Исскуство

УДК 008

Дата публикации 31.03.2022

Футуризм и сочетание текста и рисунка в современном искусстве

Храмов Дмитрий Игоревич
магистрант кафедры философии, культурологи, социологии, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург, zonk197@gmail.com

Аннотация: В статье автор рассматривает вопрос использования текста как художественного изображения, а также причины, побудившие художников совместить текст и картину в единое эстетическое целое и обратиться к тексту как изобразительному средству. Корни возникновения текстографического направления в современном искусстве предлагается искать в зародившемся в недрах авангардного течения футуризме. Приводятся философские, а также культурологические условия синтеза графики и текста. Автор приходит к выводу, что текст в работах современных художников – это не столько попытка уйти от традиционного искусства, сколько стремление привнести в искусство что-то экспериментально-новое.
Ключевые слова: футуризм, текст, рисунок, авангард, текстоцентричность.

Futurism and text-and-picture combination in contemporary art

Khramov Dmitry Igorevich
Master`s degree student, Department of philosophy, culture science and sociology, Orenburg State University, RF, Orenburg

Abstract: The article considers the use of a text as an artwork as well as the reasons that motivate artists to take advantage of the text as an artistic tool and combine it and the picture into one esthetic integral whole. The author believes that the futurism, as one of the avant-garde movements, generated the text-and-graphic stream in the contemporary art, and gives philosophic and cultural reasons for it. The conclusion is made that text inscriptions in the works of modern artists is the creative urge to bring esthetically fresh ideas into art rather than escapism from the tradition.
Keywords: futurism, text, picture, avant-garde, text-centricity.


Современное искусство по самому общему определению представляет собой совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века. Но традиции и каноны разных направлений современного художественного творчества разительно отличаются от того, что мы привыкли понимать под термином «традиционная живопись». Поликодовый рисунок, в котором художники соединяют текст и изображение, – явление заметное в современной жизни и требует внимательного изучения. Чтобы понять логические и смысловые связи между этими двумя составляющими, а также выяснить, что нового привнесли художники XXI века в современное искусство в плане сочетания рисунка и текста, необходимо рассмотреть предпосылки и условия возникновения таких работ, так как это поможет нам оценить социальную и культурную значимость данного явления.

Человек устроен так, что, воспринимая мир во всем его многообразии, выбирает одну тенденцию и ищет способы ее реализации во многих областях. Таким образом, на наш взгляд, он пытается объективно познать мир и заявить всем о своем мировоззрении через разные каналы восприятия информации. Не случайно первые попытки соединить текст и рисунок были сделаны гораздо раньше появления на свет стрит-арта и граффити, например, лубки – вид народного творчества, где изображение сопровождается надписью; многие поэты, начиная с А.С. Пушкина, использовали графические рисунки для оформления черновиков своих произведений.

Философские и культуроведческие причины можно объяснить терминами М.А. Бердяева «кризис культуры» [см. 1] и Ю.М. Лотмана «культурный взрыв» [см. 2]. Оба понятия постулируют существование двух противоположных тенденций, которые и приводят к появлению новых, протестных по отношению к традиционным канонам, движений, течений и форм.

Таким экспериментально-новаторским движением стал появившийся в начале XX в. авангардизм, который предложил обществу не только критически посмотреть на существующий мир, но и показать ему его портрет в новых символах трансформирующегося мира [3, с. 30].

Мы видим возможную отправную точку текстоцентричности стрит-арта (рассматриваемого автором как явление современного искусства) в событии, которое, возможно, непроизвольно спровоцировало становление текста как объекта изобразительной культуры. Это – футуризм. Зарождение футуризма, как одного из течений авангарда, знаменуется «Манифестом футуризма», опубликованном в 1909 году итальянским поэтом Филиппо Маринетти. Автор акцентирует внимание читателей манифеста на том, что время, когда художникам и поэтам необходимо разрушить и забыть устоявшиеся правила жизни и воспеть стремительный темп и приметы нового века, настало [см. 4, с. 95].

Футуризм – течение, затрагивающее и музыку, и литературу, и изобразительное искусство, но манифесты и итальянского футуризма, и русского, по большому счёту, основное внимание уделяли именно литературе. Тезисы программы акцентировали внимание на новых языковых особенностях и базировались на идеологии создания именно текста. Соединение литературного формата и изобразительного как процесс занял определенное время: сначала был перформанс и развешивание плакатов на улицах Парижа дадаистами, затем появились «Окна РОСТА», потом через достаточно большой промежуток времени изобразительные тексты в форме граффити, выполненные художниками, стали появляться на улицах европейских городов.

Российский футуризм, несомненно, повлиял на становление национального формата российского стрит-арта. Особое внимание следует уделить «Декрету №1 о демократизации искусств» В.В. Маяковского. Уделяя большее внимание ремеслу поэтов, он объединяет идеологически поэтов и писателей, призывая их выйти на улицы, чтобы они стали «праздником искусства для всех». Кульминацией такого настойчивого приглашения стало сообщение о том, что: «Первая расклейка стихов и вывеска картин произойдет Москве в день выхода нашей газеты» [5].

«Окна РОСТА» как яркое воплощение идеи текстоцентричности в условиях формирования нового искусства в новом обществе появились в виде агитационных плакатов на злобу дня и создавались совместными усилиями художников и поэтов, работающих в Российском телеграфном агентстве. «Окна РОСТА» – дитя гражданской войны – талантливо совмещали в себе журналистскую, пропагандистскую и художественную деятельности. Испытывая дефицит бумаги и сложности в печатании литературы, газетчики нашли талантливый и остроумный выход: они стали использовать пустующее городское пространство, а именно витрины магазинов, для размещения в них информационных бюллетеней нестандартного для газеты большого формата. Их рисовали от руки и выпускали раз в неделю, ввиду популярности периодичность «издания» была увеличена. Ведущими авторами «Окон сатиры» считаются художники Михаил Черемных, Иван Малютин и поэт и художник Владимир Маяковский. Художники Антон Лавинский, Дмитрий Моор, Василий Хвостенко и др. также принимали участие в создании бюллетеней [см. 6]. Организация художников и поэтов «Окна РОСТА» выпустила первый плакат осенью 1919 года, а в декабре того же года москвичи могли любоваться рисунками и черпать информацию уже из 9 бюллетеней, размещенных в центре Москвы. «Окна РОСТА» не только эмоционально воздействовали на зрителей-читателей, выполняя агитационную миссию, но и в изобразительно-текстовом формате сообщали о событиях в стране и мире, призывали решать хозяйственные задачи и создавать новую культуру.

Художники РОСТА использовали не только новаторские методы соединения текста и графики, но и не забывали традиции старинного русского лубка: стихотворный текст, рисунки с утрированной выразительностью и в то же время простотой силуэтов, цветовой минимализм дополняли друг друга и привлекали внимание. Первоначально рисунки содержали несколько многотемных «кадров», но Владимир Маяковский убедил перейти к выпуску однотемных плакатов, где текст и рисунок гармонично сочетались в равных пропорциях. Текстовая составляющая становилась более лаконичной, "телеграфной", что способствовало решению агитационно-политических задач.

Связь между текстом и рисунком прослеживается как в смысловом, так и в изобразительном планах: тексты, высмеивающие или информирующие о негативных явлениях, оформлялись рисунками с акцентом на темные цвета; тексты положительного содержания размещались под рисунками с яркой и светлой палитрой.

Тот факт, что художники РОСТА выставляли свои изобразительные решения вне музейного пространства, так, чтобы они находились в свободном доступе, роднит их с современными художниками стрит-арта, также использующими городское пространство для своих картин.

Футуристические приемы в текстографической работе (обложка книги и иллюстрации в ней, плакат, афиши, граффити в городской среде) можно найти и в произведениях современных художников. Оригинальное расположение текста в плоскости и пространстве может составлять изображение или само по себе являться культурным артефактом. Текст может быть фоном для основного изображения; он может быть значащим или второстепенным элементом композиции в картине; текст также может выполнять и декоративные функции. [см. 7].

Следует отметить, что совмещение текста и изображения в современном искусстве – это не только возрождение хорошо забытого старого. Текстоцентричность графического изображения приобретает в наши дни новые художественные признаки и функции. Текстографика не только привлекает внимание и информирует зрителя-читателя, но и формирует определенное эстетическое отношение к увиденно-прочитанному.

Итак, мы приходим к выводу, что использование и текста, и изображения или текста как объекта изображения в работах современных художников обусловлено не только рядом философских, культурологических, социальных и художественно-эстетических причин, но и историческим ходом развития общества. Сочетание текста и изображения – это эстетический вызов традиционному искусству, бунтарство против устоявшихся взглядов на изобразительные возможности и приемы, применяемые при описании окружающей действительности, которое берет свое начало и в футуризме. Но в стремлении экспериментировать с новыми формами, современные художники в России все-таки следуют по пути комбинации старых и новых правил и формируют собственные традиции, принимая во внимание наработанное в прошлом.

Правильная ссылка на статью
Храмов Д.И. Футуризм и сочетание текста и рисунка в современном искусстве // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2022. № 01 (06). Режим доступа:https://scipress.ru/fai/articles/futurizm-i-sochetanie-teksta-i-risunka-v-sovremennom-iskusstve.html (Дата обращения: 31.03.2022)

Список литературы

Режим доступа: http://www.odinblago.ru/noviy_grad/3/5 (дата обращения: 12.02.2022)
2. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. – М.: Гнозис, 1992. – 272 с.
3. Жевак А. И. Художественный авангард в современной культуре: философский аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – Т. 13, No 1. - 2013. – С. 29-32. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18963030& (дата обращения: 14.02.2022)
4. Ковалев П. А., Ретинская Т. И. Теория и практика футуристского манифеста в итальянской литературе. // Ученые записки Орловского государственного университета. N 4. (89). 2020. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-futuristskogo-manifesta-v-italyanskoy-literature/viewer (дата обращения: 13.03.2022)
5. Маяковский В. В. Декрет №1 о демократизации искусств. Режим доступа: http://mayakovskiy.lit-info.ru/mayakovskiy/articles/dekret-o-demokratizacii-iskusstv.htm (дата обращения: 13.03.2022)
6. Окна сатиры РОСТА. История создания и выпуска плакатов ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/info/6799886 (дата обращения: 20.03.2022)
7. Андырцева А. М., Голованова М. М. Футуризм и его отражение в современном графическом дизайне // Молодой исследователь Дона. 2018. N 6 (15). С. 87-90. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/futurizm-i-ego-otrazhenie-v-sovremennom-graficheskom-dizayne (дата обращения: 15. 03 2022)

Расскажите о нас своим друзьям: