Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №02 (16) Март-Апрель 2020

УДК 338.486

Дата публикации 23.04.2020

Молодёжь Японии как потребитель туристских услуг регионов России

Миронова Анастасия Романовна
Магистрант, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация: Статья содержит результаты социологического исследования, выявляющие портрет японского туриста и его заинтересованность в путешествии в Россию. Исследование показывает предпочтения японского туриста в путешествиях, какие направления вызывают интерес, а также, что препятствует туризму в Россию. В заключении приводятся предложения для привлечения туристов из Японии в Россию.
Ключевые слова: Япония, развитие туризма, перспектива туризма в Россию, туристский интерес, социологический опрос, исследование туристского потенциала, отношения России и Японии

Japanese youth as consumers of tourist services in Russian regions

Mironova Anastasija Romanovna
Master's student, Saint Petersburg state Institute of culture, Saint Petersburg, Russia

Abstract: The article contains the results of a sociological study that reveals the portrait of a Japanese tourist and his interest in traveling to Russia. The study shows the preferences of Japanese tourists in travel, which destinations are of interest, and what hinders tourism to Russia. In conclusion, there are suggestions for attracting tourists from Japan to Russia.
Keywords: Japan, tourism development, tourism prospects to Russia, tourist interest, sociological survey, research of tourism potential, relations between Russia and Japan

Правильная ссылка на статью
Миронова А.Р. Молодежь Японии как потребители туристских услуг регионов России / Экономика и общество: международный научно-практический журнал. 2020. № 02 (16). Режим доступа: https://scipress.ru/economy/articles/molodyozh-yaponii-kak-potrebitel-turistskikh-uslug-regionov-rossii.html (Дата обращения: 23.04.2020)

Данная статья содержит результаты социологического исследования, посвященного изучению молодежи Японии и ее заинтересованности в путешествии в Россию. Исследование направлено на определение общей характеристики японского туриста, интересующих его направлений в других странах и в России, и на выявление факторов, препятствующих поездке. Большая часть анкет была роздана в кампусе университета София в Токио и префектурального университета в Ниигата, Японии. Сроки исследования с 10 января по 9 февраля 2019 года.

В 2018 году в России проходил Чемпионат мира по футболу, который посетили более 3 миллионов иностранных граждан, из них 10000 жителей Японии. Ожидается рост заинтересованности иностранцев в путешествии в Россию на протяжении следующих 2-3 лет. Количество японских туристов, посетивших Россию в 2017 году составило 102 тысячи человек, что выше показателя за 2016 год на 20, 52 тысячи человек. Также на фоне улучшения взаимоотношений между Россией и Японией, прогнозируется заинтересованность японцев в путешествии в Россию. По словам руководителя Федерального агентства по туризму Олега Сафонова: «ключевой задачей на ближайшую перспективу является расширение географии путешествий японских граждан по России и спектра туристических предложений для гостей из Японии». [2]

В связи с ростом заинтересованности японских туристов в путешествии в Россию, изучение факторов, влияющих на рост этого показателя на данный момент становится актуальным. Целью данной статьи является выявление предпочтений японских туристов. Задачей данной статьи является анализ данных, собранных путем социологического опроса.

Было проведено социологическое исследование, выявляющее заинтересованность японцев в путешествии в Россию.

Цели исследования:

-Выяснить, заинтересованы ли японцы в путешествии в Россию

-Какие регионы России они хотели бы посетить

-Что препятствует путешествию в Россию

Предполагаемые результаты:

Предполагается, что граждане Японии заинтересованы в туризме в Россию, наиболее интересующие их регионы – Москва, Санкт-Петербург и Владивосток. Основные факторы, останавливающие японцев от путешествия в Россию: недостаточный уровень сервиса, сложность получения визы, небольшие отпуска и долгие перелеты.  Ожидается, что в основном задумываются о поездке в Россию студенты (18-23 года) и люди, достигшие пенсионного возраста (старше 60 лет). Также прогнозируется заинтересованность в путешествии в Санкт-Петербург и значительная меньшая заинтересованность в поездке в Ленинградскую область, исключая Санкт-Петербург.

Во время исследования было опрошено 1870 человек: 1110 женщин (59,4%) и 760 мужчин (40,6%). Большая часть опрошенных была младше 25 лет - 75,9%, лишь 20,9% опрошенных были офисными сотрудниками. Большинство студентов, участвующих в опросе, подрабатывали, таким образом, имели деньги на оплату туристских поездок.

В результате исследования выяснилось, что большинство опрошенных путешествуют меньше одного раза в год (37,4%), чуть меньшая часть (27,8%) путешествует в среднем раз в год, остальные опрошенные путешествуют более двух раз в год. Из чего можно сделать вывод, что средний показатель для опрошенных – путешествие с частотой один раз в год.

Большинство (69%) участников опроса предпочитают путешествовать в группе, лишь 31% опрошенных обычно путешествуют одни.

Виды туризма, которым опрошенные японцы отдают предпочтение – культурно-познавательный (39,6%), экологический (29,4%), пляжный (20,9%), лишь 2,7% ответили «событийный туризм». Также среди целей туризма были отмечены: гастрономический туризм, посещение родственников и друзей.

Большинство опрошенных предпочитают заграничные туры (64,2%) турам по Японии. Как и ожидалось, большинство японцев путешествуют не более семи дней (60,4%).

Чаще всего опрошенные ездят в путешествие в Америку (16,6%), Китай (10,2%), Испанию (9,6%) и другие страны, в том числе в Россию (6,4%). Также среди посещаемых стран были отмечены Вьетнам, Сингапур, а также страны Европы.

Большинство участников опроса (68,4%) не путешествовали в Россию. Среди тех, кто ответил «Да», большинство опрошенных посещали более одного города.

Опрашиваемые отмечали трудности, которые мешают им поехать в Россию, среди них: далекое расстояние (16,6%), нехватка дней отпуска (13,4%), высокая стоимость (11,2%). Относительно малый процент опрошенных выявил как трудность отсутствие туристских предложений (8,6%). Оставшиеся опрошенные отмечают сложность получения визы (4,3%), незнание русского языка и алфавита (4.8%), никогда не задумывались о путешествии в Россию (4,8%).

Наиболее благоприятным сезоном для посещения России опрошенные считают лето – 64,2%.

При планировании поездки в Россию большинство (39%) опрошенных готовы потратить на путешествие от 50 до 100 тысяч рублей (86 000 – 172 000 йен) и 38% опрошенных готовы потратить от 100 до 150 тысяч рублей (172 000 – 258 000йен)[1]. Что составляет больше половины среднемесячной зарплаты в Токио – 311 204 йен. [4]

В соответствии с прогнозом, наиболее привлекательными для туризма территориями России опрошенные японцы считают Москву и Центральный регион (57,8%) и Санкт-Петербург и Северо-Западный регион (54%). Также опрошенные отмечали среди интересующих туристских направлений Сибирь, Иркутск, Мурманск (См. Рис. 1).

Рисунок 1. Регионы России, представляющие наибольший интерес для японских туристов

 

Из наиболее частых ответов, что является очарованием России, больше всего ответов, связанных с русской кухней, искусством, культурой и традиционными сувенирами.

Как и ожидалось, 82,9% опрошенных не могут назвать достопримечательности Северо-западного региона России.

Оценивая степени привлекательности России, 68,5% опрошенных оценивают Россию как очень привлекательное место для туризма. В Санкт-Петербург хотели бы поехать 77% опрошенных, в Москву - 68,5%, в Сочи 51,3%, во Владивосток – 58,2%. Таким образом, большинство опрошенных выделяют Санкт-Петербург как предпочтительное место для туризма в Россию. Причем, 41,7% опрошенных нейтрально относятся к путешествию в Ленинградскую область, исключая Санкт-Петербург.

Таким образом, Россия как туристское направление для японских туристов – довольно перспективная область. Молодежь Японии проявляет заинтересованность в путешествии в Россию, они проявляют интерес к культуре страны, особенно к гастрономической культуре. Есть несколько факторов, препятствующих путешествию японцев в Россию, один из них - это небольшие отпуска (до одной недели). Но в случае студентов данный фактор неактуален в связи с тем, что каникулы в Японии позволяют совершать поездки на более долгий срок. Интересующие регионы для японцев в основном Санкт-Петербург и Москва, перелет в одну сторону занимает от 9 до 14 часов, столько же, сколько в страны Европы, поэтому зачастую японцы отдают предпочтение путешествию в Европу. Причинами этому может быть недостаточная осведомленность о России, в том числе как  о туристском направлении, практически полное отсутствие телевизионных передач и статей про туризм в России, а также сложная политическая ситуация.

Тем не менее, данное исследование показывает потенциал развития области, в связи с чем предлагается разработать ряд мероприятий, направленный на улучшение имиджа России в Японии и развития туризма в Россию. Публикация онлайн-рекламы на сайтах японских туроператоров, в популярных социальных сетях, реклама по телевидению, с участием звезд японского шоу-бизнеса, а также популяризация культуры России помогут привлечь внимание японских туристов. Также рекомендуется продолжить развитие популярных в Японии российских брендов, таких как борщ, матрешка, Чебурашка, балет и др.

 

[1] По курсу ЦБ на 26.03.2019 1 рубль -1,72 японская йена [5]


Список литературы

1. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме: учеб. пособие. М. 2008
2. Ростуризм: Руководитель Ростуризма Олег Сафонов провел рабочую встречу по вопросам развития российско-японского туристического сотрудничества [Электронный ресурс] Дата обновления: 25.10.2018 URL: https://www.russiatourism.ru/news/16085/ (дата обращения:18.03.2019)
3. Руденко Л.Д., Афонин М.В. Социологические методы исследования в урбанистике: метод. пособие. Ярославль: Изв-во Ярослав. ун-та, 2012.
4. Уровень зарплат в Японии в 2019 году [Электронный ресурс] URL: https://emigranto.ru/strany-azii/iaponiia/sredniaia-zarplata-v-iaponii.html (дата обращения: 26.03.2019)
5. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 26.03.2019)
6. Черноскутова Л.Б. Социально-политические проблемы современного общества: учеб. пособие. СПб, 2013

Расскажите о нас своим друзьям: