Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы Февраль-Март 2021, №5 (8)

УДК 821.111

Дата публикации 13.03.2021

Метод ролевых игр как выражение инновационного подхода в обучении иностранным языкам

Дергунова Лариса Евгеньевна
преподаватель английского языка, Российский университет транспорта (МИИТ), РФ, г.Москва, Kle67@mail.ru

Аннотация: Автор рассматривает ролевую игру как важнейший, исключительно эффективный метод освоения иностранного языка, приобретения коммуникативных навыков. Данный метод проявляет себя как инновационная интерактивная продуктивная технология изучения иностранного языка и служит действенным средством повышения мотивации студентов, а также интенсификации обучения.
Ключевые слова: инновация, игра, ролевая игра, иностранный язык, обучение, метод, коммуникативный подход.

The method of role games as a means of an innovative approach in teaching foreign languages

Dergunova Larisa Evgenyevna
English Teacher, Russian University of Transport (MIIT), Russian Federation, Moscow

Abstract: The author considers role game as the most important, extremely effective method of mastering a foreign language, acquiring communication skills. This method manifests itself as an innovative interactive productive technology for learning a foreign language and serves as an effective means of improving the quality of foreign language learning.
Keywords: innovation, game, role play, foreign language, teaching, method, communicative approach.

Правильная ссылка на статью
Дергунова Л.Е. Метод ролевых игр как выражение инновационного подхода в обучении иностранным языкам // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2021. № 05 (08). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/trudnosti-odnovremennogo-osvoeniya-dvukh-yazykov-detmi-bilingvami.html (Дата обращения: 13.03.2021)

Известно, что в последние годы именно инновационный подход провозглашается в качестве ключевого при формировании политики в области отечественного образования в целом и в построении обучения иностранным языкам в частности, определяя более частные цели и задачи в данной области. В современное российское образование внедряются новые стандарты общего и высшего профессионального образования с учетом и на основе компетентностного и деятельностного подходов.

По замечанию Тодосийчука А.В. «образование представляет собой очень сложную и многогранную деятельность, состоящую из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Поэтому при проектировании комплексных инноваций в образовании необходимо обеспечить единство технологических инноваций (новых образовательных технологий), экономических инноваций (новых экономических механизмов), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм)» [3, c. 46]. Что более точно можно понимать под педагогическими инновациями? Молчанов А.С. выделяет, в частности, следующие критерии оценки педагогических инноваций: проявление креативности как нормативного профессионального свойства личности преподавателя; организация обучения с применением новаций, выделение их из массовой, устоявшейся вузовской практики; общественное признание инноваций в педагогической практике; новизна, совпадающая с тенденциями прогрессивного развития педагогической реальности, привносящая тем самым в настоящее фрагмент будущего; тесное взаимодействие с категорией «культура», при этом образовательная деятельность становится событием, ярким фактом, принадлежностью профессионально-педагогической культуры в целом, точкой ее роста; деятельность, предполагающая помимо всего прочего умение рефлексировать над полученными результатами и механизмами их достижения, что открывает возможность не просто получения, но и осмысленного воспроизведения нового качества в опыте других педагогов, т. е. внедрения и ряд других [2]. 

В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, она обеспечивает познание и усвоение самой действительности, а также одновременное эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Игра способствует усвоению знаний и приобретению речевого опыта не по необходимости, а по желанию самих учащихся.

Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, повышая интерес к самому учебному предмету. Игра становится как инструмент обучения, так и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения. Различают такие виды игр, как игры-манипуляции предметами, игры-состязания, игры физического характера, игры с использованием изобразительной наглядности, игры-инсценировки, сценарные игры. На занятиях по языку особенно популярны ролевые игры. Эльконин Д.Б. определял Игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. [4] Азимов Э.Г. и Щукин А.Н. классифицируют игры по иностранному языку следующим образом: по цели (языковые, речевые); по способу выполнения (устные, письменные, ролевые, имитативно-моделирующие и др.); по уровню сложности (репродуктивные, творческие); по количеству участников (индивидуальные, групповые, парные, фронтальные); по типу задач (оперативные, тактические, стратегические).

Именно ролевые игры представляют собой крайне эффективное, разнообразное и любимое многими современными преподавателями иностранных языков упражнение, наиболее глубоко и полно соответствующее утвердившемуся в отечественной традиции коммуникативному подходу в обучении. Заслуга метода ролевых игр состоит в развитии у учащихся умения спонтанной речи, в формировании у них мотивации общения на изучаемом иностранном языке. Применение игровых методов обучения в целом способствуют активизации мышления, автономности обучаемого, самостоятельному творческому принятию решений. Задействуя подобный ценнейший методический ресурс, преподаватель организует, руководит, делая каждого студента участником учебно-воспитательного процесса, при этом подобно режиссеру как бы оставаясь за кадром. Такое обучение позволяет сформировать коммуникативные умения и навыки путем вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность.Вот как определяют понятие «ролевая игра» Азимов Э.Г. и Щукин А.Н. в Новом словаре методических терминов и понятий. «Ролевая Игра. Форма организации коллективной учебной деятельности на уроке, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения. Предусматривает распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с темой ролевой игры и ролями учащихся». [1] Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия преподавателя и учащихся, который состоит из трех этапов: подготовки ролевой игры, ее проведения, коллективного обсуждения результатов. Он подразделяется  на социально-бытовые ролевые игры и профессионально-педагогические ролевые игры. В сущности, профессионально-педагогические ролевые игры – разновидность деловой игры, которая является средством воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста. Дидактические функции игры проявляются в создании адекватных условий для формирования коммуникативной компетенции на изучаемом языке и системы методических умений, обеспечивающих реализацию основных педагогических функций учителя. 

Различают следующие виды: имитационные, творческие, игры-соревнования. В зависимости от сложности речевого задания, выполняемого в процессе ролевой игры, и ее продолжительности такие игры по иностранным языкам Мильруд Р. П. подразделяет на контролируемые (controlled role-plaу), когда участники игры используют заранее предложенные им реплики, умеренно контролируемые (semi-controlled role-plaу), когда учащиеся получают описание сюжета игры и своих ролей, свободные (free role-plaу), когда предлагается лишь тема игры и распределение ролей, эпизодические (small – scale role-plaу), когда разыгрывается один из эпизодов игры. [5] В распоряжении преподавателей имеются различные сборники ролевых игр и специальные пособия.

Ролевые игры можно выполнять по-разному. Для приобретения навыков интервьюирования, ориентированного на пациента, мы склонны использовать подход, при котором студенты играют свою роль в качестве студента-медика, поэтому от них ожидают, что они будут действовать так же, как и в реальных клинических встречах. Однако существует множество вариаций на эту тему. Ролевая игра может быть полностью или частично контролируемая. Игроки могут чередовать роли в рамках одной ролевой игры (переключение) с намерением получить представление о других ролях или перспективах. Некоторые ролевые игры используют ролевые карты как способ вставки новой информации в ролевую игру.

Студенты-медики первого курса участвуют в ролевых играх. Темы ролевых игр:

• Навыки общения с пациентами:

 Невербальный

Вербальный

• Предоставление и получение обратной связи

• Проведение презентаций

Методы обучения:

• Лекции

• Обсуждения в малых группах

• Ролевая игра – наблюдение, интервьюирование, содействие  обратной связи

• Интервью с пациентами – актерами и волонтерами

• Просмотр видеозаписи

• Письменные размышления

Цель первого этапа, в которой студенты используют ролевые игры, включает в себя развитие компетентности в конкретных навыках, связанных с медицинским интервьюированием. В группах, состоящих примерно из 30 человек, под руководством репетитора студенты разбиваются на тройки для выполнения ролевых игр. Мы используем структурированный подход к ролевой игре, в которой студенты чередуются через роли интервьюера, пациента и наблюдателя. Потенциально каждая роль может принести пользу студентам, поскольку им предлагается принять различные точки зрения. Хотя роли "пациента" в этих видах деятельности различны, задачи "наблюдателя" остаются неизменными. Например, задача интервьюера состоит в том, чтобы практиковать медицинское интервьюирование с определенной направленностью. Задание для интервьюера.

• Вы студент-медик, прикрепленный к общей практике.

• Врач немного опаздывает и попросил вас пойти и поговорить со следующим пациентом.

• Помимо выяснения того, почему пациент пришел в клинику сегодня (и чего он ожидает от консультации), задайте несколько вопросов о справочной информации, такой как семейные (и личные) отношения пациента и его/ее профессия.

• Это также может быть полезно для выявления беспокойства пациента по поводу визита.

• Позаботьтесь о том, чтобы изучить все проблемы пациента на ранней стадии собеседования.

Роль наблюдателя заключается в выявлении продемонстрированных навыков и изученных областей содержания, а также в содействии обратной связи с интервьюером с использованием структурированных руководящих принципов.

Задача для наблюдателя

• Используйте контрольный список, чтобы определить, какие  навыки интервьюер использует в консультации.

• Облегчите процесс обратной связи. Следующие пункты обеспечивают структуру обратной связи.

• Следующие вопросы могут быть полезны для сохранения сосредоточенности на вашей задаче и обеспечения баланса.

Можете ли вы вкратце описать, что вы чувствовали во время интервью?

 Можете ли вы описать два аспекта интервью, которые хорошо сработали?

• Наблюдатель спрашивает пациента о ролевой игре:

Можете ли вы определить два эффективных коммуникативных навыка, которые использовал интервьюер?

• Наблюдатель дает конкретную обратную связь по двум навыкам, которые, по его наблюдениям, хорошо работали.

Наблюдатель спрашивает интервьюера:

Можете ли вы определить две составляющие интервью, которые вы раскрыли бы по-другому, если бы могли повторить интервью?

Наблюдатель спрашивает пациента о ролевой игре:

Можете ли вы определить два коммуникативных навыка, которые студент мог бы использовать для улучшения собеседования?

• Наблюдатель дает обратную связь по двум навыкам, которые могли бы улучшить интервью.

• Наблюдатель суммирует обратную связь о том, что сработало хорошо, и о том, что нужно улучшить.

• Интервьюер получает письменную обратную связь от наблюдателя и ролевого пациента.

Роли пациентов дают обзор ключевых аспектов предъявляемой жалобы и являются достаточно гибкими, чтобы их могли играть студенты в наших разнообразных когортах. Роль пациента

• Вы 21-летний студент, начинающий третий год обучения на  инженерном факультете.

• Вы только что переехали в новую квартиру с друзьями.

• На следующей неделе вам назначили прием в новой клинике. Однако вчера вечером, когда вы были в саду своей новой квартиры (пытаясь навести порядок), вы поцарапали руку о грязный и ржавый гвоздь. Рана немного кровоточила, но прекратилась после того, как на нее надавили.[6]

• Вы прибыли в клинику, и вам сказали, что примерно через 15 минут вас может увидеть практикующая медсестра, а затем, при необходимости, врач-терапевт.

• Секретарь спросила, не возражаете ли вы, если студент-медик первого курса побеседует с вами до того, как вас примет практикующая медсестра.

• Вы беспокоитесь о ране. Подумайте о том, как бы вы продемонстрировали свои опасения на "умеренном" уровне. Не забывайте использовать невербальное и вербальное поведение. Если интервьюер признает ваше беспокойство – "Я вижу, что вы обеспокоены. Я думаю, что прийти в клинику и осмотреть рану очень важно."

• Вы думаете, что вам может понадобиться инъекция от столбняка. Вы боитесь инъекций. Не упоминайте об этом, пока студент-медик не спросит вас о ваших тревогах или тревогах.

• Вы не можете вспомнить, когда в последний раз делали инъекцию от столбняка.

• Либо придумайте остальную часть истории, либо будьте самим собой. [8]

На каждую роль отводится 5 минут подготовки, 5 минут на ролевую игру и 10 минут на обратную связь. Часть процесса обратной связи включает в себя короткий период, в течение которого поощряется размышление о результатах работы, а после сеанса студентам предлагается написать размышления. Между каждой ролевой игрой большая группа собирается и обсуждает вопросы, возникшие в ролевых играх, а также проверяет процесс "ролевой игры".

Ответы студентов на просьбу описать преимущества и полезные стороны ролевой игры:

Подготовка

"Самое главное — это подготовка"

Репетиция

"Это позволило мне использовать свои навыки непосредственно и оценить их влияние на других людей..."

"Опыт из первых рук – понять трудности в общении, которые трудно получить, не делая этого на самом деле"

"Это помогло понять, какие вопросы дают наилучшие ответы"

"Это позволило мне использовать свои коммуникативные навыки таким образом, чтобы они были гораздо более релевантны тому, как они мне понадобятся в реальных консультациях. Кроме того, каждая ролевая игра включала в себя психосоциальный аспект, который был полезен для практики выявления."

"Это подчеркнуло важность "зондирования", чтобы получить информацию от пациентов"

"Это также заставило меня понять, как трудно может быть держать интервью текучим – мне определенно понадобится больше опыта!"

"Хороший шанс попробовать что-то, что кажется таким простым, но заставляет вас понять, что это трудно и требует практики."

Обратная связь

"Приятно получать конструктивную критику и быть осведомленным о своем поведении"

"Групповая дискуссия после этого (а также индивидуальная обратная связь) позволяет нам учиться и на опыте других людей."

Разные перспективы

"Позитивно смотреть на вещи с точки зрения пациента"

"Нужно испытать, как чувствует себя пациент, а также наблюдать за собеседованием, чтобы получить более полную картину консультации."

"Играя роль пациента, а также студента-медика, это позволило нам понять точку зрения пациента."

Безопасность с помощью ролевых игр

"Это ставит вас в реальную жизненную ситуацию, где вы можете практиковать то, что вы знаете, но все же это ролевая игра, так что если вы делаете ошибки, это нормально"

Другие профессиональные навыки

"Хороший метод обучения и помогает людям меньше нервничать, разговаривая в присутствии других."

"Выделенные аспекты невербальной коммуникации"

Введение в программу курса иностранного языка и организация ролевых игр позволяет решить важнейшую психолого-педагогическую задачу включения даже плохо подготовленных и/или робких, застенчивых и малообщительных студентов в процесс обучения, способствуют их самоутверждению и повышению самооценки, качественному усвоению дидактического материала. Участие в ролевых играх помогает формированию навыков планирования собственного речевого поведения и поведения собеседника, а также развивает память, мышление, умение концентрироваться. Для осуществления ролевой игры на уроке предлагается лишь общий сюжетный ход, распределяются и намечаются коммуникативные намерения, что сопровождается саморазвивающимся процессом, открывающим широкие возможности для импровизации. Ролевая игра способствует развитию коллективистских качеств обучаемых, воспитанию чувства взаимной ответственности, так как для ее успешного проведения важны взаимодействие и взаимопомощь. При этом преподавателю необходимо тщательно прорабатывать схему подготовки к ролевой игре и ее введения, которая, конечно, может (и должна) варьироваться в зависимости от профессиональных установок самого педагога и его дидактических задач, специфики и уровня подготовленности аудитории, тех или иных учащихся, от обстоятельств, темы самой игры. В связи с этим следует выделять начальный (предполагает, в частности, выбор и проработку лексики), основной (представление игры, определение ролей, возможное введение элемента наглядности) и заключительный этапы (подведение итогов, обсуждение и т.д.) данной подготовки.

На начальном и отчасти среднем этапах обучения стоит сосредоточиться на организации ролевых игр на тему повседневно-бытового общения (разыгрывание ситуаций «ориентирование в городе, поиск того или иного объекта», «в магазине», «в ресторане», «покупка билета на транспорт»). На продвинутых этапах обучения, когда студенты уже обладают соответствующей языковой компетенцией или хотя бы находятся на пути успешного усвоения соответствующих знаний и навыков, можно вводить профессиональные ролевые игры, которые позволяют задать в обучении предметные и социальные роли будущей профессиональной деятельности, что способствует успешному формированию специалистов (будь то инженеры, юристы, менеджеры или, например, химики). Так, например, для студентов юридических специальностей возможна организация ролевых игр, имитирующих такие профессиональные ситуации и обстоятельства, как разыгрывание сцены судебного заседания с назначением тех или иных участников на соответствующие «должности» судьи, адвоката, для студентов, готовящихся стать менеджерами, бизнесменами, интересна будет организация тех или иных деловых переговоров с заданными параметрами, деловых заседаний, цель которых – решение проблемы, выход из «тупика». Среди других многочисленных идей – формирование, обсуждение и защита перед «назначенной» комиссией архитектурного, строительного проекта или, допустим, проекта решения городской, социальной или экологической проблемы и многое другое.

Хотя ролевая игра широко используется в качестве учебной деятельности при обучении общению и межличностным навыкам, студенты не всегда находят ее полезной. В этом исследовании изучался предыдущий опыт студентов в ролевых играх в попытке выявить, признать и справиться с некоторыми из этих трудностей в коммуникативной программе, которая в значительной степени опирается на ролевую игру как учебную деятельность. Главным, все-таки, хочется выделить формирование автономии студентов, стремление к саморазвитию.     Важность использования такого крайне эффективного упражнения, как ролевая игра, при обучении иностранному языку, невозможно переоценить. Метод ролевой игры проявляет себя как инновационная интерактивная продуктивная технология изучения иностранного языка и выступает как средство повышением мотивации студентов, а также интенсификации обучения.


Список литературы

1. Азимов Э.Г. Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009.
2. Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации как способ изменения качества образования: дис. Канд. Пед. Наук 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования. – Ставрополь, 2001. – 20с.
3. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. М., 2005. – 46 c.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - Москва, 1999.
5. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. - Иностранные языки в школе, 2003. – 16с.
6. Козырева Л., Шадская Т. Английский язык для медицинских колледжей и училищ. - Феникс, 2020. – 329с.
7. Symonds M. English for nursing. Pearson – 2019 – 80с.
8. T. A. Provolotskaya, M. N. Petrova English for medical Purposes Minsk BSMU 2016.
9. Judi L. Nath, Ph.D., Lourde University, Kelsey P. Lindsley, R.Ph., Pharm. A short course in medical terminology / 2019.

Расскажите о нас своим друзьям: