Исторические науки | Филологический аспект №10 (66) Октябрь 2020

УДК 930.85:32-027.21

Дата публикации 31.10.2020

Динамика политической роли института монархии в Испании

Андроненко Ирина Федоровна
Старший преподаватель кафедры романских языков, Дипломатическая академия МИД РФ, РФ, г.Москва, DAConfa@mail.ru

Аннотация: Основное внимание в данной статье уделяется тому, как исторически сменялась роль института монархии в государственном управлении и общественном сознании народных масс. Рассматривается динамика политических полномочий испанских королей периодов абсолютной, конституционной и современной реставрированной монархии. Изучается проблема дихотомии «монархия-республика» в контексте испанского общественно-политического дискурса.
Ключевые слова: государственное управление; Королевство Испания; монархи;, Испанская республика; испанская демократия; Франкистская Испания

Dynamics of political role of the monarchy institute in Spain

Andronenko Irina Fyodorovna
Senior lecturer of the Romanic chair Diplomatic Academy of Russia’s Foreign Ministry, Russia, Moscow, DAConfa@mail.ru

Abstract: This article focuses reader’s attention on how the monarchy institution’s role in public administration and the public consciousness has historically changed. The article deals with the Spanish kings’ political power dynamics during the periods of absolute, constitutional and modern restored monarchy. The problem of the "monarchy-republic" dichotomy is studied in the context of the Spanish socio-political discourse.
Keywords: public administration; the Kingdom of Spain; monarchy; the Spanish Republic; Spanish democracy; Francian Spain

Правильная ссылка на статью
Андроненко И.Ф. Динамика политической роли института монархии в Испании // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2020. № 01 (01). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/dinamika-politicheskoj-roli-instituta-monarkhii-v-ispanii.html (Дата обращения: 31.10.2020)

Изучая вопрос современного института монархии в Королевстве Испания, невозможно пройти мимо анализа исторического содержания и роли самодержавия в контексте социально-политических условий существования государства Пиренейского полуострова.

Традиционно в испанском обществе сложилось такая ситуация, что исторически данный институт руководства жизнью государства не характеризовался банальной формой правления одной фамилии, как это наблюдалось в других европейских державах, а имел под собой глубокие этнокультурные социальные основания. Не представляется возможным отделить монархию Испании от исторически сложившихся в общественном сознании традиций и устоев, национальной культуры. Кристаллизовавшаяся на протяжении веков монархическая традиция достигла неразрывной связи с самим обозначением государства Пиренейского полуострова, приобретя во многом синонимичных характер со словом «Испания».

В любой многонациональной стране, включающей большое количество народностей, характеризующихся своей самобытной культурой, наличием местного языка, а также, что не менее важно, собственной уникальной и независимой историей, существует серьёзная угроза обострения сепаратистских, националистических настроений, желанием отделиться от государства и проводить независимую ни от кого политику. Это связано в первую очередь с ростом национального самосознания народов, объединённых между собой единой, общей государственностью.

Не исключением является и Королевство Испания, объединяющая под своим началом достаточно крупные и самодостаточные в культурно-языковом и экономическом отношении народы, такие как кастильцы, каталонцы, баски и галисийцы и другие, что неотвратимо ведёт к социально-политическим конфликтам между региональной властью какой-либо нации и федеральным центром в лице Мадрида. Подобного рода конфликты, борьба за большую политическую автономность отдельных регионов  от Мадрида дополняются и тем, что экономическое развитие некоторых становится колоссальным в сравнении не только с другими областями, но и федеральным центром. Так, доля Каталонии со столицей в Барселоне в Валовом Внутреннем Продукте (экономический показатель стоимости всех произведённых товаров и услуг, кратко – ВВП) составляет более 20%, а доля в общем показателе торговли с другими странами составляет порядка 26%. В то же время, на одного жителя Каталонии приходится около 30 000 евро от общего ВВП провинции, в то время как общий показатель ВВП на душу населения всего Королевства Испания составляет лишь 24 000 евро. Данное экономическое превосходство лишь укрепляет в умах каталонцев идеи о необходимости большей политической и экономической автономии, а, наложившись на этно-культурную самобытность и историческую память независимости, данные устремления приобретают взрывоопасный характер. Так, последним актом неповиновения региона центральной власти является проведение в Каталонии референдума о выходе региона из состава Испании, признанного федеральным центром незаконным. Вследствие возникновения прямой угрозы распада государства в критический момент король Филипп VI выступил с официальным заявлением ко всем народам Испании, осудив действия региональных властей: «Они приняли решения, которые нарушали правила, показывая нелояльность по отношению к руководству страны, которую они представляют в Каталонии. Они поставили под сомнение гармонию и сосуществование в каталонском обществе. Эти власти оказались за рамками закона и демократии, пытаясь сломить единство Испании и национальный суверенитет», продемонстрировав всем народам государства приверженность короны испанской конституции и многонациональному единству.

Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что перед государственностью Испании, уже традиционным становится вопрос регулирования региональных конфликтов, вызванными условиями глубокой этнокультурной дифференциации на своей территории, что и определяет ту форму государственного устройства, наблюдаемую сегодня. Ответом испанской государственности на вышеописанные явления стало укрепление монархических традиций и их реставрация в 1975 году после смерти Франциско Франко и падение авторитарного режима, с 1947 года формально считавшимся монархией, в которой, правда, не было короля. В многонациональной стране, объединившей в себе многие народы с ярко выраженными региональными особенностями, монархия стала тем институтом, который цементировал общенациональное единство народов Испании, сохранял региональные морально-нравственные ценности и традиции, урегулировал этнокультурные конфликты.

Невероятным престижем со стороны народных масс пользовалась испанская монархия, как в эпоху правления Габсбургов, так и в период Бурбонов. Сменялись короли, сменялись исторические эпохи, отражающие мировые социально-политические и экономические изменения своего времени, а национальным девизом единства широких масс людей оставались слова «Бог, родина, король». Стоит заметить, что даже народные недовольства, социальные протесты против политики, проводимой аппаратом исполнительной власти (министерствами), проходили под лозунгами «Да здравствует король», что не просто отражало престиж короны, но демонстрировало ту высокую роль, отводящуюся королю в разрешении конфликтов между властью и народом. Испанцы незыблемо верили в справедливость и ориентированность короны на широкие народные массы [7].

Однако были в истории испанской государственности и периоды монархического кризиса. Нестабильность в первую очередь связана с периодом XIX – XX веков [4]. Идеи и лозунги Великой французской буржуазной революции, приведшей к упразднению института монархии в государстве франков и становлению республики, становление либеральной идеи, а также развитие политэкономической мысли Карла Маркса и Фридриха Энгельса, приведшей к формированию сильного рабочего движения,  оказывали сильнейшее влияние подрывного характера не только на испанскую корону, но и институт монархии во всех странах в целом. Всё чаще недовольство населения было направлено не столько к аппарату государственного управления в лице министров, сколько непосредственно к королю. Постепенно, наличие самой монархии стало приобретать характер дестабилизирующий общественный консенсус.

Непосредственно в Испании в дополнение к уже имеющимся факторам накладывались и такие негативные, дискредитирующие династию Бурбонов и корону в целом, явления как фаворитизм, коррупция и интриги при королевском дворе. Немаловажной составляющей подрыва авторитета короны стали и провалы во внешней политике, в частности, постепенная утрата некогда принадлежавших Испании колоний во всех частях света. 

Для более глубокого понимания кризисных тенденций испанской монархии следует немного отойти в сторону и более подробно рассмотреть непосредственные политические полномочия королей в XIX-XX веках.

До начала XIX века власть короля являлась абсолютной. Кортесы, как региональные сословно-представительные органы находились под всеобъемлющим контролем короны. Первые изменения произошли в 1812 году и связаны с принятием первой Конституции Испании. Основной закон устанавливал уже ставшие классическими для современного государственного управления принципы исполнительной, законодательной и судебной власти. Монархия же меняла свой статус с абсолютной на конституционную. Организовывался парламент с верхней и нижней палатой Кортесов, осуществлявший законодательные функции. Полномочия монарха распространялись как на законодательную, так и на исполнительную власть. Наравне с Кортесами корона имела конституционное право законотворчества, а также непосредственно осуществлять исполнительные функции совместно с семью министрами. В соответствии с Конституцией Испании 1845 года монарх обретал полномочия на право вето в законодательных вопросах, а также роспуска парламента. В исполнительной власти короне разрешалось назначать и отстранять министров.

Возвращаясь к монархическому кризису, стоит заметить, что по Конституции 1845 года корона фактически имела неограниченные полномочия. С этого момента в Испании началось противоборство между республиканцами   парламента, требовавшего равные с королем права, и монархией в лице королевы Изабеллы II, пытавшейся сохранить высокий статус короны, приведшего к так называемой Славной революции, свержению королевы в 1868 году и избранию новой Савойской династии в лице Амадея I, сына короля Италии, в 1870 году.

В первый раз институт монархии в Испании был упразднён в 1873 году. Причиной тому послужило добровольное отречение от престола вышеупомянутого Амадея I. Официальной причиной такого решения считается усталость монарха от интриг при его дворе. Организованная Первая Испанская Республика просуществовала лишь один год (1873 – 1874 годы) и характеризовалась высокой степенью нестабильности и расколом как в парламенте Кортесов, так и внутри общества [5]. Этому свидетельствуют и три гражданские войны, произошедшие в течение года, по итогам которых в стране была реставрирована монархия и возвращена власть династии Бурбонов в лице сына изгнанной в 1868 году королевы Изабеллы II Альфонса XII.

С возвращением короны вышеописанные тенденции никуда не делись. Борьба между сторонниками Испании как республики и представителей монархического видения устройства государственности с каждым годом набирала всё новые обороты. Дополнительно, монархический кризис в Испании усложняло обострение сепаратистских настроений в регионе Каталония, жители которого требовали широких прав автономии. Король Испании Альфонс XIII был вынужден назначить на пост военного губернатора Барселоны военного Мигеля Примо де Ривера, с личностью которого связан государственный переворот, произошедший 1923 года с согласия короля, в результате которого были разогнаны парламент и правительство, а также установлена диктатура [3]. Продлившийся целых семь лет диктаторский режим Мигеля Примо де Ривера с молчаливого одобрения короля стал очередным спусковым крючком к новой революции 1931 года. Поводом тому послужили муниципальные выборы. И хотя на общенациональном уровне сторонники конституционной монархии одержали незначительную победу, в крупнейших городах Испании, таких как Мадрид, Барселона, Валенсия и других убедительная победа досталась республиканцам. После начавшихся столкновений Альфонс XIII покинул страну и отрёкся от престола. Таким образом, институт монархии в Испании был низвергнут уже во второй раз. 

Вторая Испанская республика не только оказалась не в состоянии разрешить конфликт по линии «республика-монархия», но и ещё более усугубила его. За данным противоборством стоял глубинный раскол общества на два антагонистичных политических лагеря – левый, представленный коммунистами и социалистами, республиканцами, а также правый, включающий в себя монархистов, либералов и радикальных фашистов,  выступающих за традиционное устройство общества по принципу элита – масса или же монарх – элита – масса. 

Стоит заметить, что монархисты принимали активное участие в гражданской войне 1936–1939 года в Испании против республиканского строя, поддерживая Франциско Франко. Надежды монархистов на вторую реставрацию Франкистским режимом короны не оправдались. Лишь в 1947 году, в результате поражений фашистов и нацистов во Второй мировой войне, после политического нажима монархистов с требованием восстановить традиционные институты испанской короны, было принято решение о провозглашении Испании королевством в соответствии с законом «О наследовании поста главы государства» [6].

Обсуждая данный период в истории монархического института Испании, довольно важным является тот факт, что была нарушена последовательность престолонаследия. Альфонсо XIII перед своей смертью завещал право престолонаследия своему сыну дону Хуану, графу Барселонскому (отец Хуана Карлоса I). В силу непринятия ценностей Франкистской Испании законный наследник испанского трона всячески отговаривал монархистов от сотрудничества с режимом Франко. В силу противоречий диктатор принял самоличное решение о невозможности занятия законным наследником престола. В то же время, в соответствии с законом, по которому была восстановлена монархия, только сам Франко имел право назначить короля, чего он делать совершенно не спешил. Исходя из этого, весь последующий период с 1947 года вплоть до смерти Франциско Франко в 1975 году принято называть «королевство без короля» [11]. В 1969 году диктатор, с согласия законного наследника испанской короны, выбрал своего преемника, ставшего впоследствии монархом реставрированного Королевства Испания. Им стал внук Альфонсо XIII и сын дона Хуана, графа Барселонского Хуан Карлос I [2].

Знаменитый испанский мыслитель-философ Хосе Луис Арангурен в преддверии политических преобразований 1975 года писал: «монархия создаст прочный барьер против коммунизма и против анархии. Монархия – это реальная возможность преодолеть дух гражданской войны. Тот факт, что этот институт стоит как бы «над схваткой», может иметь очень большое значение». В то же время, стоит заметить, что вопрос о республиканской форме правления в общественном дискурсе практически не стоял. У широких масс испанцев сложилось представление о республике как о чём то, что приносит войны, хаос и разруху.

После смерти Франциско Франко Хуан Карлос I, новый король реставрированной монархии, оказался в довольно сложном положении. Отражая и скрывая на протяжении более двадцати лет либерально-демократические взгляды своего отца, монарх был вынужден принять судьбоносное для страны решение. С одной стороны, запас прочности Франкистского режима позволил ему сохранить силу и после смерти своего «вождя». В то же время, желание монарха преобразовать страну в либерально-демократическом ключе противопоставлялось слабостью соответствующего политического движения, не завоевавшего умы народных масс.

Политические полномочия нового короля были довольно обширными. Монарх имел право инициации референдума по изменению Конституции. В его полномочия входили назначение и снятие с постов глав правительства, а также председателя Кортесов. Имел права председательствования в ходе заседания кабинета министров. Более того, король обладал законодательными полномочиями и правом несогласия с принятием тех или иных нормативно-правовых актов, принятых парламентом. Однако, данные обширные полномочия законодательно ограничивались законодательным актом 1967 года, констатирующим необходимость узаконить все вышеперечисленные решения исключительно после рассмотрения кабинетом министров или парламентом. В случае нарушения этой процедуры все решения главы государства не имели законной силы.

Хуану Карлосу I предстояла долгая работа по демонтажу режима Франко, представители которого входили как в парламент и совещательный орган Совет королевства, так и в правительство. После мучительных переговоров королю удалось добиться назначения на посты председателей правительства и Совета королевства своих верных сторонников Торкуато Фернандеса-Миранда, а также Адольфо Суареса. Они и начали постепенно зачищать властные институты от ортодоксальных франкистов и подготовили политическую почву для процессуального одобрения политической реформы, согласно которой декларировался суверенитет народа Испании. Фактически данный закон демонтировал основы прежнего строя [8].

Данный политический ход позволял в дальнейшем провести Хуану Карлосу I политическую реформу по изменению Конституции и преобразованию Королевство Испания в демократическое государство. Внесённый в парламент проект реформы был одобрен кортесами, что казалось совершенно немыслимым. Был открыть путь к демократизации общества. Последующий после парламентского решения судьбоносный референдум также был одобрен абсолютным большинством населения Испании, что окончательно сформировало все предпосылки для мирной трансформации франкистского механизма власти, а также легитимировало короля в глазах общественности. В дополнение к этому, с целью придания правлению Хуана Карлоса I легитимной составляющей в соответствии с законами династического престолонаследия, в 1977 году прямой наследник престола, отец Хуана Карлоса I, в торжественной обстановке официально отказался от своих прав на испанский престол. Стоит отдать должное, что, имея довольно скудные политические возможности в силу действия ограничительного закона, монарху Испании удалось осуществить невозможное абсолютно законными методами. Американский социолог Самюэль Хантингтон, изучающий демократические реформы реставрированной испанской короны в своём труде «Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации», отмечал: «Широкое распространение демократии в мире, получившее начальный импульс на Пиренейском полуострове, несомненно, наиболее важный политический феномен последний трёх десятилетий XX века». [7]

Важным аспектом деятельности монарха является политика Хуана Карлоса I по примирению противостоящих друг другу на протяжении веков «левых» и «правых». Заключение соглашения между всеми партиями, представленными в парламенте, называемого «пактом Монклоа», стало кульминацией в достижении компромисса между политическими силами [9].

Именно Хуан Карлос I возродил в умах народа идеи о необходимости и важности монархии. Принятие современной на сегодняшнем этапе Конституции 1978 года абсолютным большинством голосов избирателей явился актом абсолютного доверия испанского населения монарху. Многовековой Конфликт «республика-монархия» был окончательно разрешен именно Хуаном Карлосом I. Социалисты, выступавшие за республиканскую форму правления, сместили акценты на проблему по линии «демократия-диктатура».

Небывалый для современной Европы подъём престижа и влияния монархических институтов в общественном сознании связан ещё и с тем, что король добровольно отказался от части своих властных полномочий в обновлённой Конституции Испании. Теперь король Испании выступает верховным арбитром как между народом и властью, так и между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. В соответствии с нормами Основного закона монарх инициирует народные референдумы, назначает выборы. Судебная власть действует от имени короля, хотя монарх напрямую не интегрирован ни в одну из ветвей управления государством. Основной составляющей полномочий короны, от которой добровольно освободил себя и всех последующих наследников престола Хуан Карлос I, явилось право прямого выдвижения каких-либо законодательных инициатив. Корона может лишь санкционировать исполнение тех или иных решений, принятых парламентом. Исполнительная же ветвь власти полностью отделена от короны и принадлежит исключительно испанскому правительству. Известный британский политик и историк граф Конрад Себастьян Роберт Рассел в 1997 году писал о современных институтах монархии следующее: «Монархия – это политический рефери, а не игрок, поэтому очень важно, что принцип назначения рефери отличный от принципа избрания игроков. В противном случае существовала бы опасность, что рефери начнёт подыгрывать». [12]

Важно отметить то историческое значение и уроки испанского опыта института монархии. Исторической заслугой короля реставрированной испанской монархии является тот факт, что глава государства восстановил историческую правопреемственность между конфликтующими испанскими периодами прошлого. Испанский исторический опыт доказал, что монархия  является вполне гибкой, идеологические нейтральной формой правления. Она объединяла в себе и военную диктатуру, и демократический режим. В первой половине XX века преобладала уверенность в том, что демократия может быть достигнута исключительно через демонтаж монархии. А спустя многие десятилетия испанское общество столкнулось с совершенно противоположной реальностью – демократия была организованна именно благодаря монархии, а о противоречиях между этими двумя явлениями в испанском дискурсе речи не стоит [10]. Именно реставрация современных институтов монархии в Испании позволила прервать нескончаемую цепь революций, переворотов, восстаний и гражданских войн, а сам король приобрёл в лице общества символичный характер справедливого защитника национального единства государства.

В то же время, необходимо сказать, что окончательно дискуссии на тему монархии и республики не закончены. В начале XXI века данная проблема, считавшаяся решённой, вновь приобрела актуальность. Во многом, данное явление связано с недавними негативными событиями 2014 года, в которые была вовлечена королевская династия, включая самого Хуана Карлоса I и его семью, что сильно ударило по престижу монархии. 2 июня 2014 г. председатель правительства Испании Мариано Рахой в официальном заявлении сказал, что король Хуан Карлос принял решение об отречении от престола и передаче прав на него своему сыну Филиппу VI. Через некоторое время сам Хуан Карлос подтвердил слова председателя правительства и объяснил в телеобращении к народу причины принятия такого решения. Сразу же после занятия им престола был издан указ о присвоении отцу Филиппа VI титула почетного короля Испании. Но в 2018 г. в центре общественного внимания оказался коррупционный скандал, получивший широкую огласку в СМИ. Суть скандала заключалась в том, что король Испании получил от правящих кругов Саудовской Аравии 65 миллионов евро за посредническую роль при заключении с испанской стороной сделки по строительству  дороги Мекка-Медина. Эти средства вскоре были подарены немецкой принцессе Коринне Ларсен, близкой подруге Хуана Карлоса. Против короля Испании было возбуждено расследование прокуратурой Верховного суда, однако Хуан Карлос обладает иммунитетом.  За отречением от титула короля  в 2020 г. последовал отъезд уже бывшего монарха из страны. В письме к своему сыну Хуан Карлос объясняет своё решение покинуть страну попыткой избежать ущерб престижу королевской династии вследствие широкой огласки информации о его личной жизни. После скандала по Испании прокатилась волна демонстраций с республиканскими лозунгами [1]. Демонстранты требовали упразднения института монархии, намекая на его архаику и недемократичность вследствие отсутствия избирательного механизма.

Сын Хуана Карлоса I Филипп VI к настоящему моменту уже шесть лет является монархом Королевства Испания. В первые годы правления новый монарх смог вернуть престиж и доверие к королевской династии, проведя серьезнейшие антикоррупционные меры при своём дворе. В 2015 году он заявил о добровольном урезании своей заработной платы на 20% вследствие проблем в экономике государства. Также при правлении Филиппа VI имел место политический кризис, в ходе которого победившая на выборах партия не смогла сформировать правительство вследствие нехватки мест в парламенте. Из-за политических противоречий не удалось сформировать и коалиционное правительство из нескольких партий. В 2016 году после провала переговоров между политическими силами к разрешению кризиса подключился сам король, впервые после падения режима Франциско Франко, распустившего парламент. Негативно высказался Филипп VI и о проведённом незаконно референдуме о независимости региона Каталония от Испании. В целом, говоря о правлении Филиппа VI, необходимо заметить, что монарх, обладая достаточно широкими, в сравнении с другими монархиями Европы, полномочиями, предпочитает выполнять церемониальные функции, прибегая к непосредственному управлению страной только в кризисные моменты.

 

Заключение

Подводя черту под вопросом роли института монархии в Испании, представляется возможным заключить, что, пройдя через череду социальных потрясений, испанское королевство закономерно вернулось к наиболее подходящей для него форме правления, преобразовав монархию в соответствии с современными принципами политически развитого демократического общества. Республиканская же форма правления, как показала практика испанского государства, оказалась неэффективной и во всех случаях приводила к критической поляризации общественного мнения внутри страны и невероятному росту сепаратистских настроений в связи с глубокой этнокультурной дифференциацией, итогом чего становились кровопролитие и очередная смена политического строя. Касательно вопроса монархии и республики представляет особый интерес мнение известного немецкого философа и политэкономиста Макса Вебера, выраженного им в крупнейшем труде «Хозяйство и общество» 1925 года: «Парламентская монархия исполняет ту роль, на которую президентская власть не способна. Она ограничивает у политиков жажду власти, потому что при ней Верховная власть в стране занята раз и навсегда» [13]. Опыт Испании продемонстрировал то, что корона способна подстраиваться под веяние времени, проявляя невероятную полит-идеологическую гибкость, сохраняя в глазах общества символизм политического посредника между властью и народом, возвышаясь над ними, а также выступая в роли объединителя культурно разрозненных этносов в одну нацию. Важно заметить, что сохраняется потенциал дальнейшего изучения вопроса роли монархии в испанском общественно-политическом процессе, что подтверждается возобновлением роста национального самосознания в регионах Испании и попыткой выхода одного из них из состава государства через референдум, признанный федеральным центром незаконными, а также вынужденным участием короля в разрешении данного регионального конфликта.


Список литературы

1. Андроненко И.Ф. Монархия Испании на современном этапе. Уч. пособие по общественно-политической лексике испанского языка. ДА МИД РФ. М. : 2016. 139 с.
2. Бернекер В.Л. Хуан Карлос I (с 1975 г.). Испанские короли. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 475-483.
3. Гарсия Х. Диктатура Примо де Ривера. М.: Изд-во АНСССР, 1963. С. 367.
4. Кеймен Г. Испания: дорога к империи. М.: АСТ, 2007. С. 768 .
5. Пономарева Л. В. Хуан Доносо Кортес: Из истории испанской политической мысли XIX века // Проблема испанской истории. М.: Наука, 1979. С. 342 .
6. Престон П. Франко. Биография. М.: Центрполиграф. 1999. С. 702.
7. Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации. М.: Мировая экономика и международ¬ные отношения. 1995. № 10.
8. Хенкин С.М. Становление и консолидация демократии: испанский вариант. М.: Полис. 2002.
9. Anguila R.de, Montoro R. El discurso politico de la transicion Espanola. Madrid: Centro de Investigationes sociologicas.,1984. P. 272.
10. Artola M. La monarquia de Espana. Madrid: Alianza Editorial, S. A., 1999. P. 642.
11. Bardavio J. El dilemma. Un pequeno caudillo o un gran rey. Madrid: Strips. P. 239.
12. Conrad Russel. The Fall of the British Monarchies. London, 1995. P. 550.
13. Weber Max. Wirtschaft und Gesellschaft, Grundriss der verstehenden Soziologie. Tubingen: J.C.D. Mohr, 1972.

Расскажите о нас своим друзьям: