УДК 786.1
Дата публикации 04.03.2025
Людвиг ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано №6, а-dur. Особенности камерного музицирования
Кладова-Штокман Мария Андреевна
Доцент кафедры фортепианного исполнительства, концертмейстерского мастерства и камерной музыки ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», РФ, г. Москва, e-mail: kladova-shtokman-ma@rguk.ru
Аннотация: Статья посвящена подробному анализу Сонаты для скрипки и фортепиано №6 Людвига ван Бетховена А-dur, соч. 30. Исследуются особенности камерного музицирования – как технические, так и художественные аспекты исполнения этого произведения. Это произведение становится не только объектом для анализа технических нюансов игры, но и иллюстрацией изменений в музыкальной культуре конца XVIII - начала XIX. Автор детализирует структуру и содержание сонаты. Обсуждаются выразительность, динамика и необходимые исполнительские качества. Для достижения целей исследования использованы методы исторического анализа, сравнительного изучения исполнительских подходов. Исполнительские советы акцентируют внимание на том, что камерное музицирование — это не только демонстрация индивидуального мастерства, но и акт взаимодействия и взаимопонимания между музыкантами, что делает исполнение данной сонаты особенно ценным вкладом в репертуар любого музыканта.
Ключевые слова: Бетховен, Соната для скрипки и фортепиано №6, камерное музицирование, анализ, исполнительские аспекты, структура, содержание, выразительность, динамика, исполнительские советы.
Associate Professor of the Department of Piano Performance, Concertmaster Skills and Chamber Music, The Kosygin State University of Russia, Russia, Moscow
Abstract: The article is devoted to a detailed analysis of Ludwig van Beethoven's Sonata for Violin and Piano No. 6 A dur, Op. 30. The features of chamber music, both technical and artistic aspects of the performance of this work, are explored. This work becomes not only an object for analyzing the technical nuances of the game, but also an illustration of changes in the musical culture of the late XVIII - early XIX. The article details the structure and content of the sonata. Expressiveness, dynamics, and necessary performance qualities are discussed. To achieve the research objectives, the methods of historical analysis and comparative study of performance approaches were used. The performing councils emphasize that chamber music is not only a demonstration of individual skill, but also an act of interaction and mutual understanding between musicians, which makes the performance of this sonata a particularly valuable contribution to the repertoire of any musician.
Keywords: Beethoven, Sonata for Violin and Piano No. 6, chamber music, analysis, performance aspects, structure, content, expressiveness, dynamics, performance advice.
Статья представляет собой подробный разбор и рекомендации к исполнению сонаты Л. В. Бетховена №6, ор. 30, А-dur для высших и средних учебных заведениях, а также для исполнения состоявшихся музыкантов на сцене. Данный анализ поможет исполнителям преодолеть трудности, связанные с исполнением крупной формы, а именно: умение горизонтально мыслить, соблюдения контраста партий внутри частей, соотношение темпа и содержания, а также чуткого дуэта скрипки и фортепиано.
Имя Людвига ван Бетховена знакомо каждому музыканту и даже любителю музыки. За свою жизнь композитор оставил огромное наследие. Но если симфоническое творчество являлось итогом и обобщением периода его творческих исканий, то камерное творчество являлось его собственной лабораторией для музыкальных экспериментов [4, с. 96].
Бетховен любил камерное творчество и создал достаточно много ансамблевых произведений для разных составов. Это сонаты, трио, квартеты и другие сочинения. Но наибольшей популярностью пользуются как раз сонаты для скрипки и фортепиано. В последнее время музыканты во всем мире стараются записать эти произведения на аутентичных инструментах и на исторических площадках.
«Конец XVIII – начало XIX веков ознаменовались процессом автономизации сфер музыкального искусства, при котором композитор и музыкант–исполнитель стали зачастую вести между собой диалог. Исполнительство как самоцель находит себе почетное место в новоевропейской музыкальной культуре, но наряду с таким традиционным ценностным ориентиром исполнительства как содержание музыки появляется второй – виртуозность, не обремененная смыслом. Это стало началом противостояния живого и механистического начал новоевропейской музыкальной культуры», – пишет М. Л. Зайцева [1, c. 112]. Композитор сочинил десять скрипичных сонат и это не случайно, ведь он играл на скрипке и альте в оркестре в Бонне. Однако, сонаты не сразу завоевали большое признание. Многие критики упрекали Бетховена в избыточной «серьезности» и «учености». Но публика сразу оценила всю гениальность этих сочинений и их доступность.
Даже ранние сонаты Бетховена поражают своей изобретательностью и напором. В отличии от сонат барочных композиторов, в особенности, французских клависинистов, Бетховен находит новое в форме и содержании. Некоторые сонаты обрели названия, как «Крейцерова» или же «Весенняя», что подразумевает их программность. Безусловно, во времена Бетховена они часто звучали в музыкальных салонах в Вене, Бонне, Будапеште, а затем и Петербурге [4, с. 97].
Сонаты, написанные в начале 1802 года обрамляют относительно благополучный период жизни композитора. Его много печатают и играют, публика его любит. Меценат, князь Лихновский, назначает ему ежегодную пенсию, а за каждое произведение издательства буквально боролись. С другой стороны, что являлось большой проблемой, у Бетховена усугубилась болезнь и он практически перестал слышать [4, с. 97].
Его отчаяние в связи с этой болезнью доводит композитора до отчаянного шага. Речь идет о «Гейлигенштадском завещании».
И все же в это время была написана замечательная шестая соната... Словно луч света во тьме, как и десятая, эта соната несет в себе надежду и необыкновенное внутреннее спокойствие. Может быть Бетховен надеялся вернуть слух, а может и наладить свою личную жизнь, но шестая соната получилась наиболее благополучной. Большинство критиков оценили это сочинение по достоинству лишь после смерти композитора [5, с. 228].
Соната A-dur состоит из трех частей, в отличии от предыдущей, пятой сонаты, что говорит о ее «классической» форме. Бетховен посвятил ее русскому императору Александру I, равно как и остальные две сонаты из op. 30. Возможно, что на это решение повлиял граф Александр Разумовский, с которым композитор тесно общался.
Первая часть сонаты обладает неповторимым изяществом и красотой. В ней нет натиска и борьбы, она как бы отвлечена от всего окружающего. Мелодическая линия, похожая скорее на дуэты из оперы «Свадьбы Фигаро» Моцарта, чем на инструментальные сочинения Бетховена, уже в первой части обладает вокальным наполнением. Главная партия – прекрасный дуэт фортепиано и скрипки, где никто из них не перечит друг другу. В разработке появляются и нотки юмора, заложенные в басах фортепианной партии.
Безмятежность и спокойствие сохраняются до конца части, лишь иногда прерываясь некоторым напряжением в фортепианной партии, которое, однако, быстро гасится спокойными ответными интонациями скрипки. Трудностями в этой части, помимо виртуозных задач и ритмическая точность, является необходимость идентичности штрихов в обеих партиях. В этом вопросе у исполнителей есть возможность выбора. «В конце концов, все эти решения носят личный характер. Мы современные музыканты, а не члены общества исторической реконструкции, и выбор, который мы делаем, должен быть наиболее убедительным в музыкальном плане на сегодняшний день, не обязательно таким, который считается наиболее аутентичным», пишет А. А. Горбатько [3, с. 228].
Настроение спокойствия сохраняется и во второй части, но в ней появляется нежное томление, схожее с барочными ариями опер Генделя, Порпоры и Глюка. Это своего рода лирическая исповедь композитора. Форма этой части не совсем типична для Adagio бетховенских сонат, ведь это рондо с кодой.
Обилие украшений добавляет изящности и, не похожего на остальные сочинения Бетховена, ощущения миниатюрности. Словно колыбельная, вторая часть убаюкивает. Позже, такие части появятся в дуэтах для скрипки и фортепиано Франца Шуберта.
Одна из главных художественных задач этой части – выбор звучания, достижение особой мягкости звука, а также кантиленности, особенно в фортепианной партии. Подробные авторские указания в нотах говорят о том, что композитор ждал от исполнителей скорее точности, чем импровизационности.
Третья часть более типична для Бетховена. Такой динамичный финал можно найти и в его второй сонате, и в пятой, и даже в восьмой. Композитор был прекрасным пианистом-виртуозом, что отразилось в фортепианной партии финала. Известен факт, когда зрелый мастер точной пианистической техники, автор многочисленных фортепианных вариаций Гелинек после неудачного состязания с Бетховеном воскликнул: «Я никогда не слышал, чтобы так играли. На заданную мною тему он импровизировал, как не удавалось самому Моцарту!» [4, с. 98].
Изящность и мягкость двух первых частей сменяется порой даже грубоватой жизнерадостностью, что слышно в басах партии фортепиано. Скрипка же, как бы противостоит этому напору, стараясь сглаживать всю прямолинейность ритмического рисунка.
Эта часть подражает жанрово-бытовому стилю, например, в ней можно услышать и черты контрданса и, отчасти, менуэта. Считается, что Бетховен не мог долгое время написать финал к этой части. Композитор экспериментировал с формой классической сонаты, как бы предвосхищая эпоху романтизма.
Позже, когда финал был придуман, композитор отверг его и вставил заключительной частью в знаменитую «Крейцерову» сонату для скрипки и фортепиано, а для шестой сонаты написал вариации на оригинальную тему.
В финале сонаты Бетховен ставит многочисленные указания, которые указывают на темп, контраст в динамике, а также конкретизируют динамические ньюансы в партиях исполнителей. «Точные указания темпа в нотах вовсе не означают, что произведение следует исполнять механистично и строго под метроном. Рубато, общая продолжительность, ритмическая гибкость и даже изменение темпа внутри одной части являются важными средствами выразительности, определяемыми личным вкусом, чутьем и творческим воображением», отмечает А. А. Горбатько [2, с. 193]. Стоит учитывать, что подробный анализ таких указаний в тексте поможет исполнителям добиться осмысленного исполнения этой сонаты, что является главной задачей в музыке.
Камерное музицирование может дать музыкантам развитие, а также новое понимание формы. Подлинная игра в камерном ансамбле не связана с подавлением индивидуальности партнера, он возникает тогда, когда оба музыканта прислушиваются друг к другу.
Практически все сонаты Людвига ван Бетховена ставят перед начинающими ансамблистами сложные исполнительские задачи, требующие высокого технического уровня пианиста. Совместная игра шестой сонаты Бетховена поможет укрепить навыки ансамблевого взаимодействия исполнителей, а также разовьет их виртуозность, чувство ритма и музыкальность.
Кладова-Штокман М.А. Людвиг ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано №6, а-dur. Особенности камерного музицирования // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2025. № 01 (16). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/lyudvig-van-betkhoven-sonata-dlya-skripki-i-fortepiano-6-a-dur-osobennosti-kamernogo-muzitsirovaniya.html (Дата обращения: 04.03.2025)
Список литературы
1. Виртуозность и виртуозничество исполнения музыкальных произведений : «Настоящи изследвания и развитие – 2016», Болгария, г. София, 15–22 января 2016 года / М. Л. Зайцева. Том 7. – Болгария, г. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2016. – 112 с. – ISBN 978-966-8736-05-6.
2. Горбатько, А. А. Обозначения темпа по метроному в квартетах Людвига ван Бетховена / А. А. Горбатько, О. В. Бугаев // ДИСК-2023 : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума молодых исследователей "Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века", Москва, 14–17 ноября 2023 года. – Москва: Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2023. – С. 191-194.
3. Кубышев, А. А. История создания концерта для виолончели №2 ре-мажор Йозефа Гайдна / А. А. Кубышев, А. А. Горбатько // ДИСК-2023 : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума молодых исследователей "Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века", Москва, 14–17 ноября 2023 года. – Москва: Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2023. – С. 224-229.
4. Яблонская, В. С. Крейцерова соната Л. Бетховена: история, особенности и художественные параллели / В. С. Яблонская // Творческое наследие композиторов венской школы: история, педагогика, интерпретация : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Белгород, 15 мая 2022 года / Отв. редактор Л.А. Роменская. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022. – С. 96-100.
5. Васина, О. Н. Людвиг Ван Бетховен и Лев Николаевич Толстой: «Крейцерова соната» (опыт творческих параллелей) / О. Н. Васина // Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре : Сборник трудов международной научной конференции, Ростов-на-Дону, 11–15 апреля 2019 года. Том 3. – Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, 2019. – С. 222-235.