Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы Июнь 2020 - Июль 2020, № 2 (5)

УДК 372.881.1

Дата публикации 22.07.2020

Дистанционное обучение английскому языку по специальности в условиях карантина

Колычева Вера Борисовна
канд. филол. наук, доцент Академического департамента английского языка, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток, kolycheva.vb@dvfu.ru
Веремеева Ирина Феликсовна
Старший преподаватель Академического департамента английского языка, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток, veremeeva.if@dvfu.ru
Пепеляева Светлана Николаевна
Старший преподаватель Академического департамента английского языка, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток, pepelyaeva.sn@dvfu.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного онлайн-обучения иностранному языку в ВУЗе. Сделан анализ различных научных подходов к проблеме дистанционного обучения и установлены главные направления в изучении этого аспекта. Объясняется специфика применения различных методов обучения, оценивается роль преподавателя при переходе на дистанционное обучение. В статье выяснены особенности использования сервиса организации удаленной работы Microsoft Teams. Авторы описывают собственный опыт применения онлайн-обучения на занятиях по иностранному языку в вузе.
Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык, онлайн-занятие, мультимедийные ресурсы, образовательная среда

Kolycheva Vera Borisovna
Cand. Sci. (Philology), Associate Professor Academic Department of English, Far Eastern Federal University, Russia,Vladivostok
Veremeeva Irina Feliksovna
Senior Lecturer, Academic Department of English, Far Eastern Federal University, Russia,Vladivostok
Pepelyaeva Svetlana Nikolaevna
Senior Lecturer, Academic Department of English, Far Eastern Federal University, Russia,Vladivostok

Abstract: The article is devoted to the current problem of distance online teaching a foreign language at a university. The analysis of various scientific approaches to the problem of distance teaching is made and the main directions in the study of this aspect are established. The specifics of the application of various teaching methods is explained, the role of the teacher in the transition to distance teaching is evaluated. The article clarifies the features of using the Microsoft Teams remote work organization service. The authors describe their own experience in applying online teaching in foreign language classes at a university.
Keywords: distance teaching, foreign language, online lesson, multimedia resources, educational environment

Правильная ссылка на статью
Колычева В.Б., Веремеева И.Ф., Пепеляева С.Н. Дистанционное обучение английскому языку по специальности в условиях карантина // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2020. № 02 (05) Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/distantsionnoe-obuchenie-anglijskomu-yazyku-po-spetsialnosti-v-usloviyakh-karantina.html (Дата обращения: 22.07.2020)

В современных условиях преподавания английского языка по специальности особое внимание вызывает вопрос использования Интернет-ресурсов и компьютерных технологий в процессе обучения студентов высших учебных заведений. [1] Основной методикой с применением компьютерных технологий является дистанционное обучение иностранному языку, обладающее рядом преимуществ, в сравнении с традиционной формой обучения иностранным языкам. [2]

«Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». [3]

Дистанционное обучение представляет особый интерес в ситуации с проведением онлайн-обучения по расписанию в условиях изоляции и карантина студентов и преподавателей. Так в работах по дистанционному обучению иностранным языкам рассматриваются варианты, когда дистанционные занятия дополняют основное обучение или дистанционная форма используется при заочном обучении.

Анализ публикаций по дистанционному обучению показывает, что в случае сравнения аудиторных занятий и дистанционного обучения главным образом речь идет о гибкости графика обучения, как о преимуществах дистанционного обучения. Особое внимание уделяется тому, что студенту можно обучаться в удобное для него время и прорабатывать материал многократно в случае необходимости. Однако в условиях организации дистанционного проведения практических занятий по учебному расписанию, синхронное онлайн-обучение по основной учебной программе не дает студенту данных преимуществ. С одной стороны, учебные занятия, организованные по расписанию в реальном времени, отличаются только удалённостью обучаемых, но с другой стороны, при такой организации учебного процесса существенно меняется роль преподавателя. К преподавателю предъявляются особые требования.

К особым требованиям следует отнести умение использовать инструменты ИКТ. В то же время, дистанционное обучение связано с ИКТ - компетентностью не только преподавателя, но и обучаемых – умение применять знания информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе. Под ИКТ-компетентностью преподавателя М.Н. Евстигнеев предлагает понимать «конструкт, состоящий из теоретических знаний о современных информационно-коммуникационных технологиях и практических умений создания и использования учебных Интернет-ресурсов, социальных сервисов Веб 2.0 и других ИКТ-технологий в процессе формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка». [4]

Осуществление обучения онлайн затрудняется неподготовленностью преподавателей квалифицированно использовать те или иные инструменты компьютерных программ и сервисов, также от преподавателей в процессе дистанционного обучения ожидается не только подготовленность, но и умение разрабатывать ресурсы для учебных целей.

Несомненно, что профессорско-преподавательскому составу требуется подготовка для использования новых технологий в обучении студентов. Преподаватели ориентированы на использование Интернет-ресурсов и компьютерных технологий. Профессиональная компетентность педагога высшей школы предполагает, что преподаватель, кроме знаний предмета, методики преподавания и педагогического мастерства, несомненно, обладает стремлением внедрять инновационные технологии в образовательный процесс.

Но большинство преподавателей английского языка в учебной аудитории обеспечены только аудиоресурсами для практических занятий, в редких случаях в расписании появляется аудитория, позволяющая демонстрировать видеоматериалы или презентации. В настоящее время с совершенствованием смартфонов любой студент обладает возможностью использовать информационные технологии. Но пользоваться и владеть компьютерными технологиями – не одно и то же. Только активная деятельность и стремление к приобретению новых знаний, умений и навыков способствуют тому, что преподаватели иностранного языка могут применять информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Как вспомогательные средства обучения широко используются мультимедийные ресурсы. Использование мультимедийных ресурсов способствует повышению интереса студентов к языковому материалу практического занятия, вносит разнообразие в учебную деятельность, предоставляет новые возможности проведения аудиторной и самостоятельной работы, повышая мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Возрастает интерес студентов к применению знаний иностранного языка для познавательной деятельности по профилю обучения.

При организации учебного процесса в условиях дистанционного проведения практических занятий по учебному расписанию преподаватель не видит каждого обучаемого воочию, но осуществляет взаимодействие и контроль с каждым студентом на онлайн-занятии. Преподаватель (как отмечают большинство публикаций по вопросам дистанционного обучения) выступает в роли тьютора-наставника, которому не приходиться следить за поведением учащихся при выполнении учебных заданий, он может сконцентрироваться на предоставление учебного материала и контроле над овладением учебного материала студентами. Говоря о роли преподавателя в процессе дистанционного обучения, стоит отдать предпочтение его наставническим функциям, нежели регулятивным. [5]

Преподавателю необходимо донести учебный материал, формируя мотивацию студентов, организуя учебную деятельность в соответствии с целью и задачами учебного занятия, осуществляя контроль над организацией учебного процесса и контроль над качеством знаний студентов. Особенность реализации дисциплин по изучению иностранного языка проявляется в необходимости дать возможность каждому студенту выступить в соответствующем виде речевой деятельности на учебном занятии и получить практические навыки в речевой деятельности. Более того, возрастает количество работ на самостоятельное выполнение, в связи с чем увеличивается загруженность преподавателя с проверкой индивидуальных работ онлайн в условиях дистанционного проведения практических занятий по учебному расписанию.

В качестве примера по дистанционному обучению чтению литературы по специальности на английском языке можно предложить студентам выполнить следующие задания: 1. проанализировать свою точку зрения по отношению к статье; 2. высказать свое согласия или несогласие с мнением автора статьи; 3. подготовить словарь встречающихся в статье терминов, профессиональной лексики; 4. найти статьи по схожей тематике в отечественной науке и т.д.  [6] Немаловажное значение имеет подбор материала для домашнего чтения, виды заданий и форма контроля прочитанного. Например, одним из видов контроля при выполнении различного вида устных упражнений может быть сохранение визуального контакта между студентом и преподавателем при использовании мультимедийных средств обучения.

В настоящее время многие вузы были вынуждены из соображений безопасности перевести обучение из аудиторий в онлайн-среду, и встал вопрос, как обучать студентов, находящихся дома, мотивировать и следить за их прогрессом. Хорошо, что под рукой у преподавателя и студентов оказался необходимый инструмент, готовый в полной мере преодолеть пространственный разрыв между учителем и его аудиторией.

Дальневосточный федеральный университет на данный момент использует сервис Microsoft Teams для организации удаленной работы сотрудников: преподаватели ведут занятия по расписанию, общаются с коллегами и студентами в прежнем режиме.

Microsoft Teams не просто программа, а платформа общения с целевой аудиторией. Здесь также можно вести диалог с одним человеком или несколькими, создавать различные группы и с каждой можно общаться по отдельности, отправляя текстовые сообщения, а можно пообщаться и при помощи аудио- и видеосвязи.

Предварительно подготовленный мультимедийный материал или живое общение возможно с лёгкостью организовать, просто поделившись системным видео-/аудио- на компьютере преподавателя. Точно так же можно делиться со всеми присутствующими в виртуальном классе текущим видом экрана преподавательского ПК, демонстрируя на нём презентацию или используя его в роли интерактивной классной доски.

Встроенная в Teams поддержка иммерсивного чтения позволяет повысить качество усвоения материала учениками с различными возможностями, облегчая восприятие текста, побуждая их к более активному участию в дискуссиях.  «Иммерсивное» – от англ. immersive, обладающее эффектом погружения. Предполагает настройку этого режима чтения под специфические задачи. Например, предлагаемые инструменты позволяют изучать части речи, улучшая тем самым навыки письма, также помогают выработать правильное произношение слов за счёт прослушивания воспроизведения текста голосовым движком.

Поскольку используется единый интерфейс доступа к сайтам и приложениям, то платформа в целом позволяет открывать практически любые сторонние веб-сайты в отдельных вкладках, например, ресурсы, обеспечивая их совместное использование участниками сессии. Независимо от того, сколько различных приёмов работы  использует преподаватель, их можно собрать в одном месте.

Teams – это универсальное средство многопоточного, многостороннего обмена мультимедийными данными. Благодаря своей гибкости эта платформа позволяет организовать настоящую виртуальную классную комнату — с поддержкой широковещательных выступлений и двусторонних бесед, обмена файлами, постановки индивидуальных задач, приёма и проверки сделанных студентами упражнений. Например, в разделе Записная книжка класса студенты могут выполнять домашние задания, и к этим записям имеет доступ только преподаватель, остальным участникам группы содержание раздела не доступно. Причём всё это — в едином окне браузера на любом мобильном устройстве или настольном ПК.

Можно сказать, что Teams – это уникальная образовательная среда, где учащиеся вовлечены в разные виды деятельности, например, онлайн-выступление перед классом. Студенты  могут комментировать происходящее в текстовом чате, а также включаться в обсуждение голосом. Еще есть возможность перевода текста в чате на разные языки. Преподаватель же располагает инструментами для передачи слова только одному выступающему и для переключения общей трансляции со своего рабочего стола на любой другой, т.е. своего рода дистанционный аналог вызова к доске.

Данная программа позволяет осуществлять аудио- и видеозапись лекционного материала, с последующим сохранением данной записи. В дальнейшем студенты могут пересматривать лекции для лучшего усвоения материала.

Платформа Teams позволяет составлять расписание занятий с уведомлением. Преподавателю не составит труда напомнить ученикам о начале очередного занятия при помощи встроенного ежедневника, а отсутствовавшим — сообщить о прошедшем занятии. Использование Teams сохраняет информацию и оповещает о внесенных сообщениях и действиях участников учебного процесса автоматически, что существенно экономит время на поиск необходимой информации.

Учебные группы в Teams создаются согласно расписанию академических групп и являются закрытыми, но также есть возможность приглашать для их разового посещения сторонних пользователей с внешним адресом: экспертов, администраторов, студентов из других групп и т.п. по выбору преподавателя, исходя из текущей обстановки учебного процесса.

Конечно, есть и недостатки при использовании данной формы обучения.

Количество письменных ответов может превышать устные сообщения, по разным причинам, ограниченные технические возможности, сбои в работе Интернет-сервера, посторонние звуки при включенном микрофоне, как у студента, так и преподавателя.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что программа Microsoft Teams является инструментом, доказавшим свою эффективность для налаживания самых разнообразных учебных процессов, что отвечает интересам участников образовательной среды, стимулирует индивидуальную активность студентов, способствует реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка и в целом повышает интерес к дистанционному обучению.


Список литературы

1. Никуличева Н.В. Психологическая готовность педагога и обучающегося к взаимодействию в условиях дистанционного обучения // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. Материалы XI Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2019» (Информационные технологии в современном мире). – Казань: Юниверсум, 2019. – Выпуск №1(17), 2019. – С. 373-381
2. Горохова Е.С., Есенина С.А., Николсон Е.А., Хилова О.В. Преимущества и недостатки дистанционного образования // Сборник трудов международной научно-практической конференции Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе / отв. ред. Е.Е. Сухова; Т.В. Ризина. Рязань. 2019г. стр25-29.
3. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=83702
4. Евстигнеев М.Н. Структура ИКТ компетентности учителя иностранного языка // Язык и культура. 2011. № 1. С. 119-125.
5. Никуличева Н.В. Дистанционное преподавание в деятельности тьютора /Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества. Материалы XI Международной научно-практической конференции (XXIII Всероссийской конференции) 30-31 октября 2018 г. /Москва, 2018. – С. 232-239.
6. Зарочинцева И.В., Лупиногина Ю.А. Развитие навыков чтения у студентов неязыковых вузов// Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2015. № 30. С. 60-66.

Расскажите о нас своим друзьям: