Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №7 (24) Июль, 2018

УДК 37.047

Дата публикации 19.07.2018

Проблемы профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях

Ряполова Яна Игоревна
магистрант ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», РФ, г. Орёл, iana0491@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения молодёжи. Актуальность исследования обусловлена тем, что трудности, возникающие при выборе профессии, влияют на дальнейшее определение жизненных перспектив личности. В статье затрагиваются такие проблемы профессионального самоопределения молодежи, как инфантилизм, неполные представления о мире профессий, отсутствие самостоятельности при осуществлении профессионального выбора, ориентация на социальный престиж профессии и т.д. Показано, что профессиональное самоопределение необходимо рассматривать во взаимосвязи с воспитанием, образованием, нравственностью, а также – экономическими и социальными трансформациями современного общества. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины замены профессиональной деятельности – предпринимательской. Проанализированы и структурированы ключевые проблемы профессионального самоопределения молодёжи. Выявлена и обоснована необходимость разработки мер по решению проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях.
Ключевые слова: молодёжь, профессиональное самоопределение, социализация, самореализация, информационная грамотность

The problems of youth professional development in modern conditions

Ryapolova Yana Igorevna
The master, Orel State University, Russia, Orel

Abstract: In the article the youth professional development are considered. The relevance of the article is conditioned by the fact that the profession choice determine the future of each person. In the article the following issues are considered: infantilism, incomplete understanding of the world of professions, lack of independence in the implementation of professional choice, focus on the social prestige of the profession. The theme relevance is in the importance of processional self-determination which is to be integrated in the educational process. Professional determination is continuous process which distinguishes the youth education. It is stated that professional self-determination should be closely connected with the upbringing, education, norms of morality, current economic transformations. The main causes of professions’ replacement for entrepreneurship are represented in the article. The key points of professional self-determination are stated in the article. The necessity of the seated current problem solution is identified and substantiated.
Keywords: the youth, professional self-determination, socialization, self-realization, informational literacy

Молодёжь – это особая социальная группа с преобладающим уровнем интеллектуальной активности и здоровья, в отличие от других групп населения. Культурные потребности и интересы молодёжи неустойчивы, это связано как с семейно-бытовыми условиями, так и с социальными. Одной из важных потребностей молодёжи является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение в современном понимании охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с личностным. Выбранная профессия – это своего рода выбранный жизненный путь, на котором происходит становление человека как личности. Самоопределение личности можно считать состоявшимся в том случае, если личность осознаёт цель и смысл жизни, готова к самостоятельной жизнедеятельности в соответствии со своими желаниями, возможностями, склонностями, способностями и требованиями окружения и общества. Разумный выбор профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Однако на этапе профессионального самоопределения молодёжь сталкивается с рядом трудностей. Именно поэтому важно структурировать основные проблемы профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях для выявления факторов успешной профессионально-трудовой социализации.

Следует отметить, что вся трудовая жизнь человека посвящена профессиональному самоопределению. Личность всегда определяет, какое значение для неё имеет профессиональная деятельность, в соответствии с её жизненными целями. В рамках данной статьи мы рассмотрим основные проблемы профессионального самоопределения молодого поколения.

Возрастные границы молодёжи подвижны, как правило, это возраст от 14 до 30 лет. Профессиональное самоопределение начинается в возрасте 14 –15 лет: одни выбирают направление будущей профессиональной деятельности на уроках профориентации, другие принимают участие в трудовой деятельности. Наличие семей с низким доходом, которые заинтересованы в трудовой деятельности подростка, «является результатом снижения уровня жизни населения». [8, с. 99] Трудовые перспективы молодого человека, вынужденного прекратить образование и выйти на рынок труда неквалифицированным работником, неблагоприятны. Диапазон выбора профессионального поля в этом случае значительно сокращается. Но если 14 – 15-летний подросток периодически участвует в трудовой деятельности, не прекращая получение образования (например, во время летних каникул), то это можно считать благоприятным явлением, так как ему предоставляется возможность ближе ознакомиться с той или иной профессией. Категория подростков, не участвующих в трудовой деятельности, имеет лишь поверхностное представление о видах профессий.

Поскольку личность молодого человека ещё эмоционально неустойчива и зачастую не является сформировавшейся, она поддаётся влиянию социального окружения. Как отмечает А.В. Мантикова, личность старшего школьника «в высочайшей степени подвержена прямому и косвенному воздействию разнообразных агентов влияния». [4, с. 42] В качестве таких агентов могут выступать как члены семьи и образовательные учреждения, так и СМИ и сеть Интернет. С одной стороны, сетевые ресурсы способствуют процессу обучения, расширяют кругозор молодёжи. С другой стороны, сеть Интернет несёт в себе угрозу для молодого поколения, так как часто на этой платформе распространяется ложная информация. Следовательно, под влиянием внешних воздействий подросток зачастую осуществляет профессиональный выбор несамостоятельно и неосознанно, в результате в будущем он вынужден корректировать или кардинально менять свои профессиональные цели. Поэтому важно воспитывать информационную грамотность у молодого поколения. Молодёжь должна уметь правильно ориентироваться в информационном пространстве, различать положительную и отрицательную информацию.

На момент окончания школы молодёжь активно выбирает вид будущей профессиональной деятельности. Однако выбор профессии является для многих не потребностью, а необходимостью. Согласно исследованиям И.Н. Ананьевой, С.В. Морозовой, Ю.В. Олейникова, юноши и девушки всё реже задумываются о будущем, не хотят принимать решений. Как следствие, можно наблюдать инфантильность современной молодёжи, которая не стремится взрослеть и переходить на новую ступень развития. Проблема инфантилизма актуальна в последнее время в исследованиях, посвященных изучению молодого поколения как социальной группы. Учёные говорят о глобальном явлении инфантилизма, которое встречается в современной социокультурной системе. [7, с. 28] Эта проблема, в первую очередь, связана с пропагандой гедонистического образа жизни, а также с отсутствием у современной молодёжи устойчивых перспектив. Инфантилизм проявляется в незрелости эмоционально-волевой сферы, в несамостоятельности решений, в отсутствии трудовой мотивации, в зависимости от старшего поколения в решении важных вопросов. Как следствие, инфантилизм мешает осознанному профессиональному самоопределению молодого поколения. Принятие выбора старшего поколения становится нормой для современной молодежи, так как это избавляет её от мучительного поиска правильного решения. Таким образом, задача образовательных учреждений – научить молодёжь прислушиваться к мнению старших, но при этом осуществлять самостоятельный выбор специальности.

Есть основания полагать, что в современных социальных условиях не всегда имеет место свободный выбор профессии, а соответственно – невозможна полная профессиональная самореализация молодёжи в сфере труда. В том числе это связано с сокращением бюджетных мест в Вузах. Так, абитуриентам, не имеющим высоких баллов по результатам государственной итоговой аттестации, приходится выбирать доступную им специальность, а не желаемую. В результате этого, получив профессиональное образование, около 50 % молодёжи трудоустраиваются не по специальности. [3, с. 70] Во-первых, из-за нежелания работать в той или иной сфере, во-вторых, из-за отсутствия достаточной компетентности в полученной профессии. Таким образом, молодые люди не могут реализовать себя в полной мере в соответствии со своими притязаниями в трудовой деятельности.

Зачастую абитуриент, выбирая профессию, руководствуется исключительно её престижностью и перспективой высокой оплаты труда. Так, в 2017 году самыми перспективными специальностями были инженер, специалист в сфере IT, специалист по нанотехнологиям, маркетолог, логист, риэлтор, менеджер по продажам, маркетингу и рекламе, врач. [6, с. 93] Но выбор профессии из этого списка, разумеется, не может дать стопроцентной гарантии успешной карьеры, если у выпускника отсутствуют способности и  тяга к полученной профессии. Как отмечает И.Н. Шерер, в возрасте 21 – 24 лет «большинство молодых людей испытывают так называемый шок от реальности, связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной обстановкой на рабочем месте». [8, с. 100]

Кроме того, рыночная система отношений в обществе сегодня определяет формирование профессионального самоопределения у молодого поколения. Молодёжь вынуждена заменять профессиональную деятельность – предпринимательской, что трансформирует её профессиональное самоопределение. «Глобальный мониторинг предпринимательства», осуществлённый в 2012 году Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) показал,  что российское предпринимательство носит вынужденный характер – его целью является решение насущных финансовых проблем, когда практически не раскрывается трудовой и предпринимательский потенциал населения. [1, с. 75] Молодое поколение стремится к достижению материального благополучия наиболее коротким путём, а профессиональная самореализация личности отходит на второй план.

Важным компонентом профессионального самоопределения личности является набор ценностей молодежи, поскольку он напрямую влияет на выбор профессии. По мнению Л.Б. Шиляевой, набор ценностей конкретного человека способствует формированию жизненных ориентиров и перспектив личностного развития. Залог успеха профессионального самоопределения – отношение к труду как к самостоятельной ценности, творческий подход к профессии. Очень важно понимание молодым человеком того, что профессия является одной из главных сфер реализации личности, её способностей, идеалов и стремлений. Зрелая личность должна обладать чувством долга перед выбранной профессией, трудовой активностью и понимать, что для больших достижений потребуется больше дополнительных усилий, и не бояться этого. [9, с. 26-28] Однако часто встречается проблема противоречивости ценностных ориентаций индивида, что может помешать его профессиональному самоопределению.

Современной молодёжи свойствен прагматизм, а также высокая степень озабоченности материальными проблемами. Как подчёркивают М.А. Матвиенко, К.Е. Егушев, наиболее актуальны следующие противоречия в молодёжной среде: молодому поколению одновременно присущи целеустремлённость и рассеянность, альтруизм и эгоизм, человеколюбие и агрессивность, предприимчивость и в то же время апатичность, наличие умственного потенциала и отсутствие духовного. [5, с. 1523] Таким образом, сталкиваясь с теми или иными трудностями, многие корректируют профессиональные цели или вовсе кардинально их меняют.

В процессе исследования профессионального самоопределения молодёжи выяснилось, что существует множество факторов, препятствующих профессиональному самоопределению. Как правило, это поверхностное представление о профессиях, несамостоятельный и неосознанный выбор профессии под влиянием социального окружения, инфантильность современной молодёжи, выбор доступной, а не желаемой профессии, руководство исключительно престижностью профессии при отсутствии необходимых способностей, идеализирование будущей профессии, неготовность к трудностям и т.д. Учитывая вышесказанное, будет полезна разработка мер по созданию благоприятных условий для профессионального самоопределения молодёжи на этапе выбора профессиональной деятельности.

Изучение основных проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях позволяет наиболее полно представить то, над чем предстоит работать специалистам, педагогам, психологам, родителям, государству и обществу в целом. Перспективным направлением исследования представляется изучение специфики решения проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях. Необходима разработка программ профессионального самоопределения молодёжи, которые позволили бы студентам-первокурсникам осознать правильность своего профессионального выбора, а выпускникам получить необходимую поддержку в период профессионального становления.


Список литературы

1. Грошев И.Л., Грошева Л.И. Развитие семейного молодёжного предпринимательства в условиях современной России // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 24. – С. 75-77.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 2005. – 304 с.
3. Лутовина К.В. Почему выпускники вузов не работают по специальности // Молодой ученый. – 2017. – №36. – С. 69-72. Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/170/45594/ (дата обращения: 03.07.2018)
4. Мантикова А.В. Формирование личности в старшем пубертатном возрасте // «Наука. Мысль: электронный периодический журнал». – 2016. - №9. – С. 38-42. – URL https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-lichnosti-v-starshem-pubertatnom-vozraste (дата обращения: 11.07.2018)
5. Матвиенко М.А., Егушев К.Е., Пименов Н.О., Файрузов Р.Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1523-1525. — URL https://moluch.ru/archive/90/18759/ (дата обращения: 11.07.2018).
6. Мешкова Ю.О. Востребованные специальности в 2017 году // Научный вестник ЮИМ. – 2016. – №3. – С. 92-94. – URL https://cyberleninka.ru/article/v/vostrebovannye-spetsialnosti-v-2017-godu (дата обращения: 15.07.2018).
7. Олейников Ю.В. Социальные условия становления зрелого человека // История и современность. 2014. №2. С.24-45.
8. Шерер И.Н. Проблемы занятости молодёжи на рынке труда // Известия ВГПУ. 2012.С. 99-103. URL https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-zanyatosti-molodezhi-na-rynke-truda (дата обращения: 12.07.2018).
9. Шиляева Л.Б. К вопросу изучения ценностных ориентаций как составляющей жизненной перспективы личности // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №6-1. С.26-28.

Расскажите о нас своим друзьям: