Культура

УДК 81

Дата публикации 03.03.2023

Особенности строения древнего и современного инструмента жетыген

Жакыпбек Нургуль Бижановна
Ст.преподаватель Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Магистр искусствоведческих наук, г. Алматы,РК

Аннотация: В статье вкратце описывается исследование и изучение строения казахского музыкального инструмента жетыген. Жетыген – это национальный музыкальный инструмент казахского народа прямоугольной формы с потрясающим уникальным звуком. Его поверхность, как и у других музыкальных инструментов, покрыта тонкой пластиной. В древние времена для игры на жетыгене использовались семь асыков, благодаря которым извлекался звук у инструмента. Со временем жетыген был реконструирован в соответствии с современными требованиями. Ранее семиструнный музыкальный инструмент сегодня имеет диапазон в 2,5 октавы. Особое и трепетное внимание ему уделяют композиторы, которые начали писать для жетыгена произведения.
Ключевые слова: традиция, жетыген, фольклор, строение жетыгена, устная музыка.

Features of the structure of the ancient and modern instrument zhetygen

Zhakypbek Nurgul Bizhanovna
Senior Lecturer of the Kazakh National Kurmangazy Conservatory, Master of Arts

Abstract: The article describes briefly the study and study of the structure of the Kazakh musical instrument zhetygen. Zhetygen is a rectangular–shaped national musical instrument of the Kazakh people with a stunning unique sound. Its surface, like that of other musical instruments, is covered with a thin plate. In ancient times, seven asyks ,were used to play the zhetygen, thanks to which the sound of the instrument was extracted. Over time, zhetygen was reconstructed in accordance with modern requirements. Previously, a seven-stringed musical instrument today has a range of 2.5 octaves. Special and reverent attention is paid to him by composers who began to write works for zhetygen.
Keywords: tradition, zhetygen, folklore, zhetygen structure, oral music.


«Освоение инструмента – одно из значимых обстоятельств в изучении инструментальной музыки. В его структуре, материале, используемого для его изготовления, названиях его составных частей, технико-исполнительских и очевидных музыкальных возможностях отражена специфика музыкального мышления народа. В этом смысле музыкальный инструмент является уникальным памятником, на котором присутствует музыкальный символ традиционной устной музыки. Не случайно традиционная форма многообразных музыкальных письменных памятников на Востоке основывались на лад, позицию, номерам струн» [1,с.227], - пишет исследователь Ф.Кароматов. Это говорит о том, что через освоение инструмента можно ознакомиться и с национальной культурой. Сравнивая структуру, материал или специфику звучания инструмента с близкими родственными инструментами, можно обосновать научную классификацию. В целом классификация инструментов по структурной или звуковой специфике несколько лучше исследовано в музыковедении. Классификация европейских, неевропейских инструментов по различным аналогиям отражена в трудах Г.Берлиоза, М.И.Глинки, В.Маийона, Э.М.Хорнбостель-К.Закса, Т.Норлинды, П.Н.Зимина. Например, если В.Маийон сгруппировал инструменты по четырём обстоятельствам: с собственным звучанием, мембранный, струнный, духовой, то Э.М. Хорнбостель и К.Закс на базе этой системы создали универсальную структурную классификацию. В отличии от других систематизаций данная систематизация отвечает требованиям времени, знаки указаны более чётко, считается классификацией, сумевшей сгруппировать инструменты по реальным разделам. Они делятся на четыре группы: идиофоны, мембранофоны, хордофоны, аэрофоны. «Указанная классификация широко распространилась и применялась значительно больше» [2, с.27].

Обратив внимание на теоретические заключения различных классификаций инструментов, считаем правильным включить инструмент жетыген в группу простых щипковых хордофонов – 3.1 по классификации Хорнбостель-Закса. А исследователь Б.Сарыбаев, сделавший классификацию казахских национальных инструментов с научной точки зрения, в своём труде относит жетыген в группу струнных инструментов. Итак, по систематизации структурная сфера жетыгена, относящегося в группу простых щипковых хордофонов по классификации Хорнбостель-Закса и в группу струнных инструментов, охватывает виды натянутых струн, колков, кобылок, установленных на поверхности инструмента. По сведениям, написанных в труде исследователя Б.Сарыбаева знаем, что вид инструмента, используемого в древности, и структура инструмента более позднего периода, натянутых на них струн и настройка на протяжении многих веков подвергались разного рода изменениям и преобразованиям. Используемый в настоящее время инструмент также прошёл через различные этапы развития, до сих пор никак не может войти в конкретную колею, следовательно, для наставления на путь в одностороннем порядке требуется кардинальным образом провести исследование и нормализующие преобразования. Для этого первым делом необходимо обратить внимание на звучание, также следует заметить, что мы сумеем восстановить его приятное и мелодичное звучание посредством натягивания на него струн.

Подкручивание колок жетыгена и натянутых на него струн имеет свои особенности. Поэтому необходимо рассмотреть какими были струны жетыгена и какими они должны быть, таким образом, следует проанализировать и нормализовать. Первые образцы инструмента в древние времена были изготовлены примитивным способом, его струны были сделаны из конского волоса [3,с.111]. Со временем вместо них были использованы другие материалы. Итак, попробуем провести индивидуальный анализ, начиная с первичной струнной формы.

Виды струн инструмента жетыген:

а) Виды струн, изготовленных из конского волоса. Встречаются в ранних древних образцах инструмента жетыген. При исполнении на жетыгене с подобными струнами, натянутых по современным приёмам подхватывания, выяснилось, что звучание инструмента становится гуще, но тише, диапозон звука инструмента не простирается далеко и замирает. Поскольку данный вид струн не пользуется спросом и производство их отсутствует, было сделано заключение о несоответствии требованиям современного исполнительского искусства и окончательно изъято из употребления.

ә) Струны, сделанные из кишок скота путём скручивания. Исследователь Б.Сарыбаев в своём труде ясно показывает, что в исторических письменных памятниках написано о том, что такие струны в древние времена устанавливали на поверхность инструмента жетыген и играли на нём [3,с.113]. Струны из кишок могли издавать приятные и мелодичные звуки, звучание инструментов с натянутыми на них подобных струн ласкает слух и очень притягательно. Однако, поскольку такие струны очень нежные, не подходят для того, чтобы из одной струны вывести второй звук, не годятся и для обычного приёма подхватывания и быстро рвутся, следовательно, ограничиваются возможности игры, в результате проверки возможности игры выяснилось, что для жетыгена не годятся струны, изготовленные ручным способом..

б) Струны из натянутых проволок. О том, что также играли на инструменте жетыген с натянутыми проволоками в своём труде написал этнограф Б.Сарыбаев [3,с.113]. Мы на практике попробовали играть на инструменте с упомянутыми струнами. Безусловно, в сравнении со струнами, сделанными из конского волоса и кишок скота, заметно, что его возможности намного больше. Однако, при исполнении на инструменте с данными струнами меняется характер тембра, издаёт иные звуки аналогичных цимбале инструментов народов Индии или народов стран Востока. Игра на инструменте с такими струнами портит чисто казахское и мелодичное звучание. Таким образом, так как было решено, что и данный вид инструмента не подходит к применению, был изъят из употребления.

в) Струны из лески. В 1965-66 г.г. на инструмент жетыген, возрождённый и вышедший в свет благодаря учёному-этнографу Б.Сарыбаеву, по его образцу были натянуты струны из обычной рыболовной лески, в соответствии с издаваемыми низкими и мягкими звуками было адаптировано и выбрано звучание разной толщины от 10-го номера до 1-го номера, исполняли на нём произведения. Позже и мастера на протяжении долгих лет по данному образцу натягивали на инструменты такие струны. Хотя в сравнении с другими струнами эти наиболее удобные, издают приятные и мелодичные звуки, всё же в процессе исполнения в связи с погодными условиями они то стягивались, то растягивались, таким образом колок время от времени терял свои свойства и при подкручивании и настройке струны часто обрывались и становились негодными.

Согласно этому, путём уделения внимания на специфические особенности струн инструмента, считающихся самой значимой и главной частью инструмента жетыген, следует не потерять звуковую ценность инструмента, а необходимость изготовления струн в соответствии со спросом на профессиональном уровне становится актуальной проблемой сохранения жетыгена в качестве музыкального инструмента.

В настоящее время для инструмента жетыген в Китае приобретаются струны, сделанные специально для инструментов аналогичных цитре, и играют на них. Поскольку такие струны изготовлены в соответствии с требованиями производственных стандартов, они очень удобны в применении. То есть, струна не растягивается и не стягивается, а также не рвётся так скоро, пригодна для долгосрочного применения. И приёмы игры на инструменте также легко исполняются. Поэтому мы, продолжая свои поиски, нашли в той же стране виды струн, изготовленные из нейлона и капрона, а не из проволоки, и устанавливая их на инструмент, начали проводить тесты.

Практически упомянутые выше последние виды струн могут издавать своеобразные звуки, более близкие к природному характеру тембра казахского народа. Применяя на этих струнах такие приёмы игры на жетыгене, как игра путём надавливания, вибрации, издавания из одного звука второго звука и т.п., они не рвутся, не звучат диссонансом, не растягиваются, на протяжении долгого времени будут годны к применению. Результат таких поисков считается первым достижением в профессиональном направлении. Так как в Казахстане нет предприятия, производящего струны специально для инструмента, а также отсутствие возможности установки других видов струн и тестирования их для нас является одним из сложных проблем на пути усовершенствования структуры жетыгена.

Благодаря историческим сведениям мы знаем, что на древнем инструменте играли не перед многочисленной публикой, а в узком кругу слушателей в тихих и величественных ханских дворцах, что этот инструмент имеет свойство помогать общению неба и земли. А также из легенд и сказаний об инструменте жетыген можно предположить в каких целях он применялся [3,с. 112]. Доказательством тому могут служить высказывания исследователя С.Ш.Аязбековой: «Несомненно, здесь связь и с сакральным для тюрков числом семь – числом жизни и смерти, что так свойственно мировоззрению казахов» [4,с.211].

На этом древнем инструменте жетыген исполняли простые, красивые и грустные мелодии, у него свойственный только ему робкий, нежный, приятный звук. Сохранение древних свойств инструмента, приведение в соответствие тембро-формы требуют уделить специального внимания на натягиваемые на него струны, очень важно находить правильные струны и грамотно их устанавливать.

Колок жетыгена. Основным критерием после натягиваемых на жетыген струн является колок. Жетыген применялся в древней эпохе, в смутные времена подвергался различным испытаниям и забвению, вдобавок ко всему не сохранились точные сведения, музыкальные письменные памятники, освещающие какие существовали приёмы игры, каким был колок инструмента.

Совершив небольшой экскурс по историческим сведениям и письменным источникам [3, сс.111-113], можно заметить лишь то, что, играя пальцами одной руки на древнем варианте жетыгена, пальцами второй руки нажимали на струны. Следовательно, верное нахождение и включение колки жетыгена, как и струн является одной из главных задач.

Когда Б.Сарыбаев впервые реконструировал жетыген и вновь вывел в свет, он, начиная с малой октавы до, ре, занимался настройкой диатонической гаммы звукоряда [3, с.112], также он говорил, что поскольку наряду с древней структурой казахи предали забвению и древнюю настройку, у тюркских народов они сохранились.

Исполнители на протяжении долгих лет играли на инструменте по образцу диатонического звукоряда, разработанного исследователем Б.Сарыбаевым, а мастера по тому же образцу натягивали струны. Начиная с 1965 года и до начала 2000-х репертуар инструмента исполнялся по данной настройке, оставался на уровне аккомпонирующего небольшие казахские песни и кюи инструмента, не поднимался выше этого уровня. Приёмы игры ограничивались лишь подхватыванием. С каждым годом растёт спрос на инструмент, увеличивается исполнительский репертуар и выяснилось, что возможности инструмента не в состоянии отвечать требованиям. Поэтому появилась необходимость придать значение многострунным инструментам тюркских народов, освоить настройку по исследованным способам этнографа Б.Сарыбаева. Хотя национальные многострунные инструменты других тюркских народов также далеко не развиты и не распространены так широко, но они не вышли из употребления как казахский жетыген, они сумели сохранить древние тенденции. Несмотря на то, что диапозон инструментов, настроенных путём кварта-квинтовых кругов тональностей, лишь одна октава, специфика исполнения показала, что обогащая его звучание, вполне достаточен для аккомпонирования народных напевов, сказаний. Исполняющие по этой настройке инструменты наиболее сохранены среди тюркских народов и по сегодняшний день используются.

В этой связи среди национальных инструментов тюркских народов мы выбрали хакасский инструмент чатхан и с помощью этого инструмента нацелены скорректировать свой инструмент. В первую очередь было тестировано исполнение казахских кюев по данной настройке. После того, как мы убедились в том, что при исполнении природа кюя была наиболее раскрыта, что имеется потенциал исполнения со своеобразным колоритом, доставили инструмент чатхан в нашу страну, играя на упомянутом инструменте, участвовали на концертах с сольными номерами. Но всё же, как бы не называли родственный инструмент жетыгеном и сколько бы не исполняли на нём музыкальных произведений, очевидно, что данный инструмент адаптирован и приспособлен нашему народу. Поэтому у исполнителей жетыгена не было полного права называть чужой инструмент жетыгеном. Между тем обнаружилось, что есть возможность ввести нужные приёмы и настройки. Это считается показателем того, что инструменты тюркских народов имеют схожесть и родство.

Посредством такой практики начали формироваться два приёма игры на жетыгене и две разные настройки. Выяснилось, что с помощью двух приёмов репертуар жетыгена стал ещё богаче, имеет потенциал исполнять и сольные произведения.

Обратили внимание на инструменты стран Средней Азии и провели исследование. Исполнительская специфика этих инструментов сформировалась и развивалась в своих территориях, порядок натягивания струн осуществлён сверху вниз по пентатонике, а у казахов наоборот, натянуты снизу вверх, поэтому поняли, что их настройка и включение приёма исполнения невозможно и поскольку мы обитаем в Евразийском континенте, настройка пентатоники нам не присуще.

Мы заметили, что порядок и настройка струн, установленных исследователем Б.Сарыбаевым, подходят к русскому инструменту гусли (раскладка пальцев и форма исполнения снизу вверх), и пришли к выводу, что есть возможность дальнейшего усовершенствования инструмента жетыген путём освоения вида игры (щипковые) на гусли и настройки инструмента[5]. А также обнаружилось, что некоторые приёмы исполнения на гусли можно адаптировать для игры на жетыгене.

Сравнив разные специфики настройки, можно убедиться в том, что в настоящее время используются два вида настройки инструмента жетыген. Первый вид – это собственная настройка кварта-квинта, применяемая с испокон веков, а второй вид – диатоническая настройка по способу исследователя Б.Сарыбаева. В процессе её усовершенствования мы сделали так, чтобы внизу каждой струны была установлена кобылка и чтобы при их передвижении можно было получить хроматический звук.

Для обогащения и дополнения звука жетыгена в 2011 году придумали и выпустили бас данного инструмента. Когда мы заказали данный инструмент мастеру музыкальных инструментов Н.Абдрахманову, звучание инструмента получилось не бас, а альт. А для звучания бас жетыгена мы доставили из Китая инструмент гуджен, произвели соответствующие корректировки, адаптировали, настроили низкие звуки, начиная со звука соль контроктавы и пытались постепенно ввести в практику. На инструмент были установлены 21 струна и диатонически настроены на три октавы, хроматический звук можно получить с помощью передвижения кобылки. Хотя данный инструмент не используется широко и не так развит, мы считаем, что это стало большим достижением на пути обогащения диапозона жетыгена. Настройка жетыгена таким образом становится все разнообразнее и богаче, в настоящее время виды жетыгена с хроматической настройкой, древней кварта-квинта настройкой и настройкой бас введены в употребление.

Виды кобылок, устанавливаемых на поверхности жетыгена. Одна из считающейся основной структурой жетыгена – это кобылка, её виды до настоящего времени изрядно претерпели изменения. Поскольку вид кобылки и способ её установки на поверхности инструмента играет значительную роль при звучании, считаем, будет правильным если этот вопрос не оставлять без внимания при проведении исследовательских работ.

В инструменте древнего периода в основном на место кобылки использовали альчики, устанавливали их под каждой струной. В связи с малочисленностью струн того периода количество кобылок, установленных по упомянутому способу не очень велико, поэтому хотя объём альчиков был большой, всё же давали возможность свободно расположиться на поверхности инструмента и использоваться. Позже, когда учёный Б.Сарыбаев заново произвёл реконструкцию и изготовил инстурмент, на первый экземпляр установил семь струн из конского волоса и сохранил древнюю тенденцию изготовления кобылки из альчика под каждую струну, но этот инструмент не был пригоден для игры, позже он увеличил число струн (13-15 струн) и выпустил по новому образцу. Изготовив одну кобылку на все струны, установленные на поверхности инструмента, эту кобылку ставит в середине. На инструменте с установленной таким образом кобылкой можно играть с обеих сторон. На правой стороне от кобылки можно играть пальцами правой руки, на левой стороне от кобылки можно играть пальцами левой руки, обе руки располагались в широко распахнутой форме, таким образом исполняли на протяжении нескольких лет. На установленной таким образом кобылке правую сторону диатонического инструмента настроили, разделённые односистемные ноты с левой стороны невозможно было получить, но исполнители приспособились к этому и использовали два-три пригодных звука из них, основные мелодии и кюи издавали с правой стороны инструмента. При сравнительном анализе этого экземпляра жетыгена с аналогичными инструментами других народов типа цитры убедились, что никакой народ не исполняет с таким расположением кобылки. Разумеется, нельзя сказать, что упомянутый случай является ошибкой, допущенной со стороны исследователя Б.Сарыбаева. Однако, было заметно, что и с последней кобылкой инструментальное исполнение не может быть развито в дальнейшем. В начале 90-х годов для изготовления вида инструмента, одна струна которого способна издавать лишь один звук, сделали заказ мастеру музыкальных инструментов Н.Абдрахманову и изготовили один инструмент. После настройки оказалось, что он удобен, поскольку не издаёт второй звук, получился более чистым и грамотным. На поверхности расположились восемнадцать струн, на одной стороне продолговатого ящика была установлена одна кобылка, и на практике начал обретать приятный вид. Но приёмы исполнения подверглись изменениям. Вид игры в форме распахнутых в обе стороны рук теперь на инструменте более позднего изготовления немного приблизился к грамотному виду исполнения, где обе руки собраны, плечи и локти не выворачвались наружу. Структура инструмента связана не только с его продолговатой формой, но и напрямую связана с кобылками, расположенными на его поверхности, как расположена кобылка, так и соответственно меняются приёмы игры, в этом и заключается её значение.

На протяжении десяти лет, играя с данным расположением кобылки, по мере развития исполнительского искусства начал ощущаться какой-то дискомфорт. Оказалось, что такое расположение кобылки годится для гусли, но для казахского жетыгена не очень подходит, дело в том, что при получении хроматического звука постоянно приходится подкручивать колок и хотя звук снижается и получается диссонанс, приходится настраивать лишь подкручивая, в связи с этим натянутые струны из лески часто рвутся и становятся негодными. Позже, проводя исследовательские работы, мы обратились к инструменту тюркских народов, указанному исследователем Б.Сарыбаевым, и обнаружили, что в многострунных инструментах тех народов под каждую струну подставляется отдельная кобылка из альчика, это удобно и для настройки инструмента, и для хроматического звучания, где путём передвижения кобылки имеется возможность настраивать инструмент, то есть убедились в том, что сохранена его древняя структура. Следовательно, с помощью хакасского инструмента чатхан, наиболее сохранившегося и исполняемого до сегодняшних дней инструмента среди тех народов, начали дополнять его. Удобное расположение кобылок и более совершенная форма инструмента жетыген с профессиональной точки зрения оказали содействие на установку идентичных кобылок. Вместе с тем, в процессе освоения настройки инструмента чатхан, возникла необходимость ещё раз провести реконструкцию жетыгена. В связи с этим, было принято решение на жетыгене по-новому установить кобылки, вновь рассмотреть структуру инструмента, совместно с мастером музыкальных инструментов Н.Абдрахмановым заново взялись за проект преобразования инструмента.

Если до 2004-2005-х годов параллельно использовались диатонические инструменты с одной кобылкой и хакасский инструмент чатхан, то при новой реконструкции эти два инструмента были соединены, два разных колка расположились на поверхности одного жетыгена, струны были натянуты, их количество достигло до 22-х, под каждую струну подставили отдельные кобылки, сделанные из дерева. Когда начали тестировать эти кобылки и использовать на практике, чувствовали себя так, как будто достигли большого успеха, сумев получить хроматический звук передвигая кобылку. Инструмент со своей стороны также был немного приведён в порядок с точки зрения структуры и звучания, стал более близок к профессиональному уровню. До этого мастера устанавливали машинку, изготовленную вручную, чтобы без конца не подкручивать колки для получения хроматического звука, данное устройство, придуманное от безысходности не оправдало себя.

Исполнители в настоящее время исполняют произведения на инструменте с кобылками последнего образца. В целях дальнейшего усовершенствования инструмента в современном вновь изготавливаемом жетыгене кобылку делают из литого пластического материала в форме альчика. Когда мы установили их на поверхности жетыгена, выяснилось, что из-за большого количества и тесного расположения струн они не могут передвигаться. Этот вид кобылки в настоящее время используется только для демонстрации на концертах и телепередачах.

Продолжая свои поиски, последний вариант кобылки изготовили из ольхи, считающейся самой твёрдой породой дерева, под каждую струну подставили по одной кобылке, то есть сколько струн на поверхности жетыгена, столько и кобылок установили, также у каждой есть определённый объём. Если высота достигает 2,5-3 см, то получается коротким, струны располагаются на поверхности инструмента слишком близко, при игре издаёт слабые звуки, а если сделать слишком высоким, натягиваемые струны слишко сильно натягиваются и при издавании звуков пальцы сильно напрягаются, скорость падает и издаёт зычный звук. В связи с этим, продолжая поиски над соответствующей высотой кобылки, начиная с низкого звука на высоте 4,5 см устанавливаются шесть кобылок, далее высота 13 струн – 4 см под струной бурдонского до на высоте 5см, под последним звуком ре на высоте 3,5см устанавливаются кобылки. Правильный выбор высоты и правильная установка кобылок напрямую оказывает влияние на правильное получение приёмов исполнения. По мере увеличения длины корпуса жетыгена имеется закономерность увеличения и уменьшения высоты кобылок.

Анализируя структуру инструмента жетыген как указано выше, изучили и узнали образцы древней эпохи и современную преобразованную форму. Мы пришли к заключению, что условия исполнения в настоящее время на более старом виде инструмента ставит ограничения возможностям инструмента, не может возродить пути развития. Также, проводя сравнительный анализ между инструментом жетыген и другими родственными многострунными инструментами, определив и учитывая их различия и идентичность, также убедились в том, что мы в состоянии приспособить их к современным условиям. На сегодняшний день нам стало ещё яснее пути развития родственных инструментов, которые на протяжении многих веков не покладая рук трудились во имя своего народа. Хотя родственные многострунные инструменты на своём веку прошли множество перипетий, всё же сохранили свою древнюю структуру, не подверглись особо серъёзным изменениям, усовершенствуясь дошли до до наших дней, лишь уделяя внимание на качество дерева и мастерству изготовления, увеличивая число струн. А мастера по изготовлению инструмента приложили усилия на усовершенствование древнего инструмента казахского народа жетыген, но не до конца поняв специфику исполнения, со своей стороны придумали то, что не имеет исторического основания. Например, для издавания хроматического звука по своему усмотрению устанавливали механизмы в качестве машинки; необоснованно удлиняли корпус инструмента или укорачивали; расположили струны слишком близко и увеличили; кобылки сделали слабыми, непригодными для передвижения и т.д., использование подобных мер привели к появлению инструмента, до сих пор создающего дискомфорт при исполнении. За долгие годы, освоив жетыген в качестве исполнителей, кажется нашли ответ вопросу: «Почему инструмент неудобен?». Это обстоятельство, разумеется, может принять всем сердцем и понять лишь глубоко познавший исполнитель.

Если учесть тот факт, что во имя усовершенствования родственных инструментов, используемых на протяжении многих веков, строго соблюдался принцип простоты, то мы в процессе усовершенствования всеми силами стараемся внести новизну. Безусловно, необходимо улучшить хроматические звуки, издаваемые с помощью передвижения кобылки. Тем не менее, надо уделять особое внимание на правильное нахождение закономерности и изготовление кобылки. В целях повышения на профессиональный уровень аналогичные несовершенные структурные части, встречающиеся в инструменте в настоящее время производится реконструкция, в практику вводится его усовершенствованная форма. Думаем, что, начиная с древних примитивных образцов, изготовленных до этого образцов инструмента во время Б.Сарыбаева, затем сделанные мастером Н.Абрахмановым образцы с восемнадцатью струнами, позднее в начале 2000-х годов в процессе усовершенствования инструмента совместно с Н.Абрахмановым реконструированные виды инструмента, которые в настоящее время используются, в связи с исполнительской практикой более развит, самый последний улучшенный вариант поднят на наиболее профессиональный уровень. Когда появился этот последний вариант, звучание преобразилось, звук стал более насыщенным, чем раньше, объём увеличился, звуки простираются далеко и оказывают положительное впечатление. Дело в том, что этот инструмент сделан полностью из чистого красного дерева (наименование «розовый сандал»). Также при изготовлении инструмента строго учитывается толщина дерева, делают его определённой толщины, при такой толщине звучание инструмента жетыген независимо от качества струн (капрон, нейлон, железо), он не проглатывает чистейший звук, досконально издаёт и распространяет звуки в пространстве.

Учитывая все вышеупомянутые особенности, можно смело утверждать, что структура исследуемого инструмента, выпущенного по односторонне вычисленному объёму практически доказывает своё соответствие к употреблению, комфортность. В будущем структура инструмента согласно спроса может подвергаться некоторым изменениям. Поскольку на сегодняшний день в процессе исполнения на инструменте до сих пор чувствуются его достоинства и недостатки.

Правильная ссылка на статью
Жакыпбек Н.Б. Особенности строения древнего и современного инструмента жетыген // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2023. № 01 (10). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/osobennosti-stroeniya-drevnego-i-sovremennogo-instrumenta-zhetygen.html (Дата обращения: 03.03.2023)

Список литературы

1. Кароматов Ф. Узбекская инструментальная музыка (наследие),-Ташкент,1972.
2. С.Л.Гинзинбург «Основные вопросы сравнительного изучения музыкальных инструментов индейцев Южной Америки» // Музыкознание. – Л., 1928.
3. Сарыбаев Б. Қазақтың музыкалық аспаптары. Алматы: Өнер1981/2018.
4. Утегалиева С. Хордофоны центральной Азии. Алматы, 2006/2016.
5. Жук Л. «Искусство игры на гуслях» Искусство игры на гуслях. Учебно методическое пособие./ РАМ им. Гнесиных. М.1998.

Расскажите о нас своим друзьям: