.2024)
В текущих условиях развития страны система профессионального образования сталкивается с новыми требованиями и задачами в подготовке специалистов гуманитарного профиля, которые будут работать в системе образования и должны обладать основными компетенциями, необходимыми для успешной жизнедеятельности и самореализации в различных сферах. Компетентный специалист должен уметь ориентироваться в множестве сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, осознавать последствия своих действий и нести за них ответственность. Формулирование таких задач имеет ключевое значение для разработки содержания образовательных программ в целом и для определения содержания каждой учебной дисциплины в частности.
Концепция компетентностно-ориентированного подхода в образовании развивалась постепенно и не может быть приписана одному автору. Идеи ориентации на компетенции начали активно развиваться в 1970-х годах благодаря работам американского психолога Дэвида МакКлелланда, который выступил за оценку людей посредством анализа компетенций вместо традиционных IQ тестов. Его работы положили начало широкому применению компетентностного подхода в образовании и управлении персоналом. В рамках нашего исследования рассматривается формирование компетентностей у студентов, а именно их способностей применить знания в реальной жизненной ситуации. Данный вопрос относится к актуальным вопросам современной образовательной системы.
Анализ исследований и публикаций. Существует множество подходов к проблеме социализации личности как зарубежных, так и отечественных исследователей. (Э. Дюркгейм, А. Инкельс, Д. МИД, Т. Парсонс, В. Сластенин, А. Мудрик, А. Петровский, Г. Андреева). Анализ современных источников показывает, что профессиональная компетентность рассматривается как качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающего вместо или по отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие требованиям, выдвигаемыми определенной профессией, специальностью, специализацией. Неотъемлемой частью является и соответствие будущего педагога строгим стандартам квалификации на занимаемой служебной должности. Она включает те специфические "технические" способности, которые необходимы в конкретном трудовом процессе, то есть специальные знания. умения и навыки, применяемые для решения соответствующих профессиональных задач. Коммуникативная компетентность рассматривается как одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности в условиях конкретного вида трудовой деятельности.
Акцент в нашем исследовании на этих двух видах компетентностях связан с их содержательным наполнением в данном контексте: стержнем его основной деятельности, включает в себя комплекс современных профессиональных знаний (в области истории, иностранного языка, методики преподавания, психологии, филологии и.т.д.) и практических навыков их применения, владения эффективными методами социального управления технологиями.
Анализ теоретических положений исследователей, рассматривавших компоненты социальной и коммуникативной компетентностей, позволил сделать попытку представить интегративную структуру социально-коммуникативной компетентности будущего педагога. Нами предложена четырехкомпонентная структура социально-коммуникативной компетентности педагога, включающая мотивационный, когнитивный, интерактивный и перцептивный компоненты. Охарактеризуем последовательно каждый из них.
Содержание мотивационного компонента образовано взаимосвязанными мотивами, потребностями, интересами в осуществлении взаимодействия в деловом общении, сотрудничестве с партнерами, в коммуникации и направленностью на достижение результатов в коммуникативной ситуации.
Когнитивный компонент включает знания норм, правил и законов коммуникации, владение языком и особенностями деловой речи. Также к этому компоненту относится понимание норм ведения и управления деловым общением, ценностей коммуникации. Он включает осознание своей роли в процессе организации и ведения коммуникации, понимание возможностей своих действий в рамках сотрудничества и осознание своей ответственности.
Интерактивный компонент охватывает аспекты социально-коммуникативной компетентности, связанные с управлением деловым общением и взаимодействием. Это включает планирование, организацию и проведение деловых встреч как с индивидуальными собеседниками, так и с группами, соблюдение установленных норм общения. Компетентность также предполагает способность адаптироваться к действиям других, устанавливать контакты, находить свою роль в группе, а также находить креативные подходы к решению коммуникативных задач.
Перцептивный компонент включает в себя набор знаний и умений, необходимых для развития эмпатии (восприятие внутреннего состояния собеседника и его потенциалов), рефлексии (осмысление своих способностей и потенциала в ходе коммуникации, а также оценка и анализ собственного поведения в общении) и казуальной атрибуции (прогнозирование поведения собеседника на основе общения). Также этот компонент помогает ориентироваться в социальных и деловых ситуациях, а также в коммуникативных задачах [1, c.127].
Большие возможности в развитии социально-коммуникативной компетентности современного специалиста в сфере педагогики, филологии и лингвистики дает изучение в высшем учебном заведении иностранных языков, которые как учебный предмет обладают большим потенциалом для создания условий профессионального и культурного развития личности. В свою очередь, развитие данной компетентности можно отнести к основным задачам обучения иностранным языкам, поскольку язык является средством общения, а сам термин «коммуникация» означает умение взаимодействовать с людьми других взглядов и национальностей.
Но общеобразовательная подготовка имеет реальное содержание, если одновременно с общим развитием ориентируется на обеспечение конкретной профессиональной подготовки будущего специалиста. В этой ситуации обучение общеобразовательным дисциплинам, в том числе и иностранному языку, превращается в одно из важнейших условий профессионального образования, способного своим результатом определить эффективность профессионального становления студентов педагогических специальностей.
Выполнение задач развития социально-коммуникативной компетентности невозможно без применения современных учебных технологий. Причем, использовать их необходимо не только при обучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, но и при изучении общеобразовательных предметов, к числу которых и относится иностранный язык. Именно при получении и закреплении знаний общего образования и складываются те навыки, которые в дальнейшем обеспечат успешное усвоение специальных предметов и, как следствие, формирование профессиональной компетентности выпускника.
Решить за период которым ограничивается профессиональная подготовка в высшей школе, проблему развития социально-коммуникативной компетентности, которая является ведущей составляющей труда специалиста любой сферы деятельности, который работает с системе межличностных отношений, обеспечить успешное овладение будущими специалистами функциями, моделями, технологиями и средствами делового общения на уровне практических умений и навыков возможно при использовании интерактивных технологий, в т. ч. на занятиях по иностранному языку. Смысл содержания обучения при коммуникативном подходе заключается в том, чтобы создать условия, которые активизируют деятельность общения на иностранном языке, а сама эта деятельность должна осуществляться в рамках конкретных жизненных ситуаций делового общения.
Соответствие интерактивных технологий обучения задачам развития социально-коммуникативной компетентности обусловлена и деятельностным подходом, с позиции которого общение характеризуется как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Данный подход предусматривает максимально возможное вовлечение студентов педагогических специальностей в различные виды самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, в том числе, с помощью выбранных технологий обучения. Использование интерактивных технологий позволяет говорить об интерактивном обучении. Интерактивное обучение-это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется, эмоционально-окрашенное взаимодействие преподавателя и студента или студентов между собой. Те, кто обучается и обучает являются равноправными субъектами процесса обучения. Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников занятий, их непосредственном взаимодействии с областью усвоенного опыта [2, c.114].
Опираясь на данное определение и конкретизируя признаки данного понятия, под технологией интерактивного обучения, которое используется с целью развития социально-коммуникативной компетентности, мы понимаем комплекс методов, средств и организационных форм учебного процесса, которые наполняют его профессиональным содержанием с учетом всех возможностей иностранного языка.
Целесообразной была экспериментальная проверка определенных нами педагогических условий успешного формирования социально-коммуникативной компетентности будущего педагога на занятиях иностранного языка с применением интерактивных технологий. Наши теоретические позиции и утверждения были проверены в ходе опытно-экспериментальной деятельности, целью которой была разработка и апробация технологии формирования социально-коммуникативной компетентности студентов-педагогов в процессе обучения иностранному языку; изучение влияния данной технологии на уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности. В ходе эмпирического исследования решались следующие задачи:
1) Изучение сформированности компонентов социально-коммуникативной компетентности студентов-педагогов (мотивационного, когнитивного, интерактивного и перцептивного);
2) разработка и внедрение технологии формирования социально-коммуникативной компетентности студентов-педагогов в процессе обучения иностранному языку с учетом межпредметных связей и профессиональных потребностей;
3) проверка результативности экспериментальной деятельности на предмет выявления влияния технологии формирования социально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку на успешность формирования социально-коммуникативной компетентности в результате внедрения на теоретическом этапе исследования определенных педагогических условий[3, c.2].
Такая постановка задач предполагает соблюдение двух основных условий. Во-первых, необходимость начального формирования потребностей в осуществлении иноязычной коммуникативной деятельности студентами. Это должна быть коммуникативно-познавательная потребность в выражении или приеме необходимой, интересной, значимой для студента мысли средствами изучаемого иностранного языка. Другими словами, должны быть созданы коммуникативные, оправданные жизненно и с профессиональной точки зрения личностно-значимые ситуации для решения студентами вербально-коммуникативных задач. Вторым важным условием обучения иноязычной речевой деятельности являются ее наполнение интересным, близким, значимым для студентов смысловым содержанием. Смысловое содержание учебных материалов должно нести информативный характер, удовлетворить коммуникативно-познавательную потребность студента, "встретиться" с ней, "опредметиться" в ней и тем самым стать внутренним мотивом его речевой деятельности [4, c. 19].
На начальном этапе для решения всех вышеперечисленных задач мы применяем метод дидактических соревновательных игр и игровые методы имитационного моделирования. Из игровых методов имитационного моделирования применялся только метод инсценировки. Занятие, что проводятся с использованием метода инсценировки, использовались такие, которые готовят к более сложным видам имитационной деятельности, в частности, к ролевым и деловым играм. На завершающим этапе работы над учебной темой мы использовали метод инсценировки (каждое третье-четвертое занятие).
На основном этапе внедрения технологий наряду с игровыми упражнениями для речевой разминки, которая проводились в начале занятия, нами использовались такие методы как интервью, дискуссия, ролевая игра, Деловая игра, метод проектов. Пропорциональное соотношение интерактивных методов к традиционным составляло 20-25%. Основное назначение данных методов-организация иноязычного общения в ходе поставленной коммуникативной задачи [5].
В качестве примера интерактивных технологий с учетом выжеизложенных условий были разработаны следующие упражнения:
1. Дебаты. Для студентов гуманитарного профиля использование дебатов является одним из эффективных способов развития коммуникативных навыков, критического мышления и умения аргументировать свою точку зрения. В рамках учебного курса были использованы следующие типы дебатов:
- Оксфордские дебаты: классический формат, где две команды (за и против) обсуждают заранее заданную тему. Каждому участнику предоставляется время для выступления, после которого следует раунд вопросов от противоположной стороны.
- Свободные дебаты: менее формализованный тип дебатов, где студенты могут свободно высказываться по теме без строгого разделения на "за" и "против". Это способствует более живому и естественному общению.
- Ролевые дебаты: участники выступают в ролях различных исторических или современных персонажей, обсуждая тему с точки зрения своего персонажа. Это помогает развивать способность понимать и излагать различные взгляды [6].
Упражнение 1: Оксфордские дебаты
Тема: «Социальные сети улучшают общение между людьми».
Описание: Разделите класс на две команды. Команда "За" аргументирует, как социальные сети способствуют укреплению связей и обмену информацией. Команда "Против" обсуждает, как социальные сети могут приводить к поверхностному общению и замене реальных контактов виртуальными. Каждый участник должен представить хотя бы один аргумент и ответить на один вопрос от противоположной команды.
Упражнение 2: Свободные дебаты
Тема: «Изучение иностранных языков должно быть обязательным во всех школах».
Описание: Студенты свободно высказывают свои мнения, подкрепляя их аргументами. Преподаватель задает провокационные вопросы для стимуляции дискуссии и аргументации.
Упражнение 3: Ролевые дебаты
Тема: «Брекзит: за и против».
Описание: Студенты выбирают роль политиков, экономистов, простых граждан Великобритании или Европейского союза. Каждый участник представляет свою позицию в контексте выбранной роли.
2. Ролевые игры являются эффективным инструментом для развития коммуникативных навыков на занятиях по иностранному языку, особенно для студентов гуманитарного профиля. Вот три разработанные ролевые игры:
Ролевая игра 1: Дипломатическая конференция
Цель: Развитие навыков ведения деловых и официальных переговоров.
Описание: Студенты разделяются на группы, каждая из которых представляет разные страны. Задача каждой группы — обсудить и прийти к соглашению по глобальной проблеме, например, изменение климата, торговые войны или миграционный кризис. Студенты должны использовать официальный и корректный язык, практикуя умение вести дискуссии и защищать интересы своей страны.
Ролевая игра 2: Театральная постановка
Цель: Улучшение выразительности речи и способности адаптировать язык для различных ситуаций.
Описание: Студенты выбирают известное литературное произведение или сценарий и адаптируют его для театральной постановки. Задача — подготовить диалоги и монологи, репетировать и представить короткую пьесу на иностранном языке. Это упражнение помогает студентам лучше понять культурные и языковые особенности текста, а также развивает их способности к театральной игре.
Ролевая игра 3: Журналистское расследование
Цель: Развитие навыков сбора информации, проведения интервью и презентации результатов на иностранном языке.
Описание: Студенты работают в ролях журналистов, которые исследуют актуальную тему (например, влияние социальных сетей на общество). Задача — провести ряд интервью с «экспертами» (играемыми другими студентами), собрать данные и подготовить устный или письменный отчет на иностранном языке. Это упражнение способствует развитию критического мышления и умения анализировать информацию, а также позволяет практиковать различные стили речи.
3. Симуляции представляют собой отличный способ для развития практических навыков студентов гуманитарных специальностей на занятиях по иностранному языку. Вот три симуляции, разработанные специально для студентов-историков, филологов и учителей:
Симуляция 1: Международная конференция историков
Цель: Развитие навыков академической презентации и дебатирования.
Описание: Студенты-историки участвуют в роли исследователей на международной конференции. Каждый участник выбирает историческую тему, подготавливает доклад на иностранном языке и представляет его перед «международной аудиторией» (другими студентами). После презентации следует сессия вопросов и ответов, где студенты могут задавать вопросы и обсуждать доклады своих коллег на иностранном языке.
Симуляция 2: Редакционное собрание
Цель: Развитие навыков редактирования и стилистической адаптации текстов.
Описание: Студенты-филологи работают в ролях редакторов и журналистов литературного журнала. Задача — подготовить специальный выпуск журнала, посвященный определенной тематике. Студенты выбирают произведения, переводят и адаптируют их под стиль журнала, обсуждают изменения на редакционных собраниях и готовят тексты к публикации. Эта симуляция помогает практиковать искусство перевода и редактирования, а также развивает коммуникативные навыки в профессиональной сфере.
Симуляция 3: Учебный класс
Цель: Развитие навыков учебного планирования и проведения уроков.
Описание: Студенты-будущие учителя планируют и проводят урок иностранного языка для «класса» (играемого другими студентами). Каждый участник разрабатывает учебный план, выбирает учебные материалы, создает интерактивные задания и презентует урок. После урока проводится обратная связь от «учеников» и других «учителей», что помогает отточить методики преподавания и управления классом.
Выводы и перспективы. В рамках исследования была проанализирована интеграция социальной и коммуникативной компетенций, что привело к выводу о том, что социально-коммуникативная компетентность педагога представляет собой интегративное качество личности специалиста. Это качество включает в себя необходимые знания и умения в сфере управления и коммуникации, а также коммуникативные способности, которые позволяют специалисту самостоятельно и ответственно проводить эффективное коммуникативное взаимодействие в различных педагогических ситуациях. Из результатов исследования можно выделить следующие ключевые выводы:
- Знание иностранного языка в настоящее время является одним из основных факторов развития социально-коммуникативной компетентности, что, в свою очередь, является важной составляющей профессиональной компетентности педагога [7].
- Обновление содержания учебно-методических комплексов по иностранному языку и применение специализированных педагогических технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности значительно повышают эффективность профессиональной подготовки педагогов.
- В процессе исследования были решены несколько задач, напрямую связанных с темой исследования, которые представляют интерес для дальнейшего изучения: ответственность преподавателя за качество и содержание образовательного процесса, рефлексивная оценка результатов учебной деятельности и влияние образовательной среды на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов.
Список литературы
1.Тютерева, И. В. К вопросу о формировании социально-коммуникативной компетентности менеджера в процессе профессиональной подготовки / И. В. Тютерева // Современные научные исследования: теория, методология, практика. – 2014. – Т. 1, № 5(5). – 231 c.
2.Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М. - Нальчик: Изд. центр «ЭльФа» 1996. – 160 c.
3.Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, - 2003. – 40 c.
4.Бандура А. Теория социального научения. - Спб.; Наука, 2000. – 322 c.
5.Барблан А. Иерархия знания // Alma Mater. – 1994. – 145 c.
6.Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А. П. Панфилова- СПБИВЭСЭП, 2003. -536 с.
Список источников
7.Зобков, В. А. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / В. А. Зобков, Е. В. Пронина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 261 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520258 (дата обращения: 24.01.2024)