Теория языка | Филологический аспект Методика преподавания языка и литературы

УДК 81`1

Дата публикации 30.07.2019

Стереотипы об американцах (на материале опроса российских студентов)

Щербина Нина Валерьевна
канд. филол. наук, доцент кафедры английской филологии и МКК, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск, cherbina@mail.ru
Чачина Мария Владимировна
Учитель МАОУ СШ С УИОП 80, РФ, г. Хабаровск

Аннотация: Стереотипы уже достаточно длительное время являются предметом внимания межкультурной коммуникации. Большой вклад в изучение стереотипов внесли исследователи У. Липпман, Г. Тэжфел и ряд других ученых. В предлагаемой статье автор на материале анкетирования (опроса) 80 студентов анализирует доминантные гетеростереотипы российских студентов об американцах в зависимости от (лингвистического или нелингвистического) профиля обучения и соответствующих источников информации. Интерес представляет вопрос, как зависят представления молодых россиян об американцах от степени владения английским языком и возможности личных контактов с ними, в том числе при помощи электронных средств коммуникации
Ключевые слова: национальный характер, cтереотип, функции стереотипов, этностереотипы, гетеростереотипы

Stereotypes about Americans (based on a survey of Russian students)

Shcherbina Nina Valerievna
candidate of Science, assistant professor, Pacific National University, Russia, Khabarovsk
Chachina Maria Vladimirovna
Teacher, School N 80, Russia, Khabarovsk

Abstract: Stereotypes have long been the object of Intercultural Communication studies. A great contribution to this study has been made by such scholars as H. Tajfel, W. Lippmann and others. The article below studies ethnostereotypes – heterostereotypes of Russian students about American national character. It reviews the results of the survey, conducted in 2017 at three faculties of the Pacific National University. The author investigates how the knowledge of foreign languages and possibility of personal contacts influence positive perception of a foreign nation.
Keywords: national character, stereotype, ethnostereotype, heterostereotype

Целью данной статьи является изучение гетеростереотипов российских студентов об американцах и источниках их формирования. Сначала обратимся к некоторым положениям теории стереотипов.

Явление стереотипности многопланово и проявляется в различных сферах человеческой деятельности. Одним из первых попытался дать определение стереотипа американский социолог У. Липпман. По мнению Липпмана, стереотипы – это предвзятые мнения, которые решительно управляют всеми процессами восприятия. Они маркируют определенные объекты, как знакомые, так и незнакомые, что едва знакомые кажутся хорошо известными, а незнакомые – глубоко чуждыми [10].

В дальнейшем как элемент познания стереотип стали считать атрибутом реальной человеческой психики, а «стереотипизированные» понятия, оценки, категории — как закрепленные в общественном сознании «сгустки» общественного опыта, как повторяющиеся свойства и явления [4]. Кроме того, была сформулирована гипотеза, что содержание стереотипа может быть в какой-то степени истинным. В начале 70-х годов акцент в изучении стереотипов меняется – он сдвигается в сторону изучения определенных форм и видов стереотипов. Современные исследования данного явления направлены на изучение таких аспектов как символизация восприятия, информативное содержание, этнический компонент и некоторых других.

Процесс усвоения стереотипов может происходить в нескольких формах:

1. Посредством усвоения в процессе социализации и инкультурации. Так как стереотипы являются частью культуры, то привычку думать о различных вещах определенным образом мы приобретаем с детства.

2. В процессе общения с людьми, с которыми чаще всего приходится общаться (родители, друзья и т.д.).

3. Через средства массовой информации, которые оказывают значительное влияние на наши представления о многих вещах, особенно о жизни в других странах.

Стереотипы объективно могут выполнять целый ряд функций, Так, Г. Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне и еще две – на групповом. На индивидуальном уровне реализуются когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение) и ценностно-защитная функции (создание и поддержание положительного «Я-образа»). На групповом уровне реализуются идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы) и идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа») функции.

По мнению Тэджфела, именно исследование двух последних функций позволит создать теорию социальных стереотипов, так как социальной психологией, историей, культурантропологией и просто житейским опытом уже накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о том, что на уровне группы социальные стереотипы действительно выполняют указанные функции [2].

Вместе с тем для процесса межкультурной коммуникации особое значение имеют следующие функции стереотипов:

• передача относительно достоверной информации;

• ориентирующая функция;

• влияние на создание реальности [5].

Представляется, что наибольший интерес для межкультурной коммуникации представляют этностереотипы - представления о складе ума, менталитете и стандартном поведении представителей того или иного этноса. Нередко отличительной чертой этностереотипов может быть некоторая упрощенность, односторонность или даже искаженность. Ведь источниками таких стереотипов часто становятся предубеждения, которые сложились исторически.

Ценностные ориентации, классические черты внешности и национальный характер являются существенными компонентами этностереотипов [7]. При этом национальный характер понимается как совокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформированных у представителей нации в определенных природных, исторических, экономических и социально-культурных условиях ее развития.

Формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, выступающие в качестве эмпирического индикатора характерологического своеобразия этнической общности. Действительно, этностереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных социальных ситуациях. Составляя элемент этнокультурной социализации, они могут влиять на этнические симпатии ‒ антипатии, национальные установки, обусловливающие межэтническое взаимодействие людей. Наряду с другими факторами этностереотипы обусловливают характер национальных отношений, способствуя формированию образов «хороших» и «плохих» народов и, таким образом, косвенно обеспечивают позитивный или негативный характер этнической комплиментарности. Этностереотипы формируются как в процессе непосредственного межнационального общения, так и в неорганизованных формах передачи информации (слухи, анекдоты, поговорки и т. п.), базируются на предубеждениях, уходящих корнями в исторические традиции, передаются через художественную литературу и фольклор.

Этностереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы — это суждения, мнения, оценки, которые относятся к данной этнической общности ее представителями. Обычно, эмоционально окрашенный, устойчивый образ складывается у народа (этноса). Этнические автостереотипы по большей части содержат положительные оценки о действительных или воображаемых специфических чертах собственной этнической группы. Под гетеростереотипами понимаются образы представителей других этнических групп, сложившиеся в данной группе. В отличие от автостереотипов, гетеростереотипы могут быть как позитивными, так и негативными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов [1].

Для изучения формирования гетеростереотипов российских студентов об американцах в марте 2017 года на трех факультета Тихоокеанского Государственного университета был проведен опрос: на факультете филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации, на юридическом факультете и на факультете экономики и управления. Всего в опросе приняли участие 80 студентов. 40 из них изучают английский язык и культуру как основную специальность, для других 40 английский язык не является основным предметом.

Представляется, что такое соотношение участников опроса может позволить подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что изучение языка и культуры влияет на формирование/разрушение стереотипов.

Опрос содержал открытые (неструктурированные) субъективные вопросы, которые, в основном, предполагали свободный ответ респондента.

Опросный лист состоял из двух частей. Первая часть опроса включала в себя вопросы о возрасте, выбранной специальности, визитах в США, личном общении с американцами и об источниках, из которых студенты черпают знания об Америке и ее жителях. Данные вопросы были нацелены на то, чтобы получить информацию о самих респондентах, а также о том, откуда они черпают свои стереотипные знания.

Часть вторая включала в себя вопросы, касающиеся того, как студенты представляют себе американцев. Она включала в себя следующие задания: описать типичного американца несколькими прилагательными, продолжить фразы «Американцы всегда/часто…», «Американцы никогда …». Эти вопросы были направлены на выявление образа типичного американца.

Как показал анализ первой части опроса, лишь около 7,5% опрашиваемых студентов-филологов посещали США. Длительность поездки составляла от одного месяца до года. Несмотря на относительно невысокий процент посетивших США, большинство респондентов-филологов (около 72,5 %) общалось с американцами лично при помощи технических средств. Свои знания об американской культуре студенты, владеющие английским языком, получают из интернета - 62,5%, ТВ – 55%, от друзей и родственников – 47,5%, из книг – 42,5%, из видеохостинга Ютуб -12,5%, из социальных сетей и СМИ – 10%, на парах в университете - 10%, из фильмов и сериалов - 5%, из видеоигр – 2,5% опрошенных.

Результаты первой части опроса студентов-нелингвистов показали, что всего 2,5% человек посещали США на срок менее месяца. Только эти студенты общались с американцами лично. Остальные студенты с американцами лично никогда не общались. Источниками информации об американцах и их культуре в данном случае являлись СМИ – 60%, интернет – 52,5%, американские фильмы и сериалы – 37,5%.

Таким образом, самыми распространенными источниками формирования стереотипов для обеих групп респондентов являются СМИ, интернет, а также фильмы и сериалы. Другим источником знаний об американцах является личное общение с носителями языка. При этом личное общение с носителями американской культуры у лингвистов происходит значительно чаще (72,5%), чем у второй группы респондентов. Студенты-лингвисты посещали страну с целью углубленного изучения английского языка с полным погружением в среду языка и культуры. Ряд студентов работали в Америке по программе Work and Travel. Кроме того, со студентами английского отделения во время визитов на кафедру английской филологии и МКК часто общаются носители (преимущественно американского варианта) английского языка. В общении с ними также формируются представления о США. Кроме того, знание английского позволяет общаться с носителями языка в социальных сетях.

Такой источник знаний, как занятия в университете, указали лишь некоторые лингвисты, не более 10%. Это вызывает недоумение, так как студенты ФФП и МК интенсивно изучают язык и культуру Великобритании и США. Возможно, студенты недооценивают роль знаний, полученных в университете.

Вторая часть опроса была направлена на выявление стереотипного портрета американца. В первом задании респондентам предлагалось охарактеризовать типичного американца с помощью прилагательных. Во втором задании им предлагалось продолжить фразы «Американцы всегда/часто…» и «Американцы никогда..».

Большая часть студентов ФФПМК считают, что американцы общительные, - 50% опрашиваемых; открытые – 32,5%; веселые и улыбчивые - 25%, целеустремленные – 25%, свободолюбивые – 22,5%; дружелюбные - 20%, патриотичные, толстые– 17,5%, пунктуальные, трудолюбивые, продвинутые - 15%, независимые -12,5%, толерантные, добрые –10%, ленивые, экономичные, расчетливые, самоуверенные, обманчивые, вежливые и активные – 7,5%. Кроме того некоторые респонденты отметили, что американцы разносторонние, гостеприимные, творческие, позитивные, гордые, предприимчивые, интеллигентные, любопытные, хвастливые, опаздывающие, любящие танцевать, справедливые, прагматичные, отзывчивые, успешные, корыстные, агрессивные, критичные, любознательные, загадочные, практичные, активные, индивидуалисты, странные, легкие на подъем, прямолинейные, вежливые, спортивные – 5%.

Студенты нелингвистических факультетов описали типичного американца следующим образом: толстый – 22,5%, улыбчивый – 20%, открытый и общительный – 17,5%, толерантный, самоуверенный, веселый, расчетливый, недалекий, ленивый, смешной, умный - 12,5%, эгоцентричный, типичный, настоящий, замкнутый, любезный, любящий детей и животных, болтливый, самовлюбленный, отзывчивый, интересный. Они считают, что многие американцы любознательные, высокие, талантливые, занятые, образованные, стройные, напористые, нахальные, самодостаточные, глупые, хитрые, жадные, меркантильные, наивные, добродушные, внимательные, патриотичные, оптимистичные, решительные, белозубые, некрасивые, пьющие, сдержанные, религиозные – 2,5%.

В следующей части опроса респонденты продолжали фразы «Американцы всегда/часто…» и «Американцы никогда…».

Студенты-лингвисты считают, что американцы всегда: улыбаются – 31%, едят фастфуд – 9%, едят – 8%, спрашивают «Как дела?» - 7%, ищут выгоду – 7%, отстаивают свои права – 7%, врут, преувеличивают, имеют машину, думают о своем будущем, экспериментируют, говорят о погоде, сообщают о правонарушениях, считают свои деньги, берут кредит на дом, вмешиваются не в свое дело, являются патриотами, идут на контакт, смотрят ТВ, снимают фильмы о русских, которые не соответствуют реальности – по 3%.

Согласно мнению респондентов других факультетов, американцы всегда: улыбаются – 25%, едят – 22,5%, спрашивают «как дела?» - 12,5%, насаждают демократию, снимают фильмы про супергероев, моргают, путешествуют, верят своему правительству, переезжают, улыбаются незнакомцам, всегда пунктуальны, обнимаются при встрече, даже если не слишком близко знакомы с человеком, делают вид, что у них все отлично, несмотря на обстоятельства, пьют колу, ставят США на первое место в любом вопросе, навязывают свое мнение – 2,5%. 17,5 % вообще затруднялись ответить на этот вопрос.

С другой стороны, фразу «Американцы никогда…», студенты-лингвисты продолжили следующим образом: не едят здоровую пищу – 12,5%, не перестанут думать о России плохо - 9%, не показывают плохое настроение – 6%, не сдаются -6%, не говорят плохо о своей политике и не принимают критику в свой адрес от иностранцев -6%. По 3% приходятся на такие ответы: не знают о событиях, происходящих в мире, не ходят в гости, не скажут грубую правду, не обращают внимания на внешний вид, не настроены агрессивно к незнакомцам, не разрушают свои институты, не будут делать ничего без выгоды для себя, не откровенничают, не предадут идеи демократии, не понимают русских, не жалуются на жизнь, не оскорбляют друг друга, не хамят в лицо другим людям. Около 15% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

Ответы нелингвистов были достаточно лаконичными: Американцы никогда не ведут себя честно, не закроют Макдональдс, не едят сметану, не моргают, не дадут взаймы, не учатся, не признают свою вину перед африканцами, не поймут и не выучат богатый русский язык, не жалуются на свои проблемы; никогда не обсуждают политику, религию или свою семью с другими людьми, не будут говорить с незнакомцем на личные темы, не едят блины, не говорят вам в лицо то, что они думают о вас на самом деле, не пьют водку, не перестают жевать, не ведут себя агрессивно, не усомнятся в своем превосходстве, не ходят пешком, не рассказывают, что ходят к психотерапевтам, не захотят в Россию, не помогают русским, не знакомятся на улице, не обсуждают личную жизнь, ничего не делают, если не видят выгоды для себя, не жалуются, не уступят роль мирового лидера. Остальные респонденты (32,5% процента опрашиваемых) затруднились ответить на этот вопрос.

Как видно из результатов опроса, в отличие от лингвистов, для нелингвистов было затруднительно составить портрет типичного американца. Их ответы были значительно проще и короче. Многие вообще затруднялись ответить на вопросы. Интересно, однако, что по ряду позиций ответы обеих групп респондентов определенной мере совпали. Все студенты сошлись во мнении, что, американцы обычно толстые, расчетливые и самоуверенные, ленивые, едят фастфуд, всегда улыбаются, никогда не делают ничего без выгоды для себя и пр. Далее подробно остановимся на каждом из отмеченных стереотипов.

1. Самым распространенным среди обеих групп является стереотип, что все американцы открытые и общительные. Так считают 50% лингвистов и 35% нелингвистов. Однако, такая «открытость» зачастую является лишь поверхностной. Как замечает Гари Алтен, существует разница между дружбой и дружелюбностью. Несмотря на свою открытость, они очень ревностно охраняют свои личные мысли и чувства [8].

2. Следующим распространенным стереотипом является мнение о том, что американцы всегда улыбаются. Во многом этому способствовали визуальные источники информации – СМИ (в частности, телевидение, за исключением серьезных новостных каналов, где улыбка не уместна), интернет и социальные сети. Здесь следует отметить, что значение улыбки в русской культуре значительно отличается от американской. С точки зрения россиян и русской культуры в целом, улыбка должна появляться лишь в моменты истинного счастья. Вспомним старую русскую поговорку: «Смех без причины – признак дурачины». Поэтому знаменитая американская улыбка сразу бросается в глаза и расценивается русскими как недалекость. В отличие от русских, американцы ассоциируют улыбку с вежливостью, воспитанностью и жизнерадостностью. Их улыбка означает «You are welcome» [8].

3. Еще один стереотип связан с представлением о том, что все американцы веселые. В фильмах и сериалах мы видим их в основном всегда веселыми, они быстро справляются со стрессом и плохим настроением, возможно потому, что у них попросту нет времени грустить и раздумывать о проблемах. Кроме того, американская культура не предполагает разговор о личных проблемах. В Америке не принято показывать свои негативные эмоции, следует делать вид, что все хорошо. Американцам больше нравятся незатейливые, смачные, забористые шутки; они предпочитают оглушительный хохот и крепкое словцо ироничной улыбке и тонким намекам, которых все равно не понимают [8].

4. Следующим широко распространенным стереотипом среди студентов является точка зрения, что все американцы толстые и едят фаст-фуд. Так считают большая часть опрашиваемых респондентов обеих групп (17,5% и 22,5%). По нашему мнению, этот стереотип складывался годами на основе известных фильмов и сериалов, а также распространенной рекламой Мак Дональдса. Следует отметить, что фастфуд, как типично американское явление, объединяет в себе скорость, доступную цену и вкус. Америка – страна «первооткрыватель» фастфуда. О том, что ожирение – это большая проблема в Америке, особенно среди детей, говорят разные средства массовой информации.

5. Еще один распространенный стереотип описывает патриотизм американцев, которые любят свою страну и гордятся ею. Время от времени они критикуют свое правительство, однако критику иностранцев воспринимают отрицательно. «Опрос «Pew Research Center for the People and the Press» показал, что 79% жителей США уверены в полезности распространения американских идей и моральных ценностей. Девять из десяти американцев испытывают чувство гордости, когда звучит гимн страны. Самыми любимыми символами США были названы (в порядке уменьшения популярности): американский флаг, статуя Свободы, государственный гимн, белоголовый орел (его изображение широко используется в официальной символике, в частности, в гербе США), Белый Дом и песня "Боже, благослови Америку"(God Bless America). Эти данные были получены в результате исследования, проведенного компанией Harris Interactive» [3].

6. Анализ стереотипного поведения американцев показал, что американцы всегда спрашивают «Как дела?». Очень часто можно услышать от американца фразу «How are you doing?» или «How are you?». Фактически эта фраза является лишь формой приветствия. Однако некомпетентные русские часто переводят эту фразу буквально. Как правило, американцы отвечают кратко, что все хорошо. В отличие от России, у них не принято описывать свои проблемы. В ответ на этот вопрос никто из американцев не ожидает услышать подробности личной жизни.

7. Следующий стереотип описывает толерантность американцев как одну из черт национального характера. Согласно Декларации независимости, в Америке все строго придерживаются закона – «все люди рождены равными» (англ. "All men are created equal" [9]). Именно поэтому их с детства учат проявлять толерантность ко всем – к больным, инвалидам, другим религиям, и т.д.

8. Наряду с положительными, некоторые респонденты назвали также ряд отрицательных стереотипов. К ним относится представление о том, что все американцы глупые и ленивые. Анализируя источники стереотипов у студентов, в частности СМИ, кинематограф и интернет, мы видим, что в настоящее время многие комедийные фильмы и сериалы высмеивают американцев, выставляя их глупыми и ленивыми. Справедливости ради отметим, что многие респонденты считают американцев умными.

9. Другим негативным стереотипом является мнение многих респондентов о том, что все американцы – эгоцентричные и индивидуалисты. Американские фильмы навязывают нам устойчивое мнение о том, что каждый американец беспокоится лишь сам за себя. Напомним, что, согласно Г. Хофстеде, в США уровень индивидуализма достигает 91%.

10. Хорошо известна расчетливость американцев, которую также отметили респонденты (7,5% и 12,5%). Прежде всего, в Америке с детства прививают уважительное отношение к деньгам. Американских детей с детства приучают к уважению к труду и к тому, что труд должен быть оплачиваемым. Сначала это небольшие поручения по дому, за которые родители дают детям карманные деньги, а далее, в 14-15 лет, дети уже устраиваются на подработки. Помимо зарабатывания денег на физиологические потребности, американцы также озабоченны накоплением денег на будущее и денежными вкладами. В США не принято рассчитывать на помощь государства, родителей или друзей..

11. Вдобавок к расчетливости, участники опроса отметили, что многие американцы меркантильные и жадные. В доказательство этому некоторые опрашиваемые отметили, что в фильмах американцы за ужин платят каждый сам за себя, что в России воспринимается негативно. Не все понимают, что тем самым они хотят лишь избежать недоразумений и не чувствовать себя неловко. Тем не менее, если американец говорит фразу «я угощаю», он оплачивают весь счет без всяких проблем.

12. Многие студенты считают, что все американцы имеют машину и берут кредит на дом. Типичным является то, что в студенческом возрасте американцы переезжают в студенческое общежитие, затем снимают квартиру с друзьями или второй половинкой. Семейные американцы откладывают деньги на загородный дом. Американские подростки сдают на права уже в 16 лет и копят карманные деньги на свою машину. «Машина так же, как дом и сад, – обязательная составляющая Американской Мечты. Машина для американца – не только его крепость, но и костюм, и прическа, и вообще то, как его видят окружающие» [6, с.43].

Проанализировав результаты опроса, можно отметить, что стереотипное мышление обеих групп опрашиваемых во многом совпадает, присутствуют стереотипы, отмеченные практически в равном количестве в обеих группах респондентов. С другой стороны, по ряду позиций стереотипное видение типичного американца в двух группах отличается. Согласно мнениям студентов, далеких от изучения американской культуры и языка, типичный американец толстый, ест фастфуд, копит деньги на загородный дом и не отличается умом. В глазах студентов ФФПиМК образ американца более положительный, хотя он и имеет свои минусы.

В целом можно сказать, что изучение языка тесно связанно с изучением культуры страны этого языка. Более детальное погружение в культуру, литературу, историю и т.д. оказывает огромное влияние на мышление человека и на его представление о людях этой страны. Чем глубже человек погружается в культуру страны, будь то посещение этой страны, либо книги и фильмы, тем больше он узнает об особенностях страны изучаемого языка, тем более положительный образ страны и ее жителей складывается у человека. Можно также отметить, что среди гетеростереотипов российских респондентов об американцах преобладают положительные представления.


Список литературы

1. Донец, П. Н. К типологии стереотипов / П.Н. Донец // Социальная власть языка. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – С. 183-188.
2. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Концепция образа и стереотипа в международных отношениях // Мировая экономика и международные отношения. 1988. № 12. – С. 19-33.
3. Сергей Шрамко. Патриотизм. Made in USA. [Электронный ресурс] / С. Шрамко. – Режим доступа: https://proza.ru/diary/v1150094/2016-08-22
4. Рот Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие / Ю. Рот, Г. Коптельцева. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 223 с.
5. Социальные стереотипы. Часть 1 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://becmology.ru/blog/general/soc_stereotype01.htm
6. Фол, С. Эти странные американцы / С. Фол. - Альпина Паблишер, 2016 – 218 с.
7. Ядов В.А. К вопросу о стереотипизации в социологии / В.А. Ядов // Философские науки. 1960. № 2
8. Althen, G. American Ways. A Guide for Foreigners in the United States/ G. Althen. – Yarmouth, Maine: Intercultural Press Inc. – 327 p.
9. Declaration of Independence, The [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.constitutionfacts.com/content/declaration/files/ Declaration_ReadTheDeclaration.pdf
10. Lippmann W. The Theory of Public Opinion and the Role of Propaganda / W. Lippmann [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://innovationmemes.blogspot.com/2017/06/walter-lippmann-theory-of-public.html

Расскажите о нас своим друзьям: