Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы Сентябрь-Октябрь 2021, №7 (10)

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 27.10.2021

«Научно-популярный календарь»: новый прием преподавания профессионального английского языка

Островерхая Ирина Владимировна
канд. филол. наук, доцент Ресурсного центра иностранных языков, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, РФ, г. Калининград, iostroverkhaya@kantiana.ru
Андреева Наталья Валентиновна
канд. пед. наук, доцент, директор Ресурсного центра иностранных языков, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, РФ, г. Калининград, nandreeva@kantiana.ru

Аннотация: В статье представлен пилотный опыт реализации методического приема «научно-популярный календарь», использующегося в практике преподавания английского языка для специальных целей студентам химико-биологических специальностей и направлений Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта на всех пяти ступенях профессионального образования: на ступени среднего профессионального образования, специалитете, бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Показан механизм реализации данного приема, в ходе которого осуществляется синтез профессионально-ориентированного и личностно-развивающего обучения, активизируется самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, а также стимулируется их персональная успешность.
Ключевые слова: профессионально-ориентированная подготовка, личностно-развивающая подготовка, самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, английский язык для специальных целей, методический прием, персональная успешность

«Popular Science Calendar»: the new technique of teaching English for Specific Purposes

Ostroverkhaia Irina Vladimirovna
Cand. Sci. (Philology), associate professor of the Resource Centre of Foreign Languages, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad
Andreeva Natalia Valentinovna
Cand. Sci. (Pedagogy), associate professor, director of the Resource Centre of Foreign Languages, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad

Abstract: The current paper presents the pilot experience of the implementation of the “Popular Science Calendar” technique, which is used in teaching English for Special Purposes (ESP) to students of chemistry and biology at Immanuel Kant Baltic Federal University at all five levels of professional education: secondary vocational education, specialist’s programmes, bachelor’s programmes, master’s programmes, and postgraduate programmes. The mechanism of this technique implementation is shown, during which a synthesis of profession-oriented and personality-development training occurs, learners’ independent learning is activated, and learners’ personal success is motivated.
Keywords: profession-oriented training, personality-development training, learners’ independent learning, English for Specific Purposes, pedagogical technique, personal success

Правильная ссылка на статью
Островерхая И.В., Андреева Н.В. «Научно-популярный календарь»: новый прием преподавания профессионального английского языка // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2021. № 07 (10). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/nauchno-populyarnyj-kalendar-novyj-priem-prepodavaniya-professionalnogo-anglijskogo-yazyka.html (Дата обращения: 27.10.2021)

Если вы читаете те же лекции, что и пять лет назад,

значит, или ваша дисциплина умерла, или вы

Ноам Хомский

 

Введение. Цитата знаменитого американского лингвиста, публициста и философа Н. Хомского, выбранная в качестве эпиграфа к данной статье, по мнению ее авторов, как нельзя лучше раскрывает актуальность поиска новых методов, приемов, способов и техник преподавания профессионально-ориентированного английского языка студентам нелингвистических направлений вузов. Совершенствование методики преподавания необходимо в связи с прогрессирующей тенденцией обесценивания и старения знаний, вынуждающей специалистов-профессионалов учиться на протяжении всей жизни, самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки. Современный выпускник вуза должен не только иметь фундаментальные знания в области своей профессии, но и должен обладать общеучебными умениями, должен уметь учиться [1, с. 30-31; 2, с. 6].

В современных условиях профильно-ориентированное обучение иностранным языкам лежит в плоскости реализации личностно-развивающих приоритетов высшего образования [2, с. 3], что нашло отражение в нормативных документах – Федеральных государственных образовательных стандартах и Программах по иностранным языкам для трех ступеней высшего образования, согласно которым, развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся должно стать средством общего (когнитивного, информационного и социокультурного) развития студентов-нелингвистов [3]. В связи с поставленной целью изучение иностранного языка в нелингвистическом вузе призвано обеспечить формирование у обучающихся способности к самообразованию, самоанализу и самоконтролю, призвано развивать универсальные интеллектуальные умения, информационную культуру и ориентированность на творческое решение проблем, а также способствовать расширению кругозора и повышению общей культуры [4, с. 23-24; 5, с. 18-19]. Синтез профессионально-ориентированной и личностно-развивающей подготовки является непростой задачей, поскольку преподаватели вынуждены отходить от привычных моделей трансляции знаний и осваивать новые методические приемы преподавания и организации учебного процесса. Таким образом, умение учиться жизненно необходимо не только студентам, но и преподавателям, которые постоянно находятся в процессе непрерывного обучения и самообразования, овладевают основами предметов профессионального цикла и осваивают современные интерактивные технологии обучения.

Методический портфель преподавателя профессионально-ориентированного английского языка наряду с традиционными приемами («перевод и реферирование научного текста», «обзор научной статьи», «глоссарий», «доклад», «конференция») включает также такие приемы, как «презентация», «кейс-стади», «проект», «подкаст», «блог», «вебинар», «wiki-контент», «веб-квест» [6]. Набирает популярность использование «инфографики» и «ментальной карты» [7]. Одним из перспективных приемов, по мнению авторов настоящей статьи, является прием «научно-популярный календарь», краткая обзорная характеристика которого была представлена научному сообществу в одной из предшествующих авторских публикаций, посвященных новым приемам преподавания английского языка для специальных целей в нелингвистическом вузе [8, с. 14-15]. Цель настоящей статьи заключается в детальном представлении авторского опыта реализации приема «научно-популярный календарь» в практике обучения студентов нелингвистических специальностей и направлений профессиональному английскому языку.

Методические основы приема «научно-популярный календарь». В основе рассматриваемого приема лежит проектная технология, которая, как известно, способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; способствует развитию навыков обучающихся в сборе и обработке информации, ее качественном и наглядном представлении [9, с. 218]; способствует стимулированию субъективного творчества студентов [10, с. 8], а также  развитию их креативных способностей в генерировании и внедрении оригинальных идей. Реализация рассматриваемого приема предполагает активную позицию обучающегося, который приобретает знания и «чему-нибудь научается только в результате собственных умственных или практических умений, самостоятельного умственного труда» [1, с. 30]. Преподаватель, реализующий прием «научно-популярный календарь», выполняет роль организатора, консультанта и контролера, в то время как обучающийся самостоятельно осуществляет образовательные действия.

Механизм реализации приема «научно-популярный календарь». Прием «научно-популярный календарь» представляет собой комплекс мероприятий, которые связаны с разработкой и презентацией «продукта», а также рефлексией по поводу разработанных «продуктов». «Продуктом» является созданный обучающимся научно-популярный электронный ежемесячный календарь, включающий 12 визуализированных фактов, относящихся к профессиональной сфере обучающегося. Механизм реализации приема «научно-популярный календарь» представлен в таблице.

Таблица. Механизм реализации приема «научно-популярный календарь»

Этап

Действия

Задачи

1 этап

В качестве домашней работы обучающиеся подбирают 12 фактов для последующего представления в своих календарях.

- Развитие навыков поиска, подбора и обработки иноязычной информации.

- Развитие навыков письменной речи.

- Развитие навыков работы в программах машинного перевода.

- Развитие технических навыков (набор англоязычного текста на клавиатуре).

2 этап

На аудиторном (оффлайн или онлайн) занятии обучающиеся демонстрируют контрольное чтение и перевод подобранных фактов.

- Развитие навыков корректного произношения англоязычной лексики и чтения англоязычного текста.

- Развитие навыков перевода с английского языка на русский.

3 этап

В качестве домашней работы обучающиеся готовят макеты своих календарей в какой-либо дизайнерской компьютерной программе.

- Развитие навыков работы в дизайнерских компьютерных программах.

- Развитие креативных способностей.

- Развитие навыков визуализации и эстетического представления информации.

- Стимулирование персональной успешности.

4 этап

(1) На аудиторном (оффлайн или онлайн) занятии обучающиеся устно представляют разработанные календари перед одногруппниками и преподавателем.

- Развитие навыков подготовленной устной речи.

- Развитие навыков аудиального и визуального восприятия англоязычной речи.

(2) Обучающиеся устно обмениваются мнениями по поводу представленных календарей.

- Развитие критического мышления.

- Развитие навыков неподготовленной устной речи.

- Развитие навыков аудиального восприятия англоязычной речи.

5 этап

В закрытой группе «Flyingcats English» в социальной сети ВКонтакте создается ресурсный банк календарей, в который обучающиеся загружают свои электронные календари, после чего каждый обучающийся выбирает 3 понравившихся календаря и в письменно-печатной форме аргументирует свой выбор в специально назначенном задании на электронной LMS (Learning Management System) платформе университета.

- Развитие критического мышления.

- Развитие навыков визуального восприятия англоязычного текста.

- Развитие эстетического восприятия информации.

- Развитие навыков письменной речи.

- Развитие технических навыков (набор англоязычного текста на клавиатуре).

6 этап

По результатам первичного выбора обучающихся в социальной сети ВКонтакте проводится голосование по определению трех лучших календарей и определяются лауреаты первой, второй и третьей степени.

- Развитие критического мышления.

- Развитие навыков визуального восприятия англоязычного текста.

- Развитие эстетического восприятия информации.

- Стимулирование персональной успешности.

7 этап

На LMS платформе университета преподаватель организовывает опрос обучающихся с целью получения обратной связи относительно реализуемого приема.

- Развитие критического мышления.

- Развитие саморефлексии.

- Развитие навыков письменной речи.

- Развитие технических навыков (набор англоязычного текста на клавиатуре).

осуществлялась в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта на всех пяти ступенях профессионального образования: на ступени среднего профессионального образования, специалитете, бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Пилотную группу составили 105 человек, обучающихся на химико-биологических специальностях и направлениях указанных ступеней.

Специфика содержания календарей. В момент целеполагания преподаватель акцентировал внимание обучающихся на том, что в данном проектном задании они должны выступить в роли популяризаторов науки, а разработанный ими календарь должен носить просветительский характер. Анализ готовых «продуктов» показал, что разработанный календарь может включать произвольные факты, либо быть тематически специализированным. Количество времени, затраченное обучающимися на подбор фактов для специализированного календаря, значительно превышает количество времени, потребовавшееся для подбора неспециализированных фактов, которые могут быть достаточно быстро найдены в поисковых Интернет-системах при введении запросов «interesting chemistry (biology, ecology) facts». В данном отношении показательным является тот факт, что 84% участников пилотной группы (88 человек) проделали значительную поисковую работу и посвятили свои календари какой-либо одной узкой теме. Примерами специализированных тематических календарей могут служить, например, такие календари, как «Nervous System», «Eyes», «Human Heart», «Human Brain», «Neuroscience Breakthroughs», «Genomics and Microorganisms», «Hormones», «Chemistry in Food», «Records of Organic Chemistry», «Colours of Biotechnology», «DNA», «GMO», «Vitamins», «Natural Antibiotics», «Carnivorous Plants», «Coffee», «Blue Animals», «Cats», «Mice and Rats», «Meerkats», «Racoons», «Dodo», «Endangered Marine Animals», «Deep Sea Cutes», «Nature Reserves of Russia» и др.

Процесс поиска и подбора контента, представленного в календарях, оказался сугубо индивидуальным для каждого обучающегося. В ответах на вопросы анкеты респонденты указали на то, что поисковая деятельность осуществлялась ими как на англоязычных, так и на русскоязычных сайтах, а непосредственное формулирование текстовых сообщений, представленных на слайдах календаря, создавалось не только в результате собственного речетворчества, но и генерировалось с помощью привлечения компьютерных программ-переводчиков в процессе двунаправленного перевода с английского языка на русский и наоборот. В итоговом анкетировании 90% респондентов пилотной группы (95 человек) подчеркнули, что процесс составления текстового наполнения разрабатываемого календаря способствует расширению профессионального кругозора, что подтверждается, например, следующими комментариями обучающихся: «Разработка календаря – это челлендж, выводящий из зоны комфорта в зону развития» (здесь и далее ответы респондентов приводятся с сохранением их авторского оформления; «Календарь – это отличная находка педагога, увлекающая в процесс обучения даже людей, которым кажется, что они и так уже все знают»; «Разработка календаря учит тебя более глубоко воспринимать информацию, благодаря чему хорошо известные тебе темы, открываются для тебя как бы дважды»; «Календарь развивает навыки поиска информации и расширяет кругозор, так как в выбранной теме я особо ничего не знала до этого»; «Разработка календаря отличается от обычных заданий: одно дело решать шаблонные тесты и другое решать практическую задачу»; «Данный формат разрушает стереотипы о том, что наука – это сложно и скучно».

Специфика формы календарей. Разрабатываемый календарь должен был воплощать единство содержания и формы, поэтому особое внимание следовало уделить визуализации подобранных фактов. Важность визуализации нашла отражение как в готовых календарях, каждый из которых был выполнен в индивидуальной авторской манере, так и в фидбэке респондентов, которые отметили, что «При разработке календаря я старался достичь WOW-эффекта при рассмотрении»; «Человек любит глазами, поэтому дизайн много значит. Креатив всегда цепляет!»; «Зачем кому-то некрасивый скучный календарь, пусть он хоть и с суперинтересными фактами? Нужно сначала привлечь публику необычным оформлением, чтобы прочтение факта было само собой разумеющимся». Как и в случае с подбором содержания, визуальное оформление календарей также велось каждым обучающимся по индивидуальной траектории: 62% респондентов (65 человек) воспользовались хорошо знакомыми дизайнерскими программами, 20% (21 человек) были вынуждены специально освоить новое программное обеспечение, 18% (19 человек) научились пользоваться новыми функциями и опциями уже известных программ.

Специфика устной презентации календаря. Кульминационным моментом реализации приема «научно-популярный календарь» стала устная аудиторная (оффлайн или онлайн) презентация разработанных календарей, готовясь к которой, обучающиеся были вынуждены тщательно поработать над составлением текста своего выступления, чтобы сделать его убедительным и оригинальным. По мнению 89% респондентов (93 человек) устная презентация оказалась самым трудным, но вместе с тем и чрезвычайно полезным моментом всего проекта в целом, поскольку, по мнению обучающихся, «Выступление на публике учит тебя быть презентабельным»; «Устная защита стала своего рода испытанием полученных знаний»; «Презентация календарей важна, она дает опыт публичных выступлений»; «Презентация календарей тренирует умение хорошо представлять изученную информацию на публике так, чтобы всем был понятен смысл новой научной информации».

Критическое мышление. Прием «научно-популярный календарь» обладает достаточными возможностями для развития критического мышления обучающихся. В процессе устной и письменной рефлексии по поводу работ, выполненных одногруппниками, обучающиеся учатся формулировать и аргументировать собственную позицию, выдвигать критерии и осуществлять оценивание в соответствии с ними. Вопрос о самооценке собственной деятельности в рамках реализации указанного приема, который был включен в итоговое анкетирование, также стимулировал критические способности обучающихся. Обратная связь также показала, что прием «научно-популярный календарь» способствует персональной успешности обучающихся. Согласно подсчетам, 75% респондентов (79 человек) полностью довольны проделанной работой и хотели бы подарить созданные ими календари родным и друзьям, либо самостоятельно пользоваться ими. Причем, 14% респондентов (15 человек) считают разработанный ими календарь лучшим из всех представленных календарей.

Выводы. Прием «научно-популярный календарь», реализуемый в практике преподавания английского языка для специальных целей, синтезирует профессионально-ориентированное и личностно-развивающее обучение студентов-нелингвистов. Поэтапная реализация рассмотренного приема обладает достаточными образовательно-развивающими возможностями, заключающимися в активизации самостоятельной познавательной деятельности и стимулировании персональной успешности обучающихся. Преподаватель, реализующий данный прием, лишь задает вектор деятельности и обозначает конечные цели, тогда как обучающиеся для их достижения вынуждены самостоятельно выстраивать собственные образовательные траектории, поэтапно двигаясь по собственным образовательным маршрутам. Практика разработки, презентации и оценивания готовых «продуктов» обучающимися показала, что воплощение приема «научно-популярный календарь» последовательно развивает у обучающихся «твердые навыки» (hard skills): навыки профессионально-ориентированной устной и письменной речи, навыки лаконизирования информации, навыки аудиовизуального восприятия информации, навыки чтения и перевода профессионального текста, навыки редактирования машинного перевода, технические навыки (набор англоязычного текста на клавиатуре, работах в дизайнерских программах, построение слайда электронной презентации); а также «мягкие навыки» (soft skills): коммуникативные навыки (публичное выступление, презентабельность, спонтанная речь), когнитивные навыки (поиск и переработка информации, анализ и синтез информации, критическое мышление в отборе материала и оценке представленных результатов учебно-образовательной деятельности), креативные навыки (нестандартность и неординарность мышления, поиск и принятие оригинальных решений, самовыражение), навыки тайм-менеджмента (распределение времени, выполнение задания к поставленному сроку).

Перспективы развития приема «научно-популярный календарь». Практика пилотной реализации приема «научно-популярный календарь» показывает, что данный прием обладает незамкнутым методическим потенциалом, заключающимся в возможности его дальнейшего развития. Так, совместное со студентами обсуждение показало, что данный прием может быть дополнен заданием по составлению двуязычного вокабуляра активной лексики календаря, а также заданием по разработке викторины по материалу календаря. В результате такой работы может быть создан банк заданий, которые могут использоваться преподавателем в рамках курса по обучению английскому языку для специальных целей студентов-нелингвистов. Наметившаяся перспектива созвучна с мнением педагогического сообщества о том, что «для создания успешного курса ESP специалист в области преподавания английского языка должен привлекать к его созданию <…> потенциальную студенческую аудиторию» [11, с. 151]. Очевидно, что воплощение обозначенных перспектив и изучение опыта их реализации станет предметом дальнейших исследований.


Список литературы

1. Копошилко С. Б. Личностно ориентированное обучение иностранным языкам: проблемы и решения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. Москва: Издательство МГЛУ. № 2 (796), 2018. С. 29–42.
2. Кузьмина Л. Г. Потенциал иноязычной подготовки в становлении современного профессионала // Aнглийский для нефилологов. Проблемы ESP – 2018. Вып. 10. Воронеж: ООО «РИТМ», 2018. С. 3–10.
3. Кузьмина Л. Г., Соловова Е. Н., Стернина М. А. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов: комплект программ для трех ступеней высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. 38 c.
4. Постникова О. А. Иностранный язык для личностного и профессионального роста: мнение студентов // Aнглийский для нефилологов. Проблемы ESP – 2019. Вып. 10. Воронеж: ООО «РИТМ», 2019. С. 23–27.
5. Кузьмина Л. Г., Стернина М. А. Организационно-методические вопросы преподавания иностранных языков на неязыковых направлениях подготовки в вузах: вчера и сегодня // Aнглийский для нефилологов. Проблемы ESP – 2019. Вып. 10. Воронеж: ООО «РИТМ», 2019. С. 18–22.
6. Алявдина Н. Г., Маргарян Т. Д. Инновационные методики преподавания английского языка для специальных целей в техническом вузе // Гуманитарный вестник. 2013. № 7 (9). С. 1–8.
7. Олифиренко С. М. Методы изучения английского языка в техническом вузе // Мир науки. Том 5. № 2. 2017. С. 34–44.
8. Островерхая И. В., Андреева Н. В. О новых приемах преподавания английского языка для специальных целей // Английский для нефилологов. Проблемы ESP – 2020. Вып. 11. Воронеж: РИТМ, 2020. С. 11–18.
9. Грудина М. В., Васюхина Е. В. Комплексные методы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка (ESP) в неязыковом вузе для студентов экономических специальностей // Вестник ТОГИРРО. № 1 (31). 2015. Изд-во: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (Тюмень). С. 214–217.
10. Дмитроченко Н. А. Обоснование необходимости творческого подхода к преподаванию профессионально-ориентированного иностранного языка в техническом вузе // Aнглийский для нефилологов. Проблемы ESP – 2019. Вып. 10. Воронеж: ООО «РИТМ», 2019. С. 6–10.
11. Золотова М. В., Демина О. А. Специфика курсов английского языка для специальных целей и обучение иноязычной профессиональной коммуникации // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2017. № 37. С. 148–154.

Расскажите о нас своим друзьям: