Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (43) Февраль 2020

УДК 378

Дата публикации 29.02.2020

О применении развивающих и коммуникативных методов при изучении иностранных языков

Гайсина Ольга Сергеевна
старший преподаватель Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия, o_gaissina@yahoo.com

Аннотация: В статье показаны возможности развивающих и коммуникативных методов обучения для стимулирования интереса студентов к освоению иностранных языков и мотивирования их к самостоятельной работе. Рассматриваются преимущества и недостатки некоторых обучающих технологий (семантическая карта, деловые игры), а также особенности их использования. Определяется место видеоматериалов в решении педагогических задач. Раскрывается значение самоконтроля как ключевого условия применения дистанционных форм обучения.
Ключевые слова: мотивация, самоконтроль, информационные технологии, семантическая карта, деловые игры.

On the application of developing and communicative methods in the study of foreign languages

Gaysina Olga Sergeevna
Senior Lecturer, Foreign Languages Department, The Financial University under the Government of the RF, Moscow, Russia

Abstract: The article discusses the role of developing and communicative teaching methods in stimulating students' interest in mastering foreign languages and motivating them to work independently. It scrutinizes the advantages and disadvantages of some educational technologies, such as Mind-Mapping and business games, as well as the characteristics of their use. The place of video materials in teaching language skills is determined. The value of self-control as a key condition for the use of distance learning is shown.
Keywords: motivation, self-control, information technology, Mind-Mapping, business games

Общей концептуальной основой методов преподавания иностранного языка является идея развивающего обучения, которая предполагает постановку конкретных задач развития личности в учебном процессе. Широкое распространение получила, в частности, оригинальная методика формирования поведения студентов, основанная на проведении ими анализа описываемой в прочитываемом сообщении конкретной ситуации [2]. Как показывает практика, категориальное поведение как умение находить и использовать в речевом изложении наиболее существенные  признаки рассматриваемых объектов реальной действительности способствует развитию логического мышления, коммуникативной компетенции и речевой деятельности, обучаемых и позволяет им достигать лучших результатов в процессе делового общения.

 

Такой принцип обучения, практикуемый и в настоящее время, - метод семантической карты (Mind-Mapping) - был разработан Тони Бьюзеном. Он предполагает начать анализ текста с его просмотра в свободном потоковом режиме, не задумываясь о его построении, структуре, стиле, орфографии, с целью выделения основных идей. Эти идеи оформляются в ключевые слова,  намечаются первые сюжетные взаимосвязи. На этом этапе, отталкиваясь от  основного слова, в ассоциациях раскрывается главная тема и основные идеи. Успех применения данного метода специалистами связывается с правильным выбором ключевого  слова. При таком подходе к решению дидактической проблемы обучающиеся имеют возможность в полной мере проявить свою индивидуальность и способности. Метод  Mind-Mapping  является, по сути, простой технологией записи мыслей, полезным креативным рабочим инструментом, используемым при построении текстов. Он предоставляет основу планирования путей решения проблем, постановки вопросов и т.п. как на этапе сбора и упорядочения мыслей, так и для анализа ситуации [1].

 

В занятиях групп по изучению иностранных языков метод семантической карты может быть применен для отработки изложения студентами индивидуально или коллективно учебных тем и активизации использования профессиональной лексики. К примеру, в центре доски или листа бумаги преподаватель пишет название темы, которая в дальнейшем все время находится в центре внимания. Студенты должны самостоятельно и свободно говорить всё, что им придёт в голову относительно данной темы на иностранном языке. Преподаватель быстро и хаотично записывает эти ассоциации, а также тесно связанные с темой понятия и термины на одной стороне доски или листа. Никому из участников не следует давать им оценки или подвергать критике. После того как все высказались по теме, можно сообща выделить ключевые слова, относящиеся к добавленным записям, и записать их на ответвлениях от центральной темы. На ответвлениях уже от этих ключевых слов могут упорядочиваться все остальные  высказанные производные идеи. Основные и побочные ветви могут служить своеобразным планом для изложения или освещения темы с помощью изученной профессиональной терминологии на  иностранном языке. Подобная структурированность имеет свои преимущества: метод визуализации мыслей минимизирует возможность неполного освещения темы, упущения из поля зрения каких-либо ее аспектов. Метод отличает легкость и простота в его использовании; ассоциативность и наглядность полученной карты-схемы, позволяющей  при наличии резерва времени работать с ней для дальнейшей углубленной беседы по отдельным выделенным направлениям.

 

Этот метод поможет студентам и в выполнении заданий по представлению учебной темы на основании готовых текстов. С его помощью они смогут лучше понять их содержание, выделять главное и сделать качественный пересказ. В этом случае схема работы по методу Mind-Mapping может быть такой:

 

1)  обучающиеся просматривают текст;

 

2) текст читается повторно по абзацам, при этом студенты подчёркивают наиболее важные высказывания или ключевые слова;

 

3) с помощью выделенных понятий составляется первая семантическая Mind-Mapping карта (тема - в центре, подчеркнутые слова сгруппированы вокруг);

 

4) текст читается ещё один раз, и карта дополняется уточнениями в виде ответвлений от ключевых слов.

 

Таким образом, к достоинствам использования метода визуализации мыслей для работы с текстами можно отнести предоставляемые им возможности:

 

а) чётко обозначить главную идею учебного материала;

 

б) делать очевидными и легко прослеживать взаимосвязи многих содержащихся в этом материале понятий и элементов;

 

в) развивать ассоциативное мышление, эффективнее усваивать изучаемый материал;

 

г) создавать пространство для проявления обучающимися их креативных способностей;

 

д) дополнять и редактировать семантическую карту в дальнейшем;

 

е) легко вспоминать и восстанавливать полученную карту.

 

Указанные выше характеристики метода семантической карты позволяют сделать вывод, что она является полезным инструментом развития мыслительной, ассоциативной и творческой активности студентов, который может с успехом применяться в интересах повышения их коммуникативной  компетенции.

 

Изучение возможностей деловой игры в развивающем обучении является ещё одним направлением научно-методической работы преподавателей иностранных языков. Основой деловых игр является поиск оптимальных решений конкретных проблем или практических задач. Деловые игры, в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить деятельность руководителей и специалистов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать и оценивать варианты выхода  из затруднительной ситуации, принимать решения и определять механизмы их реализации  [5].

 

Деловые игры классифицируются как учебные, исследовательские, управленческие и аттестационные. Помимо указанной классификации, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи классифицирует деловые игры по времени проведения, по конечной цели, по оценке характера деятельности, по методам проведения, по конечному результату. Область применения деловых игр как активного метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология и т.д.

 

В настоящее время в мире используется более 2000 деловых игр. Экспериментальное игровое моделирование  стало интенсивно развиваться с середины 50-х годов  прошлого века. Первые игры были разработаны в США американской ассоциацией управления «Rand Corporation». Распространяются и внедряются деловые игры в Англии, Канаде, Японии, Франции, Германии, Польше и других странах.

 

В СССР в 1966 году была создана первая крупномасштабная игра «Реформа». В 1968 году профессор И.М.Сыроежкин из Ленинградского финансово-экономического института смоделировал деловую игру «Астра». Были основаны несколько научных центров по разработке  теории  и практики деловых игр - в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Челябинске, где постоянно проводятся семинары  по активным методам обучения.

 

Деловая игра зарекомендовала себя наиболее эффективным методом в подготовке современных специалистов. Она позволяет соединить знания и умения: превратить знания из предпосылок в конкретные действия. Исследования показали, что при лекционной подаче материала усваивается не многим более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении - 75%, а в деловой игре - около 90%.

 

Особенно широко деловые игры стали  использоваться в последние годы. Переход к рыночной экономике, необходимость неформальной системы подготовки специалистов стали стимулом широкого применения игрового моделирования в учебном  процессе вузов. Деловая игра является действенным стимулом активизации самостоятельной работы обучающихся по приобретению профессионального опыта и практических навыков. Цель деловой игры - усвоение специальных знаний, развитие  компетенций в соответствующей области и умения применять теоретические знания в практических ситуациях.  Деловая игра создает предпосылки для включения студентов в профессиональную деятельность, формирует способность критически оценивать реальную ситуацию и находить решения по ее совершенствованию.  

 

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.д.

 

Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать, прежде всего, для решения следующих педагогических задач:

 

- формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности;

 

- приобретение профессионального и социального опыта, в том числе и принятие  индивидуальных и коллективных решений;

 

- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

 

- формирование познавательной  мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

 

Преимущество использования деловых игр в вузовской практике состоит в формировании интереса студентов к учебной деятельности, а в дальнейшем - к деятельности профессиональной. Коллективное обсуждение итогов игр способствует закреплению знаний и достижению комплексных педагогических целей: познавательных, воспитательных и развивающих.

 

К недостаткам метода деловых игр относится высокая трудоемкость подготовки к ним для преподавателей, которые часто не имеют специальных умений и опыта организации игр. Несмотря на  большие затраты времени на организацию и проведение таких занятий, студенты часто с трудом справляются с выполнением своих ролей, особенно на иностранном языке.

 

Развернувшийся в последние годы объективный процесс технологизации языкового образования способствует повышению эффективности работы преподавателей и качества профессиональной подготовки специалистов. Несмотря на впечатляющие прорывы в деле разработки образовательных информационных программ, одним из наиболее доступных и хорошо зарекомендовавших себя средств обучения студентов, особенно неязыковых вузов, остается использование видеоматериалов. Они развивают, прежде всего, способности восприятия иностранной речи на слух и помогают совершенствовать произношение. Для удержания интереса и внимания зрителей учебные фильмы создаются, как правило, с использованием приемов документального кино, в котором непродолжительные видеосюжеты дополняются соответствующими разъясняющими комментариями автора. Мотивации обучающихся к использованию таких материалов способствует психологически грамотный выбор тематики сюжетов, например включение иллюстраций взаимопроникновения и взаимовлияния  различных языков и культур, сходств и различий профессиональных терминов и понятий. Привычный формат получения информации через видеоряд психологически комфортен и способствует достижению целей занятия. Ответственно относящиеся к самообразованию студенты без труда могут получать копии видеоматериалов и изучать их вне учебных аудиторий на своих смартфонах и других девайсах.  Таким образом, за кажущейся простотой и дешевизной данной технологии  скрывается ее высокая эффективность, поэтому фильмы занимают, и будут занимать, важное место в учебном арсенале языковых кафедр. Ориентируясь на требования учебной программы, преподаватели могут сами беспрепятственно пополнять этот арсенал, используя интернет ресурсы,  такие как фильмы онлайн, интернет ТВ, видео новости, тематические обучающие ролики и т.п.      

 

В условиях появления образовательных стандартов нового поколения и цифровизации процесса учебы стали все более широко внедряться Интернет ориентированные педагогические технологии, помогая организовать и структурировать размещенную в соответствующих электронных комплексах учебную информацию. При этом используется способность обучающих проектов интегрировать текстовые, звуковые и графические элементы, а также предоставлять возможность использования гиперссылок для быстрого и лёгкого увеличения объёма усваиваемой информации путем получения из Интернета необходимых дополнительных сведений и материалов.

 

Как любая форма учебы, ее онлайн вариант имеет тот же компонентный состав: цели, методы, содержание. Хотя их конкретный выбор обусловлен спецификой используемой технологической основы и отражает ее, имеющиеся особенности и отличия от традиционных дидактических методов все же получают всеобщее признание педагогического сообщества как приемлемые и отвечающие целям языкового образования.  Работа программистов в сфере онлайн обучения регулярно увенчивается появлением перспективных методических разработок, вызывающих интерес лиц, желающих изучать иностранные языки самостоятельно. 

 

Одна из таких методик была принята за технологическую основу постепенно приобретающих популярность массовых открытых онлайн-курсов, признанных в научном сообществе новым образовательным феноменом. В этой модели, предназначенной для  самообразования и повышения квалификации, используется дистанционный тип обучения, позволяющий вести учебный процесс без прямого участия преподавателя и способствующий развитию навыков самостоятельного поиска, выбора и использования информации. К представителям такой модели можно отнести инновационную систему обучения иностранным языкам,  например,«Rosetta Stone»,  применяемую    при   дистанционном обучении.

 

Следует отметить, что процесс внедрения онлайн обучения в систему языкового образования вызывает немало дискуссий в педагогических кругах. Говоря об эффективности дистанционных методов обучения, обычно разделяют  технологические и психологические аспекты их применения. При этом высокая технологичность и способность к постоянному совершенствованию автоматических образовательных платформ, удачно использующих цифровой менталитет молодежи, получает самые высокие оценки. Вместе с тем признается, что успех внедрения цифровых методов полностью зависит от способности обучающихся к самоконтролю. Опыт работы языковых кафедр Финансового университета при правительстве РФ свидетельствует о том, что  основным объективным препятствием на пути внедрения новых технологий образования является не столько сложность создания соответствующего целям обучения в вузе технологического инструментария, сколько недостаток у многих студентов  организованности и самодисциплины. Ведь самоконтроль является ключевым условием  применения дистанционных форм обучения [2,4].  В этой связи уместно обратить внимание на то, что отношение студентов к овладению иностранными языками в период вузовской учебы не одинаково. Одни ориентируются на то, что им не придется активно использовать языковые знания в будущей работе. Другим не хватает воли находить пути преодоления трудностей, вызванных не всегда благоприятными условиями для продолжения занятий за стенами вуза. Психологический прогноз в этом плане нам представляется недостаточно благоприятным. Как замечено учеными, интернет-зависимость, которая в большей или меньшей степени присуща подавляющему большинству пользователей всемирной сети, заметно снижает их способность концентрировать внимание на одном объекте более двух-трех минут. Причем это может относиться не только к отдельным элементам контента автоматической образовательной программы, но и к самой программе в целом.  Не отличающиеся высокой самодисциплиной молодые люди склонны злоупотреблять возможностью невыполнения команд, навязываемых им безликой обучающей программой. Нередко они отказываются от онлайн обучения, ссылаясь на сухость подачи материала и ограниченные возможности для творческой самореализации в процессе учебы.   

 

Отсюда становится все более очевидным, что непременным условием успешного внедрения информационных технологий в учебный процесс неязыковых вузов является учет психологических и возрастных характеристик мышления, памяти и внимания студентов. Без соответствующей адаптации учебного материала преодоление отмеченных общих недостатков онлайн-образования представляется проблематичным. Организация успешной внеаудиторной работы студентов (в том числе в режиме дистанционного обучения), определение  оптимальных форм управления ею и контроля ее результатов должны опираться, прежде всего, на выводы психологии, отражающие современные реалии образовательного процесса в нашей стране [2,5]. Например, при осуществлении дистанционного руководства процессом выполнения учебных заданий, а также для формирования у студентов внутренней потребности к самообразованию преподаватель мог бы использовать инструментарий опосредованного управления.

 

Оправданность отведения столь видного места самообразованию подтверждается дидактическими наблюдениями, согласно которым выполнение внеаудиторных учебных заданий развивает умственные и другие личностные характеристики студентов. Этот вывод принимается во внимание при поощрении Финуниверситетом линии на повышение роли самостоятельной языковой подготовки обучающихся с использованием компьютерных программ, приобретение ими соответствующих навыков, поскольку и после окончания учебных заведений это позволит им повышать свой профессиональный уровень с помощью оригинальных материалов по специальности на иностранных языках [3]. В работе со студентами проводится мысль, что в условиях стремительного развития технологий выпускникам вузов будет труднее продвигаться по карьерной лестнице в конкурентной среде без умения самостоятельно и оперативно знакомиться с иноязычными материалами по профилю их работы и общаться с иностранными коллегами.

 

В заключение было бы уместно отметить, что воспитательная работа по формированию ответственного подхода молодежи к саморазвитию, традиционно выполняемая преподавателями,  в полной мере соответствует современным тенденциям в системе высшего образования. В последнее время к ее приоритетам были отнесены обеспечение производственных и научно-исследовательских организаций нашей страны выпускниками вузов, обладающими не только высокой профессиональной квалификацией, но и способностью к креативному творчеству, успешному продвижению в корпоративной среде. Использование же российскими вузами прогрессивных методик обучения могло бы создать необходимые предпосылки для повышения уровня языковой подготовки будущих специалистов в самых разных областях практической деятельности. 


Список литературы

1. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2019. - С. 28-31.
2. Гайсина О.С. О проблемах подготовки студентов неязыковых вузов к самостоятельной работе по изучению иностранных языков // Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы / отв. ред. М.В.Мельничук. – М.: Финансовый университет, 2018. - C. 83-89.
3. Дигтяр О.Ю. Формирование профессиональной компетенции в обучении студентов иностранному языку в неязыковых вузах // Вестник научных конференций - 2017. - № 1-3 (17). - С.27- 31.
4. Мельничук М.В. Методические и психолого-педагогические аспекты обучения студентов дистанционной формы // Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы. Сборник научных трудов. Москва, 2017. С. 166-171.
5. Мельничук М.В., Ненюк Е.А., Алисевич М.В. Инновационные психолингвистические приемы как необходимая составляющая продуктивного обучения иностранному языку // Инновации и инвестиции. – 2014. - № 11. - С. 18-21.

Расскажите о нас своим друзьям: