Исскуство

УДК 7.032

Дата публикации 31.03.2024

Анализ влияния искусства Древней Греции на современный дизайн интерьеров, архитектуры и моды

Цеквава Даниил Андреевич
Студент кафедры архитектуры, реставрации и дизайна, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва, E-mail: 1032191184@pfur.com
Научный руководитель Соловьева Анна Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент, Руководитель направления «Дизайн архитектурной среды», «Параметрический дизайн в архитектурной среде», РФ, г. Москва, E-mail: solovyeva_anv@rudn.ru

Аннотация: Древнегреческая культура оказала огромное влияние на современный дизайн интерьеров, архитектуру и моду. В Древней Греции были созданы первые образцы классической архитектуры, которые до сих пор являются эталоном для многих дизайнеров и архитекторов. Целью статьи является изучения влияния греческого стиля и философии на современный дизайн интерьера, а также архитектурные решения и моду. В статье приведены примеры влияния греческой культуры и искусства. Задачами исследования являются изучение влияния греческой архитектуры на дизайн современных сооружений; а также изучение влияния греческой философии на формирование архитектурных и модных тенденций в современном искусстве, моде и дизайне. Методом исследования является анализ научной литературы и сравнительный анализ объектов искусства и архитектуры. В качестве вывода автор указывает на фундаментальность античной культуры и искусства в контексте его влияния на современный дизайн.
Ключевые слова: дизайн, архитектура Древней Греции, искусство, стиль, архитектура.

Analysis of the influence of Ancient Greek art on modern interior design, architecture and fashion

Tsekvava Daniil Andreevich
Student of the Department of Architecture, Restoration and Design, Peoples' Friendship University, Russia, Moscow
Scientific adviser Solovyova Anna Viktorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department "Design of the architectural environment", "Parametric design in the architectural environment", Russia, Moscow

Abstract: Ancient Greek culture had a huge impact on modern interior design, architecture and fashion. In Ancient Greece, the first examples of classical architecture were created, which are still the standard for many designers and architects. The purpose of the article is to study the influence of Greek style and philosophy on modern interior design, as well as architectural solutions and fashion. The article provides examples of the influence of Greek culture and art. The objectives of the study are to study the influence of Greek architecture on the design of modern buildings; as well as studying the influence of Greek philosophy on the formation of architectural and fashion trends in contemporary art, fashion and design. The research method is the analysis of scientific literature and comparative analysis of objects of art and architecture. As a conclusion, the author points to the fundamental nature of ancient culture and art in the context of its influence on modern design.
Keywords: design, architecture of Ancient Greece, art, style, architecture.


Введение. Древняя Греция оказала значительное влияние на современный дизайн интерьеров, архитектуру и моду. Ее архитектура, философия и искусство стали основой для развития современных тенденций. Например, античная греческая архитектура вдохновляет современные проекты, а философские школы Греции стали основой для современной цивилизации. Мода Древней Греции также оказывает влияние на современные модные тенденции, причем мода всегда опережает искусство и архитектуру.

Основная часть.

Архитектура. Восприятие пространства в древней Греции определенно хаотично и системно одновременно. Греки задавали вопросы о Логосе, о том, где заканчивается познание человека, способен ли он познавать природу, есть ли небытие за пределами его собственного мира, реален ли мысленный образ, что есть идеал и гармония, в чем проявляется божественное начало. Поиски идеальной гармонии в идеальном пространстве [7, с. 43-67].

Это заметно на современном примере московского метро, и именно станция «Охотный ряд» (рис. 1). Это самая грандиозная по габаритам станция глубокого заложения в мире. Авторы проекта – архитекторы Ю.А. Ревковский, Н.Г. Боров, Г.С. Замский стремились создать иллюзию легкости восприятия зала. Своды зала опираются на массивные пилоны, выполненные в виде сдвоенных многогранных колонн. В центре зала стоял ряд торшеров, которые ярким светом освещали потолок, создавая ощущение высоты и легкости [4, с. 73-77].

 

Рис.1. Станция «Охотный ряд» московского метрополитена. Ю.А. Ревковский, Н.Г. Боров, Г.С. Замский. 1935 г.
Ресурс: http://fotokto.ru/photo/view/5270262.html

 

Одним из наиболее известных элементов древнегреческой архитектуры является колонна. Колонны использовались для поддержки крыши здания и были украшены различными орнаментами. В современном дизайне интерьеров колонны часто используются для создания эффекта роскоши и элегантности.

Так, например, Казанский собор в Петербурге является синтезом архитектуры и скульптуры, хотя православная церковь отвергает религиозное поклонение скульптурным изображениям. Этот храм сочетает в себе формы базиликального (чисто римского) и крестово-купольного храма, подражая храмам Римской империи. В плане Казанский собор представляет собой латинский крест (рис. 2).

Рис.2. Казанский собор. Планировка
Ресурс: https://www.tart-aria.info/pokazanija-skeletov-iz-shkafa-peterburga/

 

Другим важным элементом древнегреческой архитектуры является портик – открытая галерея с колоннами. Портики использовались для защиты от солнца и дождя, а также для создания пространства для отдыха. В современном дизайне интерьеров портики часто используются для создания уютных зон отдыха.

На том же примере с Казанским собором мы наблюдаем этот вариант. К Невскому проспекту обращён боковой северный фасад собора, к которому примыкает грандиозная полукруглая колоннада коринфского ордера из 96 колонн, поставленных в 4 ряда, с 6 колонным портиком в центре.

Античные сооружения и планировка оказали влияние на дизайн современных театров. Большой театр в Москве красочно иллюстрирует влияние греческого архитектурного дизайна (рис. 3).

Рис.3. Большой Театр в Москве
Ресурс: https://triptonkosti.ru/4-kartinki/bolshoj-teatr-v-moskve-kartinki-foto.html

 

Другим важным элементом стал амфитеатр, который является основой любого современного театра или дворца культуры. За счет полукруглой формы зрительских мест становится доступным обозрение сцены – так в древности греки рассаживались на каменных выступах, чтобы наблюдать за театральной постановкой актеров.

Влияние античности прослеживается и в используемых материалах. Самым распространенным облицовочным камнем московского метрополитена стал мрамор, классический для античности материал. Свое имя мрамор получил от греческого «Мраморос» – блестящий. В Греции, которая стала колыбелью античной цивилизации, находились самые знаменитые месторождения лучших сортов этой породы. Каждый пилон станции, облицованный красным мрамором и расчлененный в центре глубокой гранитной нишей, может интерпретироваться как образ триумфальной арки [4, с. 73-77].

Влияние оказала и философия. Так, концепция об идеальном городе, заложенная Платоном, была задумана как утопическая доктрина в сфере социальных теорий и архитектурных моделей [1, с. 1311]. По мнению философа, это идеально организованное пространство как в социальном, так и в архитектурном плане. Идеальный город в современной архитектуре представляет собой концепцию, которая эволюционировала от утопических идей к более реалистичным проектам. Современные концепции идеального города описывают возможности его реализации точно и исчерпывающе. Исторически, идеи идеальных городов претерпели трансформацию, переходя от утопических представлений к практическим городам будущего. Примером попытки реализации концепции "идеального города" служит Чандигарх в Индии, который стал новой столицей Пенджаба в 1950-1960 годах (рис. 4). Современная архитектура характеризуется экспериментами, смешением стилей, отходом от традиций и разрушением стереотипов [5, с. 225].

Рис.4. Город Чандигарх в Индии
Ресурс: https://ireoworld.wordpress.com/2010/07/08/ireo-waterfront-the-town-that-proves-international-is-no-longer-foreign/aerial/

 

Необычный проект был представлен австралийскими архитекторами, в котором с целью экономии территории г. Мельбурн развивается не по горизонтали, а по вертикали. Поэтому предлагается соответствующее передвижение: под землей и в воздухе. Сверху планируется возвести прозрачную конструкцию для сбора солнечной энергии [3, с. 150-153].

Данные идеи перерастали в проекты «идеальных городов», являющиеся, по сути, моделями оптимальной организации городской структуры с точки зрения логичного функционального зонирования, транспортной организации связей между районами, экономики, экологии и, конечно, математики [2, с. 72].

Мода. В древней Греции были созданы первые образцы моды. Женщины носили длинные платья с глубоким вырезом, а мужчины – тоги. Эти элементы одежды до сих пор используются в современной моде. В одежде греки были минималистами и ценили превыше всего простоту и гармонию линий. Женское платье, пусть даже выходное или свадебное, представляло собой кусок материи, повязанный вокруг тела и скрепленный застежками. Эстетическая красота этого наряда была заложена в каскаде драпировок, которые мягко ниспадали и образовывали струящийся силуэт. Образ той греческой тоги, которую, кстати, носили и мужчины, волнует мысли дизайнеров до сих пор.

Мода на плиссированные юбки появилась впервые лишь в XX веке, но и здесь сказалось греческое влияние: делать красивые и ровные вертикальные складки на одежде научились еще в IV веке до нашей эры в Древней Греции. Утюг в сегодняшнем его виде тогда еще не был изобретен, и плиссировка на одежде делалась с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку.

Одним из самых известных примеров является дизайнер Мэри Катранцу, которая часто использует драпировку, плиссировку и оборки в своих работах. Многие другие бренды также экспериментируют с греческим стилем, создавая уникальные и изысканные коллекции.

Одежда, как одно из направлений декоративно-прикладного искусства, тоже стала объектом для применения архитектурных приемов и стилей, диктуя модные тенденции своего времени. Так в 2014 году модный дом Dolce & Gabbana представил широкой публике мужскую и женскую коллекции с принтами древнегреческой архитектуры – храмов и колонн с волютами (рис. 5).

Рис.5. Античные тенденции в современной моде
Ресурс: https://fashioninsider.ru/fashion/pokaz-sanel-vesna-leto-2020-cto-budet-v-trende-modnaa-odezda-foto-kollekcij.html

 

Древнегреческое зодчество подвигло и модный дом Chanel на создание коллекции весна 2018, где были декорированы, например, каблуки витиеватыми завитками, похожими на волюты античных колонн. А подиум превратился в самую настоящую Древнюю Грецию.

Интерьеры. Одним из часто стилизуемых конструктивных элементов, перенятых от Античности, является ордер. Примером современной интерпретации ордера в средовом дизайне можно считать творчество Михаила Филиппова, которого считают «наследником» Античности, а его работы – московским неоклассицизмом петербуржской школы. Объединяя интерьеры с парковыми и экстерьерными пространствами, он пропитывает их градостроительными мотивами. Архитектор скрупулезно прорабатывает ордерный декор, который является одним из признаков дизайна. Интерьерные работы Филиппова насыщены античными орнаментами, колоннадами, ордером, арками, крестовыми сводами. Основная философская тема, присущая творчеству Филиппова, – идея преодоления, разомкнутости «границ» вовне.

Один из наиболее ярких проектов автора – ресторан «Греческая смоковница», а также проекты московских частных квартир. Интерьер ресторана «Греческая смоковница» оформлен в виде развалин (рис. 6). Снаружи интерьер украшен античным декором. Спускаясь вниз по лестнице, посетитель попадает в пространство, центром которого является ротонда. Ресторан ассоциативно напоминает греческий храм с наосом и целлой, находящейся посреди помещения.

Рис.6. Интерьер ресторана «Греческая смоковница»
Ресурс: https://salon.ru/article/grecheskaya-smokovnica-55

 

Интерьер Михаила Филиппова спроектирован достаточно гармонично: зеркала, декорирующие пространство, превратили его из прямоугольного в круглый, привнеся в пространство иллюзию вековой древности и неразгаданных тайн. Планировка отличается симметрией: каменные своды, арки и толики расположены вокруг центра – ротонды. Театральность придают материалы, выбранные архитектором для отделки: искусственный и натуральный камень, дерево.

Античные стилеобразующие элементы архитектуры будущего мастерски воплощены в интерьере другого проекта – «квартире на четырнадцатом этаже». Филиппов экспериментирует с классикой, создавая свой стиль, творчески осмысливая наследие античного прошлого и трансформируя его в собственной архитектурной практике. Но этот проект, в отличие от общественного интерьера ресторана «Греческая смоковница», лишен театрализации пространства. Интерьер квартиры – пример комфортной жизни в античных руинах, в которой звучит мотив «атриума» – любимый в творчестве Михаила [6, с. 497-499]. Внешние стены убраны, и их заменяет сплошное остекление.

Важным заимствованием античного стиля в современных интерьерах являются ниши. Именно из Древней Греции происходит выражение «Вернуться в родные пенаты», однако верно звучание «Вернуться к родным Пенатам». Выражение, ныне трактующееся как возвращение в отчий дом или свое любимое жилище изначально означало прийти к богам своим.

Статуэтки богов или Пенаты располагались, как правило, на каминной полке в углублении. Ниша в современном интерьере может быть декоративной, стать геометрическим решением в создании освещения или нести практическую пользу. Так в небольшом вертикально ориентированном портале может быть выставлен антиквариат, встроен книжный шкаф или находится небольшой комод. Обыграть как нишу можно альков, где будет размещена кровать, рабочая или гостиная зона.

 

Заключение. Таким образом, древнегреческая культура оказала огромное влияние на современный дизайн интерьеров, архитектуру и моду. Элементы древнегреческой архитектуры и скульптуры до сих пор используются для создания эффекта роскоши и элегантности, а элементы древнегреческой моды до сих пор используются в современной моде.

В заключение своего исследования хотелось бы в очередной раз подчеркнуть фундаментальность античной культуры и искусства. Они стали отправной точкой в развитии творческих сфер человечества. Элементы античного стиля и эстетики можно увидеть в модных трендах и дизайне одежды.

В целом, античное искусство и культура оказали глубокое влияние на современность во всех ее проявлениях. Они стали неотъемлемой частью нашего наследия и продолжают вдохновлять и влиять на нас в настоящее время.

 

Правильная ссылка на статью
Цеквава Д.А. Анализ влияния искусства Древней Греции на современный дизайн интерьеров, архитектуры и моды // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: История, культура и искусство. 2024. № 01 (14). Режим доступа: https://scipress.ru/fai/articles/analiz-vliyaniya-iskusstva-drevnej-gretsii-na-sovremennyj-dizajn-intererov-arkhitektury-i-mody.html (Дата обращения: 31.03.2024)

Список литературы

1. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе / Платон. - М.: Изд-во «Альфа-КНИГА», 2013. - 1311 с.
2. Витюк Е.Ю. В поисках идеального города. https://cyberleninka.ru/article/n/v-poiskah-idealnogo-goroda?ysclid=lto72tbj81280446855 (дата обращения: 12.03.2024).
3. Тапалчинова, Д. Н. Идеальные города прошлого и будущего / Д. Н. Тапалчинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 150-153. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59361/ (дата обращения: 12.03.2024).
4. Касаткин Г.С. Подземные дворцы. К 75-летию Московского метрополитена // Железнодорожный транспорт. 2010. № 5. С. 73-77.
5. Aloyants E. Концепция «идеального города» и попытка ее реализации в Индии в 1950-1960 гг. (на примере Чандигарха). https://www.academia.edu/ (дата обращения: 12.03.2024).
6. Заяц, Т.М. Проблемы интерпретации греческой архитектуры в средовом дизайне / Т.М. Заяц. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 497-499. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33488/ (дата обращения: 12.03.2024).
7. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. 'История градостроительного искусства. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. Том первый - Москва: Стройиздат, 1979 - с.496.

Расскажите о нас своим друзьям: