Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы Декабрь 2020 - Январь 2021, №4 (7)

УДК 37.03

Дата публикации 31.01.2021

Методы развития языковых способностей одаренных студентов технического вуза

Николаева Наталия Сергеевна
канд. филол. наук, доцент кафедры "Английский язык для машиностроительных специальностей" МГТУ им. Н. Э. Баумана, РФ, г. Москва natalynic@yandex.ru
Бородина Татьяна Юрьевна
канд. филол. наук, доцент кафедры "Английский язык для машиностроительных специальностей" МГТУ им. Н. Э. Баумана, РФ, г. Москва, t-borodina@yandex.ru

Аннотация: Статья рассматривает методы обогащения образовательной среды в свете проблем развития языковых способностей у лингвистически одаренных студентов неязыковых вузов. Выявляется эффективность проектной работы как метода проявления и реализации языковых способностей студентов с неоднородным уровнем развития иноязычной компетенции. Олимпиадная деятельность рассматривается как индивидуальный вектор развития лингвистически одаренных студентов.
Ключевые слова: проектная деятельность, функциональные роли, олимпиада, развитие талантов, задатки, языковая способность и лингвистическая одаренность.

Methods for developing gifted students` language aptitudes in technical university

Nikolayeva Nataliya Sergeyevna
Cand. Sci. (Philology), assistant professor of English for mechanical engineering department, Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow
Borodina Tatiana Yurievna
Cand. Sci. (Philology), assistant professor of English for mechanical engineering department, Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow

Abstract: The article examines methods of how to enrich learning environment in the light of issues of language talent development in capable and gifted engineering students. The implementation of project-based method proves to be highly efficient for evolving language aptitudes from the perspective of difference in students` foreign language proficiency. Olympiad activity is considered to be an individual vector of support for linguistically gifted students.
Keywords: project-based method, team roles, Olympiad, talent development, inclinations, language aptitudes, linguistic giftedness.

Правильная ссылка на статью
Николаева Н.С., Бородина Т.Ю. Методы развития языковых способностей одаренных студентов технического вуза // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2021. № 04 (07). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/metody-razvitiya-yazykovykh-sposobnostej-odarennykh-studentov-tekhnicheskogo-vuza.html (Дата обращения: 31.01.2021)

Российская научно-техническая отрасль в последние десятилетия постоянно имеет дело с проблемой оттока высококвалифицированных инженерных кадров за рубеж. Поэтому вопрос восполнения интеллектуального ресурса, т.е. подготовки новых специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда, стоит остро во всех отраслях. Выпускники технических вузов должны владеть не только профессиональными компетенциями, заложенными в образовательных стандартах. Одним из основных факторов, повышающих конкурентоспособность специалиста, является владение одним и более иностранными языками, что позволяет принимать участие в разработке передовых технологий и оборудования, дает возможность участвовать в международных научных и практических конференциях и представлять на суд международного профессионального сообщества свои разработки в виде научно-технических статей.

Целью данной работы является изучение методов, используемых для развития языковых способностей одаренных студентов неязыкового вуза.

Новизна работы заключается в рассмотрении английского языка в качестве специфического инструментария, необходимого для работы с профессионально значимой информацией в технических областях деятельности, и способствующего участию в профессиональном общении на иностранном языке (ИЯ). И, исходя из этого, рассматриваются проблемы применения данного инструментария лингвистически одаренными студентами в рамках учебного процесса в непрофильном (неязыковом) вузе.

Поставленная цель предопределяет рассмотрение терминологии, принятой для обозначения понятий, используемых в нашем исследовании – задатки, языковая способность и лингвистическая одаренность.

Важной проблемой «в психологии способностей является вопрос о природных задатках общих и специальных способностей и о деятельности как главенствующем условии преобразования врожденных задатков в социально-приобретаемые способности» [1]. Природные возможности человека, включающие врожденные анатомо-физиологические особенности его мозга, нервной системы, органов чувств и движения человека отождествляются с задатками. «Задатки – это зерна, брошенные природой в почву нашего сада способностей» [2, с.61]. Другими словами, задатки как природные особенности личности могут реализоваться в различные способности при наличии определенных условий.

Языковая способность относится к особому роду интеллектуальной и речевой активности, проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств речевого общения, словесных знаков. «Результат любой творческой деятельности студента – это новизна, оригинальное решение любого вопроса, задачи, проблемы» [3]. К косвенным показателям способностей к языкам исследователи относят, в частности, успехи в математике, русском языке и литературе, способности к пению, пародированию музыкальный слух, хорошую память, достаточно высокий темп речи, беглость чтения на родном языке, общее развитие речи [4].

Термины «языковая одаренность» и «лингвистическая одаренность» рассматриваются рядом авторов в качестве синонимов. Оба понятия подразумевают совокупность интеллектуальных, коммуникативных и специальных иноязычных способностей, представляющих собой индивидуально-психологические особенности личности учащегося, обеспечивающие усвоения ИЯ как учебного предмета и успешность в овладении коммуникативными иноязычными компетенциями [5].

Современные исследования, посвященные вопросам лингвистической одаренности, ставят целью «создание методической и методологической базы для работы с одаренными учащимися» [6]. Большое внимание уделяется индивидуально-психологическим, мотивационным и личностным факторам, влияющим на интеллектуальное развитие [7]. Аналогичным образом, наша стратегия поддержки способных и одаренных студентов заключается в разработке методической базы, в основе которой заложены дифференцирующие принципы и индивидуальные траектории развития профессиональных иноязычных способностей.

Необходимость дифференцированного подхода возникает уже по окончании вводного тестирования, выявляющего градацию по уровню владения ИЯ от А1 до B2 (и даже C1). Такой разброс может свидетельствовать о неравнозначных обстоятельствах, при которых осуществлялась языковая подготовка поступающих. Поэтому перед педагогами стоит задача создания условий для обретения иноязычных способностей у одной и для развития дарований у другой группы студентов. Решению этой задачи способствует использование двух предлагаемых в рамках этой статьи методов, каждый из которых охватывает обе группы студентов.

Один из методов основан на организации проектной работы. Проектная деятельность предполагает координированное взаимодействие участников через детальную разработку проблемы для достижения реального результата, который оформляется тем или иным способом. Вклад каждого участника проекта служит хорошей основой для развития потенциала (задатков) учащихся. Распределение ролей должно осуществляться с учетом интересов и способностей участников проекта. Мы предлагаем использовать классификацию ролей, разработанную Р. Мередитом Белбином (Кембриджский университет) [8]. Этот подход используется специалистами-управленцами при формировании команды сотрудников, направленной на осуществление поставленной задачи и строго намеченных целей. Модифицировав его под наши реалии, можно предложить студентам роли Генератора идей (Innovator), Искателя ресурсов (Resource Investigator), Координатора (Chair), контролера (Monitor), Завершителя (Completer). Так, например, роль Генератора идей может быть назначена студенту с развитым воображением, активно участвующему в обсуждении дискуссионных вопросов. А Завершителем будет выступать ответственный студент, «перфекционист», придерживающийся точного расписания и хорошо выполняющий письменные задания.

Очевидно, что при распределении функциональных ролей следует оценить индивидуальный языковой уровень участников проекта: невозможность исполнения роли в силу недостаточной развитости иноязычных способностей может привести к демотивации студента. Но по окончании первого проекта при успешной его сдаче можно опробовать смену ролей. Это необходимо для активации разных аспектов развития языковых способностей, которая возможна благодаря переносу акцентов, например, с поисковой работы (роль Искателя ресурсов; развиваются навыки осознанного чтения) на грамотное письменное изложение (роль Ревизора, развиваются письменные навыки).

В целом, реализация проекта как вида работы, направленного на развитие языковых способностей, решает следующие задачи:

- способствует пониманию и усвоению материала на иностранном языке студентами инженерных специальностей;

- формирует устойчивую мотивацию у студентов неязыковых вузов за счет их вовлечения в решение проблемы, самостоятельной исследовательской и аналитической работы;

- развивает критическое мышление и творческие способности студентов;

- привлекает к работе пассивных студентов с несформированными языковыми способностями;

- способствует расширению словарного запаса на иностранном языке;

-формирует умения и навыки эффективного чтения, письма, монологической и диалогической речи на иностранном языке.

Вторая рассматриваемая нами группа – студенты с изначально высоким уровнем языковых способностей, которых можно отнести к лингвистически одаренным студентам. Для нас крайне важно предоставить таким обучающимся дальнейшие перспективы для развития их лингвистического таланта. Поскольку это группа, как правило, не является многочисленной, считаем справедливым говорить об индивидуальном векторе развития, который задает участие в общевузовской лингвистической Олимпиаде.

Рассмотрим, какие характерные признаки выделяют студента, осознанно решившего принять участие в олимпиаде, из всех сокурсников. Сразу оговоримся, что выборка проводилась в группах студентов с уровнем лингвистических знаний выше среднего, т.е. в исследовании сразу отсеивается один из возможных критериев сравнения – степень владения иностранным языком. Таким образом, основным разграничительным фактором могут служить личностные и психологические качества сравниваемых групп. К таким факторам могут относиться степень уверенности в собственных знаниях и отношение к соревновательному процессу, творческие возможности и уровень мотивации. Если в наборе личностных характеристик хотя бы один из критериев продемонстрирует низкую степень активности, студент участвовать в олимпиаде не будет, даже имея высокий уровень владения иностранным языком. Рассмотренные личностные характеристики, не имеющие на первый взгляд ничего общего с лингвистической одаренностью, тем не менее, являются ее составной частью. По мнению Антоновой Е.Е., «уровень развития, качественное своеобразие и характер одаренности – это всегда результат взаимодействия наследственности (естественных задатков) и социальной среды, опосредствованной деятельностью самого человека» [9], которые и моделируют качества человека, делая его лингвистически одаренной личностью. Применение Олимпиадной деятельности в вузовской практике нацелено на достижение двух групп результатов – со стороны преподавателя и со стороны студента. С одной стороны, преподаватель выявляет творческих личностей, обладающих способностью применять ИЯ в нестандартных ситуациях. С другой стороны, в ходе участия в Олимпиаде у студента растет уверенность в приобретенных в процессе обучения языковых знаниях, а навыки, полученные во время участия в олимпиаде, могут помочь в решении сложных профессиональных вопросов. Успешное выступление на Олимпиаде способствует росту мотивации к дальнейшему самостоятельному использованию и совершенствованию языка.

Итак, современный процесс преподавания ИЯ в техническом вузе нацелен на формирование личности студента, способного осознанно и системно применять компетенции, полученные на занятиях по ИЯ для решения разного рода прикладных задач, связанных с профессиональной областью. В этих условиях очень важно создать образовательную среду, при которой возможно преобразование природных задатков в языковые способности и далее развитие потенциала лингвистически одаренных студентов. Одним из эффективных методов, позволяющим реализовать концепцию языковых способностей, является метод проектов с назначением различных функциональных ролей его участникам с целью активизировать разные аспекты языковых способностей и восполнить имеющийся пробел у разных групп студентов. Обогащение образовательной среды может быть достигнуто и при построении индивидуальных траекторий лингвистически одаренных студентов через их участие в престижной общевузовской олимпиаде.


Список литературы

1. Зорькина О.С. Психологическая природа лингвистических способностей с позиций личностно-деятельного подхода // Развитие человека в современном мире. Новосибирск: НГПУ, 2017. № 2. С. 221-227

2. Долгова И. В., Зуев Ю. П., Малышев А. А. Введение в психологию внешней торговли. М.: ВАВТ, 2005. 487 с.

3. Сидакова Н.В. Политехнический принцип и интенсификация творческого потенциала студентов в обучении французскому языку // Балтийский гуманитарный журнал. Калининград: Ассоциация «Профессиональные аналитики аутопойэйзисных систем», 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 279-283.

4. Игна О.Н. Подходы к выявлению лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. №3 (131). С. 115-119. Режим доступа: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/igna_o._n._115_119_3_131_2013.pdf (Дата обращения 27.01.2021)

5. Щербатых Л.Н. Методология, теория и технология формирования гуманитарной культуры лингвистически одаренных школьников в современной системе дополнительного иноязычного образования // Автореферат дисс. на соискание уч. степ. доктора пед. наук. Елец. 2017. 47 с.

6. Бекоева М.З., Кочисов В.К. Лингвистическая одаренность // Новая наука: Проблемы и перспективы. Уфа: Агентство международных исследований. 2016. № 121-3. С. 38-41.

7. Корнеева А.В. К вопросу определения иноязычных способностей // Языки и литература в поликультурном пространстве. Барнаул: АГУ. 2019. №5. С. 54-58. 8. Belbin, M. Belbin for teams. Режим доступа: https://www.belbin.com/about/belbin-team-roles/ (Дата обращения 27.01.2021)

9. Антонова Е.Е. Концепция обучения одарённых студентов в высших педагогических учебных заведениях // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета: Серия: Педагогика, психология. 2010. № 3(3). С. 20-23.

Расскажите о нас своим друзьям: