Культура

УДК 028

Дата публикации 05.03.2024

Буктрейлер как рупор привлечения читательского интереса

Тароева Юлия Артемовна
магистр кафедры коммуникационного дизайна, Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова, г. Новосибирск, taroeva.yu@gmail.com

Аннотация: В статье рассказывается о значимости буктрейлера в повышении заинтересованности людей к чтению. Будет поставлена информация о знакомстве с понятием буктрейлер и этапами по его созданию. Выделены риски и возможные трудности в момент работы по созданию буктрейлера. Автор устанавливает причины непопулярности книжных роликов к периодическим изданиям и на основании разбора демонстрирует содержащиеся в них возможности.
Ключевые слова: буктрейлер, периодическое издание, цифровизация, видеоролик, книга, мультимедиа, книгочтение, реклама.

Booktrailer as a mouthpiece for attracting reader interest

Taroeva Yulia Artemovna
Master of the Department of Communication Design, Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts named after A.D. Kryachkov, Russia, Novosibirsk

Abstract: The article describes the importance of the booktrailer in increasing people's interest in reading. Information will be provided on familiarization with the concept of booktrailer and the stages of its creation. The risks and possible difficulties at the time of work on the creation of the booktrailer are highlighted. The author establishes the reasons for the unpopularity of book clips for periodicals and, based on the analysis, demonstrates the possibilities contained in them.
Keywords: booktrailer, periodical, digitalization, video, book, multimedia, book reading, advertising.


Введение
В современном обществе трансформировалось не только отношение к книге, но и способы общения с ней: она стала звучать в наушниках, приобрела электронный формат. Книга перестает функционировать в той форме, в какой она привычна, соответственно, и методы привлечения к чтению, также меняются. Одним из недавно проявившихся и приковывающих внимание видов стал буктрейлер – мини-экранизация книги, – пришедший в Россию из США в 2011 году. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. А одним из средств развития интереса к чтению является буктрейлер.

Вообще, буктрейлеры создаются как к художественным текстам (это основной массив подобных видеороликов), так и к нехудожественной литературе. Так, предметом интереса в последнем случае становятся учебная литература, справочные издания, литературоведческие исследования, документально-историческая литература, экономическая литература. Иногда буктрейлер снимается даже не к какой-либо книге, а к событию, мероприятию.

История появления буктрейлеров.

Первые буктрейлеры, созданные в 1986 году, были простыми слайд-шоу иллюстраций с подписями, напоминающими диафильмы, в которых были изображены главные моменты истории, сказки или мультфильма.

История буктрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике они были показаны впервые на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Рекламный ролик был создан для продвижения книги Кристин Фихан «Темная симфония», рассказывающей историю о вампирах. С 2005 года создание буктрейлеров стало популярным благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и других) и социальных сетей. В Европе буктрейлеры стали самостоятельным искусством.

В России одним из первых буктрейлеров стал ролик для книги Алексея Маврина «Псоглавцы». Это был своеобразный короткометражный фильм. Традиционная реклама книги не принесла желаемого успеха, поэтому издатели решили создать буктрейлер, и это значительно увеличило продажи произведения.

Классификация буктрейлеров.

На данный момент не существует общепринятых требований к буктрейлерам, включая и их продолжительность. В англоязычном блоге, посвященном буктрейлерам, говорится, что ролик должен быть длительностью до полторы минуты, а в России средняя продолжительность буктрейлеров составляет от одной до трёх минут.

Ролик по книге может быть различным по визуальному воплощению текста. Они могут быть:

1) игровыми (мини-фильм по книге);

2) неигровыми (состоящими из слайдов с цитатами, иллюстрациями, рисунками, фотографиями и т. д.);

3) анимационными (мультфильм по книге).

Буктрейлеры также могут быть классифицированы по содержанию, включая повествовательные, целью которых является презентация сюжета произведения и привлечение внимания потенциального читателя.

Основной задачей ролика по книге является не только его реклама, н и создание доверия и интереса потенциальных читателей.

Влияния буктрейлеров на повышение интереса к книге.

Буктрейлер становится эффективным инструментом коммуникации и маркетинга, если он грамотно встраиваться в общую стратегию организации. Буктрейлеры могут быть созданы как издательством с рекламной целью, так и фанатами, чтобы поделиться своими впечатлениями по любимой и значимой книги.

Таким образом, буктрейлер становится активно развивающимся рекламным инструментом со своими особенностями и тонкостями. Это может быть видеоролик, созданный издательством с непосредственно рекламной целью или созданный фанатомчитателем, чтобы увековечить свои яркие впечатления от любимой и значимой книги.

Буктрейлеры имеют различные классификации и их специфика определяется также авторством, так как цели, преследуемые видеороликами, могут значительно различаться. Одними из основных ошибок, совершаемых при создании буктрейлера, являются затянутость видео и неуспешное продвижение уже созданного ролика, что негативно сказывается на их эффективности в качестве рекламного интсрумента.

В целом, буктрейлер — уникальный феномен, позволяющий передать атмосферу, интригу и настроение книги с помощью видео. Он может заинтересовать даже тех, кто больше предпочитает электронную версию книги и не читает бумажное издание.

Особенности создания буктрейлера

  1. Средняя длительность ролика составляет от 1 до 3 минут. Важно придерживаться этого временного отрезка, чтобы избежать переутомления зрителей и снижения их интереса к ролику.
  2. Ролик должен иметь единую стилистическую базу, в которой все использованные иллюстрации и видеоряд будут гармонично сочетаться. Музыка, выбранная для ролика, также должна соответствовать его общему настроению. Например, яркие фэнтези картинки вряд ли будут сочетаться с классической музыкой.
  3. Ролик должен привлекать и интриговать зрителей. Для этого важно передать общий настрой ролика и использовать захватывающие выдержки из произведения без пересказа сюжетной линии.
  4. Аудиотрек должен быть чистым и ровным, без шумовых эффектов, а уровень громкости всегда постоянным. Материалы, используемые в ролике (иллюстрации, видео и т.д.) должны быть высокого качества.
  5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным. Важно помнить, что данный информационный продукт создается прежде всего для потенциального читателя, поэтому нужно избегать излишней сложности.
  6. При создании ролика важно учитывать требования авторского права. Если вы используете чужие материалы (видеоматериалы, аудиоматериалы, иллюстрации), то убедитесь, что они находятся в свободном доступе. В заключительных титрах необходимо указать, что  все права на использованные материалы принадлежат их правообладателям и указать владельца и источник (фильм, песню), отметив, что материалы использованы в ознакомительных целях.

Этапы создания буктрейлера

Этап 1. Выбор книги для рекламы.

Автор буктрейлера должен быть хорошо знаком с текстом произведения.

1) Требуется выбрать основной контингент возраста читателя.

2) Произведение должно быть интересным также и для меня, иначе не получится искренне заинтересовать других.

3) Произведение должно быть интересным для читателя.

Обозначьте задачи: на что бы вы хотели обратить внимание потенциального читателя, который посмотрит ролик, какие эмоции спровоцирует, чем заинтригует.

Этап 2: Создание сценария к буктрейлеру.

Продумывается сюжет и написание текст. Сюжет - это основа видеоролика. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы непременно читателю захотелось узнать, что же будет дальше.

Этап 3: Подбор материалов для видеоряда.

Это включает в себя картинки и иллюстрации из книги, свое видео, а также поиск видеоматериалов в интернете. При использовании кадров из экранизаций нужно быть аккуратным, так как реклама должна быть связана с книгой, а не фильмом по ней.

Этап 4: Видеомонтаж.

Выбор программы для работы с видеороликом.

Этап 5: Экспертиза.

Просмотр и, при необходимости, внесение исправлений в буктрейлер.

Где могут применяться буктрейлеры

1. В рекламе книжных новинок.

С помощью рекламного ролика, демонстрируемого, например перед началом мероприятия, в паузах на мероприятиях, на сайте библиотеки или на странице социальной сети, можно вызвать интерес к книге и привлечь к чтению.

2. Визуальный ряд для мероприятия.

Буктрейлеры могут использоваться в программе мероприятий, посвященных авторам или конкретным книгам.

3. Участие в конкурсах.

Презентация буктрейлеров на различных конкурсах, организуемых бибиотеками и другими учреждениями или организациями.

4. Привлечение посещаемости в читательский магазин или соц. сети.

Чтобы реклама книги начала работать, необходимо распространить буктрейлер. Читатели могут делиться друг с другом видеороликами, репостами в социальных сетях и т.д. Это повышает интерес к магазину, появляется желание найти больше информации, в результате чего происходят переходы на официальный сайт и, как следствие, растет узнаваемость бренда магазина.

Заключение

Буктрейлер до сих пор не становится объектом научного интереса. В открытых источниках выкладываются рекомендации, в которых описывается создание буктрейлера, но сущность нового жанра, его трансформация к отечественной литературной ментальности и мультмедийной среде не изучается.

В данный момент превалирующее число буктрейлеров в России изготавливается любителями (к этому способствуют конкурсы) и библиотеками, чаще всего провинциальными, но есть ролики, снятые издательствами (например, это широко практиковалось издательством «Эксмо»).

В итоге, несмотря на то, что популярность к настоящему моменту буктрейлеров к периодическим изданиям не высока, можно говорить о выделении характерных черт такого рода видеороликов. Это прежде всего превалирование познавательного элемента и постановочности, атмосферные буктрейлеры могут сформировать свои цели исключительно в начале существования издания. Но все-таки более гармоничными в этом отношении рассматриваются буктрейлеры, преследующие конкретную коммуникативную цель – рассказать о новом издании, сообщить читателю основные проблемы, к которым планируется обращаться. Для литературно-художественных журналов буктрейлеры, представляющие литературные новинки номера, могут стать символическим видеосопровождением. Нереализованность в конкурсных номинациях такого вида роликов характеризует о сложностях видеовоплощения продолжительного во времени проекта, в отличие от книги, которая является одновременно написанным и завершенным артефактом.

Правильная ссылка на статью
Тароева Ю.А. Буктрейлер как рупор привлечения читательского интереса // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2024. № 01 (14). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/buktrejler-kak-rupor-privlecheniya-chitatelskogo-interesa.html (Дата обращения: 05.03.2024)

Список литературы

1. Буктрейлер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Буктрейлер (дата обращения: 07.04.2023).
2. Буктрейлеры - современный способ продвижения книг в библиотеках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html (дата обращения: 07.04.2023).
3. Гудков, Н. Буктрейлер: методика создания // Библиополе. - 2014.- №10. – С. 22- 25.
4. Лисовская Т.А. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке: методические рекомендации // Библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова– Петрозаводск: ДЮБ РК, 2014. – С. 16.
5. Лисовская Т.А. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке.
6. Мастер-класс «Как создать буктрейлер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nb-notabene.blogspot.ru/p/blog-page_61.html (дата обращения: 07.04.2023).
7. Н. Сипель. Буктрейлер: как создать? // Современная библиотека. – 2014. – №7 (47). – С. 18-23.
8. Полозова Т.Д. Всем лучшем во мне я обязан книгам. – М., «Просвещение», 1990 г.
9. Щербинина Ю. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России // Журнал Вопросы литературы, №3, 2012 г.

Расскажите о нас своим друзьям: