Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №1 (1) Май, 2017

УДК 331.08

Дата публикации 31.05.2017

Нематериальная мотивация как метод успешного управления персоналом

Колесов Михаил Иванович
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), РФ, г. Нижний Новгород

Аннотация: В статье рассматриваются такие категории как «мотивация» и «нематериальное стимулирование персонала». Приведены понятия и анализ факторов материальной и нематериальной мотивации сотрудников.
Ключевые слова: стимулирование, мотивация, нематериальная мотивация, персонал, работа

Non-material motivation as a method of successful personnel management

Kolesov Mikhail Ivanovich
National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky (UNN), Russian Federation, Nizhny Novgorod

Abstract: The article considers such categories as "motivation" and "non-material incentives for personnel". The concepts and analysis of factors of material and non-material motivation of employees are given.
Keywords: Stimulation, motivation, non-material motivation, personnel, work

В последние годы многие компании для эффективной работы своего персонала осваивают все новые способы мотивационного стимулирования. В ход идут не только классическое экономическое мотивирование в виде окладов, денежных бонусов и высоких зарплат, но и нематериальные способы стимулирования. К таким способам относят организационные и морально-психологические меры.

В настоящее время мотивация трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение человека, в другом как совокупность мотивов, в третьем как побуждение, вызывающее активность индивида и определяющее направленность этой активности. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение к деятельности [1, с. 7].

Работников следует стимулировать по промежуточным достижениям, не дожидаясь завершения всей работы, так как большие успехи труднодостижимы и сравнительно редки. Поэтому положительную мотивацию желательно использовать через не слишком большие интервалы времени. Но для этого общее задание должно быть разделено и спланировано по этапам с таким расчетом, чтобы каждому из них могла быть дана адекватная оценка и должное вознаграждение, соответствующее объему реально выполненной работы. Важно дать работникам почувствовать себя уверенно, поскольку того требует внутренняя потребность в самоутверждении. Как правило, крупные награды, редко кому достающиеся, вызывают зависть, а небольшие и частые – удовлетворение. Без серьезных оснований не следует постоянно выделять кого-либо из сотрудников, иной раз этого не следует делать ради сохранения коллектива.

Согласно исследованием компании Kelly, занимающимся поиском и подбором работников [2]. Большая часть россиян, а именно (64%), на 8% меньше, чем в прошлом году от всех опрошенных главным мотивирующим фактором считают – уровень оплаты труда (рис.1). Другими важными факторами работники выделили – масштабные задачи (40%), комфортная атмосфера (36%), карьерный рост (33%), официальное трудоустройство (31%), профессионализм коллег (19%), репутацию компании, возможность обучения и работы над зарубежными проектами (по 16%). Менее популярными факторами стали – наличие гибкого графика (15%), удобное местоположение офиса (8%) и отсутствие переработок (3%).

Рисунок 1. Факторы, мотивирующие сотрудников в работе

Таким образом согласно исследованию, большинство россиян при трудоустройстве на работу важно материальное стимулирование по сравнению с другими. Но из года в год этот фактор уменьшается, исходя из чего можно предположить, что работникам все больше интересно не только материальная составляющая, но и нематериальные бонусы.

Так, среди дополнительных нематериальных стимулов большинство работников выделяют – добровольное медицинское страхование (ДМС) – (67%) и (55%) корпоративное обучение (рис.2). Другими немаловажными факторами оказались – мед. страховка для членов семьи (33%), компенсация питания (25%), льготные программы кредитования (17%) и оплата мобильной связи (16%). Менее популярными факторами стали – корпоративные мероприятия (15%), опционные программы (13%), пенсионные программы (9%), и страхование жизни (6%).

Рисунок 2. Нематериальные факторы, мотивирующие сотрудников

Согласно анализу нематериальных стимулов, большинство россиян выбирают для трудоустройства компании где есть корпоративное обучение и ДМС. Остальным важно, чтобы медицинская страховка распространялась на их членов семьи, была оплата питания, транспортных расходов и мобильной связи и лишь не многим важны пенсионные программы и страхование жизни сотрудника от несчастных случаев.

Для каждой компании должны быть разработана своя система нематериального стимулирования, которая бы учитывала специфику ее производственной деятельности и корпоративной культуры. В тоже время HR-менеджеры должны контролировать общее состояние дел в организации и выявлять имеющиеся проблемы, которые мешают работникам успешно осуществлять свою трудовую деятельность. Посредством бесед с увольняющимися сотрудниками попытаться определить причины их неудовлетворенности [3].

Для определения наиболее эффективных способов нематериального стимулирования на предприятии следует организовать проведение анкетирования персонала. Специалисты службы по персоналу, основываясь на результатах этих исследований, должны совместно с линейными руководителями осуществить разработку локального нормативного документа (положения о нематериальной мотивации) и согласовать его с первым лицом компании. Наличие данного положения, которое учитывает существующие на предприятии реалии, позволит создать оптимальную систему нематериальной мотивации.


Список литературы

1. Трапицын С.Ю. Мотивация персонала в современной организации. Учебное пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2015. – 240 с.
2. Kelly. Персонал и аутсорсинг. У нас есть решение! [Электронный ресурс]: Мотивация персонала 2016: HR бренд способен привлечь лучшие кадры. Электрон, дан. [М., 2016]. Режим доступа: http://www.kellyservices.ru/RU/Business-Services/Business-Resource-Center/Workforce-Trends/Movation-2016/?hid=C
3. Директор по персоналу [Электронный ресурс]: Нематериальная мотивация: какие эффективные стимулы использовать? Электрон, дан. [М., 2016]. Режим доступа: https://www.hr-director.ru/article/63120-red-w8-nematerialnaya-motivatsiya

Расскажите о нас своим друзьям: