Теория языка | Филологический аспект №2 (34) Февраль, 2018

УДК 81’42

Дата публикации 08.02.2018

Лингвокультурологический концепт МУЗЫКА в публицистическом дискурсе (на материале The New York Times)

Асянина Юлия Максимовна
магистрант кафедры иностранных языков, Белгородский Национальный Исследовательский Университет, РФ, г.Белгород

Аннотация: В данной статье представлены результаты исследования лингвокультурологического концепта МУЗЫКА. Выявлены особенности репрезентации исследуемого концепта в публицистическом дискурсе, а именно в статьях The New York Times. Определена специфика заголовков статей о рок и поп музыке как компонентов номинативного поля концепта МУЗЫКА в статьях The New York Times.
Ключевые слова: дискурс, публицистический дискурс, концепт, The New York Times, Pop музыка, Rock музыка

Linguocultural concept of MUSIC in a journalistic discourse (based on The New York Times)

Asyanina Yuliya Maksimovna
Master of Foreign languages department, Belgorod National Research University, Russia, Belgorod

Abstract: The article presents the results of the linguocultural concept MUSIC. It reveals the peculiarities of representation of the investigated concept in journalistic discourse, namely in the articles of The New York Times. It denotes the specificity of the titles of articles concerning rock and pop music as components of nominative field of the concept of MUSIC in articles in The New York Times.
Keywords: discourse, journalistic discourse, the concept, The New York Times, Pop music, Rock music

На современном этапе развития лингвистической науки большое внимание уделяется дискурсу. Немаловажную роль играет публицистический дискурс. Это обусловлено социальной значимостью той коммуникативной среды, которую представляет публицистический дискурс.

Дискурс (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus «бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор») - это речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. «Современная дискурсивная парадигма знания представлена широким понятийным спектром от рассмотрения дискурса в качестве текста до исследования этого явления в качестве коммуникативного события» [4, С.569-573]. Это многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение различных аспектов функционирования языка.

Общепринятого определения дискурса на данный момент нет. И это вызывает большой интерес у ученых [5, с. 224].

Если следовать одному из определений «Дискурс - это речь, процессы языковой деятельности и предполагающие их системы понятий. Основная функция коммуникация». Из этого следует, что читая газеты или журналы, слушая радио, смотря телевизионные программы у нас происходит массовая коммуникация, то есть происходит ДИСКУРС.

Данный вид дискурса называется публицистическим. Рассмотрим более детально на примере газеты.  

В средствах массовой информации особая роль отводится печатным изданиям, как одной из письменных форм публицистики. Газета является важной сферой существования языка. В языке газет имеются свои особенности, в нем применяются:

– газетные штампы или же клише, которые отличаются своей точностью, служат прежде всего для экономии времени и места;

 – экспрессия и стандарт в гармоничном единстве;

– различные стили речи в целостном взаимодействии;

– аббревиатуры и различного рода сокращения, слова, образованные по конверсии и при помощи префиксов.

Языку газеты присуще:

  • Детальная точность описания. Для удачной связи каждый элемент композиции должен быть продуман и подчинен задаче дискурса.
  • Экономия языковых средств
  • Отбор языковых средств с установкой на их доходчивость

Таким образом перечисленные особенности газетного дискурса являются важным аспектом публицистического дискурса.

В публицистическом дискурсе рассматриваются вопросы современности, которые представляют весьма большой интерес для общества.

Из этого следует, что публицистический дискурс - это дискурс, который обслуживает большую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и других. Публицистический дискурс употребляется в политической литературе, он реализуется средствами массовой информации (СМИ) - газетами, журналами, радио, телевидением, документальным кино [7, с. 208].

Известно, что в публицистическом дискурсе реализуются многие концепты, среди которых особое место отводится лингвокультурологическому концепту.

Исследуя лингвокультурологический концепт МУЗЫКА в The New York Times, мы обратим внимает, прежде всего на то, что означает термин «Концепт».

В конце XX - начала XXI вв. лингвистика развивается под знаком когнитивизма. В когнитивной лингвистике ученые наблюдают абсолютно новый этап изучения сложных отношений языка и мышления (Лакофф, Лангакер, Кассирер, Демьянков, Попова, Стернин, Болдырев). В развитии любая наука рано или поздно сталкивается с уточнением и переосмыслением основных понятий в результате появления новых данных и разработки новых подходов, методов и направлений исследования.

Благодаря этим условиям происходит интенсивное формирование когнитивной лингвистики.      

Концепт это базисное понятие. Сам термин «концепт» возник только в середине XX века, хотя его употребление зафиксировано в 1928 году в статье С.А. Аскольдова «Концепт и слово». Под концептом автор понимал «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [1, с. 269].

Термин «концепт» основательно вошел в научный обиход относительно не так давно. При этом самый широкий спектр концептов уже вошел в круг активного рассмотрения лингвистов.

В терминах Ю.С.Степанова «Концепт - микромодель культуры, он порождает ее и порождается ею. Являясь «сгустком культуры», концепт обладает экстралингвистической, прагматической, т.е. внеязыковой информацией [6, с. 248].

Помимо этого есть еще разные толкования дефиниции "концепта". Таких авторов как : А.П. Бабушкин, В.И. Карасик В.И., Г.Г. Слышкин.

Концепт обладает весьма сложной структурой. С одной стороны, к ней относится «все то, что принадлежит строению понятия» ,а с другой стороны, в структуру концепта входит «все то, что делает его фактом культуры», в частности происхождение, история, современные ассоциации, оценки и прочие.

Изучив исследования различных авторов в области когнитивной лингвистики, можно подвести итог, что ученые не пришли к одному мнению, что такое "концепт".

Существуют различные типологии лингвокультурологического концепта:

1. Семантическая классификация. Данная классификация рассматривает концепты с позиции сферы их применения, особое внимание делается на смысловом значении. Схожие тематические совокупности создают образовательную, текстовую, эмоциональную и другие концептосферы .

2. Классификация концепта на основе их выражения и функционирования в языке. В этой группе можно выделить типологию  концептов, данные такими авторами как : Е.В. Образцовой, А.П. Бабушкиным, Н.Н. Болдыревым, и др.) [2, с. 45].

Перейдем непосредственно к исследованию лингвокультурологического концепта МУЗЫКА, вербализованного в публицистическом дискурсе. Мы будем рассматривать репрезентацию музыкальных жанров в публицистическом дискурсе, таких как  Rock и Pop музыка. 

Хотелось бы подчеркнуть, что музыка играет немаловажную роль в жизни человека. Благодаря музыке можно погрузиться в свой внутренний мир, расслабиться, вспомнить о чем-то важном. Ведь мы все торопимся, спешим куда-то, за работой и в быту нам некогда подумать о прекрасном.

Музыка (прилагательное из греч. - муза) - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени [3, с.248].

Рассмотрим наиболее рекуррентные жанры Pop музыки:

  • Disco (от слова «дискотека») - жанр танцевальной музыки, который возник в начале 1970-х годов.
  • Pop (от слова «популярная») - вид массовой музыкальной культуры.
  • Easy listening - музыка, охватывающая различные стили, объединяет все эти стили - простая, запоминающаяся мелодия.

Рассмотрим наиболее рекуррентные жанры в Rock музыке:

  • Country-rock - жанр, который соединяет в себе Country и Rock, и стала частью Rock-n-Roll.
  • Instrumental rock - это жанр Rock-музыки, в данном жанре доминирует музыка, а не вокал.
  • Folk - rock - жанр, объединяющий элементы Folk и Rock.
  • Blues-rock - гибридный жанр, объединяющий элементы Blues и Rock-n-Roll.
  • Rock-n-Roll – считается, что это ранняя стадия развития Rock-музыки.
  • Psychedelic-Rock) - жанр в Rock музыке, связан с понятиями «психоделия».
  • Hard-Rock - жанр, который характеризуется выделением звучания ударных инструментов и бас-гитары.
  • Metal - жанр, который сформировался из Hard-Rock [3, с.248].

Исследую публицистический дискурс, реализованный в современных газетах и других изданий, мы можем увидеть, что чаще всего пишут о Pop - музыке или же классической, а Rock - музыку обходят стороной. Но, проведя исследование статей в The New York Times, мы выявили иные тенденции. В данной газете освещаются все жанры музыки без исключения.

Поскольку особую роль в композиции газетной публикации играют заголовки. То в данной статье мы рассмотрим заголовки The New York Times. В настоящее время выделяют основные требования к заголовку.

Он должен:

- быть немногословными;

-  вызывать интерес и приковывать внимание;

- отражать главную суть.

Таким образом, заголовок должен выражать основную идею публикации и быть прагматически насыщенным.

Итак, нами были проанализировано около 30 выпусков за летний период 2017 года. Проведя анализ заголовков, нами было выявлено 12 статей, из них 9 статей по теме Pop музыка и 3 статьи по теме  Rock музыка. Мы пришли к выводу, что в летних выпусках журналисты отдают предпочтение статьям о классической музыке [8].

Вследствие того, что статьи по Pop музыке более частотны, рассмотрим заголовки о Pop музыке.

Благодаря нашему исследованию мы выяснили, что в заголовках статей часто употребляются: 1) имена певцов/певиц; 2) фамилии певцов/певиц. Рассмотрим примеры следующих заголовков:

«Taylor Swift’s Look What You Made Me Do’ Begins With a Bang» (Ben Sisario);

«Taylor Swift Goes to a Darker Place: Discuss» (Joe Coscarelli, Jon Pareles, Jon Caramanica, Wesley Morris, Caryn Ganz);

«Kesha Return at No.1 With ‘Rainbow’» (Joe Coscarelli) [8].

В данных заголовках выявлены фамилии и имена певиц. Рассмотрим этимологию имен певиц.

Taylor Swift (Taylor Alison Swift) – американская певица и актриса. Имя Taylor английского происхождения. Taylor обозначает «ткач». Обладателю данного имени присуще врожденное творческое начало и талант. Но, несмотря на то, что имя английского происхождения употребляется оно в основном в Соединенных Штатах Америки, Канаде и Великобритании.  

Kesha ( Kesha Rose Sebert) – американская певица. Имя Kesha обозначает «смеющаяся». Обладательница данного имени, это девушка с идеалистическими наклонностями, носитель таких качеств, как привязчивость, влюбчивость, стремление видеть «эталон» во всем, что попадается на глаза. Имя американского происхождения.

Мы выявили, что за летний период упоминания о Rock музыке низкочастотные. Рассмотрим заголовки на одну из важных тем в мире Rock музыки.

«Chester Bennington, Linkin Park Singer, Is Dead at 41» (Joe Coscarelli);

«Chester Bennington Brought Rock Ferocity to Linkin Park’s Innovations» (Jon Caramanica);

«The Playlist: Linkin Park Pays Tribute to Chester Bennington» (Jon Paralles, Jon Caramanica and Giovanni Russonello) [8].

В представленных статьях мы видим частотность употребления: 1) имени певца; 2) фамилии певца; 3) название группы.

Рассмотрим этимологию имени певца и названия группы.

Chester Bennington (Chester Charles Bennington) – американский рок музыкант и певец. Английское имя Chester от латинского castrum и переводится как "военный лагерь" в значении "легионер". Имя латинского происхождения.

Linkin Park – изначально группа называлась Xero, далее с появлением вокалиста группа изменила название на Hybrid Theory. Но данное название не прижилось. И тогда группа изменила название в очередной раз на Linkin Park. Linkin Park это искаженное название, изначально было Linkoln Park (Парк Линкольна).

В музыке Rock и Pop не совместимы друг с другом. Но в The New York Times каждую неделю выходит статья, в которой упоминаются 3 жанра под общим названием: «Pop, Rock and Jazz in NYC. This week». В данной статье речь идет о ближайших концертах.

Очевидно, что в этой устойчивой рубрике использованы 2 жанра, которые мы исследуем. Это говорит о том, что жанры Pop и Rock музыки весьма популярны.        

Таким образом, проанализировав около 30 выпусков за летний период 2017 года, мы выявили 12 статей опубликованных в газете The New York Times по Pop и Rock музыке.

Данное исследование показало, что из 3-х статей по Rock музыке фамилии и имена музыкальных исполнителей употребляются в каждой статье (100%), а по Pop музыке из 9-и статей фамилии и имена певиц и певцов употребляется не в каждой статье (около 60%).  Из этого мы можем сделать вывод, что журналисты с большой частотностью употребляют в заголовках фамилии и  имена музыкальных исполнителей в обоих жанрах.

Также, проведя анализ статей, мы пришли к выводу, что чаще всего о Pop и Rock музыке пишут журналисты мужчины, вот некоторые из них: Jon Pareles, Jon Caramanica, Giovanni Russonello, Joe Coscarelli. 


Список литературы

1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака.  М.: Academia, 1997.  С. 267-279.
2. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка.  Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. – 330 с.
3. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке.  М.: Изд-во Владос, 2003.  248 с.
4. Огнева Е.А. Трансформация дискурсивной модели социума: проблемы и перспективы // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: Материалы международной научно-практической конференции / Отв.ред. Ю.А. Зубок. – Воронеж: ООО «ПТ», 2015. – С. 569 - 573.
5. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс.  М.: Изд-во Наука, 2006.  224 с.
6. Степанов Ю.С Концепты. Тонкая пленка цивилизации.  М.: Изд-во Языки славянской культуры, 2007.  248 с.
7. Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса.  М.: Изд-во Наука, 2012.  208 с.
8. The New York Times – Breaking, Word News & Multimedia [Электронный ресурс]. URL : https://www.nytimes.com/ (дата обращения: 15.01.2018)

Расскажите о нас своим друзьям: